Анализ проекта Минобрнауки РФ по изменениям Положения о проведении обязательного для иностранных граждан экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ

Министерство образования и науки РФ представило проект изменений, которые предлагается внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 824. 

Пересмотру подвергнется ряд пунктов Положения о проведении обязательного для иностранных граждан экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Свои размышления насчет этой инициативы, в отсутствие внятных разъяснений со стороны министерства, «МЕДИА-МИГ» изложил еще месяц назад.

С тех пор чиновники все же сформулировали мысль и объявили об ужесточении порядка проведения экзамена с целью исключить коррупционный фактор. Иностранцы, прибывающие в Россию на заработки и составляющие основную долю внешних миграционных потоков, должны будут подтверждать владение русским языком не только в письменном, но и в устном формате под видеозапись. Временные рамки такого модуля не ограничены (в действующем Положении — не менее 10 минут), что не удивительно — с претендентом на патент в нынешних реалиях особо не наговоришься.

Отметим и повышение требований к квалификации экзаменаторов. Согласно правкам к п. 4 Положения, в состав комиссии по проведению экзамена смогут войти только педагогические работники уполномоченного вуза с профильным высшим образованием и пройденной программой ДПО в области преподавания русского языка как иностранного или тестологии. Заменить ДПО годичным опытом в сфере организации и проведения тестового контроля знаний станет невозможно.

Проект Минобрнауки России выглядит простым и логичным. Оценивая его с позиций наивного идеализма, можно представить потрясающую картину.

Повышается статус русского языка в странах Центральной Азии. Граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана усиленно изучают азбуку, чтобы получить патент на работу в нашей стране. Разрушается часть мошеннических схем в локальных центрах тестирования. Заполнение матриц за иностранца теряет смысл, ведь его ожидает устная часть.

Одно дело периодически подменять нескольких неговорящих претендентов на РВП или ВНЖ. Другое — искать кандидатов вместо сотен трудовых мигрантов. С рынка уходят подвальные конторы, не способные оснастить офисы с раздельными аудиториями и видеокамерами. Обеспечивается спокойствие уполномоченных вузов, которым больше не нужно гадать о подлинности полученных матриц и выдавать государственные сертификаты по подложным сессиям разным молчунам. Достоверность видеозаписей на порядок выше.

Если же рассуждать критически, Проект Минобрнауки России сегодня мало что изменит. Причина тому — халатное отношение к цифровому сопровождению миграционных процессов, включая сбор и хранение экзаменационных материалов.

В ходе углубленного изучения и выявления нарушений российского миграционного законодательства, в том числе на участке проведения экзамена среди иностранных граждан, «МЕДИА-МИГ» осуществил основательную работу. Наши журналисты побывали в нескольких регионах страны, где наблюдали за работой органов, уполномоченных оказывать иностранцам государственные услуги, за устройством коммерческого сектора, общались с мигрантами и работниками вузов, имеющих право их экзаменовать, а также с многочисленными экспертами и представителями надзорных ведомств.

Общую картину в этой сфере можно описать как тотальное противодействие цифровизации. Абсолютное большинство коррупционных и мошеннических схем на каждом из уровней системы процветает благодаря полной цифровой отключке (от элементарного программного обеспечения до ресурсов «Госуслуг»).

В крайнем сюжете «МЕДИА-МИГ» на примере г. Красноярска подробно разобрал становление и развитие бизнеса, связанного с руководством ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России. Стремление раздробить комплекс услуг и замкнуть их на подконтрольные конторы никак не сочетается с внедрением технологий. Касается это и проведения экзамена.

Не случайно в ряде регионов, в том числе Сибири и Дальнего Востока, филиалы ФГУП «ПВС» на правах монополиста рьяно продвигают площадки Псковского государственного университета, центрами языкового тестирования которого управляют декларированные миллионеры Арсений Парфенов и Даниил Сапожников. Доходит до того, что договоры, не брезгуя, заключаются с весьма сомнительными ЛЦТ. Так, по данным нашего анонимного источника в Хабаровске, ПсковГУ проводит экзамены на базе компании, против которой возбуждено дело по статье 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).

Цифровизация — удар в корень таких мелких монополий, которые продолжают возрождаться как недоношенные фениксы-уродцы по всей России. В 2022 г. места их гнездовья — Приморье, Красноярский край и, как выясняется, Ростовская область, откуда наша редакция получила очередное свидетельство о злоупотреблениях (скоро расскажем и эту историю).

Взваливать всю ответственность за подобную коммерцию на МВД России не совсем правильно. Все-таки в учредителях ФГУП «ПВС» значится еще и Росимущество. Тем не менее в руководящем звене ведомств отлично понимают, какую тень бросает на их репутацию данный сервис. Чем дольше подобное терпят, тем грандиознее становится тень.

Следующий по нисходящей уровень системы — уполномоченные вузы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что многие из них, проводя экзамены среди иностранных граждан, пользуются программными продуктами собственной разработки.

Отсутствие единой межвузовской программы само по себе вызывает большие вопросы — это очевидная мера, которая решает совокупность важнейших проблем — от обеспечения безопасности вузов и повышения контроля за соблюдением законодательства до формирования сводной статистики. Впрочем, кроме «МЕДИА-МИГ» факт существования такой статистики ни одно из ведомств, похоже, не интересует. Минобрнауки России за этот аспект не отвечает, а Рособрнадзор сообщать цифры не обязан. Нет такого пункта в инструкции — ну вы понимаете.

Так почему же вопрос до сих пор не решен? Логика подсказывает единственный верный ответ — только таким образом возможно оберегать сеть бесчисленных подвальных ОООшек. При вскрывшейся в далеких краях продаже мигрантам государственных сертификатов вуз ссылается на недобросовестного контрагента. При не вскрывшейся — тихо зарабатывает. То есть, конечно, не весь вуз, а отдельные энтузиасты, что очень удобно.

«МЕДИА-МИГ» писал о практике ПсковГУ по тестированию-на-колесах в Казани. Какое отражение такая практика получает в программном продукте вуза – «АСПТ»?

Другой красочный пример — симбиоз Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина с АНО ДПО «Изучение языков «Лингвистический центр», о котором периодически пишут СМИ. Чаще, однако, о нем пишут сайты районных судов и прокуратур. В прошлом году дело об имитации проведения экзамена при участии Лингвистического центра рассматривали в Саратове. В этом году история повторилась в невезучем Красноярске.

Из-за подобных контрагентов один из ведущих вузов России нередко попадает в неприятные сводки. Претензии к его работе только в этом году уже высказали в Калужской и Самарской областях. Любопытно, использовалась ли в данных случаях некая запатентованная Институтом система «Русский-тест» или цифровизацию тоже сымитировали?

На данный момент непонятно, предполагает ли Наталья Трухановская, недавно сменившая Маргариту Русецкую на посту ректора Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, как-то избавляться от этого обременительного наследства своей предшественницы. Ведь число таких сигналов, очевидно, будет лишь возрастать.

Наконец, на уровне локальных центров тестирования, как писал «МЕДИА-МИГ», действуют различные «сладкие» схемы: подсказки, выдача экзаменационных материалов для заучивания, подмена иностранного гражданина, транзит, печать сертификатов и их выдача на местах без фактической проверки уровня знаний иностранца.

Экзаменационные сессии и архивы до недавнего времени многие региональные ЛЦТ направляли в вузы через мессенджеры или Яндекс.Диск.

Что даст Проект Минобрнауки России в описанной среде? 

В комплексе услуг ФГУП «ПВС» ничего не изменится. Сервис МВД России продолжит выстраивать монополию, продвигая наиболее удобный для себя вуз, не заботясь о качестве и методах его работы.

На уровне уполномоченных организаций возрастут объемы собираемой и хранимой информации. Напомним, что в системы ИРСИОРТ и ФИС ФРДО экзаменационные архивы не поступают. Следовательно, как и прежние матрицы, все видеозаписи останутся в ведении вузов, играя формальную роль и никак не влияя на качество проверки и информационного обмена.

На уровне ЛЦТ сохранится большинство мошеннических схем, разве что придется больше изворачиваться. Не исключено и возникновение новых уловок.

Глобально ужесточение порядка проведения экзамена среди иностранных граждан невозможно без нормального цифрового решения. Проект Минобрнауки России имеет смысл только при условии использования программного продукта, который обеспечит три ключевые возможности:

– наблюдение за движением экзаменационных архивов из ЛЦТ в уполномоченный вуз по контрольным точкам. Это повысит дисциплину региональных площадок и исключит подмены матриц;

– защищенное хранение всего массива экзаменационных архивов. Единая база объективно необходима для оперативной — без лишних запросов в вузы — проверки матриц и их изучения;

– получение детализированной статистики о проведении экзамена. Без анализа собираемых данных новации теряют свою ценность.

Дальнейшие решения ясно покажут, насколько Минобрнауки России, Рособрнадзор, МВД РФ нацелены на реальное реформирование системы проведения экзамена среди иностранных граждан. Главным их союзником в этом направлении должно стать Минцифры России.

В противном случае законодательные и нормативные новеллы отражают не волевое противостояние коррупционной спайке на всех уровнях системы, а лишь формальное министерское приличие — чтобы не выглядеть совсем уж беспомощными, снося бесконечные пощечины цифровому курсу.

Дмитрий Смирнов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *