МВД разработало законопроект, изменяющий порядок административного выдворения и депортации иностранных граждан из России

Адвокаты отметили, что поправки ужесточают порядок принятия решений о неразрешении въезда в Россию, влекут нарушение прав иностранных граждан и вносят неясность в действующее законодательство.

18 мая началось общественное обсуждение разработанного МВД России законопроекта, которым предлагается внести изменения в ст. 27 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и в ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в России. 

Изменения, в частности, предусматривают принятие решения о неразрешении иностранному гражданину въезда в Россию в день вступления в законную силу решения суда об административном выдворении его за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда. Также устанавливается обязательная депортация иностранца после отбытия им наказания в местах лишения свободы в случае принятия в отношении него решения о неразрешении въезда в Россию. 

Как указывается в пояснительной записке, внесение изменений обусловлено тем, что принятие решения о неразрешении въезда и включении иностранца в список лиц, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, занимает значительное количество времени. В этот период иностранный гражданин может беспрепятственно выехать из России через территорию Республики Беларусь, причем компетентные органы не будут располагать сведениями о факте выезда, а затем въехать в страну до фактического закрытия ему въезда. 

В отношении иностранного гражданина, отбывающего наказание в местах лишения свободы, действующей редакцией ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан в России предусмотрена депортация, если в отношении него принято решение о нежелательности пребывания или проживания в стране. Однако федеральные органы исполнительной власти уполномочены в отношении таких иностранных граждан принимать как решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, так и решение о неразрешении въезда. При этом депортация предусмотрена только в первом случае, а в остальных, в соответствии с положениями ст. 25.10 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, иностранные граждане вправе добровольно выехать за пределы России. По мнению разработчиков законопроекта, данный пробел в законодательстве может способствовать незаконному нахождению в стране иностранцев, представляющих общественную опасность. 

Адвокат Анна Минушкина не считает приведенные в пояснительной записке обоснования убедительными. По ее словам, на практике ситуация выглядит совсем иначе. В частности, как пояснила адвокат, на основании еще не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции о выдворении уполномоченным органом уже принимается решение о закрытии границы такому лицу. Впоследствии в случае отмены решения апелляционной инстанцией такому иностранному гражданину приходится самостоятельно открывать границу через миграционные органы путем подачи заявления об открытии ему въезда на территорию РФ. 

Анна Минушкина также отметила, что из буквального толкования законопроекта усматривается нарушение прав лиц, которых по решению суда выдворяют в принудительном порядке: пятилетний срок действия принятого решения о закрытии границы предлагается исчислять с момента фактического выдворения, тогда как для лиц, самостоятельно покидающих Россию, – с даты вступления в законную силу решения суда. 

«Учитывая, что обычно иностранные граждане долгими месяцами, а иногда и годами находятся в специализированном учреждении временного пребывания и не могут покинуть территорию РФ по не зависящим от них причинам, считаю, что такая норма будет нарушать их права. Абсурдным кажется такое предложение и в силу того, что на практике миграционные органы обычно в отношении таких лиц исчисляли пятилетний срок именно с даты вступления в силу решения суда, а не с даты пересечения границы. Как это будет происходить после принятия изменений – неясно», – пояснила адвокат. 

Анна Минушкина обратила внимание на вторую часть законопроекта, которая предусматривает возможность принятия федеральными органами исполнительной власти решения о неразрешении въезда на территорию РФ в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы. «Занимаясь миграционными вопросами на протяжении долгого времени, могу сказать, что ни разу не встречала подобного. Обычно в отношении таких лиц Минюстом принимается решение о нежелательности пребывания на территории РФ. В связи с этим считаю, что подобное изменение вносит неясность в действующее законодательство», – заключила Анна Минушкина. 

Сомневается в обоснованности изменений и адвокат МКА «Каденова и партнеры» Зульфия Атаханова. Она отметила, что их результатом станет очередное ужесточение порядка принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан. 

«Рассуждения о том, что регулярная проверка данных иностранного гражданина по информационным учетам на предмет установления факта его выезда за пределы Российской Федерации занимает много времени, приводит к затягиванию сроков принятия соответствующего решения и влечет за собой значительные трудозатраты, поражают. Так и хочется спросить: а что еще мешает? По какой причине сотрудники миграционного контроля не исполняют свои прямые обязанности по своевременному и полному внесению сведений о миграционном учете иностранных граждан?» – задается вопросом эксперт. Она подчеркнула, что именно по этой причине 80% иностранных граждан в один момент превращаются в правонарушителей, подлежащих административному выдворению. 

«Необходимо всем въезжающим иностранным гражданам при пересечении границы, в стране исхода, при постановке на учет предоставлять требования миграционного законодательства. Иностранный гражданин узнает о допущенном им нарушении только при получении решения суда. Так не должно быть», – уверена Зульфия Атаханова. 

Источник: Адвокатская газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *