«Дети мигрантов – важнейшая из инвестиций в будущее России»

Информация к рабочему совещанию

Инициатор совещания – международное общественное движение  содействия мигрантам и их объединениям “Форум переселенческих организаций” и Постоянная Комиссия по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. При участии  Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

МОД  «Форум переселенческих организаций» – одна из старейших российских НКО (движение учреждено и действует с  1996 г.) реализует в настоящее время по Президентскому гранту проект «Полюби соотечественников, Родина!». Членам «Форума…», работающим в разных регионах, отстаивающим права соотечественников, вернувшихся в Россию,  хорошо известны проблемы детей переселенцев. У  некоторых членов «Форума…» налажены плодотворные контакты с региональными Уполномоченными по правам ребенка.

В связи с нестабильной политической и экономической обстановкой в ряде государств бывшего СССР, отсутствием в стране проживания рабочих мест, желанием граждан вернуться на историческую родину, количество иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с целью получения российского гражданства в последние годы стабильно увеличивается. Поэтому тема приобретения гражданства год от года приобретает все большую актуальность. Чаще всего родители выезжают ради детей.

Правозащитников волнуют такие больные вопросы, как препоны в получении правового статуса детьми, приехавшими в Россию с родителями, и связанные с этим проблемы медицинского и социального обеспечения, а также образования.

В связи с готовящейся серьезной корректировкой миграционного законодательства РФ представляется чрезвычайно актуальным обсуждение и вынесение на уровень законодательной и исполнительной власти предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики для устранения далеко не детских проблем, возникающих у переселенцев с детьми.

1 . Проблемы, возникающие при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации

В настоящее время можно отметить ряд проблем, возникающих при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, решение которых могло бы способствовать легализации наших соотечественников, прибывших на территорию России.

Одна из проблем возникает при получении российского гражданства несовершеннолетними детьми.

Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон) в гражданство Российской Федерации принимаются несовершеннолетние дети, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по заявлению родителя или законного представителя, которые имеют гражданство Российской Федерации.

При этом одним из условий приема в российское гражданство ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, является предоставление документа, подтверждающего проживание ребенка на территории Российской Федерации.

Перечень таких документов установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325. Это: вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Как видно список документов является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

Однако нередко возникают случаи, когда родители стали гражданами России, а их несовершеннолетние дети длительное время проживают на территории России без регистрации и российского гражданства. Особенно остро ситуация складывается в тех случаях, когда эти дети достигли возраста для документирования паспортом гражданина страны их гражданской принадлежности, а кроме свидетельства о рождении иных документов, удостоверяющих личность, не имеют.

Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определены основания для постановки на миграционный учет. Одним из оснований является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п.1 ч.2 ст.8). Для постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания предоставляется миграционная карта. Для получения миграционной карты родители должны выехать вместе с ребенком за пределы Российской Федерации, а затем вновь вернуться.

Не всегда родители имеют такую возможность, а в ряде случаев это просто невозможно (в случае, если ребенок не имеет паспорта, но достиг возраста его получения, он не сможет пересечь границу).

А без миграционной карты невозможна постановка на миграционный учет и как следствие – невозможность предоставить полный пакет документов для приобретения несовершеннолетним ребенком гражданства Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Кроме того, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Предложение:

Решению проблемы приобретения российского гражданства несовершеннолетними детьми, длительное время проживающими на территории России без регистрации, родители или единственный родитель которых являются гражданами России, способствовало бы расширение перечня документов, подтверждающих проживание ребенка на территории Российской Федерации, предусмотренного Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

 

  1. Препоны в получении правового статуса детьми, приехавшими в Россию с родителями – иностранными гражданами или родившимися на территории России от иностранных граждан и лиц без гражданства:
  • Игнорирование ч.1 ст. 24 ФЗ «О гражданстве РФ»: «Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель  приобретают гражданство РФ».

Согласно Указа Президента РФ № 1325  требуется обязательно внести детей в заявление родителя о приеме в гражданство РФ, что не всегда исполнимо ( например, дети находятся за рубежом и нет их регистрации ).

  • Зачастую родителей при рождении ребенка на территории Российской Федерации миграционные органы отправляют в консульские учреждения получать свидетельства о рождении, загранпаспорта. Без одного из этих документов не принимают заявление на гражданство РФ детей;
  • В ряде регионов продолжают требовать на детей миграционную карту, для чего предлагают выехать за пределы РФ;
  • Сохраняется практика, когда сотрудники миграционных органов требуют получения детьми разрешения на временное проживание, несмотря на то, что  по законодательству  родители имеют право включить в свое заявление на гражданство несовершеннолетних детей без РВП, а при наличии у них миграционного учета;
  • Нет единства требований по наличию согласия одного из родителей на получение гражданства РФ;
  • Допускаются случаи, когда территориальные миграционные органы отказывают в выделении квот на РВП по причине, что семья многочисленная. Хотя на детей, которые включаются в заявление родителей на РВП квота не требуется. То, что эта норма в законодательстве не установлена, дает повод чиновникам поступать на свое усмотрение;
  • На миграционный учет в собственном жилье может быть поставлен только собственник жилья, и даже требования по регистрации по месту жительства по РВП  членов семьи собственника  в каждом регионе разные.  При этом несовершеннолетние дети остаются без регистрации, или  родители вынуждены оформлять право собственности и на детей;
  • С временной регистрацией по месту пребывания у родителей  не принимают документы на приобретение гражданства РФ ребенком;
  • Зачастую не продлевается временная регистрация детей на основании обучения в школе;
  • Нередки случаи отказа в гражданстве детям, родившимся в РФ у родителей – лиц без гражданства. (ЛБГ);
  • В ряде регионов миграционные органы понуждают включать несовершеннолетних детей в отказ от гражданства прежнего государства;
  • Возникают проблемы по определению гражданской принадлежности родителей и  детей, их возвращение при необходимости в государство исхода;
  • Родители, получающие гражданство по программе носителей русского языка не могут включить своих детей в заявление на получение  вида на жительство.

 

  1. Проблемы, с которыми сталкиваются дети, прибывшие в РФ из Украины:
  • Непродление родителям временного убежища;
  • Отсутствие документов, удостоверяющих личность;
  • Отсутствие каких-либо документов, необходимых для получения того или иного статуса;
  • Ошибки в документах и невозможность их исправить или получить новые документы в Украине;
  • Проблемы с регистрацией по месту пребывания и проживания, что влечет за собой

невозможность реализовать многие права;

 

  1. Проблемы при реализации Госпрограммы «Соотечественники»:
  • Остается острой проблема по регистрации, даже в собственном жилье;
  • В течение 2-х последних лет началось аннулирование свидетельств участникам Госпрограммы «Соотечественники» и членам их семей. Возможно причины аннулирования и веские, но  не допустимо, чтобы все члены семьи страдали, если нарушил законодательство один из членов семьи.  А  такое требование заложено в Указе Президента РФ. В результате несколько членов  семьи могут остаться на долгие годы без гражданства РФ. Возвращаться некуда. При этом необходимо вернуть все выплаты, полученные по Программе;
  • Участились отказы в предоставлении детям участников Госпрограммы места в дошкольных учреждениях. Для них это больной вопрос, потому что, как правило, у них нет родных в регионе, которые могли бы им помочь в уходе за детьми. А мамы не могут позволить себе оставаться без работы, т.к. переезд – очень затратный процесс;
  • Имеются проблемы с определением детей в школы, в связи с тем, что участники Программы, уже получив гражданство РФ, зачастую живут не там, где зарегистрированы и вынуждены возить детей в учебные заведения в другие районы.

 

  1. Проблемы реализации экономических, социальных и культурных прав детей из семей мигрантов
  • регистрация брака, если один из заявителей – иностранец, зачастую невозможна из-за отсутствия необходимой справки о том, что гражданин не состоит в браке в ином государстве. Годами такие браки не могут быть заключены;
  • проблемы с установлением отцовства;
  • Детям, не имеющим РВП, и до момента получения РВП либо гражданства РФ не выдается полис обязательного медицинского страхования;
  • Не предусмотрены пособия для детей, не имеющих РВП. Право получать многие пособия в регионах распространяется только на детей, у которых  родители – граждане РФ;
  • Не предусмотрена никакая  материальная  помощей в  органах соцзащиты тем, у кого нет гражданства  РФ. Иностранные граждане, попавшие в сложную жизненную ситуацию, не имеют никакой поддержки;
  • Нет бесплатной правовой помощи для лиц, не имеющих  гражданства РФ;
  • Не выдают справку из роддома родителям, у которых не урегулирован правовой статус;
  • Не выдают свидетельство о рождении по месту жительства матери, если у нее нет регистрации;
  • Возникают проблемы при  оформлении инвалидности детям. Большой перерыв возникает в получении выплат по инвалидности,  которые  оформляются заново, т.к.это привязано к оформлению правового статуса родителей и ребенка.

 

Все проблемы, с которыми сталкиваются родители, распространяются и на их детей.

 

Наиболее острой проблемой, с которой столкнулись переселенцы, является отъем паспортов, необоснованно выданных миграционными органами. При этом считается, что т.к. решения о приеме в гражданство фактически не было, то и лица, у которых изъяты паспорта, не могут воспользоваться нормой законодательства, дающей право на получение сразу вида на жительство. Такая норма применяется к тем, у кого аннулировано решение о приобретении гражданства РФ. Те же, кто попал в категорию лиц, у которых изъяты паспорта, как необоснованно выданные, начинают всю процедуру получения правовых статусов с нуля. При этом они остаются на годы не документированы, длительно проводится процедура установления их личности,  им необходимо выезжать за пределы РФ, становиться снова на миграционный учет, получать квоту на РВП и ждать годы гражданства РФ. Не учитывается то, что они имели основания для приобретения гражданства РФ на момент их документирования, не учитываются сроки давности. Миграционные органы игнорируют решения судов всех инстанций, вплоть до ЕСПЧ.

 

  1. Не менее остро стоит проблема в семьях, которые длительное время проживают в РФ с неурегулированным правовым статусом.

Как правило это те, кто вернулся на историческую Родину. В нелегалах оказались и их дети. Они уже выросли и  имеют своих детей, у которых так же, как и у родителей нет никаких документов и они лишены всех прав.

 

Предложение: Провести незамедлительно иммиграционную амнистию для лиц, с неурегулированным правовым статусом.

 

Правозащитники считают недопустимым, когда выдворяются, депортируются родители детей, проживающих или обучающихся в РФ, либо им устанавливается нежелательный въезд на десятки лет. А такие факты повсеместно распространены.

 

Норма законодательства 90/180 также не должна применяться к одному из членов семьи и особенно если в семье имеются несовершеннолетние дети.
Но даже один из супругов, только что вступивших в брак, безжалостно отправляется  за пределы РФ, если и в том числе по уважительной причине не смог в течение 90 дней урегулировать свое правовое положение и попал под действие нормы 90/180.

 

Правозащитники предлагают создавать комиссии при губернаторах регионов по  решению проблем, возникающих у детей мигрантов, попавших в сложную жизненную ситуацию.

И немаловажную роль в этом должны выполнять уполномоченные по правам ребенка в регионах.

Галина Рагозина, эксперт проекта “Полюби соотечественника, родина”

МОД “Форум переселенческих организаций”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *