Эксперты проекта “Собирание народа” о новой Концепции миграционной политики

Заместитель председателя международного общественного движения «Форум переселенческих организаций», эксперт проекта «Собирание народа» Галина Рагозина:

– К сожалению, хорошая концепция, которая ранее долго и обстоятельно разрабатывалась правительственной комиссией, заменена на новую. Такое впечатление, что готовили ее наспех. Необходимость принять новую Концепцию объясняют изменением ситуации как в мире, так и в России. Да, ситуация изменилась, мы это понимаем. Но не может так часто меняться концепция государства по такому серьезному вопросу. Могут меняться законы, приниматься новые программы. Но сама концепция не должна быть краткосрочной. Либо мы открыты для приема мигрантов, либо нет. Особенно это касается соотечественников и особенно – тех из них, которые возвращаются в Россию. Именно они интересны для нашего государства. Тот факт, что в Концепции как бы вскользь упоминается об этой категории мигрантов, еще раз говорит о том, что вся миграционная политика в России сосредоточена на трудовой миграции. И больше всего огорчает, что соотечественники, вернувшиеся в Россию (даже участники госпрограммы «Соотечественники»), попадают под те же санкции, что и иные мигранты.

Все чаще к нам обращаются те, кому аннулировали свидетельство участника этой программы за ту самую фиктивную регистрацию, те, кто попал под норму 90/180, у кого не принимают заявление на гражданство России, потому что он не смог устроиться официально на работу. О носителях русского языка можно сказать одно – злая шутка законодателей. Нужно перевернуть все архивы, чтобы найти справку о проживании предков на территории России (а где они еще могли проживать, если можно доказывать до 7 колена и ранее). Потом нужно не раз съездить в посольство, оформляя выход из гражданства, в результате стать лицом без гражданства и только потом подать заявление на гражданство России. Вот такое долгожданное «упрощение» получили русские. Остается надеяться, что ситуация с принятием Концепции изменится. Однако с таким количеством и качеством подготовки миграционных сотрудников практически невозможно будет реализовать намеченные перемены.

Радует, что в Концепции речь идет о роли гражданского общества, об общественных организациях. Но настораживает такой ее пункт: «участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления». Кто определит эту грань, когда правозащитники будут отстаивать интересы мигрантов, защищать их права, нарушаемые сплошь и рядом? Какие санкции будут применяться к «вмешавшимся» в деятельность органов власти?


* * *
Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева:

– Я сравнила тексты концепции 2012 и новой, и не увидела принципиальных изменений, в том числе тех, которые ожидали соотечественники. Я говорю о процессе репатриации и обособлении категории «репатриант». Мы ожидали признания этой категории и конкретных шагов по привлечению людей в Россию, однако пока возвращение соотечественников идет только в рамках существующей программы добровольного переселения.

В Концепции прописано, что задачами миграционной политики является «добровольное переселение в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество». Видимо, под этими общими словами подразумеваются те самые носители русского языка и те, кто имеет здесь членов семьи. То есть те, для кого и так в существующем законодательстве предусмотрены упрощенные процедуры получения РВП (разрешения на временное проживание), ВНЖ (вида на жительство) и гражданства.

Из нововведений я бы отметила два момента. В Концепции прописано, что внимание будет уделяться вопросам адаптации мигрантов и тех, кто приехал в страну по учебе (Концепция, в частности, говорит, что одной из задач миграционной политики является создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, – прим. автора). Кроме того, текстуально больше внимания уделено вопросам противодействия коррупции. Видимо, это явление уже нельзя обойти даже в Концепции.

Подробнее о мнении иных экспертов:

Эксперты о Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *