О миграционной политике Российской Федерации в адрес соотечественников

Эльмар Айдынбеков

05-7На протяжении всей истории России, миграция населения играла значимую роль в развитии экономических, социальных и демографических процессов.[7]

Для максимизации положительных результатов и минимизации негативных последствий от миграции населения в 2012 году была принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. (далее – «Концепция»).

Принятый документ, определил основные цели, задачи и принципы реализации государственной миграционной политики.

Одной из главных целей Концепции, является стабилизация и увеличение постоянной численности населения Российской Федерации [1].

Одновременно, приоритетной задачей по достижению указанной цели является создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан [1].

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, становится одним из важных ресурсов по увеличению постоянно проживающего населения России
и решения демографических проблем и вызовов [2].

Создание условий и стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают предусматривает следующие направления Концепции [1]:

  • содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
  • реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;
  • содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;
  • модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Таким образом, в настоящее время основной программой по переселению в Россию является «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [2] (далее – Государственная программа), целями которой является:

  • стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
  • содействие социально-экономическому развитию регионов;
  • решению демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

Данная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и поступательного развития экономики страны в целом [3].

Можно с уверенностью сказать, что люди владеющие русским языком, выросшие в традициях русской культуры и желающие приехать в Россию для постоянного проживания, будут являться огромным положительным фактором в решении демографической проблемы, а также максимально быстро включатся в систему позитивных социальных связей с местными жителями [2].

Так, с начала 2016 года и по состоянию на 29 мая 2016 года, компетентными органами принято заявления более, чем на 97 тысяч человек, желающих принять участие в Государственной программе [4].

По данным ФМС России, с начала реализации Государственной программы (с 2007 года) и по состоянию на май 2016 год, принято
к рассмотрению заявлений, более, чем на 911 тысяч человек [4].

В настоящее время в Государственной программе участвуют порядка 60 регионов из различных федеральных округов Российской Федерации
(см. таблицу 1).

Субъекты Российской Федерации, участвующие в Государственной программе (по состоянию на май 2016 года по данным ФМС России)

Центральный ФО:

Брянская область; Воронежская область; Калужская область; Костромская область; Курская область; Липецкая область; Орловская область; Рязанская область; Смоленская область; Тамбовская область; Тверская область; Ярославская область.

Северо-Западный ФО:

Республика Карелия; Архангельская область; Вологодская область; Калининградская область;  Ленинградская область; Мурманская область; Новгородская область; Псковская область; Ненецкий АО.

Южный ФО и Северо-Кавказский ФО:

Астраханская область; Волгоградская область; Ростовская область; Ставропольский край.

Приволжский ФО:

Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Удмуртская республика; Чувашская республика; Пермский край; Нижегородская область; Оренбургская область; Пензенская область; Самарская область; Саратовская область; Ульяновская область.

Уральский ФО:  

Курганская область; Свердловская область;  Тюменская область; Челябинская область; Ханты-Мансийский АО; Ямало-Ненецкий АО;

Сибирский ФО:

Кемеровская область; Новосибирская область; Омская область; Томская область; Республика Бурятия; Республика Хакасия; Алтайский край; Забайкальский край; Красноярский край; Иркутская область.

Дальневосточный ФО:

Камчатский край; Приморский край; Хабаровский край; Амурская область; Магаданская область; Сахалинская область; Еврейская АО.

В своем интервью Газете.ру начальник Главного управления
по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации Ольга Кирилова отмечает, что наибольшей популярностью
у участников государственной программы пользуются субъекты Центрального, Сибирского и Северо-Западного федеральных округов, принявшие 43,7, 17,6 и 11,5% переселенцев соответственно. [5]

«В десятку лидеров по приему соотечественников входят Калужская, Липецкая, Калининградская, Воронежская, Тульская, Новосибирская, Омская, Курская, Тверская и Саратовская области. Хочу отметить, что образовательный уровень прибывших в Россию участников программы достаточно высок. Более 41% переселившихся имеют высшее либо неоконченное высшее образование, количество лиц со средним профессиональным образованием составляет почти 40%. Большинство переселенцев по возрастному критерию относится к экономически активным слоям населения – их доля составляет около 72%, отмечает глава управления по вопросам миграции МВД РФ» [5].

Кроме того, сами участники переселения получают значительные преференции от участия в Государственной программе, а именно:

  • осуществление трудовой деятельности в качестве наемного работника;
  • получение профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;
  • занятие инвестиционной, предпринимательской и сельскохозяйственной деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
  • получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;
  • получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;
  • получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказания иных услуг в соответствии законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;
  • получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Важно отметить, что участники Государственной программы переселения могут получить государственную гарантию и социальную поддержку в виде компенсации расходов на переезд, расходов на оформление документов, а также на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более, чем в течение шести месяцев) [3].

Таким образом, Государственная программа является стратегически важным механизмом по решению важных проблем и вопросов в области демографии, политики и миграции.

Факты свидетельствуют, что миграция для Российской Федерации является не проблемой, а – при эффективном управлении – важнейшим ресурсом увеличения и стабилизации постоянной численности населения Российской Федерации и содействует обеспечению потребности экономики России в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.[6]

Важно отметить, что прибывшие в Российскую Федерацию соотечественники являются стратегическим потенциалом нашей страны. Легко интегрируясь с местными жителями и пользуясь правами
и привилегиями в соответствии с Государственной программой, соотечественники максимально быстро начинают вносить свой вклад
в различные сферы нашего государства.

При этом, Государственная программа требует постоянного совершенствования и дополнения, так как от эффективного управления миграционными процессами зависит экономическая, социальная, политическая составляющая управления государства в целом.

Нельзя не согласиться с Суворовой В. А, которая считает, что учитывая комплексный̆ характер миграционных процессов, их влияние на безопасность страны, демографическую и социально-экономическую ситуацию, в разработке и реализации миграционной политики, федеральных программ, в том числе и государственной программе по содействию добровольному переселению, должны принимать участие ключевые федеральные органы исполнительной̆ власти, а также органы исполнительной̆ власти субъектов Российской̆ Федерации. [8]

Максимальное участие федеральных органов исполнительной власти а также исполнительной власти субъектов Российской Федерации которые учувствуют в реализации программы содействия добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом, повысит ее эффективность и даст положительный импульс самим соотечественникам которые учувствует в данной программе, так как не редки случаи, когда участники программы сталкиваются с халатным и отрицательным поведением сотрудников органов исполнительной власти субъектов участников данной программы.

Список используемой литературы

  • 1.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  • 2.Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за, рубежом.
  • 3.Указ Президента РФ от 14.09.2012 №1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
  • 4.Официальный сайт Федеральной миграционной службы (www.fms.gov.ru).
  • 5.Официальный сайт интернет газеты (www.gazeta.ru).
  • 6.Волох В.А. Проблемы и перспективы формирования миграционной политики в условиях перехода к инновационной экономике // Власть. 2011 № 3.
  • 7.Айдынбеков.Э.Ф. Интеллектуальная миграция в современной России //Российская миграция. 2011 №4(49).
  • 8.Суворова В.А. О концепции государственной иммиграционной политики Российской Федерации // Власть. 2009 №1.
  • 9.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
  • 10.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  • 11.Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
  • Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *