Эксперты Минстроя и РАНХиГС о проблемах из-за роста числа трудовых мигрантов

Ольга Бухарова (Москва), Роман Мерзляков (Волгоград)


На 1 мая в России находилось 3,35 миллиона трудовых мигрантов. Это на 25 процентов больше, чем в это же время в прошлом году, говорится в июньском выпуске РАНХиГС мониторинга экономической ситуации в России.
Максим Блинов / РИА Новости

Максим Блинов / РИА Новости
Аналитики ссылаются на данные Погранслужбы ФСБ. По сравнению с прошлым годом на работу в Россию больше приехало граждан из стран Средней Азии: Таджикистана – на 56%, Узбекистана – на 37%, Киргизии – на 9%. Как уже писала “РГ”, в конце июня возобновилось железнодорожное сообщение с Узбекистаном.
Раз в неделю в Россию теперь прибывают поезда Ташкент-Самара и Ташкент-Волгоград. Ожидается, что трудовых мигрантов из этой страны станет еще больше. Это подтверждается составом первых пассажиров этих поездов.

Например, многие используют Волгоград как транзитный пункт, чтобы двигаться дальше – в Петербург, Краснодар, Тамбов. Это “РГ” выяснила в разговоре с прибывшими. В Волгоградском областном комитете сельского хозяйства нам сообщили, что в регионе приняты исчерпывающие меры, чтобы обеспечить хозяйства трудовыми ресурсами. Возможно, кто-то и останется на Волге.

Об этих встречах мы рассказали эксперту Общественного совета при Минстрое России Илье Пономареву. Где все-таки смогут закрепиться на работе пассажиры таких поездов?

Эксперт ответил, что рабочие руки нужны на всех стройках, особенно на больших инфраструктурных проектах. И пояснил: к сожалению, предусмотренные государственными нормами зарплаты хотя и выросли существенно, благодаря усилиям Минстроя, но не достигли привлекательного уровня для россиян. “При этом должен отметить, – продолжил Илья Пономарев, – Узбекистан традиционно представлен не только разнорабочими.

Приезжают бригады и очень квалифицированных строителей, например по арматурным работам и монолитному бетону”. Сам факт, что строительные специальности в нынешней экономической ситуации не обеспечены россиянами, конечно, как выразился эксперт, не внушает оптимизма. И предупредил: “Для корректировки этой ситуации нужны системные решения и не один год работы. А задача инфраструктурного рывка уже перезрела”. Так что пока продолжаем встречать поезда из Ташкента.

Комментарий

Владимир Климанов, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:

– С одной стороны, у нас до недавнего времени сохранялся самый низкий уровень безработицы. Исторический минимум зафиксирован в апреле – 3 миллиона безработных! Такого, по-моему, никогда не было.

Но сейчас уже наблюдаем другую картину – рост безработицы! И на каких-то предприятиях возвращение трудовых мигрантов может вызвать негативную реакцию. Не исключено, что новые безработные будут претендовать на те ниши, которые пока еще свободны от гастарбайтеров. И это надо учитывать, чтобы вовремя снимать напряженность на рынке труда.

С другой стороны, у нас, похоже, начнет расти и скрытая безработица. Все будут держаться за рабочие места даже с сокращением доходов, формально оставаясь занятым. Мы уже видим примеры, когда предприятия переходят на четырехдневную рабочую неделю. Это тоже вызовет напряженность на рынке труда. Нужны ли будут приезжие, если не полностью загружены свои кадры?

Да и само возвращение на российский рынок окажется для мигрантов не без проблем. При таком курсе рубля валютные операции просто не выгодны для иностранцев. Если гастарбайтеры получают зарплату в рублях, то возникают сложности, как перевести их на родину или обналичить и вывезти. Сервисы по переводам не работают, на валютные операции вводят комиссии.

Однако потребность в низкоквалифицированной рабочей силе остается. Мы ожидаем в этом году богатый урожай, поэтому сезонные рабочие во многих регионах наверняка очень востребованы. Мигрантов ждут и на стройке. Особенно учитывая, что еще предстоит восстановление Донбасса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *