Обращение в защиту прав иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождающихся из мест лишения свободы

Председателю Совета при Президенте РФ 
по развитию гражданского общества и  правам человека 
Федотову М.А. 
 
Уважаемый Михаил Александрович ! 
 
В последнее время Общественные наблюдательные комиссии все чаще сталкиваются с грубым нарушением прав человека в  отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории  Российской Федерации  освобождающихся из мест лишения свободы. 
Данные люди, вне зависимости от того, имеют ли они родственников и жилье за границей, проживают ли в нашей стране их семьи, имеют ли они детей, супругов и родителей россиян, ухаживают ли они в Российской Федерации за больными и нетрудоспособными родственниками,  как  долго они  проживают в России, благодаря    дефектам действующего законодательства и правоприменительной практике  оказываются вне правового пространства. 
В соответствие со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется ФМС России и МВД России. 
В соответствие с п. 1.2  ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
В соответствие с п. 9.1 ст. 18  разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 утверждено «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
В соответствие с указанным постановлением  право принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации обладают 8 ведомств, а именно МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздрав России, КФМ России, СВР России, Минюст России, МИД России.
Решение о нежелательности пребывания принимается указанным федеральными органами исполнительной власти в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания.
Механизма отмены данного  решения Постановление не предусматривает. 
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 171 г. Москва "О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" была утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов о принятии распоряжения Минюста о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы. 
В соответствие с п. 3 Инструкции такое решение может быть принято: 
а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации;
б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
в) в случае если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствие с п. 5 администрация учреждения, исполняющего наказание при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России  2) и направляет эти документы в установленном порядке во  ФСИН России через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении; б) знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ.
В соответствие с п. 6 территориальный орган ФСИН России: а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России; б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осужденного.
Центральный аппарат ФСИН России а) обеспечивает контроль за территориальными органами ФСИН России в части сроков подготовки и качества исполнения ими представляемых документов; б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключения Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства; в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов; г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.
Департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов: а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4); б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов; в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.
Казалось бы такая многоступенчатая процедура должна исключить  серьезные и многочисленные ошибки при
решени вопроса о выдворении иностранных граждан.  
Однако  правовая неопределённость оснований, недобросовестность и халатность, к сожалению, далеко не отдельных работников ФСИН порождает   массовые нарушения прав освобождающихся лиц.
В некоторых случаях эти нарушения носят признаки бесчеловечности. 
Так, из учреждений УИС Кемеровской области  освободился тяжело больной инвалид Чумаков Валерий Сергеевич, уроженец Казахстана, ранее постоянно проживавший у своей сестре в г. Междуреченске Кемеровской области. Согласно ответа консульства Республики Казахстан от 09.01.14, гражданства Казахстана Чумаков В.С. не имеет. Однако 22 ноября 2010 года, несмотря на то, что родственники Чумакова проживают в г. Междуреченске, а  в Казахстане у него родственников нет, по инициативе органов ГУФСИН Росси по Кемеровской области Минюст России вынес распоряжение о признании Чумакова иностранцем, пребывание которого в России нежелательно. С большим трудом Чумакова удалось госпитализировать в больницу. Руководитель отдела ФМС по г. Междуреченску Шумахер В.В. при приеме руководителя отделения Комитета за гражданские  права  Кузнецовой Н.Ф. сообщила о том, что после того, как с Чумакова будет снята судимость, вопрос об его легализации на территории РФ будет решен. Постановлением Междуреченского суда Кемеровской области  от 25.09.14 судимость с Чумакова была снята.  Однако после этого Шумахер В.В. стала требовать предоставления ей распоряжений Минюста, а также требует, чтобы пожилая правозащитница представила ей нотариальную доверенность  от человека, не имеющего документов, удостоверяющих его личность. 
В отношении уроженца г. Харькова Пипия Вахтанга Автандиловича, 1980 г.р., начальником Управления ФМС России по Республике Мари Эл было вынесено решение  о депортации за пределы РФ после отбытия срока наказания.   Между тем, Пипия В.А. въехал  на территорию России в августе  1992 года в возрасте 11 лет,  когда на территории Абхазии, где,  он проживал в это время, началась война.  После 1992 года территорию России он не покидал. В 1994 года мать Пипия пропала и он был взят на воспитание дальними родственниками, проживавшим по адресу г. Краснодар,  ул. Кирова.  По вине органов опеки опекунство над мальчиком не оформлялось.  Мер к его устройству на   учебу и получению им паспорта гражданина РФ  органами опеки предпринято не было.  В 1997 году, лишенный  попечения 16 – летний подросток, был привлечен к уголовной  ответственности и пол года провел в СИзо.  В 2000 году Пипия переехал в Москву, где стал  снимать жилье,  работая в автомастерских.  Затем он несколько раз был осуждён вновь. Пипия проживает в гражданском  браке с Савосиной Надеждой Андреевной,  которая  находится на 4-м месяце беременности от Пипия.  Ими поданы  документы о регистрации брака. Близких родственников за пределами России Пипия не имеет. Выезжать ему некуда. Грузинским  и украинским языками Пипия не владеет.  Таким образом,  депортация Пипия оказывается направленной на разрушение молодой семьи, принуждение Пипия к совершению нового преступления, создание видимости борьбы с преступностью, сокрытие преступного бездействия  органов опеки г. Краснодара. 
Гражданин М. (полные данные есть в ОНК Удмуртии) была прописана в г.Донецке. Пока М. находилась в колонии, в отношении нее было Минюстом РФ было вынесено решение о нежелательности пребывания в России. На основании это УФМС по Удмуртской Республике выносит решение о депортации данной гражданки  в Украину по месту прописки в г. Донецк. При этом  не было учтено, что  на данной территории ведутся боевые действия. Как рассказывает сама М., мама, которая проживает в Донецке, плачет и просит дочь не возвращаться домой, т.к. это опасно. Мама не понимает, что у М. нет особо выбора – она в данный момент находится полностью в распоряжении российских властей.
 Л. имела последнее место регистрации в Крыму, гражданство Украны. Пока она отбывала наказание, принято решение о нежелательности пребывания в России. Соответственно УФМС по УР принимает решение о депортации Л. в Украину. Однако из того решения не ясно, куда именно «в Украну» должны депортировать М.  Ее место проживания в Крыму, нет в Украине ни родственников, ни места жительства. Л. в полном недоумении: «Как  так? Я же не виновата, что пока я «сидела» Крым стал Россией. Куда теперь меня депортируют? Где я буду жить?»
Таких случаев – многие сотни, если не тысячи. 
В связи с этим считаю необходимым:
1) Предложить  Правительству Российской  Федерации внести изменение  в Постановление от 07.04.2003 N 199, уточнив и  сузив критерии для признания гражданина  или лица без гражданства  нежелательным иностранцем, предусмотреть механизм отмены распоряжения, как в случае, если допущена ошибка, так и при возникновении новых или установлении вновь открывшихся обстоятельств.   
2) Обратить внимание ФСИН России на крайне небрежное  выполнение его работниками функций по подготовке документов о признании  гражданина нежелательным иностранцем, разработать  Методические рекомендации о подготовке  документов для признания гражданина нежелательным иностранцем. 
 
   С уважением, 
Председатель Комитета,
Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ,   
член Экспертного Совета при  
Уполномоченном по правам человека в РФ, 
член Общественного Совета  при  ГУ МВД по г.  Москве, 
член ФС РОДП «Яблоко», сопредседатель Ассоциации независимых наблюдателей, заместитель председателя ПГ Общественной  наблюдательной комиссии г. Москвы 
 
А. В. Бабушкин
 

2 комментария

  1. На данный момент для моей семьи (я гр.РФ, муж гр.Украины) эта тема очень актуальна. Тоже не раз задавалась вопросом почему мое государство наказывает меня за то, что мой супруг гражданин другого государства. Да, он совершил преступление, но он полностью искупил свою вину, почему же отсидев в колонии власти РФ вновь его наказывают разлучая с семьей?! заведомо зная (исходя из данных в личном деле) что на территории РФ у него семья! т.е Минюст заведомо нарушает закон о защите семьи. Мне в открытую представители власти предлагают выход – поехать за мужем на Украину и там строить свою семью. Когда В.В. Путин осуждал власти Украины за то, что они отправляют молодых ребят на войну как “пушечное мясо”, но разве не тоже самое происходит когда Минюст выносит решение о нежелательном прибывании гр.Украины!!!

  2. На данный момент для моей семьи (я гр.РФ, муж гр.Украины) эта тема очень актуальна. Тоже не раз задавалась вопросом почему мое государство наказывает меня за то, что мой супруг гражданин другого государства. Да, он совершил преступление, но он полностью искупил свою вину, почему же отсидев в колонии власти РФ вновь его наказывают разлучая с семьей?! заведомо зная (исходя из данных в личном деле) что на территории РФ у него семья! т.е Минюст заведомо нарушает закон о защите семьи. Мне в открытую представители власти предлагают выход – поехать за мужем на Украину и там строить свою семью. Когда В.В. Путин осуждал власти Украины за то, что они отправляют молодых ребят на войну как “пушечное мясо”, но разве не тоже самое происходит когда Минюст выносит решение о нежелательном прибывании!!! гр.Украины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *