Репатриоты отечества

В ближайшие годы Крым может ожидать новая волна репатриантов, в первую очередь крымских татар, которые были массово депортированы в основном в Среднюю Азию. Федеральная миграционная служба (ФМС) подготовила законопроект, существенно облегчающий процедуру получения вида на жительство потомками изгнанных в 40-е годы прошлого века с полуострова представителей нацменьшинств. Документ дает право депортированным крымским татарам, армянам, грекам или их родственникам легализоваться в РФ на основании одной лишь справки о реабилитации, которую те могут получить в МВД или прокуратуре. По расчетам авторов инициативы, в Крым таким образом могут вернуться около 40 тыс. человек, что составляет до 2% нынешнего населения республики.

111Поправки к закону “О правовом положении иностранных граждан в РФ” опубликованы для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Согласно подготовленному ФМС документу, иностранцы, “которые сами либо их родственники (бабушка, дедушка, отец, мать, брат, сестра, усыновитель) были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР”, смогут получить вид на жительство на территории РФ на основании справки о реабилитации. Эту справку репатрианты могут получить в отделениях МВД или прокуратуры.

По данным республиканского МВД, с мая 2014 по февраль 2015 года подано 18 345 заявлений с просьбой о выдаче таких справок. Документы о реабилитации получили лишь 2329 заявителей. Между тем, по подсчетам авторов законопроекта, число потенциальных претендентов на упрощенное получение вида на жительство составляет около 40 тыс. человек. Всего в Крыму, по последним данным, проживает почти 2 млн человек.

У крымских властей, впрочем, статистика несколько иная. Как рассказал “Ъ” глава комитета по межнациональным отношениям Госсовета Крыма Эдип Гафаров, в республике выдано около 4 тыс. справок о реабилитации. При этом у многих репатриантов возникают проблемы. “К примеру, в Узбекистане, (туда было депортировано большинство крымских татар; см. справку.— “Ъ”) власти не всегда выдают бумаги, что человек находился в местах депортации”,— сообщил господин Гафаров. Крымские МВД и прокуратура выдают справки о реабилитации лишь при наличии таких документов. Для решения проблемы крымские власти, рассказал представитель Госсовета, даже планируют направить специальную комиссию в Узбекистан.

В основном на упрощенное получение вида на жительство претендуют крымские татары: их большинство среди тех, кого депортировали из Крыма.

При этом, как следует из пояснительной записки к документу, “в целях восстановления исторической справедливости” действие законопроекта будет распространяться и на другие нацменьшинства — армян, болгар, греков и немцев. В ФМС подчеркивают, что законопроект разработан с учетом подписанного 21 апреля 2014 года указа Владимира Путина “О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития”.

Как объяснил “Ъ” председатель Госкомнаца Крыма Заур Смирнов, в 2014 году, когда крымчане получали российские паспорта, на полуострове обнаружили около 4 тыс. граждан стран Средней Азии, которые вернулись в Крым из мест депортации. Они постоянно проживали на полуострове, но не имели регистрации или иного правового статуса. “Выяснилось, что по российским законам этим людям грозит депортация. Чтобы не допустить ее, Сергей Аксенов (глава Крыма.— “Ъ”) поручил нам обратиться за помощью в федеральные органы власти”,— рассказал Заур Смирнов. По словам чиновника, поправки к закону о правовом положении иностранных граждан позволят репатриантам претендовать и на социальное обеспечение: медицинскую помощь, образование, получение пенсий и других соцвыплат. Кроме того, отметил господин Смирнов, после получения вида на жительство реабилитированные крымчане смогут запустить процедуру получения российского гражданства. На помощь репатриантам потребуются значительные бюджетные расходы, но рассчитать их объем ни в ФМС, ни в правительстве Крыма пока не могут.

Как отмечает Эдип Гафаров, ранее репатрианты возвращались в Крым беспрепятственно. Такое право им давало Бишкекское соглашение (договор, подписанный в октябре 1992 года Арменией, Азербайджаном, Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией и Украиной), которое предусматривало упрощенную процедуру ввоза, вывоза, транзитного перемещения и социального обеспечения депортированных. Но 13 июня 2013 года срок действия соглашения истек. “Вид на жительство — хороший выход из ситуации. Ведь вернувшиеся на родину иностранные граждане могут находиться в России более 90 дней единовременно”,— объяснил господин Гафаров.

Член президиума Меджлиса крымских татар Али Хамзин поддерживает инициативу ФМС, которая, как он полагает, может вызвать новую волну репатриации. “Но я считаю, что эти люди должны получать не вид на жительство, а гражданство”,— сказал “Ъ” Али Хамзин. Он убежден, что для легализации репатриантов достаточно и упомянутого указа Владимира Путина. “По этому указу они все признаны нашими соотечественниками и не должны иметь никаких проблем при возвращении на родину,— соглашается лидер партии крымских татар “Милли Фирка” Васви Абдураимов.— Мы не должны даже рассматривать их как иностранных граждан”.

Руководитель комиссии по миграционной политике президентского Совета по правам человека Евгений Бобров призвал механизм упрощенного получения вида на жительства доработать. “Мне кажется неправильным акцентировать внимание исключительно на депортированных,— считает господин Бобров.— Нужно упростить порядок легализации в РФ и для тех, у кого есть проблемы с получением правового статуса после присоединения Крыма, для тех, кто приехал в РФ в безвизовом порядке, для тех, кто отказался от второго гражданства”.

“Эта инициатива укладывается в рамки концепции о реабилитации народов СССР, которые были депортированы из мест исторического проживания, и в рамки заявлений руководства страны, сделанных год назад при воссоединении Крыма с Россией,— заявил “Ъ” зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин (“Единая Россия”).— Поэтому у поправок есть перспектива для принятия после согласования с другими участниками законотворческого процесса”.

Вячеслав Козлов; Вадим Никифоров, Симферополь
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2728305

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *