«Побег из Маскавабада»: Мы все в какой-то степени являемся гастарбайтерами

7FCC0A82-D881-44A1-904F-4DAAC16C8CCA_w640_r1_sСтудия «Всемирные русские студии» выпустила в прокат новый фильм режиссера Дарьи Полторацкой «Побег из Маскавабада». Этот фильм рассказывает о проблемах таджикских трудовых мигрантов в России. Руководство студии «Всемирные русские студии», к этому моменту фильм был представлен только на конкурсах и кинофестивалях.

В сюжете фильма Маша Ласточкина, инспектор Федеральной миграционной службы, руководит оперативной группой выявлению в российской столице нелегальных мигрантов. В её отдел направляют Хасана – таджика по кличке «Санитар».

Хасан работает на органы, добывая информацию о том, где незаконно проживают мигранты. Со стороны – это выглядит как предательство своих, на самом же деле – Хасан спасает земляков: вдали от родины они теряют человеческий облик. Общаясь с ним, Маша понимает, что она сама ничем не отличается от нелегалов.

Маша и Хасан – чужие в бездушном мегаполисе, но в нем можно выжить, только помогая друг другу и не деля людей на местных и гастарбайтеров.

В телефонной беседе Дарья Полторацкая, режиссер фильма, ответила на вопросы Радио Озоди:

– Дарья в чем главная мысль вашего фильма? Что Вы хотели этим фильмом сказать?

– Он все-таки не о гастарбайтерах, хотя сейчас многие пишут, что это фильм о гастарбайтерах, о том, что это популярная тема. В нем понятие «гастарбайтер» воспринимается шире, что мы все в какой-то степени являемся гастарбайтерами, как пищевая цепочка, каждый на своем уровне, каждый от кого-то зависит и все должны выставлять локти, чтобы побороться. Главное сохранить достоинство в этом ритме жизни и в этих правилах игры надо расставлять приоритеты, чтобы сохранить человеческое достоинство. Мне кажется, вот об этом фильм, мне бы так хотелось.

– Как пришла идея выбрать образ таджика, который сначала был плохим человеком, потом он открылся с другой стороны? Как эта идея сюжета возникла?

– Об это уже трудно говорить, потому что все это постепенно начиналось с другой истории, от которой я хотела отказаться, а потом мы с автором сценария Юсуфом Розыковым придумали вот такую историю. Как бы шаг за шагом, ведь целая история придумывается, возникает сценарий.

– Насколько Вы довольны работой актерского коллектива?

– Это как раз такое кино, которое позволило артистам сыграть свои роли, были перевертыши с развитием. Была очень хорошая работа. Для Маши Машковой это было одна из первых серьезных работ.

– А кто играет Хасана?

– Это достаточно известный узбекский артист Джавохир Закиров. Он из известной семьи, у него в роду и певцы и артисты. Он заканчивал ВГИК. Выучить сцену на таджикском языке для нас оказалось камнем преткновения. Это совсем неродные языки, несмотря на все обещания и все его искренние попытки, не лег у него таджикский. Пришлось его в этих ценах переозвучивать.

– У Вас где-то есть в фильме таджикская речь?

– Да обязательно. Этого хотелось, чтобы она звучала.

– Почему Вы рекомендуете посмотреть этот фильм?

– Мы должны иметь возможность останавливаться и посмотреть на себя со стороны. Иногда нам всем это сложно сделать, так как, находясь в жизненной колеи, забываются человеческие ценности. У нас не так много фильмов, которые о нас самих. Это социальная драма в чистом жанре, которая рассказывает о нас самих. Мне кажется, кому-то что-то поможет понять, что они не одиноки в своих мыслях.

– Вы ожидаете, что Ваша работа будет содействовать в улучшении отношения российского общества к мигрантам?

– Нет, таких иллюзий я не строю. Я думаю, что один фильм не может ничего такого сделать, тем более фильм, который вряд ли когда-либо выйдет в прокат. Прокат это отдельная история. Должно появляться много таких фильмов, и не только фильмов, но и книги, передачи… И вообще мы должны больше вспоминать о себе, о своей душе, о своих человеческих проявлений, а не меркантильных.

– Вы как россиянка наверно постоянно сталкиваетесь с мигрантами. Как Вы считаете, что необходимо предпринять властям для решения этой проблемы?

Дарья Полторацая

Дарья Полторацая

– Это очень сложно обсуждать и говорить об этом. Мы сделали на примере Москвы. То есть я живу в Москве, съемочная группа московская, но в принципе это касается всех больших городов. Есть такое понятие, как насыщенный раствор,когда сахар добавляешь туда, он полностью не растворяется. Все уже нет пространства, чтобы растворится. Москва, также как и этот перенасыщенный раствор, люди приезжают сюда, и они не могут понять себя. Все равно очень много народу, так нельзя плотно жить. Это главная проблема, а не то, что мы разных вер, разных культур. Скопление бьющихся за место под солнцем людей агрессивное. В такие города приезжают не от любви к этому городу, к этому месту, к этим людям, а приезжают завоевывать, отвоевывать, отгрызать и поэтому приезжают в основном достаточно агрессивные люди, которые не любят этот город. Я это имею виду не только о мигрантах, приезжающих из азиатских стран, но и россиян, которые приезжают из других регионов. И этот баланс давно сдвинут. И здесь нужно либо разделять Москву на разные города, либо переносить часть производства в другие города, либо часть руководящих организаций. И все-таки, надо посмотреть, как это было в Советском Союзе, чтобы позаимствовать, когда мы изучали и костюмы и традиции, когда отношение к друг другу было уважительное. Должна быть проведена колоссальная работа.

– Я слышала, что Вы готовитесь к большим кинофестивалям с этим фильмом. Поделитесь планами.

– У нас грядет очень хороший фестиваль. Мне очень интересно как он пройдет, и что будут говорить о фестивале в Казани «Мусульманский мир». Потом фестиваль в Оренбурге «Восток-Запад», в Варшаву мы приедем в ноябре. Потом будет в Таллинне и, может быть ещё получиться в Онфлёре. Хотелось бы, чтобы он хотя бы в небольшом прокате появился, но это совершено от меня не зависит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *