С 2019 года Россию ожидает убыль населения, пополнять которое будут за счёт миграции – до 300 тыс. человек в год. Это будут как соотечественники, участвующие в программе по переселению, так и трудовые мигранты. Избежать миграции России не удастся. К 2020 г. численность экономически активного населения сократится на 1 млн., и где-то надо брать недостающие руки.
С 2020 года обострится конкуренция за трудовые ресурсы. Бурное развитие экономик Китая, Индии, Южной Кореи, ОАЭ привлекает множество мигрантов, в том числе из стран, традиционно поставляющих мигрантов в Россию — Узбекистана, Казахстана, Таджикистана.
Решение о частичной амнистии трудовых мигрантов из Таджикистана и Молдавии, недавно принятое Москвой, очень своевременно. 200 тыс. молдаван и 200 тыс. таджиков получили возможность возобновить экономическую деятельность на территории России. Немалая часть этих людей впоследствии станет российскими гражданами.
Только интересно было бы знать, на сколько десятков тысяч человек увеличилось количество населения в малонаселенной Сибири и на Дальнем Востоке благодаря натурализации мигрантов из Молдавии, Узбекистана и Таджикистана. Точной информации нет, хотя она была бы полезна. Пока же сохраняется нездоровый перекос: 50% мигрантов едут в Москву, Петербург, Ростовскую и Белгородскую области.
Напомним, что еще пять лет назад депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев, отвечая на вопрос о том, может ли рынок труда России обойтись без приезжих, заявлял, что если мы хотим осваивать Сибирь, Дальний Восток, то нам необходимо 50-70 миллионов человек. Это должны быть мигранты со знаниями языка, истории края. Депутат говорил о необходимости создавать с этой целью адаптационные центры в самой России и что миграция должна быть целенаправленной, т.е. направленной в те регионы, где трудовые ресурсы нужны, а также с распределением по требуемым профессиям.
Если все же избежать миграции России не удастся, то как решить вопрос с привлечением людей в те регионы, где трудовые ресурсы нужны, а также с распределением по требуемым профессиям? 2020 год уже не за горами, готово ли наше общество к принятию мигрантов, сколько их нужно России, не чревато ли это межнациональными потрясениями? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.
05.07.2017 10:28
Приглашенными же мигрантами нельзя перегружать европейскую часть нашей страны, иначе предложение превысит спрос. Надо будет регулировать миграционные потоки, переправляя их на Дальний Восток и в Сибирь, туда, где есть спрос в рабочей силе. Мы можем это сделать. Мы должны не мигрантов спрашивать, куда они хотят поехать, а руководствоваться принципом целесообразности – направлять их в те регионы, где нужны трудовые ресурсы.
05.07.2017 10:28
Далее. Поскольку нам сегодня крайне важно наполнить людьми Сибирско-Дальневосточный регион, то и надо думать в этом направлении. Первый шаг уже сделан – все желающие могут взять “дальневосточный гектар”. Теперь осталось заинтересовать мигрантов, чтобы те поехали в этот район.
Кстати, несмотря на его удаленность, климат там довольно хороший, есть плодородные почвы, а также возможность активизировать экономический потенциал региона за счет соседей – Китая, Японии, Кореи. То есть нужна дифференцированная политика по формированию миграционного потока именно на эту территорию.
Что касается точки зрения Сафаралиева, то на Дальнем Востоке можно и 100 млн мигрантов поселить – просторы того региона позволяют принять очень много народу. Вопрос в том, какую линию поведения выбирает государство. Не стоит пытаться сделать все сразу: одномоментно запустить 50-70 млн мигрантов, чтобы Дальний Восток одномоментно расцвел. Так быть не может. Надо продолжать уже начатую работу (с тем же “дальневосточным гектаром”), параллельно создавая там определенный режим ведения хозяйства и преференции для привлекаемых специалистов.
05.07.2017 10:28
В любом случае, в сфере миграционной политики надо делать не столько то, что хочется мигрантам, сколько то, что выгодно нам. Мы должны принимать людей со специальностью, с квалификацией, чтобы они могли работать в определенных отраслях. Для этого нужно выявлять территории для наиболее эффективного использования иностранной рабочей силы, такие как регионы Севера и Дальнего Востока. Но вначале необходимо все-таки реализовать программы, позволяющие трудоустраивать в этих и других регионах наше население, граждан РФ, которых не придется специально адаптировать к российским экономическим, культурным и прочим условиям.
Мне кажется, на сегодня довольно трудно назвать более или менее точное количество новых трудовых мигрантов, в которых нуждается Россия. Если сравнивать, допустим, с условиями СССР, где масштабы территории и количество населения полностью соответствовали, то будет очевидно, что в России населения сегодня явно не хватает, чтобы ее экономика работала в полную силу. Поэтому, возможно, нам нужно будет и 300 тысяч мигрантов в год, а может и больше. Но опять-таки, это должен быть контролируемый, управляемый процесс, направленный на освоение неосвоенных земель и недр. Нельзя допускать, чтобы все трудовые мигранты концентрировались в Москве, Питере и ряде других крупных наших городов.
А чтобы дополнительный приток мигрантов не оборачивался для нашего общества проблемами, включая проблемы на межнациональной почве, нужно заранее проводить соответствующую работу с теми мигрантами, которые намереваются к нам приехать. Прежде всего я имею в виду граждан Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Надо создавать там центры, где будущие мигранты изучали бы русский язык, проходили страноведческую подготовку. И проводить такую работу нужно за счет средств их государств, учитывая, что основную часть заработанных в России денег мигранты направляют в свои государства, тем самым подпитывая их экономику. А уже после всей этой подготовки мы должны распределять приезжающих к нам мигрантов в тех отраслях, где они больше всего нам нужны.
05.07.2017 10:28
Теперь что касается трудовых ресурсов. В России сегодня, с формальной точки зрения, трудовых ресурсов более чем достаточно. В 1970 году на 1000 детей и пенсионеров приходилось 720 работников. Сегодня же на 1000 детей и пенсионеров приходится 790 работников.
Третий момент. Я думаю, надо прекратить всю демагогию про “неквалифицированных” рабочих из ближнего зарубежья, поскольку эти рабочие дадут фору выпускникам российских ПТУ. Они обладают достаточной квалификацией и с точки зрения строительных работ, и работ в транспортном секторе, и других секторов экономики. Надо также понимать, что из стран ближнего зарубежья к нам идет приток, пусть и небольшой, интеллигенции: очевидно, что зарплаты, скажем, тамошних врачей, существенно уступают зарплатам врачей в России. А сегодня и по летчикам идет дискуссия о том, чтобы снять ограничения по привлечению в Россию летчиков из стран Центральной Азии и Казахстана.
Вопрос, соответственно, заключается не в том, много или мало в России людей работоспособного возраста. Таких людей у нас достаточно. Вопрос в том, что у нас не очень благоприятная ситуация с квалифицированной рабочей силой. И естественно, рынок формирует спрос. Потому-то любые потоки трудовых мигрантов будут отправляться туда, где они востребованы.
Какой тут можно сделать вывод? Если у нас в стране будет обеспечиваться более приличная заработная плата, если будет происходить переквалификация рабочей силы, то в принципе, на данном этапе Россия сможет обойтись без дополнительного притока иностранной рабочей силы.
05.07.2017 10:28
В России сейчас есть нормативно-правовая база, регулирующая деятельность мигрантов, но не особо ощущается наличие единой государственной политики в этой сфере. В итоге мы видим огромный поток мигрантов в ЦФО и СЗФО, отток населения из восточных и северных территорий и т.д. Самое главное: мы не можем ответить на вопрос, насколько отвечает интересам страны существующее положение дел и что стоит поменять? Например, нужно ли ограничивать приток мигрантов в центральные регионы страны? Они заполняют невостребованные рабочие места или с помощью ценовой конкуренции на свой труд вытесняют местных жителей с рынка труда? Они являются базой для этнической преступности или никак не выделяются среди других групп населения по криминогенной ситуации? Таких вопросов масса, и пока они не находят однозначных ответов.
Возможно, ответы мы получим при обсуждении новой концепции миграционной политики, которую подготовило Министерство внутренних дел. Считаю, что необходимо максимально детально и подробно, с привлечение экспертов и общественности ее обсудить. В этом документе есть ряд довольно революционных идей.
Мне как депутату от Иркутской области видятся важными положения о том, чтобы наделить регионы Байкальского региона и Дальнего Востока полномочиями, на стимулирование проживания иммигрантов в труднодоступных территориях, а также полномочиями для создания инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности регионов в части внутренней миграции. Для наших регионов давно стал проблемой так называемый “восточный трансфер”: люди с забайкальских территорий переезжают в Иркутскую область, из Иркутской области – в Красноярский край и Новосибирскую область, оттуда – дальше на запад. Это процесс начался порядка 50 лет с окончанием великих советских строек и продолжается до сих пор. В итоге восточные регионы теряют людей, растет демографическое давление со стороны соседних китайских провинций.
Пока концепция не отвечает на вопрос, как остановить этот трансфер, но хотя бы рамочно дает какие-то инструменты для компенсации оттока населения. Насколько эти инструменты будут действенными, мы поймем при обсуждении конкретных законодательных решений. Со своей стороны, я приложу все усилия, чтобы на уровне законодательства восточные регионы получили максимальные возможности для регулирования миграционных потоков.
Василий Иконников
Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Орловская область). Депутат Госдумы (2011-2016). Член КПРФ
05.07.2017 10:28
Ведь что получается. В нашей стране порядка 5 млн безработных, очень много пенсионеров, которых государство ничем не стимулирует к продолжению труда. Так надо думать, как этих людей задействовать. Кроме того, у нас вузы ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов, и далеко не все выпускники могут найти работу. А бизнес, естественно, заинтересован в дешевой рабочей силе из числа мигрантов, которые непритязательны с жильем, питанием и платить им можно меньше.
Но такой упор на мигрантов опасен – перед нами пример Европы, которую накрыл миграционный кризис со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями. Так что надо аккуратнее относиться к аппетитам нашего бизнеса.