Отчет по проекту “Опыт бывалых переселенцев – участникам госпрограммы “Соотечественники” – I этап

Промежуточный содержательный отчет

о выполнении календарного плана по реализации социально значимого проекта

«Опыт бывалых переселенцев – участникам госпрограммы «Соотечественники»

Номер гранта: № 1163-13

Наименование организации-грантополучателя: Общественная организация беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский Дом»

За отчетный период произошла перерегистрация Устава, и теперь полное название «Уральского дома» такое:

Свердловская областная общественная организация соотечественников и вынужденных переселенцев «Уральский Дом» (сокращенное наименование – СООО «Уральский дом»)

Название проекта: Опыт бывалых переселенцев – участникам госпрограммы «Соотечественники»

Отчетный период:  с 21.10.2013г по 31.03.2014 г.

Руководитель проекта:

 Графова Лидия Ивановна Председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» (г.Москва),тел. 8(916)6538561, 8(495)9513065, L.grafova@mail.ru  

Руководитель организации – грантополучателя, координатор проекта:  Гришин Леонид АлександровичПредседатель СООО «Уральский дом» (Свердловская обл., г.Заречный), тел. 8(922)6065550, 8(34377)73973, uralhouse@bk.ru 

 Подготовительный период (ноябрь – декабрь 2013 г.)

Описание содержания проделанной работы

Наша организация реализует очень важный и весьма сложный проект. Главные особенности:

1) Госпрограмма содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (кратко – «Соотечественники»), в настоящее время существенно реформируется, и возникает множество проблем, решение которых приходится искать буквально на ходу. Здесь большую роль играет мобильность и креативность общественных организаций.

2) Наш проект – сетевой: участвуют 5 НКО «Форума переселенческих организаций», которые  работают в разных концах России – от Калининграда до Владивостока, и в каждом регионе – своя специфика. У нас есть возможность оперативно передавать успешный опыт из региона в регион. Причем, обмен опытом идет не только между пятью НКО, участвующими в проекте, но распространяется по сети «Форума переселенческих организаций» и в другие регионы России.

3) Из-за недоразумения при оформлении банковских документов, возникшего не по нашей вине, был заблокирован счет «Уральского дома», который является координатором  проекта и грантополучателем (счет разблокирован только 30.12.2013 г.). Поэтому мы не успели в отчетный период осуществить ряд выплат. Однако основные запланированные  мероприятия  были  выполнены за  счет  собственных средств организации. С разрешения  грантодателя эти расходы  будут компенсированы из средств гранта.

4) Все участника проекта прошли по отборочному конкурсу и стали делегатами  Общероссийского гражданского форума "Повестка дня для России». На секции «Миграция» было рассказано о нашем проекте и в рекомендациях секции проблема соотечественников была признана самой главной. За день до начала форума мы провели в Доме журналиста рабочую встречу по проекту. Это позволило сэкономить грантовые средства на оплату билетов в Москву и гостиницы для координаторов.

5)  Большим успехом нашего проекта стало вручение 14.12.2013 г. координатору проекта «Уральский дом» престижной Национальной премии «Гражданская инициатива», учрежденной Комитетом гражданских инициатив.

Организационные мероприятия

Общественное движение «Форум переселенческих организаций» работает уже 17 лет. В 2000 г. в состав «Форума…» входило 267 НКО, созданных переселенцами в 53-х регионах России. За прошедшее время большинство мигрантов, конечно, интегрировались, однако 40 организаций «Форума…» продолжают работать, выполняя свою роль – передачу опыта новым переселенцам. Из этих устойчивых НКО мы отобрали в участники проекта самые эффективные, которые соответствуют критериям, специально выработанным для проекта:

– наличие официальной государственной регистрации;

– наличие действующего офиса, работающего по постоянному графику;

– наличие в штате обученных сотрудников и опыт работы не менее 3-х лет в сфере миграционных услуг;

– отсутствие претензий к работе со стороны  контролирующих органов;

– наличие в штате организации юриста или – заключение договора о сотрудничестве с юридической организацией;

– письменное подтверждение организации – о готовности участия в качестве оператора.

Участниками проекта стали:

– г. Воронеж:АНО «Центр социальных технологий «Взаимодействие», региональный координатор –  Рагозина Галина Петровна;

– г. Калининград:Калининградский региональный общественный фонд поддержки беженцев и вынужденных переселенцев "Дом",региональный координатор  Смитницкая Ольга Борисовна;

– Липецк: Липецкая областная  общественная организация «Ковчег»,региональный координатор  – юрист Афанасов  Алексей  Михайлович;

– г. Владивосток:  Приморская РОО  «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений»,региональный координатор- Пушкарев Сергей Григорьевич;

– Свердловская область, город Заречный, Общественная Организация «Уральский Дом», региональный координатор – Серажидинов Рафаэль Гайсанович.

С региональными операторами заключены гражданско-правовые договора на  выполнение консультационных и прочих услуг  участникам в  Госпрограммы «Соотечественники»

Рабочая встреча в Москве

22 ноября 2013 г  в  Доме журналиста (Москва, Никитский бульвар, д. 8) были организованыи проведены  (в  соответствии с  календарным планом) круглый стол и стартовый проектно-методический семинар. Присутствоваликоординаторы из всех 5-ти регионов, два руководителя проекта и сотрудники Минрегионразвития и ФМС России, отвечающие за реализацию программы «Соотечественники». Участвовали также ведущие эксперты в  области миграции. Всего – 15 человек

После презентации проекта состоялось обсуждение заранее подготовленных участниками конкретных предложений по сотрудничеству с госорганами в области  адаптации соотечественников и  интеграции их в  местное  сообщество.

Представители госорганов выразили  готовность  к  сотрудничеству  с  общественными организациями в работе по оказанию помощи  переселенцам   в решении массы жизненных проблем, которые возникают у каждого человека при перемене места жительства. С большим интересом восприняли чиновники презентацию «миграционных мостов». Это ноу-хау «Уральского дома», разработанное еще  4 года назад, успешно применяется при партнерской работе с российских НКО и НКО стран СНГ для помощи трудовым мигрантам. Организациям нашего «Форума…» модель «мостов» хорошо знакома, некоторые (например, НКО в Приморье)  апробировали ее на практике. Теперь, в процессе обсуждения, участники пришли к выводу, что этот же механизм будет весьма полезен и в работе с переселенцами, которые благодаря помощи НКО смогут еще до выезда выбрать подходящую им работу в России и найти недорогое жилье.                                                     В процессе обсуждения была достигнута договоренность о  сотрудничестве и взаимодействии участников проекта с госорганами на местах в работе по адаптации и  интеграции  участников и потенциальных участников  госпрограммы.

Работа в 5-ти регионах

Главная суть нашего проекта – непосредственная помощь участникам госпрограммы. В соответствии с договором, заключенным с каждым координатором, отчеты о работе присылаются в ОО «Уральский дом» ежемесячно.

А) Презентационные мероприятия:

-региональные координаторы сообщили о проекте на заседаниях Общественно-консультативных советов при местных УФМС;

– во всех 5-ти регионах прошли деловые встречи в  Департаментах труда и занятости;

– в 3-х регионах (Воронеж, Калининград и Свердловская обл.) проект обсужден с региональными Уполномоченными по правам человека;

–  во Владивостоке координатор выступил с докладом о проекте  на Конгрессе народов  Приморского края, а также на заседании Совета глав муниципальных округов края.

Б) Непосредственная помощь переселенцам:

– обеспечение самой разнообразной справочной информацией о регионе вселения;

– наиболее востребованными являются правовые консультации: ликбез по российскому законодательству, помощь в подготовке документов на получение гражданства, написание запросов и ходатайств в официальные органы, сопровождение в УФМС  и т.д.

– содействие в трудоустройстве, поиске съемного жилья, помощь в устройстве детей в детсады и школы, а пожилым людям – помощь в оформлении российской пенсии и устройстве в поликлиники и больницы.

Результаты и их значимость

1. За два отчетных месяца региональные координаторы проекта оказали консультации и различную практическую помощь114 участникам госпрограммы, как уже переселившимся, так и потенциальным (по Интернету, телефону и скайпу). Массой житейских вопросов, которые помогают решать переселенцам общественные организации, чиновники заниматься просто не в состоянии из-за своей огромной занятости.

    Наша жизнь, да и опыт зарубежных стран показывают, что назрела необходимость делегирования некоторых государственных  полномочий общественным организациям, которые смогут помогать мигрантам адресно, а значит более эффективно, и государству их работа обойдется куда дешевле. Этот вопрос не раз  поднимался на съездах «Форума переселенческих организаций», а также обсуждал при встречах с руководством ФМС России и с директором Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития А.В. Журавским.

Нас радует, что недавно Минрегионразвития внесло в Госдуму законопроект о поддержке государством общественных организаций, занимающихся социальной адаптацией и интеграцией мигрантов. Какую-то лепту в это дело, очевидно, внесли и переселенческие организации «Форума…» – участники проекта своим многолетним, зачастую безвозмездным трудом. Если этот законопроект примут, наш проект можно будет считать вполне успешным.

2. Создание прецедента, который может способствовать расширению всей госпрограммы «Соотечественники»

В Свердловской области ОО «Уральский дом» успешно реализовал инициативный проект возрождения умирающей деревни силами переселенцев. Регион уже выделил им кредит в 1 млн. руб. на разведение племенного скота. С большим интересом следит за ходом дел Минрегионразвития. Этот проект может стать прецедентом для всей госпрограммы «Соотечественники», так как в ней  сегодня недостаточно прописаны условия и выгоды переселения в сельскую местность.

3. Незапланированный результат на высоком уровне

Координатор проекта по  Калининградской обл. (этот регион считается лидером госпрограммы по количеству переселенцев) давно сообщает в Исполком «Форума…» о нарушениях прав переселенцев, проживающих в ЦВР -Центрах временного размещения. По нашей просьбе (на основании материалов, собранных координатором проекта) в декабре с.г. два калининградских ЦВРа посетила выездная комиссия Совета по правам человека при Президенте РФ во главе с ее председателем М.Федотовым. Обнаруженные нарушения обсуждались на встрече с губернатором Калининградской обл. Президентский Совет включил в свои планы специальное заседание о  ситуации в ЦВРах, работающих в разных регионах России. Есть надежда на множественный эффект проверки, инициированной нашим проектом.

4. Сравнительный анализ отчетов из разных регионов показывает, что самое узкое звено госпрограммы – это, конечно,  отсутствие жилья. Наиболее благополучно проблема решается в Липецкой обл., где действует ряд региональных программ, в которые могут вступать соотечественники, получив гражданство РФ. Анализ также показывает, что в тех регионах, где ЦВР нет ,  переселенцы проявляют больше активности в решении своих жилищных проблем, а многие обитатели ЦВР застревают там на годы и ждут , что государство даст им жилье, что в нынешних условиях нереально. Психологически готовить участников программы к осознанию этой суровой реальности нужно еще до переезда, и здесь особенно важна роль общественных организаций, состоящих из «бывалых переселенцев».  Например, ОО «Уральский дом» имеет свой Центр комплексной поддержки мигрантов (ЦКПМ), аналог государственного ЦВР, построенный  при поддержке  Международной организации по миграции,  но там не бывает таких конфликтов, как в Калининграде, потому что с самого начала удалось  создать здоровую атмосферу, исключающую иждивенческие настроения.

Модернизация сайта

Сайт «Форума переселенческих организаций»  был создан в 1999 г. , то есть существует в виртуальном пространстве уже 14 лет.  С 2006г. сайт поддерживался волонтерами- добровольцами. Дело в том, что  аппарат «Форума…», отказавшись еще  7 лет назад  от зарубежных грантов, продолжал все это время работать тоже на сугубо общественных началах. Однако, несмотря на то, что дизайн сайта устарел и с новостями случались перебои, посещаемость сайта держалась на уровне 350 – 500 заходов в сутки, что для специализированного сайта не так уж мало.

В соответствии с проектом сайт модернизирован в портал, и работа программистов выполнена в срок в полном соответствии с техническим заданием.

Сейчас наш портал имеет более практическую направленность – не просто сообщать о новостях миграции, а давать больше информации, которая могла бы помочь соотечественникам решать проблемы обустройства в России. На главной странице расположена информация о Президентском гранте и рубрика, которая будет особо востребована – «Опыт успешного переселения соотечественников». В рубрике «О Форуме» будет рассказано об истории переселенческого движения, о главных достижениях «Форума…» за 17 лет работы, будет размещена аудиозапись Гимна «Форума…», список «форумских» организаций, а каждая из 5-ти НКО, участвующих в проекте, будет регулярно сообщать о своих делах.

В разделе «Компас переселенца»  будут размещены «Советы бывалых переселенцев» (типовые вопросы и понятные каждому человеку ответы со ссылками на миграционные законы и и подзаконные акты, которые будут размещены ниже ).

Безусловно, привлекут внимание посетителей портала такие разделы, как «Письмо SOS», «Вопросы-ответы» и «Опрос» (по какой-то из актуальных тем, волнующих общество).

На портале размещены ссылки на сайты и информационные ресурсы государственных и негосударственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами переселения соотечественников.  Это позволит участникам сети «Форума…» и всем посетителям портала оперативно получать и  распространять информацию, связанную с нюансами миграционных отношений, вести обмен опытом обустройства, получать юридическую консультацию и пр.

Трудности и недостатки, выявленные на 1-ом этапе

Одна из главных целей проекта – установить конструктивное сотрудничество с государственными организациями, занимающимися проблемой переселения. Уполномоченными органами, отвечающими за госпрограмму, в большинстве регионов являются Департаменты труда и занятости, а на федеральном уровне  – Минрегионразвития. Здесь нам удалось достичь неплохих успехов. Так, из Минрегионразвития разосланы письма во все 5 регионов, задействованных в проекте, с сообщением телефонов и адресов наших организаций, где ведется прием переселенцев, и с описанием задач Президентского гранта.

К сожалению, взаимодействие с миграционной службой в двух регионах (Свердловская обл. и Приморский
край) идет пока трудно. Заключить с ФМС Соглашение о сотрудничестве, как мы предполагали, оказалось невозможным.  Поскольку в ФМС существует жесткая командная система,  на круглом столе нам было обещано, что из центрального аппарата будет послано в территориальные органы 5-ти регионов распоряжение о важности сотрудничества с общественными организациями на паритетных началах, тем более, что речь идет о реализации Президентского гранта. Это обещание до сих пор не выполнено.

Разумеется, мы обнаружили ряд недостатков и в собственной работе, но самокритику оставим до следующего отчета.  Впрочем, этот начальный период был настолько труден, что в дальнейшем, надеемся, мы будем больше писать о достигнутых  успехах, чем о проблемах и недостатках.                                      

 Основной этап работы (январь – март  2014 г.)

Помощь переселенцам

За этот период в пяти регионах России: Воронежская, Калининградская, Липецкая, Свердловская области и Приморский край – по проекту было проведено 212 консультаций для соотечественников. (А с начала работы по проекту, т. е. с ноября 2013г. всего  -326 консультаций).

Самые востребованные консультации – по законодательству. Миграционное законодательство России так часто меняется и столь противоречиво, что сами сотрудники миграционной службы часто не могут в нём разобраться. К тому же огромные очереди на приём не позволяют миграционным чиновникам объяснять юридические тонкости посетителям.

Региональные координаторы проекта не просто консультируют участников госпрограммы по юридическим вопросам и по всему необъятному кругу житейских проблем, но они каждый раз стараются реально помочь переселенцам – пишутся ходатайства, проводят телефонные переговоры с учреждениями, а порой сопровождают мигранта (буквально – за руку) по бюрократическим лабиринтам. Есть случаи (Воронежская область), когда региональный координатор с успехом отстаивал законные интересы семьи переселенцев в суде.

Особо важны выездные консультации в отдалённые районы областей. Всего за время работы по проекту (с ноября 2013 г.) в пяти регионах проведено 120 выездных консультаций.

Трудно переоценить полезность таких консультаций для не успевших освоиться на новом месте соотечественников. Ведь они могут не тратить время и средства на поездку в областной центр, а прямо «доставкой на дом» получить исчерпывающие ответы на свои трудные вопросы.

Координатор проекта по Приморскому краю С. Пушкарев совместно с ОО «Адолат», учреждённой узбекской диаспорой, провёл собрание, в котором участвовало 156 мигрантов, интересующихся программой добровольного переселения. В собрании участвовали также специалисты из УФМС и департамента занятости. Это была своего рода групповая консультация и вместе с тем урок юридического ликбеза.

Более того, координатор  С.Пушкарев создал филиал своей организации «Миграция»  в городе Находка, а также работает сейчас над созданием филиала в городе Уссурийске. Учитывая огромные масштабы Приморского края, такие филиалы, как и выездные консультации, значительно облегчают жизнь участникам госпрограммы.

СООО «Уральский дом»  встречает переселенческие семьи на вокзале или в аэропорту, вручает каждой семье, над которой осуществляется шефство, так называемую «дорожную карту» с конкретной информацией о регионе.

К сожалению, не все региональные координаторы снабжают переселенцев такими «дорожными картами», о чём шёл разговор на последней видеоконференции по проекту.

Взаимодействие с властями

Самая сложная задача проекта – побудить власти к партнёрскому сотрудничеству с НКО.  За время реализации проекта региональные координаторы провели в общей сложности более 60 деловых встреч с представителями властей  пяти регионов.

Согласно договорённости, достигнутой в ноябре на рабочей встрече в Москве, Минрегионразвития разослал в уполномоченные органы всех пяти регионов рекомендательные письма о важности сотрудничества с НКО в реализации проекта по президентскому гранту. Результаты этой поддержки со стороны Министерства сразу сказались в регионах. Так, в Приморском крае Департамент труда и занятости уже в январе заключил соглашение о сотрудничестве с ПРОО «Миграция». В Свердловской области в настоящее время прорабатывается механизм сотрудничества по соглашению между Департаментом труда и занятости и СООО «Уральский дом».

К сожалению, ФМС России в отличие от Минрегионразвития до сих пор не выполнила своего обещания: рекомендательные письма в миграционные службы пяти регионов не разосланы.

Выездные встречи с работодателями и сотрудниками служб занятости территорий вселения позволяют собрать объективную информацию о рабочих местах, жилищном обустройстве и сформировать «заказ » на специалистов  из числа переселенцев для работы в отдаленных территориях областей. Однако из- за отсутствия соглашения с ФМС России эта информация, столь важная  для соотечественников,  находящихся за рубежом, остается для них недоступной – без распоряжения из  Москвы невозможно оперативно распространять сведения о рабочих местах с жильем в  представительствах и рабочих группах ФМС за рубежом. Мы готовим сейчас повторное письмо в адрес руководства ФМС с перечнем конкретных действий, которые мы не можем совершить по их вине при реализации проекта по Президентскому гранту.

В сложившихся условиях единственным источником распространения  полезной  информации среди потенциальных переселенцев являются НКО соотечественников за рубежом, с которыми налажено информационное сотрудничество у СООО «Уральский дом».

 Несмотря на нежелание центрального руководства ФМС   устанавливать партнерские отношения с общественными организациями, заинтересованность местных миграционных служб в сотрудничестве с нашими координаторами  становится все ощутимее.

Эта тенденция ярко проявилась во время визита руководителя проекта

 Л. И. Графовой в Воронеж и Липецк ( 28 – 30 января с. г. )

Региональные координаторы обеих областей заранее подготовили чёткую программу деловых встреч с ответственными чиновниками, отвечающими за реализацию госпрограммы, и все эти встречи прошли весьма благожелательно и информативно. Хотя визит руководителя проекта был запланирован в бюджете проекта, но нам удалось провести эту поездку в два региона не за счёт средств гранта, так как Л. Графова, известный журналист, имеющий высшую награду Союза журналистов «Золотое перо России», была приглашена в Воронеж по другому, журналистскому, проекту для проведения мастер-класса и конференции по толерантности. Это совмещение задач помогло широко оповестить жителей Воронежской области о проекте по президентскому гранту. Выступление Графовой по местному ТВ повторялось в эфире дважды.

Приятно отметить, что в организации круглого стола, где присутствовали самые авторитетные  лица города, активно участвовала  координатор проекта по Воронежской обл Г. П. Рогозина О её самоотверженной работе на благо соотечественников говорили и на круглом столе, и потом не раз упоминали  чиновники, которых она, кстати сказать, нередко критикует.

Г. Рогозина и председатель Общественно-консультативного совета при УФМС Воронежской области В.Муженский сопровождали потом Л. Графову  в ее поездке по Липецкой области. Таким образом, происходил живой обмен опытом работы участников проекта двух регионов.

Выявленные недостатки

Вынуждены заметить, что работа по проекту показала неслаженность в   деятельности госструктур,

 реализующих госпрограмму: как водится, у двух нянек дитя часто оказывается без глазу. В данной ситуации общественные организации исполняют роль связующего звена между двумя госорганами, слабо координирующими свои действия. По мнению наших региональных координаторов, противоречия между этими госструктурами осложняют и без того трудную жизнь переселенцев, и было бы разумнее передать комплекс проблем по жизнеустройству переселенцев в Минрегионразвития, а за ФМС оставить только оформление документов. В последнее время ФМС все больше превращается в репрессивное силовое ведомство и просто не в состоянии гуманно распоряжаться человеческими судьбами. Одновременно такой антимигрантский настрой ведомства вредит и государственным интересам. Так, УФМС Приморского края отказывается принимать в госпрограмму соотечественников, имеющих востребованные в регионе рабочие профессии и опыт. На том основании, что эти переселенцы не  имеют диплома о высшем образовании, хотя такое требование вовсе
не предусмотрено законом.  Между тем, на Дальний Восток и так едет пока  очень мало переселенцев.

Результаты работы

Все региональные координаторы регулярно присутствуют на заседаниях Межведомственных комиссий по реализации госпрограммы «Соотечественники», а такие участники проекта, как Л. Гришин («Уральский дом») и С. Пушкарёв (ПРОО «Миграция») являются полноправными членами этих авторитетных комиссий. Так вот, все они, участники нашего проекта, знают жизнь переселенцев изнутри и  вносят реальные предложения, влияющие на принятие решений, от которых зависят судьбы тысяч переселяющихся соотечественников.

Самые трудные жизненные ситуации координаторы проекта ведут на протяжении нескольких месяцев. Конечно, ни один чиновник не станет проявлять такого упорства, как, например, та же

 Г. Рагозина (Воронеж), которая много месяцев опекает попавшую в почти  безвыходную ситуацию многодетную семью переселенцев Ждановых. Состоявшийся  на днях суд буквально спас эту семью от  депортации. Статья местного журналиста, которого привлекла Рагозина, заставила обратить внимание на трагедию этой семьи губернатора области и даже федерального инспектора, а общественный резонанс вокруг одной такой  семьи ,безусловно поможет   другим подобным семьям в регионе решать их проблемы.

Активная работа со СМИ и привлечение к проблеме миграции других общественных организаций помогли координатору Калининградской области О. Смитницкой отложить выселение «в никуда» 70-ти семей учителей и медиков из ЦВР «Долгоруково». Эти семьи были заселены в своё время в недостроенное жильё и им власти пообещали, что если они сделают за свой счет необходимый ремонт, то квартиры станут их собственностью. Потом это обещание было забыто. Координатор проекта занимается этой проблемой долгое время,  по ходатайству руководителя проекта в решение проблемы вмешался Президентский совет по правам человека, и права обманутых семей пока что удалось отстоять.

Незапланированные мероприятия

Калининградский фонд «Дом» стал инициатором и одним из главных организаторов круглого стола, который проводился в офисе регионального омбудсмена и собрал всех калининградских чиновников, занимающихся программой «Соотечественники».

В Воронеже по инициативе регионального координатора проекта была проведена торжественная церемония вручения российских паспортов новым гражданам, прибывшим в область по программе «Соотечественники». О такой праздничной церемонии давно мечтали переселенческие организации России, и вот наконец праздник состоялся. Хочется надеяться, что это станет доброй традицией.

СООО «Уральский дом» провёл мониторинг рабочих вакансий Свердловской области и подготовил информацию о тех рабочих местах, которые предоставляются переселенцам вместе с жильём. Для распространения этой драгоценной информации в странах СНГ необходимо распоряжение ФМС работникам представительств и рабочих групп, но такого распоряжения, увы, пока нет.

Зато 14 марта с. г. на заседании Межведомственной комиссии (МВК)  по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, после подведения  итогов  программы за 2013 г. и обсуждения предложений по повышению  эффективности  работы по приему соотечественников, начальник  областного Департамента по труду и занятости населения  Д.А. Антонов сказал, что во многих регионах, где прием соотечественников ведется уже давно, созданы центры временного размещения соотечественников. Подобные центры необходимо создавать и в Свердловской области. Но в первую очередь Антонов предложил изучить опыт работы уникального, единственного в нашей стране миграционного центра, созданного в нашей области без привлечения средств из бюджета общественной организацией «Уральский дом». Следующее заседание  МВК решено сделать выездным и провести в г. Заречный с целью изучения столь положительного опыта работы центра комплексной поддержки мигрантов и соотечественников.

Модернизация сайта

После прослушивания администратором сайта вебинара  «Эффективный сайт НКО: советы специалиста»  были найдены рекомендации для НКО (проект АСИ «Теплица социальных технологий») и по предложенному там алгоритму сайт Форума был протестирован. Затем были изучены рекомендуемые в качестве образца сайты Ночлежки (С-Пт.) –www.homeless.ru, Сибирского центра поддержки общественных инициатив – www.scisc.ru, а также просмотрены сайты организаций, помогающих мигрантам в решении их проблем: «Гражданское содействие» – www.refugee.ru, юридическая помощь иностранцам – www.migrants.ruи некоторых  других. Кроме того, с целью выяснения, какими соцсетями чаще всего пользуются  мигранты и  наши соотечественники, был проведен опрос как уже переселившихся соотечественников, так и тех, кто планирует это сделать. В результате выяснилось, что у этой категории граждан популярностью пользуются facebook, в контакте, одноклассники, мой мир. В результате этого мини исследования было принято решение немного изменить дизайн главной страницы, добавить ссылки на популярные в среде мигрантов соцсети и упростить пользование сайтом, убрав необходимость регистрироваться для входа на сайт.

Была достигнута договоренность с С.А. Ганнушкиной,  руководителем Комитета «Гражданское содействие» и  программы «Миграция и право», что межрегиональная сеть юристов,  работающих в этом проекте, будет консультировать пользователей  сайта по вопросам  в сфере миграции.

В настоящее  время  идет  наполнение   Портала   информацией. С  целью сохранения  аудитории новая  версия    размещена   по  адресу прежней  http://www.migrant.ru.

 Резюме

     Пять месяцев  работы  по проекту наглядно показали его практическую значимость. Конечно, очень важно уже то, что в пяти регионах России НКО «Форума…» оказывают самую разнообоазную помощь вновь  прибывающим переселенческим семьям, но не только это мы имеем в виду под значимостью. У проекта куда более широкий эффект.  Дело в том, что с начала 2014 г. реализуется новый, модернизированный вариант программы содействия добровольному переселению соотечественников, и наш сетевой проект  является своего рода испытательной площадкой, позволяющей путем сравнительного анализа выявлять зависимость результатов от региональных особенностей, обнаруживать типичные ошибки и на основе этого принимать взвешенные решения об исправлении недостатков.

Руководитель проекта

Л.И. Графова,

Председатель исполкома МОД «Форум переселенческих организаций»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *