Минюст представил определение «политической деятельности» некоммерческих организаций

23-07МОСКВА. Министерство, в частности, предлагает считать «политической деятельностью» публичную оценку решений органов власти и деятельность по формированию общественно-политических взглядов и убеждений. На общественное обсуждение проекта по закону дается 15 дней.

Законопроект Министерства юстиции РФ, уточняющий понятие «политической деятельности» в законе «О некоммерческих организациях», опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Документ проходит стадию антикоррупционной экспертизы, которая завершится 27 января. «Предложенные в законопроекте уточнения законодательства Российской Федерации будут способствовать формированию четких и исчерпывающих критериев определения понятия политической деятельности, а также единообразию правоприменительной практики», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Согласно тексту законопроекта, к сферам, в которых осуществляется «политическая деятельность» относятся государственное строительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие страны, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также регулирование прав и свобод человека.

В документе, в частности, указано, что «политической деятельностью» должно признаваться участие в организации и проведении публичных мероприятий, публичных дискуссий и выступлений и участие в наблюдении за выборами. Минюст предлагает считать «политической деятельностью» публичные обращения «к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов».

Кроме того, «политической деятельностью» предлагается признать распространение оценок решений и политики властей, осуществление деятельности, направленной «на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований», вовлечение граждан в указанную деятельность и ее финансирование.

В документе также перечислены виды деятельности, которые не являются»политической». Это «деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества».

Это, фактически, означает, что любая организация, ведущая деятельность в сфере культуры, науки или здравоохранения и получающая иностранное финансирование будет признана «иностранным агентом» в том случае, если обратиться с каким-либо предложением или призывом к органам власти, заявила на своей личной странице в Facebook директор Фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. Она подчеркнула, что в этом нет ничего нового: подобное практиковалось и раньше, но теперь это будет узаконено.

Законопроект Минюста подразумевает, что теперь никому и никогда нельзя будет критиковать действия российских властей, приводит «Эхо Москвы» слова руководителя Международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова. Правозащитник считает, что под действие новых поправок к закону «об иностранных агентов» попадут социологические центры. «Центр «Левада» уже подвергался проверкам по закону «об иностранных агентах», тогда его решили по каким-то причинам не трогать», – говорит Чиков.

Суть подхода к определению «политической деятельности», предложенного Минюстом, в том, что решение об отнесении той или иной деятельности НКО к «политической» предлагается принимать только в случае комплексного совпадения с обозначенными характеристиками, объясняет член Общественной палаты РФ (ОП РФ) Елена Тополева. То есть чтобы деятельность НКО была признана «политической», должны совпасть цели, сферы и формы деятельности, указанные в документе. «В этом смысл этого законопроекта. Должно быть совпадение. И только тогда должно приниматься решение, что эта деятельность является «политической». Возможно, этот подход не так явно прописан в законопроекте и его нужно уточнять», – говорит она.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) призвал экспертов некоммерческого сектора принять активное участие в обсуждении законопроекта на портале проектов нормативных актов. Адрес электронной почты для получения заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы – expert@minjust.ru.

На сегодняшний день в реестре «иностранных агентов» 113 записей: 92 организации считаются «действующими» «агентами», остальные были исключены из реестра. Поручение уточнить понятие «политическая деятельность» в законе «об иностранных агентах» былодано президентом по итогам встречи с СПЧ в октябре 2015 года. Уточнением формулировки занималась рабочая группа по НКО при администрации президента.

В 2015 году был представлен доклад «Иностранные агенты: мифические враги и реальные потери российского общества», в котором была проанализирована правоприменительная практика закона «об иностранных агентах». В докладе указаны 70 оснований для признания деятельности НКО «политической». Авторы доклада пришли в выводу, что «политической деятельностью» может быть признана любая деятельность НКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *