На Родине встретит чиновник – о недостатках программы возвращения соотечественников

(старший научный сотрудник отдела диаспоры и интеграции Института стран СНГ)
Исследования, проведенные нашим институтом, показали: несмотря на значительные успехи регионов в реализации госпрограммы по содействию переселению соотечественников, в ней есть ряд существенных упущений, если не сказать провалов.
*****

Один из главных – бюрократические проволочки и хамское отношение чиновников к переселенцам, которые жалуются, что сотрудники миграционной службы заявляют, что идти им навстречу не обязаны, ведь решение об участии в программе они принимали добровольно, а значит, должны радоваться тому, что дают. Соотечественники жалуются, что практически невозможно записаться на подачу документов или на прием к инспектору – очередь на два месяца. У людей, уставших от мытарств, возникает желание ускорить процедуры за деньги, через сомнительные частные фирмы. Такая ситуация, на мой взгляд, неминуемо приводит к росту коррупции. Не улучшает положение и чехарда с созданием и упразднением ФМС. Новая структура – ГУВМ – всячески открещивается от миграционной работы, оставляя себе только контроль.

Существуют проблемы и с трудоустройством переселенцев, особенно высококвалифицированных. Дело в том, что рабочие места с достойным уровнем заработка есть далеко не во всех регионах. В некоторых субъектах Федерации придумали удобную легенду, дескать, власти и бизнес обеспечили все необходимые условия для приезда переселенцев, но “качество” приезжих не соответствует требованиям к возрасту, квалификации и уровню образования. Но организованное переселение соотечественников на родину – это репатриация. А при репатриации не спрашивают ни о возрасте, ни об образовании, ни о специальности.

Переселенец ходит по замкнутому кругу: нет регистрации – нет гражданства – нет нормальной работы – нет возможности купить жилье и зарегистрироваться в нем

Кроме того, бремя предоставления жилья переселенцам легло на плечи региональных властей. Но на поверку оказалось, что реальные возможности субъектов Федерации с их худыми бюджетами слишком малы. В результате лишь 10 процентов участников госпрограммы имеют постоянное жилье. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в центры временного размещения, находиться в которых дозволено не более двух лет.

*****

И вот тут-то возникает еще одна серьезная препона. Гражданство сегодня оформляют только при наличии регистрации. А если ее нет, то переселенец вынужден ходить по замкнутому кругу: нет прописки – нет гражданства – нет нормальной работы – нет возможности купить свое жилье и зарегистрироваться в нем. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками и именно она, на мой взгляд, ведет к дискредитации госпрограммы. Но ситуация не меняется уже десятилетие.

Я считаю, что многих бед удалось бы избежать, если бы гражданство предоставляли параллельно с оформлением статуса переселенца в посольствах России за рубежом. Кроме того, необходимо создать в структуре ГУВМ отдел, который бы непосредственно взаимодействовал с участниками программы: встречал их в аэропортах, размещал, готовил документы, трудоустраивал. Эти функции государство могло бы передать и частным коммерческим структурам, работающим по контрактам, как делается во всем цивилизованном мире.

Источник: РГ

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *