Докучаева: Россия должна дать право соотечественникам на воссоединение со своей исторической родиной – на реализацию своего права на самоопределение

Выступление Заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александры Докучаевой на «Европейском Русском Форуме» в Брюсселе

«Спасибо большое за возможность снова быть с вами и выступить по этой очень важной теме и, мне кажется, важной и для России сегодняшней, и для тех, кто является объектом моих профессиональных забот в последние фактически 20 лет – наших соотечественников за рубежом.

Конечно, уроки прошедшей сто лет назад русской революции в том, что застарелые проблемы общества могут и будут использованы для того, чтобы взорвать общество и государство, и поэтому должны всерьез учитываться политиками.

Стабильность и сплоченность общества и государства зависят, в первую очередь, от соблюдения принципов социальной справедливости, о которых многие уже сегодня говорили, и которые, очевидно, не соблюдаются в условиях капитализма и посткапитализма, утвердившихся в мире, за редкими локальными исключениями, где реализуются другие социальные модели. Причиной конфликтов в обществе являются, прежде всего, несправедливые (с позиции большинства населения) решения власти во внутренней политике, классовое и социальное неравенство.

С другой стороны, мощный подъем в обществе, его сплочение вызывают справедливые и правильные решения власти во внешней политике. Примером этому было решение по воссоединению Крыма с Россией, принятое российской властью во исполнение воли народа Крыма к самоопределению. Это событие справедливо называют «русской весной» не только для Крыма, но и для России. Крым – это пример воссоединения с Россией части разделенного российского (в большей части – русского) народа, проживающего компактно на территории, которая была российской еще при жизни живущих ныне поколений.

При распаде СССР за пределами Российской Федерации осталось около 30 миллионов граждан СССР, имеющих российские корни. И в большинстве своем (за некоторыми исключениями, подобно Крыму), та часть русского народа, которая оказалась отрезанной от территории современной России расселена по территории бывших союзных республик более-менее равномерно. Есть только отдельные населенные пункты с преобладанием русскоязычного населения. Можно сказать, что русские оказались в рассеянии на территориях постсоветских стран. А право на самоопределение народа, проживающего в рассеянии, при наличии материнского государства, это особая история, которая практически не освещена в современной политике, политологи, юриспруденции.

Уникальный пример в современной мировой истории создания национального государства для рассеянного народа дает государство Израиль, которое возникло по воле международного сообщества. Учреждение в 1948 году национального государства евреев стало итогом их многовекового стремления возродить национальный очаг, вернуться на «землю обетованную», свою историческую родину. Право на государственное самоопределение еврейского народа было поддержано международным сообществом также как некое искупление вины за массовые репрессии против евреев во время Второй мировой войны, поскольку они не имели политически гарантированного убежища, которое могло бы обеспечить национальное государство.

В настоящее время Израиль подает пример того, как нужно осуществлять на практике это право на убежище для евреев, проживающих в рассеянии вне его пределов, право на политическое самоопределение, воссоединение с еврейским государством, получение его гражданства каждым, кто имеет еврейское происхождение или прошел гиюр. Пример, завидный для российских соотечественников, поскольку Россия за 25 лет постсоветского существования не выработала ясной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом и не закрепила в законах и практике их применения право на воссоединение с исторической родиной части российского народа, рассеянного по миру, право на репатриацию.

Право на самоопределение разделенного народа, проживающего в рассеянии, может реализовать только материнское государство через институт своего гражданства. Это право экстерриториально, оно не затрагивает вопросов территориальной целостности государств.

Осуществление права на российское гражданство тех, кого в Российской Федерации называют соотечественниками, проживающими за рубежом, является очень важным моментом как для внутренней, так и для внешней политики России, которая является правопреемницей и наследницей СССР. Вопрос при этом нужно решать в упрощенном порядке как для тех, кто возвращается жить на территорию материнского государства, так и для тех, кто остается за его рубежами. Если соотечественник по той или иной причине не хочет терять связь с той страной, где, может быть, родился, где родились, выросли его дети, несправедливо из-за этого отказывать ему в гражданстве исторической Родины, лишать его права на политическое самоопределение, на воссоединение с родным для него народом. И это право должно быть уважаемо и должно быть учтено и в Российской Федерации, в том числе.

В России есть политики, которые последовательно это право декларируют и отстаивают. Один из них, на мой взгляд, наиболее последовательный в этом политик – это Константин Затулин, который участвует в нынешнем форуме. Он не только высказывает эти идеи, но и перекладывает их на язык законодательных актов. У него есть соратники в нынешней Думе, в Совете Федерации. Но есть и структуры, и влиятельные персоны в российской политике, которые не разделяют этой позиции. Оттого так не просто продвигаются очень желанные и долгожданные для миллионов соотечественников, проживающих за рубежом, изменения в российском законодательстве.

Думаю, что задержка или, порой, блокировка подобных изменений в российском правовом поле является безусловным ущербом для современной политики России. Ссылки на то, что новые граждане «отнимут кусок хлеба у пенсионеров» или сомнут социальные обещания, которые раздают на выборах населению страны, просто некорректны. Как показывает статистика, среди тех, кто приезжает в Россию из-за рубежа, пенсионеры составляют всего 6% желающих перебраться в Россию, 71% – это лица трудоспособного возраста, а 24% – дети. Это – необходимое пополнение оскудевающего населения России, а не обуза.

Чрезмерными являются и электоральные фобии, поскольку, по нашим оценкам, позитивные подвижки в этом направлении поддержит треть населения современной России. По крайней мере, около 10% электората – это те, кто вернулся или является выходцами из бывших союзных республик, а 20%, как минимум, имеют своих родственников или друзей на территории постсоветских стран. Они, безусловно, положительно оценят справедливое решение вопроса о российском гражданстве в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Многие участники сегодняшнего и прошлых форумов являются как раз той частью русского мира, которых Россия должна признать в своем законодательстве о гражданстве и дать им право на воссоединение, на реализацию их права на самоопределение в своей исторической, культурной общности.

Источник: Материк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *