вопросы безопасности и проблемы интеграции»
#ЗАЧЕСТНЫЙТРУД – результатом обсуждения концепции миграционной политики стало создание коалиции
Город Екатеринбург – исторически мультикультурное и полиэтничное пространство, в последние десятилетия также принимает большое количество мигрантов, приезжающих в Россию в поисках заработка и лучшего места для жизни.
Иностранные работники – в основном из бывших республик Советского Союза, а ныне из независимых государств Средней Азии, занимают те сферы труда, которые до недавнего времени были не интересны местным жителям.
Однако в последнее время, внутренние мигранты – жители небольших городов и сел Свердловской и соседних областей также приезжают в мегаполис в поисках работы, и стоят плечом к плечу с иностранными работниками на местном рынке труда. Конкуренция на этом рынке еще не стала критической – и станет ли?..
Миграционные потоки из-за рубежа в Россию в целом, и в Свердловскую область, в том числе, падают, а предложений в сфере низкоквалифицированного, малооплачиваемого и нерегулируемого труда достаточно.
Тем не менее, проблемы взаимодействия между местным сообществом и мигрантами, возникают по самым различным поводам, что становится почвой для роста социального напряжения. Претензии местного общества относятся не только к мигрантам, но и к государству как регулятору миграционной политики.
Это логично – ведь, согласно последней версии Концепции миграционной политики, ее реализация является прерогативой исключительно государства. Однако, воплощение этой политики, ее реализация на низовом уровне вызывает большое количество вопросов у экспертов, правозащитников, чиновников-специалистов и многих других, кто в силу разных обстоятельств оказывается причастным к регулированию и реализации миграционной политики в России.
Обсудить проблемы, с этим связанные, собрались 16 мая участники круглого стола «Миграционная политика России в региональном и муниципальном аспекте: вопросы безопасности и проблемы интеграции».
Мероприятие было организовано партнерством НКО Межнациональный информационный центр (Екатеринбург) и Уральский дом (г.Заречный) при поддержке Аппарата Уполномоченного по правам человека и Администрации г. Екатеринбурга.
За столом собрались около полусотни представителей самых разных сообществ города – организаторы ставили целью обсудить последнюю версию Концепции Миграционной политики, рекомендованной Президентом России к реализации до 2025 года и подписанной в конце прошлого года.
На приглашение откликнулись чиновники самого разного уровня – от представителя Федерального агентства по делам национальностей до специалистов органов исполнительной власти, курирующих реализацию миграционной политики в Свердловской области, также к дискуссии были приглашены представители научного сообщества – ученые УрФУ им. Ельцина, изучающие миграционные процессы и процессы, происходящие в миграционных сообществах и с ними;
правозащитники, включая Аппарат Уполномоченного по правам человека и юристов сети «Миграция и право», представители дипломатических миссий, лидеры различных этнических сообществ города Екатеринбурга, представители НКО, работающие с уязвимыми группами граждан, журналисты. Еще одними гостями стали представители общественной организации «Федерации мигрантов России» (г.Москва).
После приветственных речей с докладом о «Государственном регулировании в сфере социальной адаптации и интеграции иностранных граждан» выступила Леденева Виктория Юрьевна – Начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан Управления мониторинга и анализа информации прогноза ФАДН России.
В своем докладе, в числе прочего, Юлия Викторовна рассказала о том, как государство видит процессы адаптации и интеграции мигрантов, о том, какие категории мигрантов (трудовые) нуждаются в интеграции, а какие (настроенные на долгое пребывание в России) и в комплексе адаптационных мероприятий, о том, какую роль в этих мероприятиях играют представители гражданского общества – правозащитные НКО и диаспоральные и земляческие сообщества. Говорила она и о том, что роль Федерального агентства по делам национальностей недостаточно отражена в настоящей концепции, а главным регулятором и оператором остается МВД, что не отражает реального положения вещей. Действительно, правовая интеграция – обеспечение мигрантам их законного пребывания в России, а также контроль за выполнением требований миграционного законодательства – прерогатива МВД, но миграционная политика не исчерпывается только учетом и контролем, что также отражено в Концепции, и, как предполагается, будет отражено в следующих законных актах, готовящихся к обсуждению.
Выступление г-жи Леденевой было живым и вызывало резонанс у слушателей, но во имя сохранения регламента было принято решение все дискуссии перенести в обсуждение после пленарной части.
Собственно, о самой Концепции миграционной политики выступила с докладом заместитель директора по правовым вопросам НП Межнациональный информационный центр Грехнева Юлия Александровна. Она также отметила, что несмотря на то, что в целом, Концепция охватила широкий крут вопросов относительно приема, пребывания, правового регулирования всех процессов миграции, тем не менее, в нынешней версии Концепции, в отличие от прошлой, роль гражданского общества в процессах интеграции и адаптации мигрантов не отражена, что отнюдь не означает, что эта работа не имеется в виду.
Однако, моменты, которые являются проблемными сейчас – например, запрос на соответствие той или иной профессии для переселенцев-соотечественников из-за рубежа в субъекты РФ, является фактором, тормозящим переселение соотечественников и русскоязычных граждан, остается не урегулированным в должной степени.
Доклад Бенсгиер Нурзиды Валерьяновны – исполнительного директора НП Межнациональный информационный центр был посвящен социальной стороне вопроса пребывания иностранных граждан в России в целом и в Екатеринбурге в частности. Дефицит кросс-культурного диалога, стереотипный образ мигранта, преподанный СМИ и закрепленный в сознании россиян, мешает адекватной коммуникации между местными и приезжими, стигматизируя последних, делает их еще более уязвимыми и перед системой, и в глазах местного сообщества, которое довольно равнодушно к положению мигрантов и к тому, что их права постоянно нарушаются.
По мнению Нурзиды, такое несправедливое отношение, а также периодические предвыборные политические спекуляции, изображающие мигрантов корнем всего зла, способны вытолкнуть их в зону отчаянья и поиска борьбы за справедливость, что создает для российского общества риски в сфере безопасности.
Экстремистское поведение как реакция на несправедливость и притеснения – распространённый пример в изучении истоков терроризма в международной практике. И, поскольку, интеграция – это улица с двухсторонним движением, для нашей же безопасности российскому обществу логичнее и правильнее сменить раздражение от количества или качества мигрантов на сочувствие их положению, на нетерпимость к нарушению их прав, на то, что объединяющих нас ценностей гораздо больше, чем тех факторов, которые нас разъединяют – отметила автор доклада.
При этом, конечно, категорически важно соблюдение иностранными гражданами требований законодательства РФ и желательно неплохое знание русского языка.
Выступающий следом Председатель Общественной организации «Уральский дом» Леонид Александрович Гришин поддержал идею о том, что нарушения прав мигрантов, в том числе трудовых и социальных, действительно способны стать угрозой нашей безопасности. Подробно остановившись на проблемах теневой занятости, с которой сталкивается подавляющее число обратившихся на телефон горячей линии мигрантов, касается каждого россиянина – по мнению докладчика выведение теневых оборотов в прозрачную сферу могло бы предотвратить пенсионную реформу, а также увеличить расходы на другие социальные нужды государства.
Между тем, сегодня работодатель, стараясь снизить свои издержки, зачастую не заинтересован в официальном трудоустройстве работников – как местных, так и иностранных, что делает уязвимыми особенно иностранцев, лишая их доступу к медицине и образованию, а некоторых превращая, буквально, в трудовых рабов. Но самое страшное для мигрантов то, что, становясь нарушителями не по своей воле, при контрольных рейдах МВД они и только они попадают в карательный фокус правоохранительных органов.
Выявленных нарушителей после решения быстрого суда помещают в Центр временного содержания иностранных граждан, а затем депортируют или выдворяют на Родину, лишая права вернуться в Россию не раньше, чем через три года. Работодатель же, несмотря на то, что в законе прописаны большие штрафы за использование труда «нелегальных» мигрантов, фактически, не несет никакой ответственности за свои противоправные действия.
Леонид Александрович с сожалением заметил, что на сегодняшний день отсутствует механизм воздействия на работодателя, правоохранительные органы не принимают заявления пострадавших от невыплаты заработной платы, например. И, поскольку ситуация с невыплатой заработной платы как местным, так и иностранным работниками в сфере низкоквалифицированной теневой занятости носит массовый характер (из 1840 обращений на телефон горячей линии 47% касалось невыплаты заработной платы), Гришин озвучил идею создания коалиции по защите трудовых и социальных прав, предложил объединить усилия в деле защиты прав человека, выработки механизмов воздействия на работодателей и представителей государственных структур, защиту трудящихся в судах через доверенных лиц, коль сами они, в силу высокой собственной уязвимости (неофициальная занятость или проживание не по адресу регистрации) не склонны обращаться в полицию, но по прежнему заинтересованы в защите своих прав.
Показательным примером стал кейс двух гражданок Киргизии, которые три года назад, будучи устроены официально в клининговое агентство, также столкнулись с невыплатой заработной платы и обратились за помощью к правозащитникам. Было составлено обращение на имя Уполномоченного по правам человека, а также в Прокуратуру и Инспекцию по труду в Свердловской области.
Это обращение прошло все возможные инстанции, получило в ответ массу отписок и перекидывания ответственности за решение проблемы из одного ведомства в другое, в итоге из городской Прокуратуры было вновь переадресовано в Инспекцию по труду.
Эта попытка защитить свои трудовые права показывает, насколько механизм защиты трудовых прав иностранных граждан не эффективен и слабо урегулирован. Между тем, в сети интернет описываются уже абсурдные случаи обращений мигрантов к коллекторам, чтобы те помогли им «выбить» заработанное у работодателя. Нужна ли нам такая эскалация?.. – задал риторический вопрос Леонид Александрович.
По его мнению, все же стоит оставаться в рамках правового поля, не доводить ситуацию до крайности, работать на опережение, вести профилактическую работу как с работодателями, так и с работниками, организовав адресный набор работников в странах исхода – эти задачи стоят перед создаваемой коалицией.
Реализацией этих идей по борьбе с теневой занятостью станет работа в рамках одноименного проекта по информационно-просветительской работе с работодателями и созданию дорожной карты по защите социальных и трудовых прав, поддержанного Посольством Швейцарии в России.
Далее, с небольшим докладом об отношении местного сообщества к мигрантам и миграционной политики государства выступила Ирина Борисовна Бритвина – доцент, профессор кафедры ИМК и брендинга ИГУП УрФУ, доктор социологических наук. В частности, она сообщила о том, что, изучая потенциал латентной конфликтности в городе Екатеринбурге, они также спросили горожан об их отношении к мигрантам.
Оказалось, что респонденты полагают, что миграционная политика должна быть более строгой (ужесточение мер) по отношению к иностранным гражданам. На самом деле, специалистам очевидно, что речь идет о том, что обществу очевидны недостатки в регулировании миграционной политики со стороны государства. Но запрос на ужесточение – это запрос на «наведение порядка» в этой сфере.
Надо отметить, что идея создания коалиции вызвала большой положительный отклик со стороны участников. Представители диаспор и землячеств стали наперебой рассказывать о тех случаях нарушения трудовых прав, с которыми сталкиваются их соотечественники практически каждый день. Туратов Абидкул Шакирович – руководитель организации «Общество дружбы «Урал-Узбекистан» рассказал, с каким трудом удается уговорить работодателей рассчитаться за труд соотечественников и о том, что обращения по этому поводу в профильные контролирующие органы остаются безответными.
О том, каким камнем преткновения между местными арендодателями и приезжими арендаторами жилья становится пресловутая регистрация, рассказала Чолпон Имангазиевна Исанаева – атташе Генерального консульства Кыргызской Республики в Екатеринбурге. По ее словам, последнее время все чаще сограждане обращаются в Консульство с просьбой посодействовать в решении проблемы по оформлению регистрации.
Сдавая жилье приезжим, местные категорически отказываются регистрировать (прописывать) мигрантов по адресу фактического проживания. Конечно, это связано с тем, что таким образом россияне хотят избежать дополнительного внимания фискальных органов – ведь в таком случае им придется платить налог за дополнительный доход.
Но поскольку арендодатель не несет ответственности за свои поступки, ситуация никаким образом не разрешается. Мигранты живут по одному адресу, пресловутую же регистрацию вынуждены покупать – часто это адреса в «резиновых квартирах» или регистрация по несуществующему адресу. Все это становится очевидным при первых же проверочных мероприятиях, мигранты становятся нарушителями и попадают под депортацию или высылку, получают запрет на въезд даже после уплаты всех штрафов.
Вице-консул Консульства республики Узбекистан в Екатеринбурге Куванов Бекжон Мирсаибович рассказал о тех усилиях, которые предпринимает правительство Узбекистана, стараясь наладить организованный набор для выезда на места работы своих сограждан. В такой ситуации права работника защищены, а работодатель несет ответственность за его положение на территории РФ. Поэтому этот вариант трудовой миграции является более оптимальным для всех сторон – подчеркнул вице-консул.
А вот в оценке действий диаспоральных организаций мнения участников разошлись. С одной стороны, никто не может отрицать их роли в так называемой буферной адаптации и интеграции, с другой – часто именно ставшие уже местными, бывшие сограждане предлагают своим землякам всякого рода помощь в решении вопросов пребывания на территории РФ, вплоть до обещания оформить гражданство РФ в кратчайшие сроки. Естественно, что, заплатив немалые деньги, мигрант часто остается обманутым и еще более уязвимым.
Вообще о доверии к землякам, которые зачастую предлагают мигрантам решить все их проблемы за сумму денег, говорили многие участники. Правозащитники настаивали на том, что разрешение всех проблем возможно только в правовом поле, несмотря на все несовершенство миграционного законодательства. Несогласные с этим мигранты, надеясь решить вопрос «как-нибудь так» в обход норм закона, обращаются к «своим», надеясь обойти законные требования, попадают в ловушку, еще больше коррумпируя сферу регулирования миграционных процессов, сами становятся первыми ее жертвами.
Во второй части круглого стола слово было предоставлено представителям «Федерации мигрантов России», которые приехали из Москвы специально, чтобы представить участникам встречи деятельность своей организации. Как выяснилось, в своей работе «Федерация» сталкивается с теми же проблемами, что организации, работающие в Екатеринбурге. Но обладая большим административным ресурсом, а также пользуясь близостью к центру власти, способна выносить обсуждение наболевших вопросов на более высокий уровень.
Возможность решения насущных проблем, а также формулирования законодательных инициатив относительно положения иностранных граждан в России, приезжающих с целью осуществления трудовой деятельности, может стать потенциальной площадкой для сотрудничества между организациями Москвы и Екатеринбурга, – заметили участники круглого стола.
Присутствующие на этой встрече чиновники профильных органов внимательно следили за ходом дискуссии и охотно отвечали на вопросы участников.
Например, представитель Инспекции по налогам и сборам рассказала каким образом иностранный гражданин может оформить возврат авансовых платежей при аннулировании патента на право работы в России – такое возможно только при официальном трудоустройстве, а значит, фактически невозможно для тех, кто занят в теневом секторе экономики.
В целом, специалисты профильных органов поддерживали остальных участников в идее о том, что необходимо обеспечивать больше прозрачности и ясности в сфере реализации миграционной политики на местах.
Встреча закончилась в атмосфере взаимопонимания и осознания:
- необходимости объединить усилия в борьбе за трудовые и социальные права как местных, так и иностранных работников,
- в профилактике трудовой эксплуатации,
- в создании системы организованного набора,
- в борьбе за честный труд!
От имени коалиции – Нурзида Бензгиер, исполнительный директор НП Межнациональный информационный центр