А.В. Докучаева: Доклад на семинаре «Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения выхода из иного гражданства, и пути их решения»

По законопроектам № 1065287-7 от 30.11.2020г.  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 1065309-7 от 30.11.2020 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

«Ad impossibilialex non cogit»

(Закон не требует невозможного

 – один из принципов римского права).


А.Докучаева,

заместитель директора Института стран СНГ

31.03.2021


Внесенные Президентом РФ30.11.2020г. законопроекты№1065287-7 и №1065309-7, по которым профильным и  ответственным Комитетом назначен Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, подготовлены в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”.

В законопроекте №1065287-7 уточняютсяположения отдельных законодательных актов РоссийскойФедерации, предусматривающих ограничение для замещениягосударственных и муниципальных должностей, должностейгосударственной и муниципальной службы и иных должностейв связи с наличием гражданства (подданства) иностранногогосударства либо вида на жительство или иного документа,подтверждающего право на постоянное проживание гражданинаРоссийской Федерации на территории иностранного государства, и устанавливает обязанность граждан сообщать руководителям организаций, где они работают, о наличии иного гражданства или права на проживание в ином государстве.

Законопроект №1065309-7 содержит поправки в Трудовой кодекс для регулирования особых трудовых отношений с лицами, имеющими иное гражданство или право на проживание в иностранном государстве.

Законопроекты закрепляют положение о том, что лица,имеющие иное гражданство или право на постоянное проживание в ином государстве, не имеют право на работу в должностях государственных и муниципальных служащих, и не принимаются на работу. Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив, они должны будут быть уволены, если в течение полугода не предоставят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве.

Однако свыше десятимиллионов(10,2млн.чел)граждан Российской Федерации приобрели гражданство нашей страны, когдазаконом былустановлензаявительный порядок отказа от иного гражданства (до июля с.г., когда требование отказа от иного гражданства было снято). При получении гражданства России достаточно было направить в консульские учреждения зарубежных стран соответствующие заявления-отказы. Документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют.

Для того, чтобы получить такой документ, необходимо проходить специальную процедуру выхода, которая в законодательстве иностранных государств имеет установленные сроки, превышающие полгода, разрешенного для предоставления справки о выходе проектом поправок в наш Трудовой кодекс. Сроки решения вопросов гражданства в законодательстве, например, постсоветских государств составляют год, а на практике – затягиваются на два и более лет.

Несколько миллионов российских граждан, имевших ранее гражданство Украины, вообще не смогут получить такого решения от нынешних украинских властей.  Путь к российскому гражданству гражданам Украиныиз Луганской и Донецкой областей открыт в 2019 году апрельскими Указами Президента. Только по этим основаниям гражданство РФ обрели около миллиона человек. И они остаются в какой-то мере пораженными в трудовых правах. Что является серьезной политической ошибкой, ставя под сомнение продуманность решения Президента России об упрощенном порядке предоставления российского гражданства жителям Донбасса.

Законопроект №1065287-7 в статье 25 предлагает некоторое решение вопроса для тех, у кого имеющееся гражданство(подданство) иностранного государстване прекращенопо не зависящим от него причинам. А именно такой гражданин России: «в исключительных случаях по решению представителя нанимателя(работодателя) может быть принятна государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне». А тот гражданин РФ, кто уже работает в качестве государственного или муниципального служащего, и его иное гражданство не прекращено по не зависящим от него причинам, «в исключительныхслучаях по решению представителя нанимателя (работодателя) можетпродолжить проходить службу на замещаемой им должности либо можетбыть переведен с его согласия на иную должность при условии, что призамещении таких должностей не требуется оформление допускак государственной тайне».

Таким образом, решение вопроса трудоустройства в этих случаях поставлено в полную зависимость от субъективного фактора, что само по себе коррупционно- опасно либо неразрешимо.

Поправки в законодательство по урегулированию вопросов трудоустройства граждан РФ, не имеющих подтвержденного выхода из гражданства, должны соответствовать реальным возможностям исполнить требования закона.

Во-первых,  необходимо установить реальные сроки для представления документов о выходе из иного гражданства для тех, кто их не имеет.

Во-вторых, в случаях, когда иное гражданство не прекращено по не зависящим от гражданина причинам, нужно не поражать его в правах, а решать так, например, как данный вопрос решен для крымчан и севастопольцев, ставших гражданами России по оптации. Частью четвертой статьи 4 Конструкционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено:

«4. Лицо, признанное в соответствии с частью 1 настоящей статьи гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства. Заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства представляется документ, подтверждающий наличие иного гражданства». (Часть 4 введена Федеральным конституционным законом от 29.12.2014 N 19-ФКЗ).

Другим путем решения данной проблемы для сотен тысяч наших соотечественников было бы заключение межгосударственных договоров Россией с постсоветскими странами об упрощенном порядке выхода из гражданства одной стороны при наличии гражданства другой стороны, которые бы позволяли по заявлению, поданному (в т.ч. и в электронном виде) в консульство одной стороны на территории другой стороны в течение трех месяцев получать решение о выходе, подтвержденное соответствующим документом. Само по себе заключение подобных соглашений не было бы каким-то  уникальным событием. Заключались и действуют межгосударственные соглашения  (например, четырехстороннее:Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия – об упрощенном приобретении гражданства сторон).

После заключения подобных соглашений принятие предлагаемых обсуждаемыми законопроектами требований к гражданам России, не имеющих доказательства выхода их имевшегося ранее гражданства, не наносили бы непоправимого ущерба судьбам соотечественников. А в отношении фиксации отказа от гражданства тех государств, которые не пойдут на заключение  таких договоров (возможно, Украина),  можно было бы применить процедуру, аналогичную той, что использована для граждан России, получивших гражданство по оптации в Крыму.

Наше законодательство и правоприменительная практика (нередко, из-за плохо сформулированных законов) по вопросам гражданства и миграции содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Не следует их множить новациями, которые могут привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан России.

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =