Новации в миграционном законодательстве обсудили в Общественной палате РФ
По его словам, таким образом они будут не только решать демографическую задачу, но и обеспечивать страну квалифицированной и мотивированной рабочей силой.
На круглом столе обсудили концепцию закона о социально-культурной адаптации мигрантов, представив его исходные положения.
По словам Дискина, закон должен охватывать все категории мигрантов, а не только трудовых. «Людям, которые приезжают в Россию учиться, заканчивают наши вузы, важно предоставить возможность получить российское гражданство. А в законе про это пока нет», — посетовал член ОП РФ.
Помимо этого он предложил установить обязательства бизнеса по отношению к мигрантам, поскольку работодатели «тоже являются активным участником процесса и должны проявлять заботу о сотрудниках».
«Должна быть и ответственность учебных заведений за адаптацию мигрантов, там не должны формироваться закрытые сообщества, которые не намерены исполнять российское законодательство», — сказал он.
Отдельно обсуждался вопрос о втором поколении мигрантов.
«Наша Комиссия подготовила целую программу адаптации второго поколения мигрантов, потому что именно оно испытывает самые большие проблемы с адаптацией, а это создает огромный потенциал для асоциальных настроений, — сказал Иосиф Дискин. — Это хорошо известная проблема для всего мира, и если мы хотим преодолеть эту проблему, нам нужно, чтобы в этом законе были отдельные пункты про программы адаптации второго поколения мигрантов; есть масса вариантов, как это можно реализовать, и это огромное поле деятельности гражданского общества».
«Проблематику межнациональных отношений в ближайшее время ждут кардинальные изменения», — сказал, подводя итоги круглого стола, председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Александр Калинин.
Тем не менее, он отметил, что разработанный проект закона предполагает использование уже существующей инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов, а не формирование новой.
«Конечно же, это существенно снизит нагрузку на федеральный бюджет. Но правильно ли это? Не следует ли эту инфраструктуру не просто усовершенствовать, но кардинально доработать?», — задался вопросом эксперт.
По его словам, в России нужно четко сформулировать адресные задачи конкретных ведомств и организаций, связанные с вопросами адаптации и интеграции мигрантов, ведь именно эти проблемы непосредственно влияют на ситуацию с межнациональными конфликтами.
Необходимо не только информировать мигрантов об их правах и обязанностях, но и оказывать им реальную помощь в борьбе с недобросовестными российскими гражданами и юридическими лицами, которые нарушают российское законодательство.
«Законопроект по адаптации и интеграции мигрантов требует некоторой доработки, в том числе и по этой причине», — подчеркнул эксперт.
Специалисты, которые занимаются миграционной проблематикой, должны понимать мигранта и четко представлять себе, какие цели он сегодня преследует в России. И такие профессионалы есть, они работают в реальных, зарегистрированных в Минюсте общественных организациях. Вопрос остается за малым: нужно их выявлять и активнее привлекать для работы в тесной связке с официальными ведомствами Российской Федерации.
Он отметил, что такая работа уже началась: например, Правительство Москвы выделило средства РОО «Поддержка трудящихся мигрантов Москвы» под интернет-проект «90180.ru», который показывает преимущества легального пребывания на территории России в отличие от нелегального.