Итоги круглого стола «Что мешает прорыву? Новый взгляд на роль миграции в жизни общества»


Дата: 06 августа 2020 г.,                                                   Место: Институт стран СНГ, Москва                    

Организаторы: МОД «Форум переселенческих организаций», институт стран СНГ.

При участии: представителей Администрации Президента РФ, ГУВМ МВД РФ, Роспотребнадзора,  СПЧ, УПЧ, НКО, правозащитников, переселенцев в РФ, СМИ.

Рассмотрены вопросы:

– Поручения Президента РФ от 6 марта 2020 г. по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы и о плане мероприятий Правительства РФ по реализации в 2019 – 2021г.г. данной концепции;

– Практика работы подразделений МВД России во исполнение Распоряжение МВД России от 19.03.2020 г. № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»; Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; распоряжений Главного санитарного врача РФ;

– Практика работы подразделений МВД России в период пандемии;

– Проблемы трудовых мигрантов период пандемии;

– Вопросы выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации;

– Проведение миграционной амнистии для лиц, находящихся в РФ с неурегулированным правовым статусом;

Проблемы переселения в РФ соотечественников.

В числе проблем, озвученных в ходе мероприятия, наиболее обсуждаемыми оказались: 

– Постановка на миграционный учет в рамках исполнения нормативных актов по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) лиц, сроки временного пребывания в РФ которых закончились до 15 марта 2020 года;

– Создание четкого алгоритма действий при реализации процедуры установления личности лиц, длительное время находящихся на территории РФ без определенного правового статуса и без документов, подтверждающих личность и гражданскую принадлежность;

– Отмена решений об аннулировании статусов и на запрет въезда в РФ, вынесенных на основании привлечений к административной ответственности два и более раз;

– Получение справок об отсутствии 2019-nCoV для подачи заявлений на получение разрешений на временное проживание и видов на жительство в РФ;

– Отсутствие четкой регламентации по реализации изменений миграционного законодательства на местах и т.д.

Участники круглого стола отмечают:

Несмотря на пандемию, а, может быть, отчасти благодаря этому, миграционная политика  РФ сдвинулась в сторону гуманизации. В этот период проявилась солидарность не только со стороны  сообщества правозащитников, но и со стороны различных организаций, и прежде всего населения России и других государств.

Очевидно, что демографическая  ценность миграции для России возрастает.

Исходя из сложной ситуации, в которой оказались иностранные граждане ввиду закрытия иностранными государствами своих границ и прекращения международного сообщения, а также руководствуясь гуманитарными соображениями, были  изданы:

– Распоряжение МВД России от 19.03.2020 г. № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»;

Указы Президента Российской Федерации:

  • от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дельнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • от 15 июня 2020 г. № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В соответствии с названными документами все иностранные граждане и лица без гражданства имеют возможность получить необходимые для законного пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации документы. В отношении их не должны приниматься решения об административном выдворении, нежелательности пребывания, депортации, реадмиссии, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешений на работу, патентов и свидетельств участника Госпрограммы переселения соотечественников.

Вместе с тем, участники круглого стола акцентируют внимание на том, что многие регионы, буквально, саботируют Указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, указания МВД России.

Не осуществляется постановка на миграционный учет многих  иностранных граждан и ЛБГ, находящихся на территории РФ без правового статуса. Постановка на миграционный учет позволила бы большинству из них по имеющимся основаниям получить РВП, ВНЖ или оформить патент на трудовую деятельность. Кроме того, это позволило бы выявить количество таких ИГ и ЛБГ, находящихся на территории РФ

Острой темой для мигрантов и, особенно, переселенцев остается невозможность пересечения границ в условиях ограничительных мер. Если для трудовых мигрантов это – проблема выезда на родину, то для переселенцев-соотечественников это – проблема прибытия в РФ. У многих из них оказались разорванными семьи.

В круг лиц, имеющих право на въезд в РФ, не вошли те иностранные граждане, которые не являются участниками Госпрограммы «Соотечественники», но имеют основания на получение правового статуса в РФ (НРЯ, международные соглашения, воссоединение семьи и т.д.), а также, не имея на руках оформленного вида на жительство, имеют в РФ работу, собственное жилье и др. Многие из них спланировали переезд до начала пандемии, выписались из своего жилья в стране исхода, продали жилье и уволились с работы, но въехать в РФ не могут.

Нет четких установок  о действиях мигрантов после пересечения границ в отношении сдачи  ПЦР-теста и самоизоляции. Возникает много вопросов к Роспотребнадзору в сфере диагностирования, а к Минздраву РФ – в сфере лечения ИГ, находящихся на территории РФ, от коронавирусной инфекции (COVID-19). Не определены медицинские учреждения для проведения анализа, не урегулированы расценки на данный анализ.

Вызывает  вопрос включение  ПЦР-теста в медобследование перед получением правового статуса мигранта (РВП, ВНЖ, патента).

Много вопросов возникает в связи с работой представительств МВД за рубежом и консульских учреждений РФ: по приему документов на участие в Госпрограмме «Соотечественники», по приему документов на РВП и направлению их в регионы/

***

Участники круглого стола отмечают, что в связи с пандемией резко обострилась проблема с регистрацией мигрантов по месту пребывания и проживания, и, в целом, с арендой жилых помещений
иностранными гражданами. Условия пандемии актуализировали вопрос о возможности уведомительной регистрации иностранных граждан в  населенном пункте, в том числе, по адресу муниципальных, административных органов. Существующее положение дел вынуждает ИГ и ЛБГ получать фиктивную регистрацию, что делает их невольными нарушителями закона.

Несмотря на указания Президента РФ и Правительства РФ, продолжаются проверочные мероприятия по режимам пребывания ИГ и ЛБГ на территории РФ, составляются протоколы о выявленных нарушениях. Миграционные органы направляют протоколы в суды, а суды продолжают выносить постановления о выдворении мигрантов.

На сайте ГУВМ МВД России нет подробных разъяснений  о порядке действий мигрантов в сложившейся ситуации.

 

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА ПРЕДЛАГАЮТ:

  1. ГУВМ МВД России ввести персональную ответственность руководителей региональных управлений МВД, ОМВД и соответствующих управлений по вопросам миграции за невыполнение Указа Президента РФ № 274 от 18 апреля 2020 г. и Распоряжения МВД № 392. от 15 июня 2020 г.
  2. Обязать региональные миграционные подразделения провести учет всех иностранных граждан без правового статуса, которые находятся на подведомственной им территории, поставить данных граждан на миграционный учет в соответствии с Распоряжение МВД России от 19.03.2020 г. № 1/2964 и в течение 30-ти дней отчитаться, представив в ГУВМ сведения о количестве таких мигрантов и их списочный состав.
  3. ГУВМ МВД России направить информационные письма в подразделения на местах, которые конкретизируют, как должны исчисляться сроки по продлению правовых статусов ИГ и ЛБГ на период пандемии.
  4. Правительству РФ внести дополнения в Распоряжение Правительства от 16 марта 2020 г. N 635-р, предусмотрев возможность въезда на территорию РФ иностранных граждан и ЛБГ, имеющих в России оформленное разрешение на работу, собственное жилье, членов семьи, пребывающих/проживающих на территории РФ на законном основании, оформивших выезд из страны гражданства на ПМЖ в Россию.
  5. Правительству РФ обсудить с Роспотребнадзором и Минздравом РФ целесообразность введения ограничения при подаче документов на РВП, ВНЖ, трудовой патент в отношение лиц, у кого будут положительные  ПЦР-тесты на коронавирусную инфекцию (COVID-19).
  6. Просить Уполномоченного по правам человека в РФ изучить проблему по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. Рассмотреть следующие вопросы:

– о введении уведомительного характера регистрации ИГпо месту проживания/пребывания,

– о предоставлении возможности регистрации ИГ (в пределах одного населенного пункта) в одном месте, при проживании/пребывании – в ином месте;

– о нарушении многих прав граждан РФ, ИГ и ЛБГ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.

Просить Уполномоченного по правам человека в РФ выйти с соответствующими предложениями, исправляющими положение дел, в Правительство РФ.

  1. Усилить ответственность работодателей за привлекаемых трудовых мигрантов, в т.ч. за полноту обеспечения их социальных прав.
  2. Соответствующим органам во исполнение Указа Президента РФ № 274 от 18 апреля 2020 г. не принимать решения об административном выдворении, нежелательности пребывания, депортации, реадмиссии, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешений на работу, патентов и свидетельств участника Госпрограммы переселения соотечественников.
  3. Исключить практику вынесения запретов на въезд в РФ за два незначительных административных правонарушения.
  4. Снять запреты на въезд в Российскую Федерацию для всех иностранных граждан, имеющих несовершеннолетних детей – граждан России, как меру защиты детства и материнства и возвращения кормильцев в семью.
  5. Продолжить на межгосударственном уровне урегулирование вопроса о выезде мигрантов  с территории РФ в государства их гражданской принадлежности.
  6. Правительству РФ, МВД России рассмотреть проблему о неадекватных расходах мигрантов при прохождении процедур легализации и о коммерциализации миграционной политики РФ.
  7. Правительству РФ рассмотреть возможность увеличения штатов сотрудников органов миграции с целью снижения очередей, сроков ожидания, а также с целью снижения эмоционального и психологического напряжения, как самих мигрантов, так и сотрудников МВД. Расширить полномочия по предоставлению мигрантам услуг  через МФЦ «Мои документы» регионов.
  8. ГУВМ МВД России разместить на сайте ведомства информационные материалы о правах и обязанностях мигрантов в условиях пандемии.

Лидия Графова,

председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»

Александра Докучаева,
заместитель директора института стран СНГ, помощник депутата Госдумы К.Затулина


МОД “Форум переселенческих организаций” 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *