Не востребованные нормы Конституции

Какие конституционные нормы остались неиспользованными

“Коммерсантъ” от 

Далеко не все процедуры, определенные в принятой 25 лет назад Конституции, были применены, а некоторые так и остались напоминанием о возможности их применения. Какие процедуры остались лишь на бумаге — разбирался “Ъ”.

Федеральный референдум

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Статьи Конституции

Ст. 3 п. 3: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»

Ст. 23 п. 2: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»

Ст. 84 п. «в»: «Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом»

Ст. 92 п. 3: «Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства РФ. Исполняющий обязанности президента РФ не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации»

Ст. 130 п. 2: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Кто инициировал процедуру

В последний раз федеральный референдум проводился в России в декабре 1993 года: он был посвящен принятию новой Конституции. Попытка инициировать общероссийский референдум предприняла в 2018 году КПРФ. После того как в июне премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о пенсионной реформе, предполагавшей повышение пенсионного возраста, лидер КПРФ Геннадий Зюганов подверг предложения критике и предложил утвердить изменения на референдуме. Позже оказалось, что с такой инициативой выступают не только коммунисты.

Главные действующие лица

  • Геннадий Зюганов
  • Илья Свиридов
  • Элла Памфилова

Главная интрига

Помочь выработать соответствующий законодательству вопрос для референдума коммунистам решила глава Центризбиркома (ЦИКа) Элла Памфилова. Пока шла подготовительная работа, у КПРФ появилось еще четыре конкурента. Первой стала московская группа справоросса Ильи Свиридова: прямо перед началом консультаций коммунистов с госпожой Памфиловой сторонники господина Свиридова подали уведомление в Мосгоризбирком о предстоящем собрании группы по поводу референдума. Первый секретарь московского горкома КПРФ Валерий Рашкин предположил тогда, что цель новой группы заключается в перехвате инициативы у коммунистов.

К августу ЦИК одобрил сразу пять вопросов для проведения общероссийского референдума (к инициаторам добавиласьподмосковная группа из Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями, нижегородская и вологодская группы). В результате ни одной из пяти групп не удалось собрать федеральную инициативную группу: по закону вокруг одной формулировки вопроса должны объединиться региональные подгруппы как минимум из 43 субъектов. 17 октября ЦИК принял решение о прекращении подготовки «пенсионного» референдума. Юридически это означало, что его инициаторы не могут обжаловать решение в Верховном суде. Глава алтайского крайкома КПРФ (в этом регионе была зарегистрирована группа КПРФ) Мария Прусакова заявила на заседании ЦИКа: «Мы считали, что ЦИК мог бы помочь в оповещении подгрупп о собрании». На это Элла Памфилова заметила: «Не может ЦИК носиться за инициаторами с какими-то процессуально-организационными памперсами».

Как оценивается

Политолог Ростислав Туровский считает, что «существующее законодательство не ориентировано на то, чтобы обеспечить проведение референдума: такая практика властям не нужна».

Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркинотмечает, что в 1993 году референдум стал возможен, так как «власти нужна была новая легитимность». «Нужны были не просто выборы, а нужно было голосование, в котором участвовали разные политические силы. Бориса Ельцина обвиняли в том, что он нарушил старую Конституцию 1978 года. Если бы новая Конституция была принята таким же способом, возникли бы вопросы, поэтому приняли решение обратиться к народу,— считает политолог.

Сейчас федеральный референдум нельзя провести, потому что власть не видит для него предмета,

все проводится по процедуре, когда референдум не предусматривается: через законы, поправки к Конституции». «Сторонники власти не очень активны, а их надо привести на референдум, в случае если его инициирует власть. Это очень большая работа. Есть шанс не обеспечить явку, а это будет ударом по власти,— полагает он.— А оппозиции власти не дают провести референдум, так как это будет для нее дополнительной раскруткой: заявить о себе, продвинуть популярные инициативы».

Конституционное собрание

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Статьи Конституции

Ст. 135 п. 2: «Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание»

Ст. 135 п. 3: «Конституционное собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей»

Кто инициировал процедуру

Конституционное собрание в современной истории не созывалось ни разу. Несмотря на то, что процедура закреплена в ст. 135 Конституции, закон о порядке его созыва за 25 лет так и не был принят. Согласно думской базе законопроектов, инициировать его принятие различные политические силы пытались восемь раз. Даже поручение президента Дмитрия Медведева весной 2012 года своей администрации проработать вопрос о подготовке законопроекта о Конституционном собрании ни к чему не привело: было решено, что разрабатывать такой документ нецелесообразно (об этом объявилглава администрации президента Сергей Иванов).

Работа над законопроектами обычно завершалась на этапе субъектам законодательной инициативы. К примеру, один из них, внесенный в 2000 году представителями трех фракций третьего созыва Госдумы Борисом Надеждиным (СПС), Анатолием Лукьяновым (КПРФ, последний председатель Верховного Совета СССР), Вячеславом Володиным и Валерием Крюковым («Отечество — вся Россия»), был отклонен в сентябре 2012 года. Депутаты шестого созыва решили, что закон следует принимать только в случае необходимости созыва Конституционного собрания, а это необходимо, если президент, правительство, федеральные или региональные законодатели выступят с инициативой правки соответствующих глав.

Последние два раза, в 2017 и 2018 году, свой вариант предлагал депутат КПРФ кинорежиссер Владимир Бортко (в основу легли законопроекты 1997 и 2000 годов). В 2017-м проект не был рассмотрен в профильном комитете и вернулся автору на доработку: одним из оснований для отказа стало отсутствие отзыва правительства РФ. При второй попытке внесения, в феврале этого года, отзыв правительства господин Бортко приложил, он был отрицательным. По словам самого депутата, других изменений в законопроекте не появилось. Согласно думской базе, проект планировалось рассмотреть в мае этого года, однако до первого чтения он пока не дошел.

По версии Владимира Бортко, членами Конституционного собрания должны стать президент, все судьи Конституционного суда, председатель Верховного суда, члены Совета федерации, 100 депутатов Госдумы и ее председатель, а также «100 признанных специалистов по вопросам права, назначенных президентом» (общая численность — 400 человек).

Еще до внесения законопроекта в 2017 году господин Бортко с думской трибуны обозначил свою главную цель изменения Конституции: в ней должен быть закреплен особый статус русского народа.

В 2017 году инициативу Владимира Бортко не поддержала ни одна из фракций: депутаты признавались “Ъ”, что не видят нужды ни в самом законе, ни в смене Конституции. Даже коллега господина Бортко по партии, зампред профильного комитета Госдумы Юрий Синельщиков заявил: «Если мы решим править Конституцию через пять или десять лет, нам наверняка потребуется другой закон».

Главные действующие лица

  • Анатолий Лукьянов
  • Вячеслав Володин
  • Борис Надеждин
  • Дмитрий Медведев
  • Владимир Бортко

Главная интрига

В октябре этого года «Российская газета» опубликовала статью председателя Конституционного суда (КС) Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции». Он писал, что в Основной закон могут быть внесены «точечные изменения», однако конкретных предложений по изменению Конституции не представил. После выхода статьи в публичном пространстве начали высказываться предположения, что в России готовится конституционная реформа. Однако ни одного официального подтверждения тому не было.

Как оценивается

Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бортко считает, что «российская Конституция уже явно устарела». «Все те люди, которые сейчас находятся у власти, пытаются ее сохранить. Сам по себе закон о Конституционном собрании находится вне идеологии, но в случае, если он будет принят, за ним незамедлительно последуют изменения Конституции»,— заявил он “Ъ”.

Глава фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Борис Вишневский отмечает, что «в случае если Конституционное собрание соберется, оно предложит изменения Конституции, которые властям могут не понравиться». «Властям проще идти путем точечных изменений, например увеличить срок президентских полномочий и Госдумы (поправка принята в конце 2008 года.— “Ъ”). Я не исключаю, что последуют еще какие-то изменения. По всей видимости, власти считают, что могут обеспечить поправки без Конституционного собрания: через послушную Думу и Совет федерации»,— сказал “Ъ” господин Вишневский.

Вотум недоверия правительству

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Статьи Конституции

Ст. 117 п. 3 «Государственная дума может выразить недоверие правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. После выражения Государственной думой недоверия правительству Российской Федерации президент Российской Федерации вправе объявить об отставке правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной думы. В случае если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству Российской Федерации, президент Российской Федерации объявляет об отставке правительства либо распускает Государственную думу».

Кто инициировал процедуру

В современной истории отправить Кабинет министров в отставку Госдуме не удалось ни разу (попытки предпринимались с 1994 года). Последний раз это пытались сделать коммунисты в июле 2013-го. Поводом для этого стал законопроект правительства о реформе Российской академии наук. Первый вице-спикер Госдумы коммунист Иван Мельников, баллотировавшийся в том же году в мэры Москвы (набрал 10,69% на сентябрьских выборах) заявил тогда, что «законопроект по РАН — это последняя капля, которая переполнила чашу нашего терпения». «Стиль принятия таких судьбоносных не только для науки, но и для России решений — это невозможный стиль: они кулуарно, на заседании решили за всех. Этот вариант не обсуждался ни с академиями наук, ни с кем»,— сказал он.

После этого во фракции КПРФ была создана рабочая группа по «подготовке обоснования» недоверия курсу правительства в целом. Для постановки вопроса на пленарном заседании коммунистам требовалось собрать подписи 90 депутатов (у КПРФ тогда было 92 мандата), и предполагалось, что инициатива об отставке правительства будет внесена в Госдуму во второй половине августа. Фракция КПРФ собрала 102 подписи депутатов и более одного миллиона подписей граждан. Однако дальше коммунисты не пошли. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов объяснил это тем, что коммунисты не увидели «особой поддержки от других фракций (чтобы вотум был объявлен официально, за него должны проголосовать больше половины депутатов, то есть 226 из 450; численность оппозиционных депутатов составляла 212 человек.— “Ъ”). В разговоре с “Ъ” эксперты тогда предполагали, что идея вотума возникла в связи с предстоящими выборами мэра Москвы.

Главные действующие лица

  • Иван Мельников, фракция КПРФ в Госдуме шестого созыва
  • Правительство РФ

Главная интрига

В ст. 117 Конституции закреплено, что «после выражения Госдумой недоверия правительству президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Госдумы». После этого «в случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму».

Таким образом, риск роспуска нижней палаты парламента слишком велик. К примеру, 21 июня 1995 года Госдума вынесла вотум недоверия правительству Виктора Черномырдина (поводом стал теракт в Буденновске, вину за который депутаты возложили на руководителей силовых министерств). На следующий день Виктор Черномырдин сам поставил встречный вопрос о доверии правительству. После этого Дума, побоявшись собственного роспуска, 1 июля проголосовала за доверие кабинету.

Как оценивается

Сергей Обухов пояснил “Ъ”, что вотум недоверия правительству 2013 году так и не был выражен, поскольку «КПРФ не хотела связываться с обреченным на неудачу жестом». «Мы рассчитывали, что уговорим (лидера ЛДПР Владимира.— “Ъ”) Жириновского и (лидера «Справедливой России Сергея.— “Ъ”) Миронова нас поддержать, однако это не удалось», — сказал господин Обухов. По его словам, у коммунистов «была реальная надежда на то, что можно выразить недоверие правительству Дмитрия Медведева», а сама идея вотума могла быть связана с выборами мэра Москвы, но это не было главным мотивом

Роспуск Госдумы

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Статьи Конституции

Ст. 109:

1. «Государственная дума может быть распущена президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной думы президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом федерации.

5. Государственная дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента Российской Федерации».

Ст. 111:

1. Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

2. Предложение о кандидатуре председателя правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента Российской Федерации или после отставки правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной думой.

3. Государственная дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру председателя правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Российской Федерации Государственной думой президент Российской Федерации назначает председателя правительства Российской Федерации, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.

Ст. 117:

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации.

3. Государственная дума может выразить недоверие правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. После выражения Государственной думой недоверия правительству Российской Федерации президент Российской Федерации вправе объявить об отставке правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной думы. В случае если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству Российской Федерации, президент Российской Федерации объявляет об отставке правительства либо распускает Государственную думу.

4. Председатель правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной думой вопрос о доверии правительству Российской Федерации. Если Государственная дума в доверии отказывает, президент в течение семи дней принимает решение об отставке правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий правительство Российской Федерации по поручению президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового правительства Российской Федерации.

Кто инициировал процедуру

За время существования современной Конституции Госдума имела реальный шанс быть распущенной дважды. Это происходило в 1998 году, и оба раза было связано с утверждением кандидата на пост премьер-министра.

В марте 1993 года Борис Ельцин отправил правительство Виктора Черномырдина в отставку и предложил кандидатом на пост премьер-министра Сергея Кириенко. В ходе первых двух попыток господина Кириенко не набрал нужного количества голосов. Перед третьим, которое проходило в конце апреля, администрация президента дала понять, что не будет отказываться от кандидата, и фактически предложила депутатам сделать выбор: либо роспуск, либо голосование за президентского кандидата. В итоге Сергей Кириенко получил должное количество голосов.

Однако через четыре месяца, 23 августа 1998 года президент Борис Ельцин отправил правительство Сергея Кириенко в отставку и поручил исполнять обязанности председателя правительства экс-премьеру Виктору Черномырдину. На следующий день президент внес его кандидатуру на пост премьера в Госдуму. Однако 31 августа при голосовании в Думе Виктор Черномырдин получил голоса 94 депутатов за при 251 — против. 7 сентября Дума еще раз отказалась утвердить кандидатуру премьера, предложенную президентом (138 —за, 273 — против). Как сообщал “Ъ” 11 сентября, после этого «стало ясно, что шансы и. о. премьера пройти через Думу ничтожны». Тем не менее все еще существовала вероятность, что Борис Ельцин и в третий раз предложит кандидатуру господина Черномырдина: это означало, что в случае если она не будет одобрена, президент должен будет распустить Думу.

Главные действующие лица

  • Борис Ельцин
  • Валентин Юмашев
  • Виктор Черномырдин
  • Депутаты Госдумы второго созыва
  • Евгений Примаков

Главная интрига

«В кремлевской администрации оформились две партии: за Черномырдина и против»,— сообщал “Ъ” 11 сентября 1998 года. В первой, боровшейся за утверждение бывшего премьера, состояли глава администрации Валентин Юмашев, советник и дочь президента Татьяна Дьяченко, а также олигарх Борис Березовский. Во вторую группу входили секретарь Совбеза РФ Андрей Кокошин, заместитель главы администрации президента Михаил Комиссар, пресс-секретарь президента в статусе заместителя главы администрации Сергей Ястржембский и заместитель главы АП по кадровой работе Евгений Савостьянов. Последние «пытались убедить «черномырдинцев», а через них и а Ельцина в том, что ни в коем случае нельзя доводить дело до роспуска Думы, что неизбежно случилось бы, поставь Ельцин на Черномырдина и в третий раз»,— отмечал “Ъ”.

Впервые кандидатура Евгения Примакова (занимал должность министра иностранных дел) была публично предложена лидером «Яблока» Григорием Явлинским. Борис Ельцин настаивал на кандидатуре Виктора Черномырдина. «Решительность президента напугала даже его ближайшее окружение. Все осознали, что Ельцин готов чуть ли не к танкам. И только после того, как “семья” поняла, что роспуск Думы вполне может привести к гражданской войне, они отказались от своего кандидата. А поскольку времени для того, чтобы найти замену Черномырдину, оставалось мало — практически несколько часов,— выбрали Примакова»,— сообщал “Ъ”. 11 сентября кандидатура Евгения Примакова была утверждена Госдумой: за него проголосовали 315 депутатов из 450, в том числе оппозиционная фракция КПРФ.

Как оценивается

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что «Конституция построена таким образом, что, слишком упорствуя в конфликте с президентской властью, Дума может быть распущена». «Что такое роспуск Госдумы: нужно в короткие сроки искать деньги на избирательную кампанию, даже если найдешь деньги — не факт, что тебя вновь изберут»,—сказал он “Ъ”.

Единственный раз, когда депутаты шли на сознательный роспуск Госдумы,— 1998 год. Это период дефолта. Власть оказалась в состоянии глубокого кризиса.

На Виктора Черномырдина возложили ответственность за экономические проблемы, против него образовался целый альянс: коммунисты, немалое количество глав регионов. Депутаты чувствовали, что в этой ситуации Кремль может отступить. Два раза они не утверждали кандидатуру Черномырдина, так как были уверены на 95%, что Дума не может быть распущена»,— объясняет господин Макаркин. По его словам, после того как на выборах в Госдуму 2003 года «Единая Россия» получила большинство, «вопрос о том, что премьер не будет утвержден или будет выражен вотум недоверия правительству, стал сугубо теоретическим».

Импичмент президента

Фото: Басалаев Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Ст. 93:

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной думы о выдвижении обвинения и решение Совета федерации об отрешении президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной думой.

3. Решение Совета федерации об отрешении президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против президента. Если в этот срок решение Совета федерации не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

Ст. 102:

К ведению Совета федерации относятся…

е) отрешение президента Российской Федерации от должности.

Ст. 103:

К ведению Госдумы относится…

з) выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Ст. 109:

4. Государственная дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом федерации.

Кто инициировал процедуру

В мае 1998 года фракция КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым начала собирать подписи депутатов Госдумы за начало процедуры импичмента президента Бориса Ельцина. Сформированную в июне комиссию по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения против Бориса Ельцина возглавил Вадим Филимонов (КПРФ), в нее вошли представители всех фракций и депутатских групп, среди прочих Елена Мизулина («Яблоко»), Дмитрий Рогозин («Российские регионы»). В июне 1998-го была сформирована думская комиссия по подготовке обвинительного заключения. Президент согласно «Обоснованию постановки вопроса об отрешении президента от должности» обвинялся в государственной измене — ст. 75 УК РФ (подписание Беловежского соглашения, развал вооруженных сил), государственном перевороте — ст. 278, 280, 105, 186 и другие статьи УК РФ (штурм Белого дома в 1993 году), превышении должностных полномочий — ст. 286 УК РФ, ст. 15 и 102 Конституции (война в Чечне) и геноциде — ст. 357 УК РФ (последствия экономических реформ).

13 мая 1999 года в Думе состоялось первое заседание, на котором обсуждался вопрос об отрешении с должности президента Бориса Ельцина. Дебаты в Госдуме продолжались три дня. В результате, 15 мая, ни один из пяти пунктов предъявленных обвинений не набрал необходимых 300 голосов (две трети числа депутатов), которые бы позволили начать процедуру импичмента. Первый пункт, «развал СССР», «поддержали 239 депутатов, развал армии — 241, геноцид — 238, обвинение в неправомерном применении силы в событиях 1993 года — 263. Обвинение в развязывании военных действий в Чечне получило наибольшую поддержку депутатов — 283 голоса (такой результат был получен благодаря голосованию «яблочников»). 31 декабря 1999 года Борис Ельцин добровольно ушел в отставку.

Главные действующие лица

  • Президент Борис Ельцин
  • Лидер КПРФ Геннадий Зюганов
  • Глава комиссии по подготовке по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения против Бориса Ельцина Вадим Филимонов

Главная интрига

Процедура импичмента была начала левым большинством в Госдуме после того как нижняя палата опасаясь роспуска, вынуждено поддержала выдвинутого Борисом Ельциным на пост премьер-министра Сергея Кириенко. После отставки господина Кириенко, провала президентского выдвиженца Виктора Черномырдина и назначения на пост премьер-министра Евгения Примакова, процедура импичмента стала своего рода страховкой для правительства, которое пользовалось поддержкой Госдумы и находилось в непростых отношениях с администрацией президента. Однако за день до начала обсуждения импичмента в Думе господин Примаков был отправлен в отставку.

Как оценивается

Депутат с 1995 года и по сей день Михаил Емельянов (сейчас зампред думской фракции «Справедливой России») говорит, что «в 1998 году власть была нестабильна и ситуация в стране была нестабильна». «Исполнительная власть вела себя менее аккуратно. Общественная поддержка власти также была значительно меньше, поэтому инициировать импичмент было возможно. Сейчас же эти факторы отсутствуют»,— считает депутат.

Помощник председателя правительства Сергея Кириенко в 1998 году, депутат Госдумы в 1999–2003 годах Борис Надеждин отмечает, что «формально инициировать импичмент президенту в настоящее время возможно, однако довести его до конца — малореалистично, поскольку у правящей партии в Думе — конституционное большинство».

Составила Лиза Миллер

Источник: Ъ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *