Государственная программа «Соотечественники»: проблемы реализации. По состоянию на август 2017 г.

автор Галина Рагозина,

Зам. председателя Исполкома «Форума переселенческих организаций»,

руководитель Казахстанского землячества (Воронеж)

Аналитическая справка

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует Государственная программа переселения Соотечественников в Российскую Федерацию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (с крайними изменениями от 07.12.2016 г., далее – Программа). Целью программы является объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов, улучшение демографической ситуации в регионах. Исходя из статистических данных, за территорией России проживает порядка 30 миллионов только русских ( http://russian7.ru/post/gde-bolshe-vsego-russkikh/), а если термин «соотечественники» принимать в более широком смысле, как люди с общностью исторических и культурных корней, то численность возрастает до порядка 150-200 миллионов человек (http://www.interfax.ru/interview/131938). За годы работы по Программе в Россию по состоянию на 2017 год переселилось около 600 тысяч человек . Потенциально, при обеспечении функционирования программы, численность населения России можно увеличить в ДВА РАЗА, навсегда решив вопрос демографического кризиса во многих регионах.

Программа предусматривает достаточное количество льгот и социальных гарантий, которые предоставляются федеральными нормативно-правовыми актами и актами регионального (муниципального) уровней.

Вместе с тем, при всех плюсах программы, имеются и минусы.

Проблемы, возникающие при реализации Программы

В начале реализации Программа носила характер оргнабора. Участники должны были ехать на определенные рабочие места. Соблюсти это требование было практически нереально. Переезд занимал длительное время (до года) и никто не ждал так долго переселенцев. Процветала торговля гарантийными письмами по трудоустройству. Так как приоритет отдавался рабочим специальностям, переселенцы «добывали» документы о наличии рабочей профессии.

В новой редакции Программа фактически стала носить репатриационный характер. Вместе с участником Программы могли переехать все члены семьи, прямые родственники. Расширилась география реализации Программы. Профессиональный уровень заявителя играл определённую роль, но не требовал подтверждения наличия рабочего места. Принимались заявления как у рабочих, так и у специалистов с высшим образованием. Отказы в участии в Программе были крайне редко, т.к. почти все регионы не выходили на запланированные показатели.

Хотя и в то время нарушались права переселенцев: были отказы по возрасту, по судимости , по несоответствию квалификации ( без аттестации)

Переселенцы, чтобы не привязывать себя к определенным регионам, ждали послабления в миграционном законодательстве для соотечественников.

Переломили ситуацию украинские события. Беженцам из Украины предлагалось после получения временного убежища подать в Программу добровольного переселения. Она давала право получить РВП вне квоты, ускоренное гражданство РФ и некоторые денежные выплаты. И количество участников Программы резко возросло.

Начали подавать больше заявлений в Программу и из-за рубежа, т.к. долгожданного упрощения получения гражданства РФ не последовало.

Но в последние два года Программа добровольного переселения начала терять свои репатриационные составляющие и снова возвращаться к оргнабору переселенцев.

Снова появилась тенденция включать в Программу только лиц, имеющих востребованную профессию. Более того, необходимо работать перед подачей заявления из-за рубежа именно по своей основной профессии.

В ряде регионов принимается решение при подаче заявления в РФ включать в Программу только тех иностранных граждан, которые проработали в регионе и по специальности, например полгода (Воронежская область) или год ( Калужская область).3.

Отказы в Программе иногда абсолютно не обоснованы и выносятся на усмотрение небольшой комиссии зачастую субъективно.

Много случаев, когда претендент на участие в Программе не получает письменного отказа, либо получает отказ без его обоснования.

В Программу не предусмотрено включение молодых переселенцев, родившихся после распада СССР. И если у них престарелые родители, то шанса попасть в Программу у семьи практически нет.

Программой не предусмотрена возможность переселения участников Программы в другой регион, который также является регионом переселения, с сохранением всех преференций. Это наиболее актуально было бы для украинских беженцев, а также для мало востребованных регионов ( Дальний Восток).

Очень сложно идёт переселение из дальнего зарубежья ( отсутствие там необходимой информации, возможности получить хорошее консультирование, сложности с оформлением документов). Вместе с тем интерес в государствах дальнего зарубежья к Программе растёт, но отрицательный опыт переселения сдерживает стремление многих вернуться в Россию.

Органы МВД считают Программу просто обузой. И увеличивается количество отказов в Программе ( в отдельных регионах до 50 % отказов)только с целью, уменьшения очередей в миграционных структурах. Особенно это касается центральных районов РФ.

В регионах наблюдается негативное отношение к участникам Программы, которые , якобы, занимают хорошие места, получают преференции в том числе так считают и представители властных структур.

Ужесточаются требования к документам. Если раньше ряд документов заверялись сотрудниками миграционных служб, то в настоящее время практически на все документы требуется нотариальное заверение. Что существенно удорожает пакет документов.4.

Так и не решён вопрос по регистрации участников Программы по месту пребывания и месту жительства. У них, как правило, нет принимающей стороны –

физического лица. В первые месяцы они меняют место жительства по нескольку раз, а значит, по закону должны перерегистрироваться. И, как правило, им приходится обращаться к посредникам.

Особенно удивляет тот факт, что даже имея собственное жильё, они не могут в нем зарегистрировать членов семьи, если они не являются собственниками. Несомненно, этот пробел нужно ликвидировать. Приравнять участников Программы к ВКС.

Контроль за выполнением Программы в регионах

Региональные программы являются подпрограммами (частью областных программ), уполномоченным органов исполнительной власти на региональном уровне определены Министерства ( департаменты) труда и занятости населения.

Вместе с тем, согласно Подпрограмме, кроме них, задействованы в качестве участников органы здравоохранения, социального развития, опеки и попечительства, образования ,строительства, дорожного хозяйства и др.

Стоит обратить внимание, что органы МВД здесь не прописаны, хотя выполняют ряд задач по работе с участниками программы.

Как проблема высвечивается то, что при разносторонности Программы (да и Подпрограммы) функции контроля возложены на одно из министерств. Исходя из этого посыла, чиновник одного министерства не может поставить задачу и обеспечить ее выполнение чиновником другого министерства (скажем министерства здравоохранения). Для этого ему необходимо выйти через свое прямое начальство , который в свою очередь может «попросить» об услуг министра здравоохранения, или воздействовать через правительство области. Однако такого рода «просьбы» могут быть и не услышаны, да и далеко не каждый чиновник может обратиться к своему министру с такой просьбой.

Исходя из этого можно сделать вывод, что контроль за выполнением Программы не выполняется на должном уровне, не обеспечивает ее полноценного функционирования, что создает предпосылки для нарушения прав и свобод участников Программы переселения.

Как выход из ситуации видится выведение Подпрограммы в отдельную программу, утверждаемую правительством региона.

Введение этой меры позволит обеспечить действенный контроль за выполнением федеральных нормативно-правовых актов, поручений правительства области в рамках Программы переселения соотечественников, а ее также региональной составляющей.

Функционирование миграционных органов в регионах

Управление по вопросам миграции структурно входит в состав МВД. В части, касающейся участников Программы переселения, выполняет ряд функций, в том числе:

регистрация участников Программы по прибытию на территорию вселения в территориальных отделах (так называемая «активация» свидетельства участника государственной программы);

оформление участникам Программы компенсационных выплат («подъемных», компенсации переезда к месту проживания, перевозки багажа, выплаты пособия по временной нетрудоспособности);

оформление разрешения на временное проживание;

оформление гражданства Российской Федерации.

Прибывшие на территорию вселения участники Программы, осуществив временную регистрацию, прибывают в миграционные органы для постановки на учет в качестве прибывшего участника Программы переселения. Информация о прибытии участника Программы в другие министерства и ведомства не передается, что не позволяет спланировать комплекс мероприятий по предоставлению различных льгот и мер социальной помощи, исключает взаимодействие по сути заинтересованных ведомств. Участник программы самостоятельно должен «оббегать» различные государственные учреждения, попутно доказывая свой статус и свои права, хотя это должны выполнять государственные структуры (то же Министерство труда, или Управление по вопросам миграции).

Так как структурные подразделения МВД по вопросам миграции кроме участников Программы принимают трудовых мигрантов, граждан России, то участникам программы, зачастую, приходится простаивать в длинных очередях, получая услуги и информацию достаточно поверхностно, из-за наличия большого потока обслуживаемых категорий.

Образуется живая очередь, посетители самостоятельно составляют списки очередности приема. А это, в свою очередь, создает скандалы и споры по поводу очередности приема, сортировки прибывающих граждан по направлениям, так как это они вынуждены делать сами.

Сопутствующей проблемой является также то, что в отделах по вопросам миграции информация по Программе переселения на стендах представлена частично, зачастую нет образцов заполнения документа. Кроме того, бланки заявлений приходится копировать в различных копи-центрах за свой счет, поскольку, зачастую, они выдаются не на всех членов семьи. Как следствие бланки приходится перезаполнять с учетом поправок, вносимых инспектором и заново

становиться в очередь, затрачивая на это время и нервы.

Переселенцы жалуются на неполное информирование сторон миграционного взаимодействия о действующих нормах и процедурах в сфере миграции (ведомственные приказы и распоряжения закрыты).

Функционирование структур, ответственных за реализацию Программы за рубежом.

Основная проблема – большие очереди на подачу заявления в Программу. Невозможность записаться на прием в режиме он-лайн ( короткое время, не позволяющее внести данные на всех членов семьи). Огромные очереди на подачу документов на РВП ( лист ожидания – до года).

Еще одним проблемным вопросом является процедура внесения изменений в свидетельство участника Программы переселения.

Получение Свидетельства участника Государственной программы на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 528. (ред.от 19.03.2013г. № 238) и возложено на структуры МВД по вопросам миграции.

Вместе с тем, имеются случаи, когда в семье участника Программы после получения свидетельства рождается ребенок, который в это самое свидетельство не вписан.

Процедура внесения изменений в свидетельство ни одним нормативно-правовым актом не урегулирована. Таким образом миграционная служба вольна самостоятельно принимать решение об отказе или удовлетворении заявления о внесении изменений в свидетельство участника Программы переселения.

Указанный пробел в законодательстве создает противоречия в части оказания компенсационных выплат, так как согласно подпункта «в» статьи 6 Программы под членом семьи подразумевается «…лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию», подтверждающим фактом является наличие соответствующей записи в свидетельстве участника Программы, а порядок внесения изменений в свидетельство не определен. Таким образом, имеет место нарушение прав членов семьи участников программы переселения, что вытекает из определений «в» статьи 6 Программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, имеющего прямое действие (силу).

Возникают и другие условия необходимости внесения изменений в свидетельство участника Программы: смена фамилии, устранение неточностей. Зачастую переселенцы получают отказ ы о внесении изменений.

Для разрешения вопроса о внесении изменений в свидетельство участника Программы необходимо:

волевое решение органов по вопросам миграции с внесением дополнений в свидетельство участника Программы, заверяющейся гербовой печатью ведомства, что не запрещено законодательством;

внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 528, а именно внести пункт: … «при изменении состава семьи участника Программы, на момент прибытия в Россию в связи с рождением ребенка, территориальный орган миграционной службы дополняет информацию о родившемся ребенке как о члене семьи участника Программы, о чем делает соответствующую запись в разделе «сведения о членах семьи» свидетельства участника Программы с заверением записи гербовой печатью учреждения. Срок предоставления данной услуги не должен превышать 10 дней с момента обращения участника Программы в соответствующий территориальный орган с заявлением в произвольной форме с приложением к нему копии свидетельства о рождении ребенка».

Проблемы медицинского обеспечения в РФ.

Зачастую участников Программы ошибочно причисляют к иностранцам, что противоречит пункту «г» статьи 6 Программы .Участники программы в части касающейся здравоохранения приравнены к гражданам Российской Федерации (пункт «г» статьи 19 Программы) и на них не могут распространяться отношения, применимые к иностранцам.

Так как постановка на учет не включена в перечень базовой программы оказания обязательного медицинского страхования и начисто отсутствует в тексте Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», то ассигнование производится за счет средств областного бюджета.

Сопутствующей проблемой является то, что полис обязательного медицинского страхования участники Программы могут получить только после получения разрешения

на временного проживания и не могут получать медицинские услуги с его помощью. Особенно в сложной ситуации оказываются дети, которые подают документы на гражданство РФ вместе с родителями без оформления РВП. Они в течение нескольких месяцев остаются без мед. полиса, который даже невозможно купить.

А без полиса затруднено их оформление в дошкольные и школьные учреждения и особенно оказывается в сложной ситуации ребенок, попадающий в стационар.

Зачастую без полиса ОМС отказывают беременным женщинам в постановке на учет по беременности.

Вместе с тем, подпунктом «г» статьи 19 Государственной программы содействия переселению Соотечественников предусмотрено право «…на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации», разделом «II» постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бесплатное предоставление «….первичной медико-санитарной помощи…», которая включает в себя в том числе «…мероприятия по …. медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности …», разделом «III» этой же Программы установлено бесплатное оказание медицинской помощи при беременности, родах, послеродовом периоде и абортах.В целях устранения выявленных недостатков и первопричин возможен следующий вариант:внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и соответствующую региональную программу: следующего содержания:

«… участникам государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию бесплатно за счет средств областного бюджета, до момента получения полиса обязательного медицинского страхования, организациями здравоохранения оказываются услуги по постановке на учет, предоставлению медицинской помощи, указанной в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно).

Проблемы при получении компенсационных выплат

Крайне сложная ситуация , особенно в регионах, куда массово переселились украинские беженцы, сложилась с выплатами компенсаций.

В период реорганизации ФМС были ликвидированы комиссии по выплатам, которые начали работать через 5 месяцев. За это время образовались большие очереди, которые постоянно пополняются. При этом эти очереди саморегулируемые. Сотрудников на приеме документов очень мало и прием осуществляется несколько раз в месяц. У многих переселенцев истекает срок действия свидетельства участника Программы. И это при том, что едва ли не половина участников вообще не подает документы на выплаты в связи с тем, что не хотят себя привязывать к определенной территории, а в основном потому что не имеют возможности месяцами стоять в очередях.

Участники Программы, прибывающие на личном транспорте не получают компенсационные выплаты за транспортные расходы;

В связи с отсутствием маломерных контейнеров, очередями на контейнеры вместимостью 20 т. основная масса переселенцев отправляет вещи грузовым автомобильным транспортом. Компенсация транспортных расходов за провоз багажа, практически не производится. Т.к. очень высокие требования к оформлению документов.

Члены семьи, прибывшие позднее участника Программы не получают компенсационных выплат

При опросе участников Программы чаще всего звучат такие ответы и замечания:

– пожаловались, теперь гоняют за каждое слово с документами;

– грубость работников;

– плохое знание законодательства самими работниками, как в представительствах и в рабочих группах за рубежом , так и в регионах;

– в различных органах консультируют по-разному;

Т.о. в связи с тем, что Госпрограмма «Соотечественники» в настоящее время фактически является единственной возможностью получить гражданство РФ в упрощённом порядке, её необходимо сохранить, развивать, придавать ей репатриационный характер, хотя бы на период, пока у неё в миграционном законодательстве в отношении соотечественников нет альтернативы.

Нужен серьёзный мониторинг по её реализации госструктур и НКО, а также выработка предложений по устранению недостатков .

Все это в своё время успешно выполняло Минэкономразвитие.

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.