Ирина Валентиновна Ивахнюк: “мне кажется настолько нелепой сама идея тестирования временных трудовых мигрантов на знание российской истории и законодательства , что проводить экспертизу вопросов считаю пустой потерей времени…”

Честно говоря, мне кажется настолько нелепой сама идея тестирования временных трудовых мигрантов на знание российской истории и законодательства , что проводить экспертизу вопросов считаю пустой потерей времени.
Зачем прибывшему для временной работы в России мигранту знание истории России? Почему он должен платить деньги, чтобы сдать такой экзамен? Где он возьмет время для того, чтобы посещать "исторические курсы", если он приехал работать на стройке или собирать урожай в поле? Создание мигрантам условий для адаптации и интеграции не означает принуждения к интеграции. На деле такие законы могут сыграть противоположную роль: спровоцируют уход трудовых мигрантов в сферу незаконной занятости. И, естественно, станут дополнительным условием для коррупции в миграционной сфере.
На мой взгляд, в бурно развивающемся сейчас российском миграционном законодательстве имеет место непонимание того,что интеграция мигрантов и сохранение социального и межэтнического согласия в обществе – это тонкая сфера соприкосновения интересов государства, общества и мигрантов. Технократический подход, установившийся в формировании миграционной политики, излишне упрощает понимание интеграции мигрантов, недооценивает значение социальной защищенности мигрантов как условия их интеграции, не позволяет видеть важность создания социальной среды, дружественной по отношению к мигрантам, важность включения в процесс интеграции мигрантов институтов гражданского общества. Я вижу причину этого – в стремлении переложить ответственность на интеграцию исключительно на мигрантов. Односторонние "адаптационные контракты", требования знания языка, необходимость прохождения тестов на знание истории страны (которые не пройдут и многие местные жители) – все это попытки упрощенного "измерения" интеграции исключительно тем, сколько мигрантов выполнили определенные "условия" интеграции, что могло бы стать (весьма условной) оценкой эффективности работы ФМС в сфере интеграции мигрантов.
 
Но поскольку машина движется и без нашего участия (в смысле "собака лает, а караван идет") и тесты все равно будут введены как условие получения разрешения на работу и патента, то могу порекомендовать в "законодательном блоке" усилить вопросы, касающиеся прав и обязанностей мигрантов. Такие вопросы там есть, но их могло бы быть больше – хоть какая-то польза была бы…. Скажем, вместо "ситуаций" с заключением или расторжением брака и сменой фамилии уместнее было бы предложить больше ситуаций, касающихся социальных и трудовых прав мигрантов. 
Ирина Валентиновна Ивахнюк,
доктор экономических наук
профессор кафедры народонаселения
экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *