С днем незнаний: Феодальная Москва

Комитет “Гражданское содействие информирует:

Департамент образования не зачисляет десятки тысяч детей без постоянной московской регистрации в детские сады на основании давно устаревших правил, у которых отсутствует какой-либо правовой статус.

В Москве продолжают нарушаться права десятков, если не сотен тысяч малышей на дошкольное образование. Так как проблема замалчивается, кто не сталкивался на личном опыте, не знает, что в детский сад практически невозможно записать ребенка с регистрацией по месту пребывания. А когда столичные власти заявляют о том, что проблема с детскими садами в городе решена, они имеют в виду, что решена она для детей «первой категории» – тех, кому повезло иметь постоянную регистрацию (она же –регистрация по месту жительства) в Москве.

Не берут в дошкольные учреждения детей с регистрацией по месту пребывания, ссылаясь на «Временные правила» Департамента образования. Полное название –  «Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы».

В этих «временных», но на самом деле существующих уже четыре года, правилах говорится, что:

– Подать заявление на место в детском саду могут родители только тех детей, которые зарегистрированы в Москве;

– На первоочередное зачисление детей имеют право многочисленные льготные категории, куда помимо очевидно обоснованных групп людей, например, детей-сирот, детей инвалидов и детей из многодетных семей, почему-то включены дети сотрудников многочисленных федеральных ведомство от пожарников и полицейских до прокуроров и работников ФСИН;

– Устанавливается приоритет, где преимущества при зачислении имеют «дети жителей Москвы» и льготники, а дети, зарегистрированные по месту пребывания на территории Москвы, размещаются на последнем месте и для них специально оговаривается «при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка».

Подробно о том, что эти правила нарушают право детей на дошкольное образование, которое зафиксировано в Конституции и ряде международных соглашениях, а также о других способах препятствования к допуску «немосквичей» в детские сады мы подробно рассказывали в небольшом докладе «Об ограничениях права на общедоступное дошкольное образование в Москве для детей без постоянной регистрации».

Но вот, что до сих пор не было известно. Правила приема в детские сады, согласно которым расставляется приоритет по зачислению и на которые ссылаются представители Департамента образования в судах, носят сомнительный, если не откровенно антиправовой характер, что подтвердило Министерство юстиции РФ.

Следует немного подробнее рассказать об этих самых правилах. Их полное и очень длинное название – «Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы» (далее – «Временные правила»). Несмотря на вводящее в заблуждение слово «временные», их текст за подписью руководителя Департамента образования И.И. Калины был издан еще 13 декабря 2013 года и с некоторым изменениями от 2014 года продолжает все эти годы определять порядок зачисления в детские суды. Этот документ непонятного правового характера, фактически, регламентирует всю процедуру зачисления и незачисления детей в столичные детские сады. Так, согласно именно «Временным правилам» выстраивается очередность детей, определяются льготные категории, происходит информирование родителей, выставляется список требуемых для записи ребенка указываемых данных и бумаг. Иными словами, «Временные правила» регламентируют широчайший и важнейший для российского общества, родителей и их детей круг вопросов, относящихся к реализации доступа к дошкольному образованию в столице России.

Но взгляда любого грамотного юриста достаточно, чтобы увидеть ряд вопиющих формальных нарушений и откровенных недоразумений, связанных с этими «Временными правилами». И это даже если не затрагивать содержательные вопросы! Так, подобный текст обязан сопровождаться приказом соответствующего ведомства или органа власти. Но, если посмотреть, никакого приказа, которым бы эти правила вводились в действие, издано не было. Кроме того, текст «Временных правил» должен был в обязательном порядке пройти правовую и антикоррупционные экспертизы в Министерстве юстиции. Когда весной 2018 года мы попробовали найти информацию об этом, а также о том, находятся ли эти правила в реестре нормативно-правовых документов, то ничего найти не удалось. Полные и наиболее авторитетные базы данных не выдавали никакой информации о «Временных правилах». Более того, в разделе «нормативные правовые документы» Департамента образования Москвы на сайте Мэра Москвы (https://www.mos.ru/dogm/), нет никакого упоминания о «Временных правилах». Вообще найти эти «Временные правила» трудная задача: похоже, что на всех ресурсах Правительства Москвы (включая Департамент образования) они размещаются только в описании к услуге «Запись (перевод) в детский сад» на сайте Мэра Москвы, спрятавшись там под непонятным заголовком «нормативные акты».

По этим соображениям Комитет «Гражданское содействие» решил обратиться в Министерство юстиции РФ с просьбой пояснить правовой характер этих странных «Временных правил». В своем ответе, полный текст которого приводится ниже, Министерство юстиции раскрыло несколько интересных подробностей.

Итак, оказалось, что, действительно, Министерство юстиции не проводила ни правовой, ни антикоррупционной экспертизы «Временных правил». Помимо этого Министерство юстиции само обращалось в Департамент образования Москвы с требованием предоставить в установленном порядке «принятые» правила приема в детские сады, но московские чиновники от образования отказались их предоставлять, дословно, указав, что «они признаками нормативно правового акта не обладают».

Более того, в сентябре 2017 года Министерство юстиции обратилось в Прокуратуру Москвы с просьбой о «принятии мер прокурорского реагирования в целях предоставления “Временных правил”». Московская прокуратура ответила странным образом, видимо, по привычке встав на защиту «своих» московских же чиновников, сославшись на то, что «определением Верховного Суда РФ Временные правила признаны нормативным правовым актом». Каким образом Верховный Суд РФ, пусть и высшая в России, но все-таки судебная инстанция, может признавать  нормативно-правовыми актами документы, игнорируя установленный законодательством порядок, прокурор Москвы, видимо, не пояснил. Как и то, почему тогда сами представители Департамента образования не считают «Временные правила» нормативно правовым актом. Кроме того, специалисты Комитета «Гражданское содействия» ознакомились с решением Верховного Суда, на которое ссылается прокурор Москвы, и не нашли там ничего, что говорило бы о признании «Временных правил» нормативно правовым актом.

Тем не менее, прокурор Москвы в конце 2017 года направил обращение заместителю Мэра Москвы и руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Раковой с указанием на необходимость направления «Временных правил» для прохождения правовой и антикоррупционной экспертизы. Впрочем, данный запрос, насколько позволяет судить ответ Министерства юстиции, также остался без удовлетворения.

В дополнение стоит отметить еще одну очень интересную деталь, о которой Министерство юстиции не пишет. Помимо того что правовой статус этих «Временный правил» не установлен и никакой обязательной экспертизы они не проходили, эти Правила не обновлялись с 14 июля 2014 года и содержат устаревшую и просто неадекватную информацию. Так, например, в представленной к описании услуги записи в детские сады действующей версии заявителям по-прежнему предлагается и подробно описывается вариант обращения в Окружные службы информационной поддержки (ОСИП), описываются их полномочия и многочисленные процедуры с ними связанные, при том что эти службы были еще в 2015 году Департаментом образования Москвы упразднены!

Другими словами, при том, что «Временные правила» определяют почти все нюансы, связанные с приемом в московские детские сады, эти правила были введены с вопиющим нарушением федерального законодательства, без одобрения Министерства юстиции и прохождения правовой и антикоррупционной экспертизы. Их нельзя найти ни на сайте Департамента образования в правовых документах, ни в полнейших юридических базах данных. Другими словами, так как правовым документом даже по этим формальным признакам «Временные правила» назвать нельзя, то они носят откровенно бесправовой характер. Может быть чиновники Департамента образования просто оказались в неведении? Но тогда, после указания на допущенный произвол и одергивание со стороны Министерства юстиции «Временные правила», должны были перестать применяться. Но ничего подобного не произошло. Департамент образования по-прежнему руководствуется и обязывает дошкольные образовательные учреждения действовать в соответствии с этими «Временными правилами».

Получается, что высокопоставленный чиновник Москвы может подписать какую-то бумажку, сказать своим подчиненным, чтобы они послушно и беспрекословно работали на основании изложенного в этой бумажке, и таким одним очерком пера лишить конституционного права на образование десятки, если не сотни тысяч детей? Но верно ли называть тогда его «чиновником» или может более подходящим словом будет «властитель» или «государь»?

Текст: Константин Троицкий, Комитет «Гражданское содействие»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *