Аналитическая справка по расходам переселенцев при переезде в РФ и получении правового статуса


Составлена по итогам опроса экспертов, руководителей НКО, переселенцев, администраторов групп в социальных сетях: ВКонтакте, WhatsApp, Telegram и др.
Основной материал по итогам опроса в группах в соцсетях предоставлен администраторами Содружества «Казахстанцы России» (Приложение 1).


Эта справка отправлена в Администрацию Президента РФ по запросу рабочей группы, созданной при Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан для реформирования миграционного законодательства. И уже по этой справке принимаются меры по изменению ситуации. Какие – надеемся скоро узнать

********

Выражаем благодарность Содружеству “Казахстанцы России” за неоценимую помощь в сборе информации по расходам переселенцев при переезде в РФ


С целью анализа ситуации в разных регионах РФ и выявления общей тенденции в оказании услуг мигрантам для опроса были выбраны наиболее востребованные у переселенцев регионы: г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Новосибирская, Ростовская, Тамбовская, Томская, Челябинская, Ярославская области; Красноярский и Хабаровский края; Республика Крым и г.Севастополь.

Опрос проводился с 1 по 25 августа 2020 года среди участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Госпрограммы «Соотечественники»), среди переселенцев, переезжающих по воссоединению семьи (по родителям, детям, супругам),  по программе носителей русского языка (НРЯ).

Учитывались затраты, произведенные участниками Госпрограммы «Соотечественники» за рубежом, на территории РФ и затраты, произведенные после получения гражданства РФ, так или иначе связанные с этим процессом.

Отдельно анализировались финансовые затраты, производимые иностранными гражданами и ЛБГ, которые длительное время находятся в РФ без определенного правового статуса при его урегулировании.

  1. Участники Госпрограммы «Соотечественники»
  2. Затраты за рубежом

 

Финансовые расходы претендента на участие в Госпрограмме «Соотечественники» за рубежом связаны: с подготовкой пакета документов на самого претендента и членов семьи, подачей заявления и пакета документов в уполномоченный орган по реализации Государственной программы за рубежом, получением свидетельства участника Госпрограммы, при желании подготовка и подача пакета документов на получение разрешения на временное проживание в РФ (РВП) в представительство МИД РФ за рубежом.

Кроме того, большие финансовые затраты приходятся на перевоз вещей и проезд семьи до территории вселения. При этом проезд на личном транспорте и провоз вещей автомобильным транспортом не компенсируются. В настоящее время переселенцы едут с разрывом в транспорте, так как добираются до границы одним транспортом, если не едут на своей машине, пересекают нейтральную зону пешком, а далее передвигаются снова различными видами транспорта. Им компенсируется  только проезд по российской территории , но только железнодорожным транспортом или авиа. Кроме того, перелет в РФ из-за рубежа  оплачивается, только если он совершен российскими авиалиниями.

Предложения по сокращению затрат:

  1. Принимать пакет документов на участие в Госпрограмме «Соотечественники» дистанционно по электронной почте. Особенно это актуально в период пандемии;

 

  1. Выдавать Свидетельство участника Госпрограммы «Соотечественники» на усмотрение претендента либо в представительстве за рубежом, либо в территории вселения;

 

  1. Внести поправки в Госпрограмму «Соотечественники», касающиеся оплаты проезда участников Госпрограммы и членов их семей  личным транспортом и провоз  багажа автомобильным транспортом.

 

  1. Затраты в территории вселения – субъекте РФ

 

Финансовые затраты в РФ участника Госпрограммы «Соотечественники» и членов его семьи складываются из   расходов на подготовку  пакета документов на РВП, на гражданство РФ, на получение паспорта гражданина РФ, жилищное обустройство и иные расходы.

Существенным бременем  на переселенца ложится оплата госпошлин. Но дополнительные расходы, производимые при подготовке документов значительно превышают размер  госпошлины.

Подготовка пакета документов включает в себя: заполнение заявления, переводы полного пакета документов с их нотариальным заверением, фото, ксерокопирование, приобретение бланков и иные расходы.

Заполнение заявлений. Каждое заполнение заявления на РВП, ВНЖ, гражданство РФ, получение  паспорта РФ обходится заявителям от 400 до 2 000 рублей и более на одного человека (см. Приложение 1).

Зачастую заявления, заполненные по образцам (размещенным на сайте ГУВМ МВД России и в Консультант-плюс), сотрудники миграционных подразделений не принимают либо вносят несущественные исправления. Так как в помещении миграционного подразделения из-за отсутствия компьютеров исправить напечатанное заявление невозможно, а написанное от руки переписывать долго, то, в основном, заявители вынуждены заказывать платное заполнение заявления в фирмах, находящихся неподалеку от подразделения.

 

Нередки случаи, когда инспекторы не предоставляют бланки, предлагают либо найти их в интернете, либо купить у посреднических  фирм.

 

Допускается истребование документов, не указанных в регламентах и не являющихся необходимыми, что также увеличивает расходы

Предложения:

  1. Миграционным подразделениям на местах обеспечивать бланковой продукцией заявителей;
  2. При приеме заявлений сотрудникам миграционных органов соблюдать стандарты в заполнении заявлений, но при этом  не требовать исправлений в тексте заявлений , которые не влияют на суть обращения, и зачастую зависят только от требований лично данного сотрудника;
  3. Иметь актуальные образцы заполнения заявлений на информационных стендах
  4. Исключить случаи истребования не нужных дополнительных документов
  5. Обеспечить миграционные подразделения компьютерами либо вменить сотрудникам подразделений обязанность  вносить исправления в напечатанные  заявления
  6. Рассмотреть возможность подачи заявлений на все правовые статусы через МФЦ (бесплатно)
  7. С целью пресечения деятельности теневых посредников развивать платные услуги через ФГУП «ПВС» МВД России, установив приемлемые цены, и исключив навязывание услуг.

 

 

Ксерокопирование. На все правовые статусы заявитель готовит полный пакет документов. Поэтому затраты на  ксерокопии составляют значительную сумму. У многих заявителей по приезду в РФ еще нет собственной оргтехники. Миграционные подразделения ее не предоставляют. В тех же фирмах ксерокопирование только одной страницы обходится до 15 руб. А общий пакет документов на все статусы на одного человека  включает до 100 листов.

Предложения:

Обеспечить миграционные подразделения оргтехникой для использования ее заявителями

 

Переводы с нотариальным заверением.

Не принимаются  нотариально заверенные переводы документов, изготовленные в государствах исхода, даже выполненные на двух языках.

 

В крупных населенных пунктах существуют как переводческие компании, так и частные переводчики. Вместе с тем, стоимость услуг переводчиков высокая, а качество переводов не гарантировано. В районных центрах, где фактически нет конкуренции, переводы обходятся еще дороже. В среднем переводы пакета документов с нотариальным заверением  на одного человека обходятся от 5000  рублей и выше (см. Приложение 1).

 

Стоимость услуг нотариусов также высока, и рознится по регионам, и даже в одном регионе. Если  размер  госпошлины, взимаемый нотариусом зафиксирован, то нотариусы добавляют в стоимость услуги технического работника по изготовлению документов (печатание), которые превышают госпошлину в разы.

 

Особенно дорогостоящи переводы паспортов иностранных граждан. Требуется ксерокопирование каждой страницы паспорта, появление в паспорте любого штампа (например, штампа РВП на русском языке или регистрации по РВП, штамп пересечения границы) влечет за собой необходимость делать новый перевод. Длительное время шли межведомственные споры о необходимости переводить и нотариально заверять все страницы паспорта, во многих регионах переводилась и заверялась только основная страница паспорта. Но нотариусы пролоббировали свои интересы, и стоимость перевода, и заверения всего паспорта для мигрантов стала очень высокой.

 

Продолжает остро стоять вопрос о внесении в паспорта граждан РФ отчеств заявителей, не имеющих отчества в загранпаспортах. Если вопрос о внесении отчества в паспорт взрослых    по желанию заявителя на основании свидетельства о рождении был решен, то в настоящее время в отдельных регионах вносят данные на детей в паспорта их родителей не по свидетельству о рождении, а по загранпаспорту ребенка, где нет отчества. Родителям снова приходится менять новый, только что полученный паспорт, на другой, с отчеством ребенка. Это влечет очередные финансовые затраты и потерю времени.

 

Зачастую заявителям приходится обращаться за платными услугами на подачу документов. Причина – очереди в миграционных подразделениях.

 

Подача документов осуществляется в таких случаях или через  ФГУП «Паспортно-визовый сервис», или через частных посредников.

 

В среднем подача заявления вне очереди на любой статус обходится до 15 000 рублей на одного человека, включая детей.

Стоимость постановки штампа РВП в паспорт ИГ обходится до 5 тысяч руб. с одного человека, включая детей. В ином случае штамп будет поставлен в срок от 1недели до 3-х недель (если заявитель проживает в отдаленном районе и в более длительный срок ).

 

Предложения:

  1. Необходимо принятие Закона РФ о переводчиках и принятие нового Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» или внесение изменений в существующий.
  2. Рассмотреть возможность расширения услуг по изготовлению переводов во ФГУП «ПВС» МВД России, зафиксировав расценки на данный вид услуг и обеспечив качество переводов.
  3. Вернуться к практике прошлых лет, когда копии документов, необходимые для подачи на правовые статусы и не требующие переводов, заверяли сами сотрудники миграционных подразделений.

 

Вывод. Даже на участников Госпрограммы «Соотечественники», минующих одну из ступеней к гражданству РФ – вид на жительство, ложатся серьезные финансовые затраты на переезд в РФ и оформление правовых статусов.

Не менее половины из них не получают компенсационные выплаты либо возвращают их при переезде в другой регион. Участниками Госпрограммы потому и становится небольшое количество соотечественников, так как большинство из них не хотят быть привязаны к одному региону.

Кроме того, на участников Госпрограммы, не получающих компенсационные выплаты и подъемные, ложатся существенные финансовые затраты в государстве исхода по оформлению документов на участие в Госпрограмме, которые им не пришлось бы нести, имей они возможность получить ускоренно гражданство РФ по другим программам.

 

  1. ИГ и ЛБГ, получающие гражданство РФ по воссоединению семьи
    (по родителям, или детям) и носителям русского языка (НРЯ)

Представители этой группы несут финансовые затраты такие же, как и участники Госпрограммы «Соотечественники» на территории РФ.

К этим финансовым затратам добавляется оформление вида на жительство в РФ, истребование документов из различных архивов документов, подтверждающих степень родства, их переводы и нотариальное заверение, регистрация по месту жительства по ВНЖ.

А для НРЯ – затраты на истребование документов, подтверждающих факт проживания  прямых родственников по восходящей линии на территории РФ (см. Приложение 1).

Квоты на РВП. Многим иностранным гражданам приходится получать квоту на РВП. Не исключены финансовые затраты на получение квот, которые по опросам лиц, получивших квоты на платной основе через посредников, составляют от 10 000 руб.  до 120000 руб. в зависимости от региона. Цены существенно выросли в последние годы в регионах, где имеется возможность после получения РВП стать участником Госпрограммы «Соотечественники», что позволяет быстро получить гражданство РФ. Установить  причастность к получению данных средств  и  в каком размере миграционными  сотрудниками довольно сложно,  но после оплаты претенденты на квоту ее получают, хотя до оплаты им неоднократно в выделении квоты отказывали и проэтому существует устойчивое мнение среди переселенцев, что нужно заплатить посреднику и ковта будет получена.

Тестирование на предмет владения русским языком, знания истории и основ законодательства РФ.

Правозащитники в свое время обращали внимание на то, что тестирование на знание русского языка может иметь существенную коррупционную составляющую. Время подтвердило опасения.

В настоящее время право проводить тестирование может получить чуть ли не каждый желающий.

Проходить тестирование приходится  и на РВП, и на ВНЖ.  Стоимость его доходит до 5 тысяч рублей, а с ускорением получения результатов еще и дороже. Такой экзамен вынуждены сдавать все лица, получившие образование позднее 1991 года, в том числе  и русские.

Предложения:

  1. Исключить стадию РВП, оставив ее только для лиц, желающих проживать в РФ по РВП, например пенсионеров, сохраняющих пенсионные выплаты в государствах исхода.
  2. Считать достаточным основанием для признания ИГ, ЛБГ носителями русского языка свидетельства о рождении прямых родственников по восходящей линии на территории РФ, тк свидетельства о рождении родных, как правильно в семье сохраняются, а при их отсутствии получить подтверждающий документ в официальных органах проще, чем доказать факт проживания на территории РФ родственника по прямой восходящей линии.
  3. Исключить из законодательства требование получения сертификата на знание русского языка ИГ, если в их документах об образовании, полученных независимо от года выдачи и государства, где выдан документ, имеется оценка по русскому языку (например, аттестатах об окончании 9 классов или средней школы, лицея, колледжа или ВУЗа).

 

  • Затраты после получения гражданства РФ

Финансовые затраты после получения гражданства РФ связаны, в основном, с урегулированием вопросов по прежней гражданской принадлежности. Особенно это  касается всех без исключения бывших граждан Республики Казахстан и бывших граждан иных государств, претендующих на сверхсрочную службу в армии  или претендующих на работу в органах, где не разрешается иметь иное гражданство.

Финансовые затраты складываются из оплаты проезда в консульское учреждение. Например, Дальний Восток, Краснодарский край закреплены за консульством РК в Москве. А для оформления утраты гражданства РК и сдачи паспорта РК в консульское учреждение необходимо либо личное присутствие гражданина, либо его доверенного лица. Стоимость пакета документов (с нотариальным заверением всех подлинников, согласием детей старше 14 лет и др.) также  существенна. Справка об утрате гражданства РК, выдаваемая консульским учреждением РК, стоит 55 долларов (включая банковский сбор). На данную процедуру законодательством РК отводится 30 дней.  Как правило лица, только что получившие гражданство РФ, понесшие большие финансовые затраты на переселение и оформление всех правовых статусов и, как правило, еще не имеющие места работы, вынуждены снова нести большие затраты. Иначе им грозит большой штраф в РК.

Предложения:

МВД России, МИДу РФ обсудить с МВД Республики Казахстан и МИДом РК возможность направления паспортов граждан РК в органы МВД  РК ,либо в консульские  учреждения РК в РФ по почте, как это делалось в период пандемии.

 

  1. Затраты в РФ на обустройство переселенцев

В данную статью затрат входит:

– проезд из государства исхода до субъекта Федерации;

– аренда жилья;

– зачастую, плата за постановку на МУ, регистрацию по месту проживания по РВП, ВНЖ (даже если это арендное жилье, собственник жилья берет за регистрацию отдельную доплату, см. Приложение 1);

– провоз вещей;

– замена водительского удостоверения. Несмотря на то, что в основном иностранные граждане, переезжающие в РФ на ПМЖ, имеют водительские удостоверения международного образца и имеют право пользоваться  ими до истечения срока действия,  в отдельных регионах допускают штрафы и даже изъятие водительского удостоверения. Поэтому в большинстве случаев переселенцам приходится менять водительские  удостоверения, и даже переучиваться. Финансовые затраты при этом составляют несколько десятков тысяч рублей.

А именно в первые год-два после переселения личный транспорт так необходим переселенцам, а зачастую он является единственным средством заработка. Но сроки замены удостоверений законодательством не определены.

 

Неоднократные поездки в государства исхода

Существенные расходы приходится совершать тем, кто по нескольку раз за период оформления  всех статусов на пути к гражданству РФ вынужден совершать поездки в государство исхода.

Основной причиной является неуверенность в том, что на пути к гражданству РФ не произойдет сбоя. Эта неуверенность особенно усилилась, когда началось массовое аннулирование правовых статусов: РВП, ВНЖ, даже гражданства РФ (зачастую за незначительные правонарушения).

И особенно тревожит то, что аннулируются свидетельства участников Госпрограммы «Соотечественники», что автоматически влечет за собой аннулирование статусов  не только правовых статусов самого участника Госпрограммы, но и всех членов его семьи.

Необходимость покупать МУ и регистрации, даже при наличии собственного жилья, дорогая аренда жилья, отсутствие официального трудоустройства, бесконечные проверки  по месту проживания, сведений о трудоустройстве приводят к тому, что переселенцам легче приезжать наездами в РФ для оформления правовых статусов, сохраняя рабочие места, жилье за рубежом. Как правило, только после получения гражданства РФ, они перевозят детей и престарелых родителей. Это значительные затраты, часть из которых уходит в другое государство, а не в РФ.

Таких переселенцев зачастую отслеживают посредники, которые предлагают им свои услуги и затраты увеличиваются. А, кроме того, создается риск попасть в руки мошенников и не только нарушить сроки законодательства РФ, но и не получить обратно, передаваемые посредникам  документы, в том числе удостоверяющие личность

 

  1. Затраты на урегулирование правового статуса лиц, длительное время проживающих в РФ

К ранее указанным затратам на получение того или иного правового статуса добавляются затраты по установлению личности, замене просроченных документов, удостоверяющих личность, истребованию различных документов из прежних государств проживания. И наиболее затратная часть – определение гражданской принадлежности  в консульских учреждениях в РФ или непосредственно в компетентных органах государства исхода.

При этом лица, у которых урегулируется правовой статус, не имеют права работать,  бесплатно лечиться, у них более дорогостоящая аренда жилья. Также они не имеют возможности получить бесплатную юридическую помощь, а без нее во многих случаях просто невозможно обойтись. Их интересы не могут представлять адвокаты, так как они не могут дать  им доверенность. Материальные затраты непомерны для данной категории лиц, многие из них живут в отдаленных населенных пунктах. Одни поездки для таких людей существенно затратны.  Благотворительные фонды, в основном,  имеют право оказывать материальную помощь только гражданам РФ.

Т.о., финансовые  затраты на переселение соотечественников в РФ составляют на семью в среднем от 200 до 500 тысяч рублей и более.

Из них на оформление правового статуса, в зависимости от оснований, финансовые затраты составляют от 50 до 100 тысяч  рублей на человека, а вотдельных случаях и более.

*****

Приложение 1: Таблица расходов по регионам при переселении из Республики Казахстан в Российскую Федерацию.

—————————————————————————————————————-

Справка подготовлена экспертами и партнерами МОД «Форум переселенческих организаций»
в рамках проекта «Право на Родину»
для Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан и
ГУВМ МВД России и иных заинтересованных органов.
(во исполнение поручения Президента РФ Правительству РФ о подготовке предложений по оптимизации процедур и ликвидации необоснованных расходов  иностранных граждан – заявителей на получение гражданства РФ).

 

Август  2020 года

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − девять =