Доклад профессора кафедры демографии О.Д. Воробьевой – для обсуждения на семинаре, проводимом в рамках Фестиваля науки NAUKA 0+
12 октября 2018 г.
МГУ им. М.В Ломоносова, кафедра демографии ВШССН
Миграционная политика любого государства включает в качестве важного элемента решение проблем адаптации и дальнейшей интеграции, прибывших на его территорию иностранных граждан. Этого требуют, прежде всего, интересы постоянного населения, частью которого в перспективе должны стать мигранты. Как успешно и какие временные рамки займет период знакомства с местными порядками, обычаями, традициями, насколько безболезненным и бесконфликтным будет этот процесс для обеих сторон, во многом зависит от условий, которые создаются для этого принимающей стороной. В самом общем виде главными блоками поддержки принимающей стороны для преодоления барьеров разобщенности являются: информационный, профессиональный, социо-культурный, включая языковый.[1] Однако, различные категории мигрантов в зависимости от обстоятельств и целей нахождения на территории принимающего государства, далеко не однородны с точки зрения необходимости наполнения каждого их перечисленных блоков.
Понимание данного обстоятельства позволяет разрабатывать дифференцированные для каждой категории мигрантов подходы и конкретные мероприятия в рамках государственных проектов и программ, которые будут удовлетворять условиям проведения эффективной миграционной политики.
В основе дифференцированного подхода к созданию условий для успешной адаптации и интеграции мигрантов, по нашему мнению, должна лежать их классификация, прежде всего с точки зрения стратегических целей пребывания в принимающей стране. С этих позиций предлагаем провести следующую классификацию российских иммигрантов, которая в дальнейшем позволит выбирать наиболее адекватные инструменты и механизмы их социально-экономической поддержки для успешной адаптации и интеграции.
Категории мигрантов.
– долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства, «носители русского языка»
– соотечественники (участники действующей федеральной программы)
– трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства
– временные трудовые мигранты
– вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания
– временные вынужденные мигранты, политические беженцы
– учебные мигранты
У каждой из перечисленных категорий мигрантов существенно отличаются обстоятельства въезда на территорию страны, планы на дальнейшее пребывание, род занятий, возможность и необходимость контактов с постоянным населением и многое другое, что связано как с возможностями принимающей стороны, так и с заинтересованностью в появлении новых законопослушных граждан. В связи с этим невозможен единый подход ко всем мигрантам в целом и предоставление им общих для всех мер поддержки и помощи на этапах адаптации и дальнейшей интеграции в принимающее сообщество.
Рассмотрим кратко основные особенности каждой категории иммигрантов с точки зрения необходимости и нуждаемости в предоставлении различных видов поддержки со стороны принимающего сообщества.
- Долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства, «носители русского языка».
К этой категории можно отнести всех иммигрантов, добровольно и сознательно выбирающих страну для дальнейшего постоянного проживания, являющиеся потомками людей, использующих русский в качестве родного языка. Определить их потенциальную численность достаточно сложно. Но большая часть из 12-14 млн. человек, которые в настоящее время проживают на территории бывших союзных республик СССР, ещё вполне могут быть отнесены к данной категории. При переселении на территорию России у них не возникает языкового барьера, что дает возможность воспользоваться всеми сервисами, которые существуют для постоянного населения. Основные проблемы могут возникнуть на правовом поле, в случае длительного неурегулирования их статуса. Следовательно, наиболее важным направлением в сфере их адаптации и дальнейшей интеграции, является правовая поддержка и получение статуса, дающего доступ на рынок труда и возможность использования социальных институтов, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и проч.
- Соотечественники (участники действующей федеральной программы).
Таблица 1
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (кол-во человек по годам).
РФ и федеральные округа | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Российская Федерация | 11768 | 29641 | 56647 | 33770 | 105444 | 179660 | 142935 | |
Центральный | 5 692 | 13538 | 27416 | 16509 | 41 081 | 76 636 | 67 364 | |
Северо-Западный | 2 767 | 4 365 | 7 765 | 4 880 | 11 409 | 14 481 | 11 126 | |
Южный | – | – | 437 | 709 | 3 270 | 6 909 | 6 497 | |
Северо-Кавказский | – | – | – | – | 981 | 2 568 | 914 | |
Приволжский | 418 | 1 955 | 3 730 | 2 021 | 10 564 | 21 237 | 16 334 | |
Уральский | 182 | 325 | 1 086 | 1 009 | 8 776 | 20 264 | 15 184 | |
Сибирский | 1 983 | 6 364 | 11911 | 7 708 | 22 056 | 27 538 | 18 842 | |
Дальневосточный | 726 | 3 094 | 4 302 | 934 | 7 307 | 10 027 | 6 674 |
Для субъектов, действующей с 2006 года федеральной, по сути экономической, целевой программы, меры поддержки и помощи должны быть определены и предоставляться в рамках данного проекта. Его содержание должно быть расширено и конкретизировано для учета и удовлетворения первоочередных нужд участников Программы. Они в первую очередь связаны с необходимостью подбора рабочих мест, трудоустройством, возможностями предпринимательской деятельности в месте нового постоянного пребывания. Возможно, она должна включать и меры по обучению и переобучению мигрантов, росту их образовательного уровня.
- Трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства.
Оценка общей численности международных трудовых мигрантов на территории России сводится, в последнее время, к цифре 7-8 млн. человек. По данным балансов трудовых ресурсов численность иностранных трудовых мигрантов составляет около 4 млн. человек.[2] Это та часть легально работающих трудовых мигрантов, треть из которых, судя по данным о регионах выхода (половина – из стран СНГ) могут быть частично отнесены к категории желающих в перспективе переселиться на территорию России для постоянного проживания. Эта категория трудовых мигрантов приобретает первоначальные навыки социо-культурного общения, преодоления языкового барьера в процессе оформления права стать участниками национального российского рынка труда. Российским законодательством предусмотрены дифференцированные инструменты обретения права на трудоустройство для трудовых иммигрантов из различных стран. Наиболее распространенный канал – оформление патента для трудовой деятельности для граждан из так называемых «безвизовых» стран. Данный вариант получения права на работу предполагает необходимость элементарных знаний русского языка, истории и законодательства Российской Федерации. И хоть достаточно спорным является вопрос о необходимости знания языка и истории для некоторых, наиболее распространенных среди мигрантов профессий, но бесспорно то, что приобретая эти знания, мигрант преодолевает первую адаптационную ступень. Период работы и проживания на территории России позволяют трудовым мигрантам выбрать наиболее успешную для себя интеграционную стратегию, в том случае, если окружающие условия позволяют им рассматривать вариант переселения в Россию на постоянное место жительства как более предпочтительное, чем возвращение.
- Временные трудовые мигранты – категория мигрантов, чье пребывание на территории России рассматривается ими только как временное, с целью получения оплачиваемой работы. Всё сказанное ранее о трудовых мигрантах в предыдущем пункте справедливо и для этой категории, с той только разницей, что вряд ли необходимы дополнительные усилия со стороны государства для продвижения их в интеграционном направлении.
5. Вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания.
Особые обстоятельства, называемые выталкивающими факторами, которые стали причиной появления на территории принимающего государства вынужденных мигрантов, в том числе и беженцев, во многом определяет невозможность их возвращения в страну, которую они покинули. Необходимость на достаточно длительное время задержаться диктует необходимость наличия достаточно оперативных и эффективных мер для скорейшей адаптации в новых условиях, а в дальнейшем и успешной интеграции в принимающем социуме. Учитывая, как правило, чрезвычайную ситуацию, в которой они покидали страну своего постоянного проживания, эта категория мигрантов, на наш взгляд, является наиболее проблемной, и требующей специфических и не малых усилий с точки зрения, как первоначальной адаптации, так и дальнейшей интеграции.
Таблица 2.
Численность вынужденных переселенцев* с начала регистрации (1992 г.)
на 1 января[3]
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |||||||||||||
Всего (человек) | 57220 | 49474 | 44537 | 38370 | 30834 | 28292 | 25359 | 19327 | ||||||||||||
из них ранее постоянно проживали на территории: | ||||||||||||||||||||
Абхазии | 332 | 288 | 242 | 204 | 158 | 118 | 94 | 77 | ||||||||||||
Азербайджана | 1023 | 819 | 668 | 509 | 375 | 303 | 263 | 189 | ||||||||||||
Армении | 58 | 47 | 43 | 26 | 16 | 18 | 17 | 11 | ||||||||||||
Грузии | 10651 | 9795 | 9352 | 7861 | 7377 | 6924 | 6527 | 6242 | ||||||||||||
Казахстана | 20452 | 17294 | 15169 | 12021 | 7741 | 6997 | 6244 | 4366 | ||||||||||||
Киргизии | 1049 | 858 | 740 | 600 | 466 | 446 | 406 | 311 | ||||||||||||
Республики Молдова | 329 | 278 | 249 | 215 | 159 | 138 | 122 | 85 | ||||||||||||
России | 11969 | 10481 | 9584 | 9937 | 9464 | 8562 | 7301 | 4643 | ||||||||||||
Таджикистана | 3173 | 2585 | 2297 | 1796 | 1308 | 1175 | 1031 | 819 | ||||||||||||
Туркмении | 404 | 344 | 276 | 210 | 141 | 137 | 115 | 120 | ||||||||||||
Узбекистана | 7215 | 6240 | 5554 | 4691 | 3384 | 3010 | 2730 | 1973 | ||||||||||||
Украины | 236 | 202 | 167 | 141 | 93 | 182 | 244 | 243 | ||||||||||||
*Граждане Российской Федерации, получившие официальный статус вынужденного переселенца в территориальных органах МВД России. | ||||||||||||||||||||
- Временные вынужденные мигранты, политические беженцы.
Достаточно сложная и неоднородная категория мигрантов, которая может перейти в категорию долгосрочных, так и при нормализации ситуации, вернуться в страну своего постоянного проживания. Зачастую они не могут правильно оценить перспективы и прогноз своего временного статуса. Желание и ожидание скорейшего возвращения, объективно препятствует каким либо действиям в направлении интеграции и даже первоначальной адаптации. Но, тем не менее, получаемый в стране убежища правовой статус должен быть сопряжен с мерами первоначальной адаптации, чтобы проблемы отчуждения возникали как можно меньше.
Таблица 3.
Численность беженцев с начала регистрации (1993 г.)* (человек, на 1 января)[4]
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Всего | 779 | 801 | 802 | 763 | 632 | 790 | 770 | 598 |
из них граждане государств / ранее постоянно проживали на территории: | ||||||||
Азербайджана | 15 | 11 | 11 | 9 | 7 | 7 | 9 | 8 |
Афганистана | 514 | 539 | 584 | 581 | 475 | 414 | 352 | 292 |
Грузии | 181 | 152 | 112 | 87 | 65 | 65 | 52 | 34 |
Сирии | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Таджикистана | 8 | 10 | 8 | 12 | 11 | 11 | 10 | 7 |
Узбекистана | 9 | 9 | 11 | 12 | 19 | 19 | 19 | 18 |
Украины | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 227 | 273 | 188 |
* Иностранные граждане, получившие официальный статус беженца в территориальных органах МВД России
- Учебные мигранты.
К этой категории относятся мигранты определенной, преимущественно молодой возрастной группы, с четко выраженной мотивацией получения знаний, квалификаций, профессий, нацеленных на рост своего образовательного и профессионального уровня. Эти обстоятельства полностью сочетаются с мотивацией и практикой получения адаптационных навыков непосредственно в процессе обучения и социальной среде учащихся, объединенных не только целевыми установками, но и общностью жизненных стратегий создания фундамента дальнейшей жизни. Интеграционные процессы происходят в этой среде наиболее органично и достаточно успешно при минимальной направляющей их организационной поддержке.
Таким, образом, из всех рассмотренных категорий мигрантов, необходимо выделить те, которые в большей степени нуждаются в первоначальной адаптационной поддержке и дальнейшей интеграционной и определить наиболее важные и нужные меры этой поддержки. С этих позиций, как нам представляется все перечисленные категории возможно проранжировать по степени сокращения необходимых мер поддержки, следующим образом:
– вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания;
– долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства, «носители русского языка»;
– трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства;
– временные вынужденные мигранты, политические беженцы;
– соотечественники (участники действующей федеральной программы);
– временные трудовые мигранты;
– учебные мигранты.
Проведя подобную типологию, возможно более точно определить и направления государственной миграционной политики, подчиненные главной, обозначенной цели – либо удовлетворение потребностей экономики и рынка труда в трудовых ресурсах, либо общий миграционный прирост численности населения, либо их сочетание.
Бесспорным, на наш взгляд, является то, что нет универсальных стратегий адаптации и интеграции различных категорий мигрантов. Для их успешности, главным критерием которой является преодоление социальных барьеров и снижение напряженности во взаимоотношениях между постоянным и вновь прибывшим населением, требуется применение проблемно-ориентированных, дифференцированных подходов к различным категориям мигрантов.
[1] Мукомель В.И., Глава 8, стр.245 в «Многоликая миграция» / [под общ. ред. О.Д. Воробьевой,А.В. Топилина]. – М.: Экон-информ, 2014. – 263 с.
[2] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/
[3] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/
[4] Данные Росстата; ЕМИСС: URL: https://fedstat.ru/