СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Доклад профессора кафедры демографии О.Д. Воробьевой – для обсуждения на семинаре, проводимом в рамках Фестиваля науки NAUKA 0+ 

12 октября 2018 г.

МГУ им. М.В Ломоносова, кафедра демографии ВШССН

Миграционная политика любого государства включает в качестве важного элемента решение проблем адаптации и дальнейшей интеграции, прибывших на его территорию иностранных граждан. Этого требуют, прежде всего, интересы постоянного населения, частью которого в перспективе должны стать мигранты. Как успешно и какие временные рамки займет период знакомства с местными порядками, обычаями, традициями, насколько безболезненным и бесконфликтным будет этот процесс для обеих сторон, во многом зависит от условий, которые создаются для этого принимающей стороной. В самом общем виде главными блоками поддержки принимающей стороны для преодоления барьеров разобщенности являются: информационный, профессиональный, социо-культурный, включая  языковый.[1] Однако, различные категории мигрантов в зависимости от обстоятельств и целей нахождения на территории принимающего государства,  далеко не однородны с точки зрения необходимости наполнения каждого их перечисленных блоков.

Понимание данного обстоятельства позволяет разрабатывать дифференцированные для каждой категории мигрантов подходы и конкретные мероприятия в рамках государственных проектов и программ, которые будут удовлетворять условиям проведения эффективной миграционной политики.

В основе дифференцированного подхода к созданию условий для успешной адаптации и интеграции мигрантов, по нашему мнению, должна лежать  их  классификация, прежде всего с точки зрения стратегических целей  пребывания в принимающей стране.   С этих позиций предлагаем провести следующую классификацию российских иммигрантов, которая в дальнейшем позволит выбирать наиболее адекватные инструменты и механизмы их социально-экономической поддержки для успешной адаптации и интеграции.

Категории мигрантов.

– долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства,  «носители русского языка»

– соотечественники (участники действующей федеральной программы)

– трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства

– временные трудовые мигранты

– вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания

– временные вынужденные мигранты, политические беженцы

– учебные мигранты

У каждой из перечисленных категорий мигрантов существенно отличаются обстоятельства въезда на территорию страны, планы на дальнейшее пребывание, род занятий, возможность и необходимость контактов с постоянным населением и многое другое, что связано как с возможностями принимающей стороны, так и с заинтересованностью в появлении новых законопослушных граждан.  В связи с этим невозможен единый подход ко всем мигрантам в целом и предоставление им общих для всех мер поддержки и помощи на этапах адаптации и дальнейшей интеграции в принимающее сообщество.

Рассмотрим кратко основные особенности каждой категории иммигрантов с точки зрения необходимости и нуждаемости в предоставлении различных видов поддержки со стороны принимающего сообщества.

  1. Долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства, «носители русского языка».

К этой категории можно отнести всех иммигрантов, добровольно и сознательно выбирающих страну для дальнейшего постоянного проживания, являющиеся потомками людей, использующих русский в качестве родного языка. Определить их потенциальную численность достаточно сложно. Но большая часть из 12-14 млн. человек, которые в настоящее время проживают на территории бывших союзных республик СССР, ещё вполне могут быть отнесены к данной категории.  При переселении на территорию России у них не возникает языкового барьера, что дает возможность воспользоваться всеми сервисами, которые существуют для постоянного населения. Основные проблемы могут возникнуть на правовом поле, в случае длительного неурегулирования их статуса. Следовательно, наиболее важным направлением в сфере их адаптации и дальнейшей интеграции, является правовая поддержка и получение статуса, дающего доступ на рынок труда и возможность использования социальных институтов, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и проч.

  1. Соотечественники (участники действующей федеральной программы).

Таблица 1

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (кол-во человек по годам).

РФ и федеральные округа 2010 2011 2012 2013  2014  2015 2016
Российская Федерация 11768 29641 56647 33770 105444 179660 142935
Центральный 5 692 13538 27416 16509 41 081 76 636 67 364
Северо-Западный 2 767 4 365 7 765 4 880 11 409 14 481 11 126
Южный  –  – 437 709 3 270 6 909 6 497
Северо-Кавказский  –  –  –  – 981 2 568 914
Приволжский 418 1 955 3 730 2 021 10 564 21 237 16 334
Уральский 182 325 1 086 1 009 8 776 20 264 15 184
Сибирский 1 983 6 364 11911 7 708 22 056 27 538 18 842
Дальневосточный 726 3 094 4 302 934 7 307 10 027 6 674

Для субъектов, действующей с 2006 года федеральной, по сути экономической,  целевой программы, меры поддержки и помощи должны быть определены и предоставляться в рамках данного проекта. Его содержание должно быть расширено и конкретизировано для учета и удовлетворения первоочередных нужд участников Программы. Они в первую очередь связаны с необходимостью подбора рабочих мест, трудоустройством, возможностями предпринимательской деятельности в месте нового постоянного пребывания. Возможно, она должна включать и меры по обучению и переобучению мигрантов, росту их образовательного уровня.

  1. Трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства.

Оценка общей численности международных трудовых мигрантов на территории России сводится, в последнее время, к цифре 7-8 млн. человек. По данным балансов трудовых ресурсов численность иностранных трудовых мигрантов составляет около 4 млн. человек.[2] Это та часть легально работающих трудовых мигрантов, треть из которых, судя по данным о регионах выхода (половина – из стран СНГ) могут быть частично отнесены к категории желающих в перспективе переселиться на территорию России для постоянного проживания. Эта категория трудовых мигрантов приобретает первоначальные навыки социо-культурного общения, преодоления языкового барьера в процессе оформления права стать участниками национального российского рынка труда. Российским законодательством предусмотрены дифференцированные   инструменты обретения права на трудоустройство для трудовых иммигрантов из различных стран. Наиболее распространенный канал – оформление патента для трудовой деятельности для граждан из так называемых «безвизовых» стран. Данный вариант получения права на работу предполагает необходимость элементарных знаний русского языка, истории и законодательства Российской Федерации. И хоть достаточно спорным является вопрос о необходимости знания языка и истории для некоторых, наиболее распространенных среди мигрантов профессий, но бесспорно то, что приобретая эти знания, мигрант преодолевает первую адаптационную ступень. Период работы и проживания на территории России позволяют трудовым мигрантам выбрать наиболее успешную для себя интеграционную стратегию, в том случае, если окружающие условия позволяют им рассматривать вариант переселения в Россию на постоянное место жительства как более предпочтительное, чем возвращение.

  1. Временные трудовые мигранты – категория мигрантов, чье пребывание на территории России рассматривается ими только как временное, с целью получения оплачиваемой работы. Всё сказанное ранее о трудовых мигрантах в предыдущем пункте справедливо и для этой категории, с той только разницей, что вряд ли необходимы дополнительные усилия со стороны государства для продвижения их в интеграционном направлении.

           5. Вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания.

Особые обстоятельства, называемые выталкивающими факторами, которые стали причиной появления на территории принимающего государства вынужденных мигрантов, в том числе и беженцев, во многом определяет невозможность их возвращения в страну, которую они покинули. Необходимость на достаточно длительное время задержаться диктует необходимость наличия достаточно оперативных и эффективных мер для скорейшей адаптации в новых условиях, а в дальнейшем и успешной интеграции в принимающем социуме. Учитывая, как правило, чрезвычайную ситуацию, в которой они покидали страну своего постоянного проживания, эта категория мигрантов, на наш взгляд, является наиболее проблемной, и требующей специфических и не малых усилий  с точки зрения, как первоначальной адаптации, так и дальнейшей интеграции.

Таблица 2.

Численность вынужденных переселенцев* с начала регистрации  (1992 г.)

на 1 января[3]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего (человек) 57220 49474 44537 38370 30834 28292 25359 19327
   из них ранее постоянно проживали на территории:
  Абхазии 332 288 242 204 158 118 94 77
  Азербайджана 1023 819 668 509 375 303 263 189
  Армении 58 47 43 26 16 18 17 11
  Грузии 10651 9795 9352 7861 7377 6924 6527 6242
  Казахстана 20452 17294 15169 12021 7741 6997 6244 4366
  Киргизии 1049 858 740 600 466 446 406 311
  Республики Молдова 329 278 249 215 159 138 122 85
  России 11969 10481 9584 9937 9464 8562 7301 4643
  Таджикистана 3173 2585 2297 1796 1308 1175 1031 819
  Туркмении 404 344 276 210 141 137 115 120
  Узбекистана 7215 6240 5554 4691 3384 3010 2730 1973
  Украины 236 202 167 141 93 182 244 243
*Граждане Российской Федерации, получившие официальный статус вынужденного переселенца в территориальных органах МВД России.
  1. Временные вынужденные мигранты, политические беженцы.

Достаточно сложная и неоднородная категория мигрантов, которая может перейти в категорию долгосрочных, так и при нормализации ситуации, вернуться в страну своего постоянного проживания. Зачастую они не могут правильно оценить перспективы и прогноз своего временного статуса. Желание и ожидание скорейшего возвращения, объективно препятствует каким либо действиям в направлении интеграции и даже первоначальной адаптации. Но, тем не менее, получаемый в стране убежища правовой статус должен быть сопряжен с мерами первоначальной адаптации, чтобы проблемы отчуждения возникали как можно меньше.

Таблица 3.

Численность беженцев с начала регистрации (1993 г.)* (человек, на 1 января)[4]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 779 801 802 763 632 790 770 598
   из них граждане государств / ранее постоянно проживали на территории:
  Азербайджана 15 11 11 9 7 7 9 8
  Афганистана 514 539 584 581 475 414 352 292
  Грузии 181 152 112 87 65 65 52 34
  Сирии 2 2 1 1 2 2 2 2
  Таджикистана 8 10 8 12 11 11 10 7
  Узбекистана 9 9 11 12 19 19 19 18
  Украины 5 5 5 5 5 227 273 188

* Иностранные граждане, получившие официальный статус беженца в территориальных органах МВД России

  1. Учебные мигранты.

К этой категории относятся мигранты определенной, преимущественно молодой возрастной группы, с четко выраженной мотивацией получения знаний, квалификаций, профессий, нацеленных  на рост своего образовательного и профессионального уровня. Эти обстоятельства полностью сочетаются с мотивацией и практикой получения адаптационных навыков непосредственно в процессе обучения и социальной среде учащихся, объединенных не только целевыми установками, но и общностью жизненных стратегий создания фундамента дальнейшей жизни. Интеграционные процессы  происходят в этой среде наиболее  органично и достаточно успешно при минимальной направляющей их организационной поддержке.

Таким, образом, из всех рассмотренных категорий мигрантов, необходимо выделить те, которые в большей степени нуждаются в первоначальной адаптационной поддержке и дальнейшей интеграционной и определить наиболее важные и нужные меры этой поддержки. С этих позиций, как нам представляется все перечисленные категории возможно проранжировать по степени сокращения необходимых мер поддержки, следующим образом:

– вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания;

– долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства,  «носители русского языка»;

– трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства;

– временные вынужденные мигранты, политические беженцы;

– соотечественники (участники действующей федеральной программы);

– временные трудовые мигранты;

– учебные мигранты.

Проведя подобную типологию, возможно более точно определить и направления государственной миграционной политики, подчиненные главной, обозначенной  цели – либо удовлетворение потребностей экономики и рынка труда в трудовых ресурсах, либо общий миграционный прирост численности населения, либо их сочетание.

Бесспорным, на наш взгляд, является то, что нет универсальных стратегий адаптации и интеграции различных категорий мигрантов. Для их успешности, главным критерием которой является преодоление социальных барьеров и снижение напряженности во взаимоотношениях между постоянным и вновь прибывшим населением, требуется применение проблемно-ориентированных, дифференцированных подходов к различным категориям мигрантов.

 

 

[1] Мукомель В.И., Глава 8, стр.245 в «Многоликая миграция» / [под общ. ред. О.Д. Воробьевой,А.В. Топилина]. – М.: Экон-информ, 2014. – 263 с.

 

 

[2] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/

[3] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/

 

[4] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *