Сообщил о двойном гражданстве – и живи спокойно

Законопроект об ответственности за сокрытие информации о двойном гражданстве в призме принципа российского права о соразмерности наказания за содеянное.

 

        Эту неделю нижняя палата российского Парламента обсуждает ответственность граждан РФ за неуведомление, сокрытие информации о гражданстве иных государств.

Независимо от самой идеи и качества данного законопроекта, возможны несколько сценариев развития событий:

первый – законопроект не проходит второго чтения и вопрос снимается с рассмотрения;

второй – законопроект становится законом в авторской редакции с незначительными изменениями и дополнениями, озвученными депутатами от партии Единая Россия, Справедливая России 14 апреля 2014, как следствием появляется новая ст. 330.2УК РФ (Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства);

и третий вариант – в правовое поле вводится норма об уведомительном/заявительном характере предоставления информации о двойном/мульти гражданстве для граждан РФ.

Сегодня видится невозможность претворения в жизнь первого и третьего варианта развития событий, так как идея подобного законопроекта была озвучена Президентом РФ В. Путиным на встрече с членами Федерального Совета 27 марта 2014 года, и уже два дня спустя – 29 марта 2014, депутат Луговой, партия ЛДПР, на свой официальной странице выступил с инициативой подобного акта.

 

Срочность и оперативность в подготовке данной инициативы говорит о том, что депутат Луговой согласен с Президентом страны, что «стране [Российской Федерации] необходимо знать кто из ее граждан является гражданином другого государства»…, а равно с тем, что установление «уголовной ответственности… в виде обязательных работ»… является «серьёзный стимулом» и отличается «обоснованным» подходом в данном вопросе. Более подробно здесь.

Здесь важно напомнить российским парламентариям и правоприменителям, что в российском праве установлен принцип соразмерности ответственности, выражающийся в требованиях справедливости, устанавливающий публично-правовую ответственность за действия в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (Постановление Конституционного  Суда от 12.05.1998 № 14-П, Постановление Конституционного Суда от 30.07.2001 № 13-П, определение от 14.12.2000 № 244- О).

Каким образом предоставление или непредоставление информации о двойном/мульти гражданстве граждан РФ наносит вред и ущерб общественному, правовому, политическому устройству страны, ее гражданам и обществу, российской общественности необходимо объяснить до введения данной нормы и одобрения данной законодательной инициативы.

Несомненно, уведомление уполномоченных органов о наличии/отсутствии двойного и/или мульти гражданства, а равно вида на жительства, является общепринятой практикой многих государств. При этом, ни одна из стран, допускающих возможность двойного и/или мульти гражданства для граждан своей страны, не устанавливает подобной драконовской ответственности за ее неисполнение.

Например, в Германии, допускающей наличие второго гражданства для граждан Европейского Союза и Швейцарии, сокрытие факта наличия гражданства другой страны, к примеру у гражданина Турции, России и/или иной третьей страны, приведет к потере немецкого паспорта (Решение Конституционного суда ФРГ  – BVerfG, 2 BvR 1339/06 vom 8.12.2006).

Конечно, если у России тоже есть сомнения в лояльности ее
граждан, то необходимо четко установить запрет на двойное/мульти гражданство путем изменения ст. 6-2 Закона о гражданстве (Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации), а далее можно ввести и автоматическое аннулирование гражданства по примеру Германии, Сингапура, Малайзии и ряда других стран.

Ольга Гулина, Институт миграционной политики,

Источник: http://7×7-journal.ru/item/42171

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *