К.Ф. Затулин спорит с МВД РФ. Поможем Затулину убедить МВД РФ и Правительственную комиссию в своей правоте!

От команды проекта “Право на Родину” и от всех форумцев обращаемся к нашим читателям: поддержите, пожалуйста, предложения К.Ф. Затулина, чтобы их включили в план работы Правительственной комиссии по миграционной политике на 2021 год. Их всего шесть (см. ниже), но их решение помогло бы  миллионам граждан урегулировать свой  правовой статус, перестать быть “нелегалами поневоле”, как называла эту категорию граждан Л.И. Графова.

Положительный результат нужен нашим согражданам как воздух, но его не будет, если мы не поможем Константину Федоровичу убедить членов Комиссии в актуальности этих вопросов и необходимости  включить их  в план работы Комиссии на 2021 год.

Поэтому: посылайте письма поддержки предложений К.Ф. Затулина на электронную почту его помощнице, Докучаевой Александре Викторовне: adoku@mail.ru  со своими  предложениями, историями – и, пожалуйста, не откладывайте этот важный шаг! (если у вас нет времени читать весь пост, то прочитайте хотя бы пока эти шесть важных предложений – и поддерживайте их) Об остальном можно будет прочитать позже


ДРУЗЬЯ, НУЖНЫ ВАШИ ОТЗЫВЫ И МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ!

Уже 27 апреля состоится первое в 2021 году заседание Правительственной комиссии по миграционной политике, где член этой Комиссии Константин Затулин поднимет вопросы, предложенные им в план работы Комиссии на 2021год.

Затулин поставил вопросы о судьбе наших соотечественников.  МВД – против. Кто – кого? Зависит от вас.

Подробнее об этом: https://materik.ru/novosti/deputat-zatulin-predlagaet-rassmotr/

 

Вопросы, предложенные Затулиным для Комиссии по миграционной политике:

  1. Об оформлении гражданства Российской Федерации детям из смешанных семей, проживающих за рубежом.
  2. Об «амнистии» граждан Украины, находящихся на территории России, с нарушением сроков, предусмотренных законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства из безвизовых стран.
  3. О возможностях использования документов, удостоверяющих личность граждан Украины, ставших недействительными вследствие пропуска сроков вклеивания фотографий по возрасту, а также о решении проблемы документирования граждан Украины, въехавших на территорию России в несовершеннолетнем возрасте и не имеющих паспортов, в случаях невозможности для них получить на Украине действительные документы, удостоверяющие личность.
  4. О проблеме изъятия паспортов граждан Российской Федерации, выданных в полномочных органах Российской Федерации.
  5. Совершенствование порядка признания носителями русского языка. Дать возможность предоставления документов о рождении заявителя или его прямых предков, а не только об их постоянном проживании на территории не только РФ, но и – приграничных к РФ республик: Украины, Белоруссии, Казахстана.
  6. Признание гражданства РФ по рождению у лиц, бывших граждан СССР, рожденных в РСФСР.

 

Свои предложения К.Ф.Затулин передал Председателю Комиссии Т.А.Голиковой еще на прошлом заседании в конце прошедшего года, 23 декабря.

На все предложения К.Ф.Затулина МВД России подготовил пространные ответы, из которых следует, что нет нужды

нет нужды рассматривать поданные предложения, потому что все они так или иначе уже решены или решаются. Но К.Ф.Затулин настаивает на важности и актуальности названных им проблем.

Ниже публикуем комментарий К.Ф.Затулина на возражения МВД и ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ ПО ПОДНЯТЫМ ПРОБЛЕМАМ.

«Комментарий к позиции МВД России

(письмо А.В.Горового от 9 февраля 2021)

по предложениям К.Ф.Затулина от 23декабря 2020 года

о включении вопросов в план работы Правительственной комиссии по миграционной политике

 

В приложении к письму Первого заместителя Министра А.В.Горового изложена позиция МВД России по всем шести вопросам, предложенным мной как Специальным представителем Госдумы РФ по вопросам миграции и гражданства, членом Правительственной комиссии по миграционной политике для рассмотрения в 2021 году в Правительственной комиссии.  Из текста письма МВД следует, что все без исключения вопросы, поставленные мной, не заслуживают рассмотрения на Комиссии, поскольку так или иначе уже разрешены или предлагаются к решению иным образом.

С этим невозможно согласиться. Вынужден представить свои возражения по каждому вопросу:

 

  1. Об оформлении гражданства Российской Федерации детям из смешанных семей, проживающих за рубежом.

МВД считает, что «снятие требования о наличии согласия родителя – иностранного гражданина на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации не предоставит больше возможностей дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации в защите прав российских граждан, не гарантирует отсутствия конфликтных ситуаций ни на межличностном, ни на межгосударственном уровнях, и не повысит степень защищенности ребенка и его родителя, являющегося российским гражданином, либо спровоцирует рост семейных споров и резонансных конфликтов в ущерб ребенку, семье, поскольку согласно Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., права на защиту интересов ребенка закреплены за государством, где ребенок проживает».

Данное возражение МВД абсолютно не соответствует духу и направленности поправок, предложенных мной и еще 26-ю депутатами в отношении  детей, проживающих за рубежом (законопроект №105115-7 от 17.02.2017г.).

Во-первых, поправки ни в коей мере не затрагивают прав государства, в котором проживает ребенок, не посягают на защиту его прав со стороны этого государства, в чем МВД укоряет депутатский законопроект.  Поправки направлены лишь на то, чтобы уравнять в правах родителей, имеющих разное гражданство, на оформление своему ребенку гражданства государства, которые сами имеют; а также дать возможность российской стороне на защиту прав ребенка и родителя как граждан России. Позиция депутатов Госдумы соответствует Рекомендациям Парламентской Ассамблеи Совета Европы по вопросам гражданства (№1081 от 1988г.) о том, что «дети, рожденные от смешанных браков, также должны иметь право приобретать и сохранять гражданство обоих родителей». В соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на приобретение гражданства с момента рождения и государства должны обеспечивать осуществление данного права в соответствии с национальным законодательством. Статья 18 указанной Конвенции обязывает государства – участники к обеспечению признания общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей закреплено также в статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, поправки депутатов обеспечивают в национальном российском законодательстве право родителя-гражданина России на оформление российского гражданства своему ребенку, не лишая при этом имеющегося у ребенка гражданства второго родителя.

Право родителя-гражданина России на оформление российского гражданства своему ребенку, проживающему за рубежом, предлагаемое депутатами, уравнивает его с правом родителя, ребенок которого проживает в России, когда согласие родителя- иностранца не требуется.

В-третьих, совсем уж одиозным выглядит возражение МВД о том, что право на российское гражданство ребенка по волеизъявлению одного родителя-гражданина России «спровоцирует рост семейных споров и резонансных конфликтов в ущерб ребенку и семье». Создается впечатление, что МВД России ближе интересы зарубежных граждан, которые желают в одностороннем порядке получить преимущественное право на гражданство детей, рожденных в смешанных браках, не считаясь с волей родителя-гражданина России. В то же время право гражданина России на самостоятельное оформление российского гражданства своему ребенку, проживающему за рубежом, отрицается. При этом гражданин России никак не посягает на гражданство ребенка, полученное по второму родителю, т.е. права другого родителя никак не затрагиваются.

Занятая МВД позиция игнорирует признанный на международном уровне   принцип, что «гражданство человека является не только административным вопросом, но и важным элементом достоинства и культурной самобытности людей». Отрицание права российского гражданина на оформление гражданства РФ своему ребенку без согласия другого родителя ущемляет достоинство россиянина и право на передачу ребенку собственной культурной идентичности.

В-четвертых, позиция, изложенная в специалистами МВД по данному вопросу, противоречит мнению профильного ведомства – МИД России, изложенному в письмах Министра иностранных дел и в отзывах МИД России  на законопроект депутатов, свидетельствующих о поддержке законопроекта МИДом России.

В связи с острой востребованностью решения данного вопроса, а также  с длительным нахождением законопроекта в Государственной Думе без рассмотрения из-за позиции МВД, предложенный мной  вопрос о гражданстве детей, рожденных в смешанных браках, заслуживает первоочередного рассмотрения на Комиссии.

 

  1. Об амнистии граждан Украины, находящихся на территории России, с нарушением сроков, предусмотренных законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства из безвизовых стран.

Вопрос об амнистии граждан Украины, находящихся на территории России, с нарушением сроков,  предлагался к решению законопроектом №495247-7 от 25.06.2018г. Внесенный законопроект предусматривает вывод из тени и легализацию находящихся на территории России временных беженцев с Украины путем «миграционной амнистии», в результате которой гражданин Украины, «просрочивший срок своего пребывания на территории Российской Федерации, вправе в течение 180 суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продлить срок своего временного пребывания без выезда с территории Российской Федерации». Прежние нарушения при этом не должны быть основанием для привлечения его к административной ответственности. Временный беженец с Украины, узаконивший свое пребывание в России, в соответствии с законопроектом получает вид на жительство без промежуточной стадии разрешения на временное проживание (РВП), и затем он будет вправе претендовать  на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Вопрос об урегулировании правового статуса «нелегалов поневоле» среди граждан Украины, поднятый в 2018 году, не утратил своей актуальности. Он лишь обострился в связи с растущим с каждым месяцем числом лиц, у которых заканчиваются законные сроки пребывания. Растет число беженцев, нуждающихся в амнистии.

В ответе МВД вопрос о миграционной амнистии граждан Украины, поставленный мной, обходится стороной. В нем говорится лишь о чрезвычайных возможностях для легализации, возникших в связи с пандемией и закрытием границ в соответствии с Указом Президента № 247 от 18.04.2020 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Но чрезвычайный режим, введенный на время пандемии, меняется и не может быть вечным. Если амнистия не будет проведена, сотни тысяч нарушивших сроки выезда из РФ граждан Украины останутся под дамокловым мечом, будут вынуждены не высовываться, жить в тени, соглашаться на рабский труд. Ведь так как в период пандемии, – в условиях сокращенного распорядка работы миграционных органов, ограничений на передвижение граждан, – не приходится верить в полномасштабное снятие проблемы. Тем более, что из поступающих обращений известно, что в регионах не выполняются указания по приему заявлений для урегулирования правового положения и продления срока временного пребывания от тех, чей срок законного пребывания истек до 15 марта 2020 года.

Вопрос, предложенный мной для обсуждения на Комиссии, не ограничивается условиями пандемии и остается актуальным для включения к рассмотрению на Комиссии.

 

  1. О возможностях использования документов, удостоверяющих личность граждан Украины, ставших недействительными вследствие пропуска сроков вклеивания фотографий по возрасту, а также о решении проблемы документирования граждан Украины, въехавших на территорию России в несовершеннолетнем возрасте и не имеющих паспортов, в случаях невозможности для них получить на Украине действительные документы, удостоверяющие личность.

Данный вопрос я предложил в связи с проблемой, затрагивающей десятки тысяч граждан Украины. С каждым месяцем число граждан Украины, испытывающих проблемы продления паспортов или получения паспортов въехавшими  в РФ детьми, только возрастает.

Еще весной 2019 года данный вопрос был поставлен мной в запросе (№З-4/156 от 18.04.2019г), направленном руководству МВД (А.В.Горовому) и в Управление  Президета РФ по обеспечению конституционных прав граждан (М.А.Травникову), о проблемах документирования граждан Украины, находящихся на территории РФ. К сожалению, на запрос не было получено ожидаемого разъяснения в письме за подписью А.В.Горового № 3/127706092078 от 8.05.2019г.

Так, в частности, в ответе на запрос, утверждается, что простановка отметок о получении РВП (и видов на жительство) во внутренние паспорта не противоречит российскому законодательству и Соглашению с Украиной по безвизовым поездкам граждан, поэтому отметки ставятся и будут ставится в дальнейшем. Хотя соотечественники с Украины обращают внимание, что такие  иностранные для Украины отметки делают внутренние паспорта недействиельными на Украине, что влечет для граждан серьезные проблемы с необходимостью обмена испорченных документов.

Не решается в полной мере вопрос и для тех, чей украинский паспорт просрочен или не был получен (из-за несовершеннолетия въехавшего в Россию гражданина Украины). Справка об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, которую рекомендуют получать наши органы МВД, не дает возможности продвинуться  к устойчивому статусу в России. Только жители Луганской и Донецкой областей по такой справке могут рассчитывать на получение временного убежища, после чего появляется право на получение гражданства РФ в соответствии с Указом Президента №189 от 29.04.2019г. Для граждан Украины, прибывших из других районов, получение временного убежища не открывает возможностей для получения более долгосрочного статуса в России. Более того, им отказывают в получении временного убежища, зачастуя мотивируя это тем, что в местах их прописки не ведутся военные действия. Игнорируется то, что  люди бежали в Россию, не соглашаясь с госпереворотом 2014 года, и на Украине их причислили к врагам.

В ответе на депутатский запрос 2019 года МВД подчеркивает, что невозможно получить услуги в области миграции без наличия действительнгого удостоверения личности. МВД имеет некоторые предложения с вариантами решения данной проблемы для украинских граждан, но как сообщается в ответе, они не поддержаны Правительством. Данное положение дел свидетельствует о важности обсуждения данного вопроса на Комиссии, что я и предлагаю.

 

  1. О проблеме изъятия паспортов граждан Российской Федерации, выданных в полномочных органах Российской Федерации.

Из пояснений МВД по данному предложению следует, что в настоящее время в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 23.08.2018г. №СА-П4-5485 в МВД прорабатывается вопрос об установлении исчерпывающего перечня оснований для признания паспорта гражданина Российской недействительным. Для этой цели был подготовлен проект постановления Правительства РФ, который согласовывался с заитересованными ведомствами, неоднократно вносился  в Правительство, но в настоящее время работа по проекту постановления приостановлена. На этом ответ на поставленный вопрос исчерпывается.

Далее МВД сообщает о новациях, которые внесены принятыми недавно поправками в законодательство по введению удостоверения личности лица без гражданства (ЛБГ). Данные поправки не имеют оношения к вопросу, предлагаемому мной для рассмотрения на Комиссии, поскольку речь идет о гражданах России, уже имевших документ – паспорт, свидетельствоваший о наличии гражданства России.

Поскольку признание недействительными паспортов, выданных на законных бланках в уполномоченных органах продолжаются, вместе с этим люди, лишенные паспорта, поражаются в своих правах, что является недопустимым вмешательством в частную жизнь, нарушающим 23 статью Конституции России, что неоднократно подтверждено решениями судов в Российской Федерации и ЕСПЧ.

Обосновывая свое предложение о рассмотрении этого вопроса на Комиссии в письме на имя ее Председателя в декабре 2020 года, я настаивал на том, что вопрос о гражданстве человека, в случае сомнений в нем, должен рассматриваться отдельно, а не быть, как сейчас, автоматическим последствием изъятия паспорта. Паспорт, как и гражданство, нельзя изымать без решения суда. Нужно освободить граждан от ответственности за нарушение в оформлении паспорта и других материалов о приобретении гражданства РФ при отсутствии судебного решеня о предоставлении ими заведомо ложных сведений и подложных документов, влияющих на решение вопроса получения гражданства.

В случае выявления нарушений в документировании при отсутствии вины гражданина, установленной судом, следует вносить исправления в архивные документы по гражданству и в соответствующие базы данных в административном порядке. Без изъятия или признания недействительными документов о гражданстве, выданных полномочными органами, и без изменения сроков приобретения гражданства РФ. То есть также, как и в рутинном случае потери паспорта и его восстановлении гражданину РФ.

Установить максимальный 5-летний срок давности предъявления претензий (срок исковой давности) за нарушения при приобретении гражданства, поскольку за этот срок устанавливается фактическая устойчивая правовая связь гражданина и государства (участие в выборах, служба в рядах Вооруженных сил и др.).

  1. Совершенствование порядка признания носителями русского языка. Дать возможность предоставления на Комиссию по призщнанию носителем русского языка документов о рождении заявителя или его прямых предков, а не только об их постоянном проживании на территории и не только РФ, но и – приграничных с РФ государств – Украины, Белоруссии, Казахстана.

Комментарии, представленные МВД по данному вопросу, уводят от существа проблемы, с которой сталкиваются многие наши соотечественники, для которых русский язык является родным.

Действующий закон требует предоставления документа о постоянном проживании. Депутатская инициатива направлена на изменение закона и внесение нормы о достаточности подтверждения рождения претендента или его прямого предка для участия в процедуре признания носителем русского языка. Это предложенеие обосновано тем, что документы о постоянном проживании не являются документами длительного хранения, в то время, как свидетельства о рождении – являются. Хотя в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента № 1325 от 14.11.2002г., в перечень предоставляемых на Комиссию документов, подтверждающих проживание предка  в РФ, входит Свидетельство о рождении предка наряду с другими документами, полученными на территориии РФ, в территориальных подразделениях ОВМ по вопросам миграции его считают недостаточным, требуя «выписку из домовой книги». Очевидно, чтобы исключить чрезмерные требования предлагается прописать в законе предлагаемую ссылку на «рождение», а не только на «проживание».

Я предложил  также обсудить возможность расширения ареала проживания носителей русского языка не на весь мир, а на приграничные с РФ государства, – Украину, Белоруссию, Казахстан, – где русское население проживает во многих поколениях, являясь автохтонным и сохраняя свою идентичность.

Возражения МВД о безмерном расширении возможных соискателей российского гражданства за счет граждан иностранных государств, ранее входивших в состав Российской Империи (Польши, Финляндии, Китая), к моему предложению отношения не имеют. Кстати, территория Китая полностью или частично никогда не входила в состав Российской Империи.

Мое предложение находится в русле решения проблемы депопуляции российского населения. Создание для людей, «которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества», преференциальных условий для получения гражданства России (в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы). Эта проблема затрагивает судьбы сотен тысяч российских соотечественников.

 

  1. Признание гражданства Российской Федерации по рождению у лиц, бывших граждан СССР, рожденных в РСФСР.

Я предложил обсудить законодательные подходы к восстановлению права на признание гражданства по рождению лицам, родившимся на территории РСФСР, гражданам бывшего СССР и их детям, если с их стороны не был выражен отказ от гражданства России. Признание гражданства РФ по рождению в этом случае  было предусмотренно частью второй статьи 13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991г № 1948-1: «Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации…».

МВД, в своих возражениях на предложенный на рассмотрение Комиссии вопрос, уводит от существа дела, указывая на то, что якобы термин «утратившие гражданство бывшего СССР», использованный в данной норме, не относится  к тем, кто утратил гражданство СССР по причине распада Советского Союза, и поэтому мой вопрос теряет смысл.

Данное мнение МВД находится в противоречии с позицией  Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16.05.1996 г. № 12-П, в котором с опорой на указанную норму закона решен вопрос о признании гражданином по рождению А.Б.Смирнова, рожденного в РСФСР, гражданина СССР, вернувшегося из Литвы в Россию в 1992 году. При этом термин «утратившие гражданство бывшего СССР» относится к А.Б.Смирнову, гражданину бывшего СССР, утратившему свое советское гражданство именно в связи  с распадом СССР.

Вопрос, поставленный мной, остается актуальным для тысяч соотечественников, рожденных в РСФСР, бывших граждан СССР, которые не могут согласиться с тем, что Родина, куда они вернулись, отказывает им в гражданстве только потому, что бывшая союзная республика, в которой их застал развал СССР, дала право на гражданство всем, кто проживал на ее территории.

Вопрос о добровольности принятия иного гражданства, который является важным для решения принадлежности к гражданству России, остается открытым, так как, например, получение паспорта иного государства не является в нашем законодательстве основанием утраты российского гражданства, если при этом не выражена воля гражданина об отказе от гражданства России. Единственной причиной утраты гражданства России, теми, кто признан гражданином по рождению, является волеизъявление  самого гражданина на выход из гражданства России.

Гражданство по рождению возникает у человека в момент рождения на территории России, если хотябы один родитель является гражданином России, либо независимо от места рождения, если оба родителя – граждане России.  Это граждантсво может быть не оформлено, тогда для его оформления в рамках действующего законодательства нужно пройти проверку на наличие российского гражданства по рождению. В настоящее время процедура такой проверки даст положительное решение, если сведения о гражданине соответствуют условиям, отраженным в Постановлении Конституционного суда от 16.05.1996 г. № 12-П (совпадают с биографией А.Б.Смирнова, вернувшегося в Россию с советстким паспортом без отметок о литовском гражданстве). Но в других документах Конституционного суда, рассматривающих вопросы гражданства, не исключается установление принадлежности к гражданству России по рождению, если имеется иное гражданство, полученное без свободного волеизъявления – т.е., например, как «дарованное» государством проживания в момент распада СССР.

Обсуждение этого вопроса на Комиссии представляет большой общественный интерес и, кроме того, имеет важное прикладное (с точки зрения демографических проблем) и политическое значение (как проверка на практике лозунга, что «Россия своих не бросает»). По результатам такого обсуждения могут быть предложены законодательные инициативы, решающие эту проблему путем необходимой коррекции закона о гражданстве.»

 

Подробнее об этом: https://materik.ru/novosti/deputat-zatulin-predlagaet-rassmotr/

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + одиннадцать =