Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 22 апреля провел специальное заседание, посвященное проблемам переселения соотечественников на территорию Российской Федерации.
С импульсными докладами выступили член СПЧ Евгений Бобров, (доклад по теме “Основные проблемы российской миграционной политики”), председатель исполкома “Форума переселенческих организаций”, член Общественного совета при ФМС России Лидия Графова (доклад “Роль общественных организаций в гуманизации миграционной политики и практики”) и председатель Общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”, член Правительственной комиссии по миграционной политике Светлана Ганнушкина (доклад “Положение вынужденных переселенцев в Российской Федерации”).
На вопросы участников ответили начальник главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Кириллова и заместитель председателя Комитета поконституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации ФС РФ Людмила Бокова.
О проблемах
переселенцев с неурегулированным правовым статусом рассказали руководителя переселенческих организаций из Липецкой, Воронежской и Калужской областей. В обсуждении проблем получения переселенцами российского гражданства приняли участие правозащитники, представители НКО и эксперты из отдела миграции Института стран СНГ и исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре миграционных исследований Института народохозяйственного прогнозирования Российской академии наук.
Итоговым документом мероприятия станут Рекомендации Совета, направленные в профильные ведомства и Президенту Российской Федерации.
_____________________________________________
ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ЕВГЕНИЯ БОБРОВА
“Основные проблемы российской миграционной политики”
«…Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.
Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
За исключением Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов…».
Это не мои домыслы, а дословная цитата из основного миграционного закона: Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (пункты 11 – 13). Что изменилось за четыре года после ее принятия?
Изменилось многое, причем, к сожалению, в худшую сторону. Не выстроив нормально работающий механизм легализации соотечественников и привлечения в страну работяг, вопреки Концепции российская миграционная политика сейчас представляет собой скорее бизнес-проект, чем средство модернизации экономики и обеспечения благополучия населения.
Бесправные и социально незащищенные, фактически никому не нужные трудовые мигранты должны знать историю России с петровских времен, основы российского права, платить по 20 тыс. рублей раз в год единоразово и больше половины минимального размера оплаты труда ежемесячно за трудовой патент, иметь постоянную прописку для получения разрешения на временное проживание и российского гражданства, и нести еще много всяких обязанностей. Иначе качество укладки плитки или уборки дворов будет недопустимо низким.
При этом, к ним не предъявляется требований знать миграционное законодательство и ответственность за его нарушение, не предусмотрено никаких обновляемых памяток об этом. Не предъявляется таких требований и к трудоустроившим их работодателям.
Кстати: о памятках. Описанные в законах миграционные процедуры настолько сложны и противоречивы, что разобраться в них не под силу даже специалистам. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях постоянно ссылается на
«существенную неопределенность правового регулирования и правоприменительной практики» в миграционном праве.
Знает ли кто-нибудь из вас, что такое «территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции»?
Неработающая супруга, родители или дети могут находиться с иностранцем только 3 месяца в течение каждых 6 месяцев (они не получают патент).
А в чем смысл пересечения границы через каждые 3 месяца, если закон предусматривает возможность продления срока временного пребывания и без выезда за пределы страны (ч. 2 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»)?
В положении таких трудовых мигрантов находятся большое количество бывших граждан СССР, десятилетиями не способных «легализоваться» из-за наличия у них опасного заболевания, отсутствия какой-нибудь справки, прописки или законно полученного российского паспорта в неполной базе данных ФМС. Не говоря уже об отсутствии средств или времени на поездку до границы и обратно. Даже если ты один раз опоздал или просрочил по уважительной причине, то становишься нелегалом надолго… Уважительные причины житейского плана законом не предусмотрены.
И хотя выдворять таких людей некуда, суды пачками выносят решения о выдворении вникуда, после чего работяги оправляются бездельничать в спец.учреждения для выдворяемых, где содержатся до двух лет за наш с вами счет. В качестве оснований выдворения для российских судов подходит что угодно: находился на улице без паспорта или в помещении без миграционного учета, не имел при себе трудового патента и т.п.
Чтобы получить разрешение на временное проживание, вид на жительство или приобрести российское гражданство надо сдавать все экзамены заново, получать справки и стоять в огромных очередях, т.к. сотрудники подразделений ФМС умудряются принимать всего по 2 – 3 десятка человек в день, при этом отклоняя половину обращений.
Зато рядом всегда имеется подразделение ФГУП «Паспортно-визовый сервис», в котором за 20 – 160 тыс. рублей Вам быстро подготовят все документы без очередей. Эта организация на коммерческой основе принимает только в Московской области по 800 – 1000 человек в день. При этом поступающая в бюджет госпошлина и налоги составляет ничтожную часть дохода, который владельцы этого фантастически прибыльного бизнеса кладут себе в карман, поскольку ФГУП – это коммерческая организация, а дороговизна услуг объясняется множеством посредников, расположенных прямо в помещении ФГУП – миграционной службы. С тарифами и посредниками можете ознакомиться в прилагаемых буклетах.
Я считаю, что надо ликвидировать все подразделения этого ФГУПа и передать полномочия по выдаче документов исключительно государственной миграционной службе, а за посредничество в сфере миграционных услуг установить уголовную ответственность в виде большого штрафа и обязательных работ.
Видя на улицах многочисленные объявления об оптовой продаже регистрации, патентов и гражданства всеми этими ФГУПами и прочими посредниками, государство уже убедило не только малограмотных мигрантов, но и россиян в том, что сейчас надо платить за все, включая консультации (2000 – 3300 руб. в московском ФГУПе).
Так российская миграционная политика превратилась в бизнес из ничего. Куда уж тут до благородных целей Концепции государственной миграционной политики…
Совет давно предлагал усилить ответственность руководства территориальных подразделений ОВД за непринятие мер по пресечению деятельности по изготовлению и сбыту поддельных государственных документов, а также рекламы этих услуг в СМИ.
В частности, можно установить, что наличие в свободном доступе на территории обслуживания органа внутренних дел предложений о приобретении подложных документов является показателем, отрицательно характеризующим деятельность органа внутренних дел (внести дополнение в указ Президента РФ от 24.12.2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»)
Отдельной критики заслуживают запредельные сложности в приобретении гражданства:
– по статусу «носителей русского языка», когда потомкам уроженцев российской империи требуется представить не уведомление об отказе от иностранного гражданства (как во всех остальных процедурах приобретения российского гражданства), а решение другого государства о прекращении прежнего гражданства, на что порой уходят годы,
– по Госпрограмме переселения соотечественников, когда от соотечественника иностранца для приобретения гражданства требуется наличие регистрации в России по месту жительства,
– и другие.
Кроме того, продолжается массовое внесудебное лишение гражданства лиц, приобретших его через консульства, при отсутствии соответствующих сведений в неполной базе ФМС. При том, что даже при совершении чиновниками преступления истек срок давности их привлечения к уголовной ответственности и срок исковой давности на оспаривание решения о приобретении гражданства.
Давно следует упростить регистрационный учет россиян, сделав его таким же простым, как это ни странно, как миграционный учет иностранных граждан, чтобы абсолютно все россияне были зарегистрированы. СПЧ давно предлагал такой механизм, но с нами согласились лишь все правоохранительные ведомства, а не ФМС России. В итоге россияне и соотечественники в своей стране являются даже более бесправными, чем трудовые мигранты из стран дальнего зарубежья.
Надо, наконец, искоренить ОВИРовские предрассудки, что регистрация будто бы порождает право на жилье и подтверждает законность пребывания где-либо. Никаких прав она не порождает и законность пребывания не подтверждает. Регистрация – это всего лишь административный акт, а законность пребывания иностранца подтверждается миграционной картой, визой, разрешением на временное проживание или видом на жительство (кроме беженцев и лиц, получивших убежище).
Две недели назад депутат И.Яровая и сенатор В.Озеров внесли в Госдуму законопроекты о возможности отмены решения о приобретении российского гражданства иностранцев, причастных к терроризму, а причастным к терроризму россиянам запрещать выезжать за рубеж. Если среди наиболее эффективных мер по борьбе с терроризмом на столь высоком уровне предлагается обсуждать откровенный популизм, то пора уже задуматься о депутатской ответственности за запредельную коммерциализацию государственной миграционной политики и внесение в Госдуму заведомо противоречащих Конституции РФ законопроектов.
Я очень надеюсь, что с приходом к руководству миграционной службой грамотного профессионала Ольги Кирилловой ситуация изменится.
Спасибо
Материалы по теме: