Практика реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: проблемы/тормоза

Аналитическая справка для расширенного заседания экспертной группы  «Почему Госпрограмма содействия переселению соотечественников превращается в противодействие переселенцам? Что в перспективе?»

Управление, координация и контроль реализации Госпрограммы
Организация управления Государственной программой и контроль хода ее реализации осуществляются Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Координатором Государственной программы является МВД России. Региональные программы являются подпрограммами (частью иных областных программ).

Уполномоченным органов исполнительной власти на региональном уровне определены Министерства (департаменты) труда и занятости  населения. Вместе с тем, согласно Подпрограмме, кроме них, задействованы в качестве участников органы здравоохранения, социального развития, опеки и попечительства, образования, строительства, дорожного хозяйства  и др.

Контроль выполнения Программы не осуществляется на должном уровне, не обеспечивает ее полноценного функционирования, что создает предпосылки для нарушения прав участников Программы переселения.

Информирование о Госпрограмме
За рубежом:

1.       Сложности  с личным консультированием  в уполномоченном органе  за рубежом лиц, проживающих  в отдаленных  территориях

2.       При проведении презентаций Программы за рубежом, как правило, не ставятся проблемные вопросы

3.       Допускаются  случаи, когда участники Госпрограммы не информируются о полном пакете необходимых документов (особенно  о необходимости справок из органов ЗАГСа о смене фамилии при вступлении в брак, разводе)

4.       Недостаточно  внимания уделяется при информировании  переселенцев сложностям, с которыми они могут столкнуться  при оформлении документов в РФ

5.       Ин формация о регионах носит общий характер, не позволяющий соотечественникам объективно выбрать регионы для переселения.

В территориях вселения в РФ:
6.       Проблемы с консультированием  в территориальных подразделениях УВМ в РФ (большие очереди,  отводится мало времени на консультации)

7.       В связи с размещением  первоначальной информации на одном сайте ГУВМ затруднена возможность получения информации  соотечественниками по регионам

Переселенцы  жалуются  на неполное информирование  о действующих нормах и процедурах в сфере миграции (ведомственные приказы и распоряжения закрыты), на некомпетентность самих сотрудников миграционных подразделений.

Подготовка к регистрации в качестве участника Государственной программы

(прием и рассмотрение заявления об участии в  Государственной программе)

Прием заявлений:

1. В последние два года Программа добровольного переселения начала  возвращаться к оргнабору трудовых мигрантов, как это было в начале ее действия. Снова появилась тенденция включать в Программу только лиц, имеющих востребованную профессию. Более того, соискателю теперь необходимо работать  перед подачей заявления  из-за рубежа именно по своей основной профессии.

2. В ряде регионов установлено требование стажа работы, например, полгода (Воронежская область) или год (Калужская область). А вот в Курской области в Программу принимается только тот претендент, кто нашёл вакансию и именно на сайте  Комитета по труду и занятости населения Курской области.

3. В Программу не принимают молодых соотечественников, родившихся после распада СССР. 4. Имеются сложности с включением в Программу украинских беженцев, прибывших не в массовом порядке (после февраля 2016), т.к. из-за отсутствия квот они не могут получить  разрешение на временное проживание в РФ.

5. Помимо этого действует ограничение по возрасту.  В программу не принимают женщин  старше 55 лет и мужчин – 60 лет. Т.о. в участии отказывают квалифицированным специалистам,  работающим в регионах.  Например, учителям.

6. Органы МВД считают Программу просто обузой для себя. И всё больше увеличивается количество отказов (в отдельных регионах до 50% отказов) только с целью уменьшения очередей в миграционных структурах. Особенно это касается центральных районов РФ.

7. Зачастую претендент на участие в Программу не получает письменного отказа, либо получает отказ без его обоснования.

Вместе с тем, продолжает существовать система  оказания коммерческих услуг  по предоставлению возможности вступления в Программу.

8. Отказы в приеме заявлений у граждан РФ, проживающих за рубежом (ответ: « и так имеете гражданство РФ»)

9. Отказы в приеме заявлений у одного из супругов, если второй не хочет или не может становиться участником Госпрограммы

10. Большие  очереди в представительства ГУВМ за рубежом. Запись на консультацию и подачу документов растягивается на месяцы, сотрудники  не отвечают на телефонные звонки, через он-лайн запись проблематично записаться из-за короткого  времени записи.

11. Допускаются отказы  в приеме заявления на участие в Госпрограмме при включении в члены семьи участника Госпрограммы  взрослых детей, имеющих собственные семьи

12. При подаче заявления на участие в Госпрограмме на территории РФ требуют подлинники документов членов семьи, которые на тот момент проживают за рубежом.

В Госпрограмме не включены в перечень  членов семьи супруги детей, бабушки  и дедушки супругов  будущих участников Госпрограммы

Рассмотрение заявлений:

1. Отказы по профессиональному признаку

2. Отказы по стажу работы

3. Отказы в связи с невостребованностью профессии в регионе

4. Отказы в связи с отсутствием вакансий по данной специальности

5. Отказы в связи с судимостью кого-либо из членов семьи

6. Допускаются случаи не проверки гражданской принадлежности заявителя. В результате только при подаче на правовой статус выясняется, что у заявителя уже  имеется гражданство РФ

7. Затруднено переселение из дальнего зарубежья (из-за отсутствия необходимой информации, возможности получить хорошее консультирование, сложностей с оформлением документов, визового въезда).

Государственная  программа «привязывает» участника к региону его вселения, не позволяя ему переехать в другой регион с сохранением всех преференций, даже если там он более востребован по профессии и/или у него там нашлись родственники, появилось доступное жильё.

Муниципальные межведомственные комиссии, принимающие решение об участии претендентов в Программе заключение делают на основе заключения «Службы занятости» о вакантных рабочих местах, что не всегда соответствует рынку труда и новой редакции программы о возможностях самостоятельного трудоустройства.  Муниципальные комиссии имеют низкую мотивацию и компетенции  по приему Соотечественников,  так как проблемы, связанные с приемом и обустройством ложатся на инфраструктуру муниципалитетов (детские сады, мед. обслуживание, школы, места временного проживания и т. д.) – чиновникам не нужны лишние люди.

Выдача, отказ в выдаче либо аннулирование свидетельства участника Государственной программы
1.       Не соблюдаются установленные сроки уведомлений  о принятом решении

2.        Не всегда заявителю  направляются официальные отказы

3.       В официальных отказах зачастую  не указывается истинная причина отказа ( например, наличие судимости)

4.       Имеются случаи, когда необходимы внесения изменений в свидетельство участника Программы (когда в семье участника после получения свидетельства рождается ребенок, который в свидетельство не вписан, при смене фамилии и/или устранении неточностей). Однако процедура внесения изменений в свидетельство ни одним нормативно-правовым актом не урегулирована. Т.е. миграционная служба вольна субъективно принимать решение об отказе.

В связи с тем, что участники Госпрограммы, как правило, не имеют принимающей стороны и регистрируются п.э. в «резиновых квартирах», у них велик риск  быть привлеченными  неоднократно к  административной ответственности за нарушение режима пребывания, что может повлечь за собой отказ в  продлении регистрации, оформлении РВП, ВНЖ, гражданства РФ.

Не  всегда соблюдаются  установленные сроки оформления и выдачи свидетельства участника Госпрограммы.

 
Административные процедуры при выезде из-за рубежа и при въезде на территорию Российской Федерации
Выезд из-за рубежа осуществляется практически бесконтрольно. П.э. в территориях вселения не могут спрогнозировать по времени  приток переселенцев из-за рубежа.

Переселенцам не разъясняется, что для граждан  ряда государств (Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан) установлены более длительные  сроки возможности постановки на миграционный учёт.  За это время они могут  приобрести собственное жильё или найти в аренду жилье, в котором смогут зарегистрироваться. В результате в сроки 7 рабочих дней, которые им устанавливают для постановки на миграционный учет в представительствах за рубежом, переселенцы, как правило, попадают в «резиновые квартиры».

Административные процедуры на территории вселения
Переводы документов с нотариальным заверением, сделанные за рубежом, даже если они заверены печатями на двух языках, не принимаются миграционными структурами в РФ. Требуют переводы, сделанные только в РФ
Регистрация участника Государственной программы
Регистрация  участника Госпрограммы,  в большинстве регионов производится всего 2 дня в неделю.
Постановка на учет по месту пребывания, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также регистрация по месту жительства
1.         Дактилоскопия производится всего один раз в неделю, большие очереди

2.       У подавляющего числа участников нет в России родственников. То есть, нет «принимающей стороны». В первое время им приходится по несколько раз менять место жительства и, соответственно, регистрацию, обращаясь к посредникам. Более того,  даже купив собственное жильё, участник Программы может  встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства по РВП в нём только сам,  остальных же членов семьи приходится регистрировать, где придётся (в частности, в «резиновых» квартирах).

3.       Подача заявление на выдачу  РВП в стране постоянного проживания затруднена в связи с большими очередями (иногда  в течение года невозможно подать заявление).

4.       На подачу документов на РВП  в миграционных подразделениях в РФ большие очереди и участники Госпрограммы не имеют никакого приоритета.

5.       Имеются проблемы с  уведомлением о принятом решении по выдаче РВП тем, кто подавал документы  в стране проживания. Дозвониться в регионы очень сложно даже самим представительствам, не говоря об участниках Госпрограммы.  Информационные ресурсы  ГУВМ по РВП не совершенны: заполняются несвоевременно, не указывается информация  о том,  какое решение принято. Имеются проблемы при  подаче обращений  в он-лайн режиме из-за рубежа. Ответы на них зачастую не даются.

6.       Штампы об РВП  в ряде регионов проставляются в паспорта в течение 3-4х недель, при этом ИГ остаются без документов, удостоверяющих личность. Не выдаются справки о том,  что паспорта сданы в миграционные органы

7.       Участники Госпрограммы из Украины получают отказы о постановке штампа РВП на отдельном листе (паспорт с отметкой  иного государства может быть признан недействительным).

8.        Имеются проблемы по  ежегодному подтверждению дохода  по РВП, в связи с тем, что особенно в первый год проживания в РФ, как правило, нет возможности работать.

Прием в гражданство Российской Федерации
1.       1 . Как правило, оформление гражданства РФ осуществляется в течение 4-х месяцев, и даже более.

2.       2. Нет базы данных по вопросам гражданства  в информационных системах ГУВМ МВД РФ.

3.       3. Зачастую письменные уведомления о приеме в гражданство  РФ участникам Госпрограммы  не отправляются.

4. Участились случаи отказов участникам Госпрограммы в получении гражданства РФ.
Например:

– истек срок свидетельства участника Госпрограммы;

–  при проверке не обнаружили по указанному адресу заявителя;

– было принято заявление на гражданство РФ, а  срок действия  свидетельства участника Госпрограммы  закончился до вынесения  решения. Заявление просто снимают с рассмотрения. И т.п.

5. Зачастую заявление об оформлении гражданства Российской Федерации для ребенка (детей) участника Госпрограммы  вместе с одним из родителей   по упрощенной программе  без оформления ребенком (детьми) РВП не принимается.
Участнику Госпрограммы предлагается получить гражданство РФ, а потом подать заявление на гражданство РФ на ребёнка (детей). При этом возникают проблемы с продлением регистрации детей по месту пребывания, получением медполиса ОМС  на ребёнка.

6. В результате проблем, возникающих при подаче документов на РВП, гражданство РФ (неполадки в документах, истечение сроков и др.), участники Госпрограммы всё чаще получают отказы в получении статуса, попадают под действие нормы 90/180. Чиновники УВМ требуют выезда участников Госпрограммы из России на 90 дней! Привлекают к административной ответственности за превышение срока пребывания в России, не продлевают им  временную регистрацию, а выезжать им часто уже некуда.

Если участник Госпрограммы за 90 дней не успел подать документы на РВП, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания (временной регистрацию) в России.

 

Участникам Госпрограммы выносят запрет на въезд за два административных правонарушения и даже реально выдворяют из РФ.  Такие случаи происходят регулярно в разных регионах. И нет никакого разъяснения от ГУВМ МВД России, что региональные УВМ не должны  поступать с участниками Госпрограммы как с нежелательными нелегалами.

Миграционные подразделения в регионах не в полной мере предоставляют  возможность получения гражданства РФ по упрощённой схеме по Госпрограмме  соотечественникам, длительное время находящимся в РФ с неурегулированным правовым  статусом. Не ведут среди них разъяснительную работу о возможности участия в Госпрограмме, не принимают документы из-за отсутствия   в течение длительного периода    постоянной работы, недостаточного уровня образования, наличия профессии, отсутствия  официального места работы на момент подачи заявления на участие в Госпрограмме.

Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
Нарушаются регламенты по срокам выдачи паспортов РФ.

Участились случаи, когда паспорт гражданина РФ выдается позже, чем в нем поставлена дата. В результате участники Программы, особенно не имеющие собственного жилье, не успевают уложиться  с регистрацией по месту пребывания или месту жительства в 7 рабочих дней и попадают под административную ответственность не по своей вине.

Получение компенсационных и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат   
1.       1. В связи с большими очередями на подачу документов на компенсационные выплаты, истекает срок действия свидетельства участника, и даже если документы на компенсационные выплаты приняты, а  срок свидетельство участника  на день проведения комиссии по выплатам истек, в выплатах бывают отказы.

2.       2. Если  участник Госпрограммы  компенсационные выплаты получил, а члены семьи прибывают в территорию вселения позднее,  у них  заявление на выплаты не принимаются.

3.       3. Не всегда  участникам Госпрограммы направляются письменные извещения о результатах рассмотрения заявления на компенсационные выплаты

4.       4. В случае, если участник Госпрограммы не имеет копию квитанции об оплате госпошлины, заверенную сотрудником миграционных органов, ему отказывают в приеме документов на выплату компенсации за госпошлину.

5. Крайне сложная ситуация сложилась с выплатами компенсаций, особенно в регионах, куда массово переселились украинские беженцы.  Образовались большие  нерегулируемые  очереди на подачу заявления ( более года).

6. Участники Программы, прибывающие на личном транспорте не получают компенсационные выплаты за транспортные расходы

7. В связи с отсутствием маломерных контейнеров и очередями на контейнеры  вместимостью 20 т., основная масса переселенцев  отправляет вещи грузовым  автомобильным транспортом и компенсация транспортных расходов за провоз багажа, практически не производится, т.к. очень высокие требования к оформлению документов

8. С июня 2017 г.  компенсационные выплаты не осуществлялись вообще. С января 2018 г. начали перечисляться, но частями.

И это притом, что едва ли не половина участников вообще не подает документы на выплаты в связи с тем, что не хотят себя «привязывать» к определенной территории, а в основном потому, что не имеют возможности месяцами стоять в очередях.

Организация и обеспечение в субъектах РФ работы по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей (в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев). А также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации
1.       В большинстве регионов нет центров временного размещения переселенцев

2.       При постановке  переселенцев на учет в службе занятости в качестве ищущих работу, не принимаются справки о заработной плате, выданные в  государстве исхода, в с вязи с тем, что они составлены не по российскому образцу. При этом выплачивается минимальное пособие по безработице.

3.       Право на любые выплаты в органах соцзащиты лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, производятся только после получения вида на жительство или гражданства РФ.

4.       Участники  Госпрограммы до получения РВП не имеют медполисов ОМС, им отказывают в бесплатном медицинском обслуживании.  В том числе, детям и беременным женщинам. В случае, если дети  у участников Госпрограммы рождаются в России,  до получения переселенцами российского гражданства  медполисы ОМС выдают только тем , кто имеет РВП.  Детям для получения российского гражданства не обязательно получение   РВП, п.э.  дети не имеют медполисов ОМС до получения гражданства РФ.  Для поступления детей в школу/детсад  требуется медобследование, которое  без медполиса является платным. Страховые компании не оформляют  детям медполисы даже на платной основе.

5.       В ряде регионов перестали принимать документы на материнский капитал, получение которого  для жилищного обустройства  переселенцев очень важно.

6.       Для назначения пенсий новым гражданам РФ, в том числе членам семьи участников Госпрограммы,  ПФР требует наличие  регистрации по месту жительства.  Тем, кто живет на съемном жилье и имеет только временную регистрацию,  в выплате пенсии отказывают.  Даже если раньше им платили пенсию по виду на жительство! ПФР просто не считает  таких  граждан РФ, живущих без постоянной регистрации,  постоянно проживающими в России.  Даже если переселенцы являются участниками Госпрограммы , получили российские паспорта, отказались от иного гражданства,  их все равно не считают постоянными жителями РФ.

7.      Существуют и иные  проблемы  с начислением пенсий. Не берётся  во внимание стаж после 1991 г. Пенсионный фонд не принимает никакие справки от заявителя, потому что сам  направляет запросы и ждет на них ответы от 3-х до 6 месяцев.  В подразделениях Пенсионного фонда сотрудники отказываются заранее (до получения вида на жительство или  гражданства РФ)  проверять  документы пенсионера, чтобы указать на неполадки, всё потому же, что только верят официальным  ответам. А, например,  из Узбекистана, Украины  ответы практически  никогда не приходили и не приходят. И  даже если у человека есть трудовая книжка и  необходимые справки, эти года исключаются  из стажа.

Составлено экспертами проекта «Собирание народа», осуществляемого МОД «Форум переселенческих организаций». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ № 93-рп от 3 апреля 2017 года и на основании конкурса, проведенного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *