Эксперт Ольга Воробьева о качестве проекта “Собирание народа” и о концепции миграционной политики

Ольга Дмитриевна Воробьева, доктор экономических наук, МГИМО (Университет) МИД России. Кафедра демографической и “миграционной политики 

*****

Свое выступление 07 ноября с.г. на конференции  “СОБИРАНИЕ НАРОДА – переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики его применения” Ольга Дмитриевна начала с оценки качества проекта нашего “Форума…”, за что мы очень ей признательны.


“Я на трех моментах хотела бы остановиться. Во-первых, на оценке проекта самого, не переходя конкретно к резолюции.

Коротко оценить и сказать, что за тот год, на протяжении которого он реализовывался, проделано очень много конкретных и важных вещей. Поздравить Лидию Ивановну с этим. Далеко не всем проектам удается действительно  осуществить какие-то конкретные вещи, решить, почти решить какие-то конкретные вопросы на законодательном уровне. Так продвинуться, в общем-то, загадка. То, что вам удалось – это очень неплохо. Я вас с этим, в первую очередь, хотела бы поздравить.

Второе, собственно, об этом я и презентацию подготовила. Об этом именно хотела говорить. Очень коротко на этом остановлюсь. На проблеме не только приема, не только натурализации, предоставления гражданства, но и на проблемах, с которыми сразу же сталкиваются все переселенцы-мигранты во всех странах. На проблемах адаптации, интеграции и ассимиляции дальнейшей.

К этому внимание привлекается, по-моему, незаслуженно мало. Да, допустим, пустив на территорию в разном качестве с разными статусами мигрантов, заниматься поддержкой их и ускорением, поддержкой и помощью в том, чтобы они побыстрее стали полноценными гражданами со всеми не только правами, но и обязанностями. Об этом забываем мы, по-моему, в миграционной политике своей.

Этот вопрос, эту проблему  надо решать. Потому что я уже не один раз говорила, что об нее спотыкаются практически все страны. Все эти кризисы – это, как раз, результат невнимания к интеграционным  процессам.

Я предлагала: совсем недавно доклад был на факультете в МГУ. Кстати, в концепции на эту тему, опять же, почти ни одного слова нет. Сейчас я внимательно просмотрела. На втором плане очень важный такой вопрос остается, к сожалению.

Если, все-таки, этим начинать заниматься всерьез и надолго, проблемами адаптации и интеграции, то в основу разработки каких-то механизмов, инструментов, которые позволят создать условия для успешного, эффективного  процесса в принимающее сообщество. Должен быть положен некий дифференцированный подход к различным категориям эмигрантов.

К сожалению, на практике управленческой, правоприменительной, это понимание как-то не отражается. Мигранты – это не какая-то однородная масса. Они разные по разным характеристикам. Демографическим, социальным, экономическим и так далее. По причинам своего въезда и пребывания, обстоятельствам.

Такой подход, дифференцированный к различным категориям мигрантов, можно реализовывать, если опираться на своеобразную классификацию, прежде всего, с точки зрения стартовых возможностей мигрантов и стратегических целях пребывания в принимающей стороне.

Вот, собственно говоря, идея того, чему я целую презентацию посвятила, о чем можно было бы гораздо дольше говорить. Она в этом заключается. Классификация по степени убывания необходимых мер поддержки, с нашей точки зрения, выглядит следующим образом.

6 таких или 7 категорий считаем необходимым выделять. В первую очередь, это вынужденные мигранты, которые в перспективе планирует остаться на постоянное проживание. У них самые сложные, с моей точки зрения, обстоятельства въезда. В большей степени они нуждаются в разного рода поддержке, как правовой, так и экономические, гуманитарные, социальные и так далее.

Затем долгосрочные мигранты на постоянное место жительства. Носители русского языка. То, что мы сейчас называем. Чуть более самостоятельные. Потому что это обдуманная такая, прошедшая первую подготовительную стадию, категория мигрантов.

Трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства. Их обстоятельства тоже несколько проще. Потому что, находясь на территории страны в качестве трудовых мигрантов, они какую-то первоначальную адаптацию обязательно проходит. Этот путь первых трудных шагов, они в этом качестве уже проходят.

Временные вынужденные мигранты, политические беженцы. Я не буду, конечно, конкретно про каждую категорию рассказывать. Наверное, понятно, что есть те, кто не планирует оставаться и переселяться на постоянное место жительства. Они нуждаются в других каких-то мерах поддержки. Опять же, как правовой, так и планетарной, и культурной, и прочее.

По степени сложности, по степени убывания необходимых мер поддержки. По нашему мнению, дальше идут те самые соотечественники, участники действующей федеральной программы. Во-первых, потому что она уже хоть какая-то есть.

Единственное, что необходимо сейчас ее несколько усовершенствовать, актуализировать, поменять акценты в ней. Может быть, ее расширить. Я уже это не один раз говорила на разных встречах, форумах, конференциях. Может быть, все-таки, есть смысл трансформировать в какую-то Федеральную миграционную программу, в которой будут предусмотрены мероприятия, направленные не только на эту категорию, но и на остальные прочие.

В меньшей степени какая-то помощь требуется для временных трудовых мигрантов, которые приезжают только работать, и не собираются, не планируют оставаться и переселяться на постоянное место жительства. Последние это учебные мигранты, достаточно большая категория.

Я, опять же, в концепции вычитала, что их за 5 лет стало огромное количество. Потому что упростились законодательные условия. Мне кажется, это эти условия как раз сейчас усложнились. То, что их стало больше, это не благодаря, а вопреки. Это совершенно очевидно для всех, кто сталкивается со студентами и учащимися мигрантами.

Собственно, это сердцевина и главная часть, основная, самая длинная того, что я хотела сказать. Наконец, немножечко в заключение о концепции. Самый такой свежий документ, который должен, в принципе, обеспечить то, о чем вы пишите, Лидия Ивановна: прорыв.

Тут у меня очень серьезные сомнения возникают, что содержание текста и направления, которые там предусмотрены – что они будут этому прорыву способствовать. Дай Бог, чтобы я ошиблась. Я очень сомневаюсь. Опять же, можно цитировать, разбирать.

Очень большой и скепсис возникает, что благодаря этому документу, разработанному в трехмесячный срок плану мероприятий, можно будет какой-то прорыв осуществить. Она заточена, по-моему, совсем не на то, о чем мы здесь говорим. Поэтому я скептически отношусь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *