Путин, Алиев и Роухани обсудили “Север-Юг”

15.4Состоялась первая в истории встреча президентов России, Ирана и Азербайджана. Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани собрались в Баку. Центральная тема переговоров — будущее проекта “Север-Юг”. Это транспортный коридор, который должен соединить индийский порт Мумбаи с Санкт-Петербургом. Протяженность — 7200 километров. Благодаря ему товары из Индии и стран Персидского залива можно будет поставлять в Европу. В отличие от существующего ныне морского пути через Суэцкий канал, сухопутный коридор будет вдвое короче, а значит, выгоднее.

Причем выгоднее не только в экономическом, но и в геополитическом смысле. Контроль над торговыми путями во все века считался одним из главных инструментов влияния на другие государства. В последние столетия торговлю между Индией и Европой держали в своих руках главные морские державы, прежде всего, Британия и Франция. Чтобы разрушить эту монополию, необходимо объединить железнодорожные системы Азербайджана и Ирана. Для этого нужно закончить строительство всего лишь одного участка — между городами Астара и Решт.

Коридор “Север-Юг” будет не только короче, но и безопаснее. Морской путь тянется через множество беспокойных районов: здесь и Африканский Рог с его сомалийскими пиратами, и расколовшийся Йемен, где продолжается гражданская война, и Египет, где совсем недавно у власти были исламисты. Сухопутный маршрут на всем своем протяжении пролегает через стабильные страны. И еще один факт, который делает реализацию этого проекта привлекательным для Москвы, Баку и Тегерана, — прокладка и функционирование коридора “Север-Юг” не зависит от государств, входящих в блок НАТО и подконтрольных нашим геополитическим соперникам.

В сердце Баку — бойкая торговля: антикварные самовары, утварь, светильники. Небольшой магазин в подземелье — в каком-то смысле музей истории Азербайджана. Десятки ковров, старинные узоры. Каждый ковер — произведение искусства.

Азербайджан всегда привык находиться на перекрестке культур и торговых путей.

“Каждый народ, который проезжал транзитом через Азербайджан, оставлял след своей культуры. От этого азербайджанские ковры стали богаче своими дизайнами, рисунками”, — рассказал продавец Эльчин Мирзоев.

Теперь древний Шелковый путь обретает новую современную форму. Гигантский транспортный коридор “Север-Юг”. По этому маршруту товары из Индии попадают в Иран, оттуда — в Азербайджан, затем — в Россию, и дальше отгружаются либо в Западную Европу, либо в государства Скандинавии. Ключевые точки — несколько российских портов: Усть-Луга, Бронка, порт Санкт-Петербурга.

“Многообещающе выглядит перспектива сотрудничества в области транспортной инфраструктуры. Имею в виду планы создания западной ветви международного коридора “Север-Юг”, о которой президент Азербайджана уже говорил. Убежден, что сотрудничество соседей — России, Азербайджана, Ирана — будет и в будущем носить прагматичный, взаимовыгодный характер и отвечать коренным интересам народов наших стран, создавать новые возможности для динамичного развития всего Каспийского региона. Нам, безусловно, предстоит еще очень многое сделать. И Россия, хочу вас заверить в этом, уважаемые коллеги, готова к совместной активной работе”, — заявил Владимир Путин.

Новый маршрут — от Мумбая до Санкт-Петербурга — это, прежде всего, выигрыш во времени. Сейчас товары из Индии в Европу отправляют, как правило, через Суэцкий канал, но это полтора месяца пути, а через Иран, Азербайджан и Россию — втрое быстрее.

“В этом году мы приняли решение о том, что Азербайджан удлинит свою железную дорогу до границы с Ираном. Надеюсь, что мы добьемся этого в ближайшие месяцы. Недавно состоялась церемония закладки фундамента железнодорожного моста над рекой Астара на азербайджано-иранской границе. Эти инфраструктурные проекты являются неотъемлемой частью транспортного коридора “Север-Юг”, — подчеркнул глава Азербайджана Ильхам Алиев.

“Мы прикладываем усилия для развития еще больших экономических и политических отношений между нашими странами. И в этой связи можно отметить и наши соглашения в сфере таможни, соглашения по продаже электричества, соглашение о присоединении наших железных дорог между Ираном и Азербайджаном, соглашение о создании железнодорожных мостов между Ираном и Азербайджаном. Двусторонние отношения с Россией с учетом решимости и воли наших двух лидеров за последние два года также имели очень оптимальный темп”, — отметил президент Ирана Хасан Рухани.

Сортировочная станция Баладжары — одна из крупнейших в Азербайджане. 52 пути. Именно здесь формируются грузовые составы. Эта линия тоже станет частью гигантского транспортного коридора. Постепенно появляются новые локомотивы и вагоны. Почти 600 километров железнодорожный путей в Азербайджане уже обновили.

Новые цистерны, кстати, российского производства — с “Уралвагонзавода”, что в Нижнем Тагиле. Мимо в этот момент проносится азербайджанский скоростной экспресс: поезд швейцарский, строят в Белоруссии.

Новый коридор для Баку не только транзит. Азербайджану и самому есть чем торговать.

Бакинский рынок. Бескрайние ряды. Виноград, слива, персики, груши, яблоки… Изобилие! Все созрело. Овощи и фрукты везут сюда со всего Азербайджана. И, конечно, бакинские помидоры. За качество здесь ручаются.

Баку уже становится региональным хабом. Сотни вагонов на подъездных путях. Это новый бакинский торговый порт. Гигантский инфраструктурный проект. Основная часть работ заняла менее двух лет. Каждый день сюда причаливают корабли.

В порту собираются строить еще два причала. Одного уже мало. Перспективная транспортная артерия не просто транзитный коридор. Благодаря новому проекту Москва и Баку должны стать гораздо ближе друг к другу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *