Важнейшая проблема – нехватка заявок субъектов Федерации для размещения переселенцев

О мерах помощи переселенцам с Украины

  автор Е.А. Бобров,  руководитель Комиссии по миграционной политике  Совета по правам человека   при Президенте РФ

19 – 20 июля я посетил полевые (транзитные) пункты временного размещения украинских переселенцев в Ростовской области – в городах Донецк и Гуково. Всего в области 4 таких пункта. Организованы они органами местного самоуправления за счет сил и средств регионального управления МЧС России. В пунктах работают специалисты МЧС, ФМС, следственного комитета, врачи и психологи, открыты православные часовни. Переселенцы размещены в летних палатках по 20 – 30 чел. с двухъярусными кроватями, туалеты и душевые оборудованы отдельно, водоснабжение – питьевая вода из водовоза.

1. Временное размещение и дальнейшее обустройство

Поскольку первоначальная вместимость пунктов временного размещения в 500 чел. почти исчерпана, ПВР в Донецке переоборудован для размещения 1.000 чел., на момент посещения его заполненность составляла 551 чел., ПВР в Гуково – 450 чел.

Эти пункты предназначены для временного размещения переселенцев в течение 1 – 2 дней, после чего граждане направляются в места дальнейшего размещения с трудоустройством. Важнейшая проблема – нехватка заявок субъектов Федерации для размещения переселенцев, что существенно усложняет помощь людям (так, переселенцы в Гуково вынуждены ожидать отправления уже 7 дней).

Следует поручить Минрегиону России и Минтруду России активизировать работу с органами власти субъектов Федерации по привлечению переселенцев из Украины, прежде всего, в трудонедостаточные регионы страны.

Необходимо создать постоянно действующий координирующий орган для обеспечения оперативного взаимодействия между МЧС, ФМС, Минрегионом, Минтруда и органами исполнительной власти субъектов Федерации, прежде всего, в части количества переселенцев, их трудоустройства, временного и постоянного обустройства, в т.ч. мониторинга после прибытия к месту поселения.

2. Продовольственное обеспечение

Во всех ПВР организовано трехразовое горячее питание, оно осуществляется органами местного самоуправления в пределах выделенных средств (в ПВР в Донецке – трехразовая доставка горячей еды полевой кухней из города).

В ПВР в Донецке отмечена нехватка детского питания, тушенки и дополнительных продуктов, требуется дополнительно установить несколько холодильников. Во всех пунктах размещения целесообразно увеличить резерв дополнительного питания, пригодный для самообслуживания (лапша быстрого приготовления, тушенка, чай, сахар, печенье, фрукты).

3. Документирование

В ряде случаев граждане Украины прибывают в ПВР без документов (прежде всего, из Славянска, Краматорска, Красногоровки и Марьинки Донецкой обл.). Процедура установления личности и документирования в пунктах пропуска фактически не проводится из-за отсутствия условий и возможностей многомесячного содержания проверяемых иностранных граждан. В связи с массовыми побегами заключенных из колоний Луганской области требуется особая осмотрительность в их «легализации». Кроме того, консульство Украины в г.Ростов безосновательно не желает заниматься установлением личности и документированием своих граждан – необходимо решение на дипломатическом уровне.

4. Обеспечение законного пребывания и трудовой деятельности в России

В целях создания необходимых условий в законности пребывания и самообеспечении переселенцев – граждан Украины необходимо:

– законодательно продлить срок разрешенного пребывания граждан Украины на территории Российской Федерации до стабилизации обстановки, по крайней мере, до 270 дней со дня въезда;

– временно предоставить переселенцам возможность немедленного трудоустройства без получения разрешения на работу (например, при подаче заявления на предоставление статуса беженца, временного убежища, разрешения на временное проживание и др.), т.к. выдаваемые в упрощенном порядке патенты действуют лишь при трудоустройстве у физических лиц, а значительная часть переселенцев из восточных областей Украины – квалифицированные специалисты в сфере тяжелой промышленности;

предоставлять статус беженца и временное убежище так называемым беженцам «на месте» из числа граждан Украины, т.е. находящимся на территории Российской Федерации и оказавшимся не в состоянии возвратиться в Украину в связи с военными действиями.

5. Финансирование

Необходимо целевое финансирование из федерального бюджета:

– размещения переселенцев для качественной и бесперебойной работы пунктов временного размещения;

– поиска в субъектах Федерации вакансий с предоставлением проживания переселяющимся гражданам Украины, финансирования процесса переезда и предоставления первичных мер социальной помощи;

– мер по социальной помощи гражданам Российской Федерации, предоставившим кров переселенцам из Украины (во всех субъектах Федерации). Так, только в г.Донецк Ростовской обл. в семьях местных жителей временно размещено более 1.500 жителей восточных областей Украины;

переоборудования и возможного укрупнения пунктов временного размещения для работы в зимний период.

                                                                                                            21 июля 2014 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *