Калининград: мониторинг миграционной ситуации, реализация Госпрограммы “Соотечественники”, последствия ликвидации ФМС

Отчет о поездке в  г. Калининград  эксперта-консультанта Проекта МОД «Форум переселенческих организаций «В Защиту понаехавших» Рагозиной Г.П.

С 16 по 21 сентября 2017 г. была совершена  рабочая поездка в г. Калининград

Цель поездки:

-Мониторинг миграционной ситуации в Калининградской области, проблем реализации права на свободу передвижения в Калининградской области;.

– Реализация Государственной программы добровольного переселения «Соотечественники»;

-Изменение ситуации после реорганизации ФМС ( посещение подразделений УВМ, МФЦ,  Миграционного центра правительства КО) ;

–  Изучение состояние  дел в области реализации прав переселенцев в КО и их защите ( встреча с уполномоченным по правам человека в Калининградской области);

– Оказание практической помощи НКО;

– Изучение положения переселенцев в местах их расселения ( общежития, маневренный фонд);

– Консультирование переселенцев.

Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, отделенным от остальной территории страны иностранными государствами и международными территориальными морскими водами.
Специфическое географическое положение области способствует возникновению комплекса проблем реализации права на свободу передвижения и в связи с этим проблем реализации иных прав и свобод человека, как для самих жителей региона, так и для пребывающих (проживающих) на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства.
В связи с расширением Европейского союза возникла угроза транспортной изоляции Калининградской области РФ. В области проживает около миллиона человек. С 2007 г в область переехало 36641  участников Программы добровольного переселения. В 20 17 г планируется принять 4000 человек.

В ходе  поездки были проведены следующие встречи:

С уполномоченным по правам человека в Калининградской области заслуженным юристом Российской Федерации Никитиным В.А. ( фото прилагается)

На встрече присутствовали руководитель  Общественного Фонда «Дом», член Форума переселенческих организаций О.Смитницкая, руководитель НП «Социальная комиссия» Гетьманенко Г.М.

К Уполномоченному обращаются около 2-х тысяч человек в год. Доля обращений мигрантов невелика. В основном по предоставлению временного убежища, по урегулированию правового статуса.

В ходе встречи  были обсуждены вопросы по проблемам  регистрации по месту  пребывания и по месту проживания как переселенцев, так и граждан РФ.  По острой для участников проблеме  выселения участников Программы из центра в Долгоруково , неоднократно поднимавшейся  руководителем Форума Л.Графовой, председателем СПЧ М.Федотовым, зам. председателя  СПЧ Е. Бобровым.

УПЧ в КО области отметил, что преступность  в среде мигрантов увеличилась на 25 %.

После вступления Литвы в Европейский Союз и изменения порядка пересечения государственной границы РФ, имеются случаи нарушения прав мигрантов на свободу передвижения, обусловленные трудностями в оформлении документов, удостоверяющих личность мигранта, а также проблемы с легализацией их на территории региона.

Для оформления документов на легальное проживание в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства должны предоставить в компетентные структуры ряд действительных документов, имеющих ограниченный срок действия. Если срок документа истек, то заявителю приходится выезжать за получением нового в государство, где он ранее проживал, либо в посольство (консульство) данной страны на территории Российской Федерации. При отсутствии соответствующих действительных документов они не могут выехать железнодорожным транспортом, а из-за высокой стоимости билета на самолет, не всегда могут воспользоваться услугами авиакомпаний.

Следовательно, увеличивается количество нелегально проживающих на территории Калининградской области граждан, которые не имеют возможности легализоваться в России, пользоваться в полной мере всеми правами.

Необходим  комплекс мер по упрощению визового режима для жителей региона, а также необходимо продолжать активно вести работу по привлечению в Калининградскую область представителей различных консульских служб для решения проблем соотечественников.

В последние годы  миграционная ситуация в Калининградской области изменилась. Доля законно проживающих и работающих иностранцев в области увеличилась. Но многие серьезные проблемы не решены до сих пор. Например, легализация бывших соотечественников, прибывших в Россию на основании безвизового режима и проживающих в Калининградской области много лет. Данная группа людей остается уязвимой в социальных, экономических и других правах. Отсутствие действительных документов, удостоверяющих личность у родителей, влечет невозможность оформления их детям свидетельств о рождении и других правоустанавливающих документов, что является нарушением п.1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка ООН, ратифицированной Российской Федерацией. В соответствии с этой конвенцией, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретения гражданства. Однако проблема оформления таким детям различных документов остается острой и не всегда находит понимание в компетентных органах.

Проблемой в данном случае является положение лиц без определенного правового статуса, постоянно проживающих на территории региона 10 и более лет и являющихся больными туберкулезом, либо являющихся носителями ВИЧ-инфекции.

Отсутствие возможности у таких лиц легализовать своё нахождение в РФ является причиной неэффективного контроля над ними со стороны государственных органов. Кроме того, вследствие отсутствия у них гражданской принадлежности, государство не может осуществить их административное выдворение из РФ.

Многие из этих людей проживают в Калининградской области более 10 лет и давно уже интегрировались в общество и имеют устойчивую правовую связь с государством.

Основные проблемы, связанные с реализацией прав мигрантов представляют собой:

— трудности легализации мигрантов;

— недостаточное правовое просвещение мигрантов;

— проблемы с оформлением свидетельств о рождении несовершеннолетним детям, родившимся от нелегальных мигрантов;

— нерешенность вопросов с реализацией прав мигрантов на жилье.

( прилагается отчет Уполномоченного по правам человека в Калининградской  области за 2016. Раздел  «О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСТВА, РЕГИСТРАЦИИ, ЗАЩИТЫ прав МИГРАНТОВ»)

Состоялась встреча  с директором  Государственного казенного учреждения  Калининградской области«Миграционный центр»  Бондарчук Т.В. ( фото прилагается)

Бондарчук Т.В. рассказала о работе Миграционного центра, показала информационные материалы, фотографии.

В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников Правительством области на базе неиспользованных военных городков создан Центр временного размещения мигрантов, который позволил обеспечить проживание прибывших в область переселенцев в течение ограниченного периода времени, необходимого для оформления документов, решения жилищных проблем и трудоустройства (первичная адаптация).

Центр временного размещения на 346 койко-мест расположен в жилом помещении маневренного фонда в пос. Северный Багратионовского городского округа, в 15 км. от города Калининграда. Жилые помещения Центра оборудованы мебелью, постельными принадлежностями, посудой. На каждом этаже имеются оборудованные кухни, помещения для стирки и сушки белья, душевые комнаты, комнаты отдыха. Придомовая территория благоустроена, оборудована детской площадкой. Миграционный центр располагает маневренным фондом специализированного жилищного фонда Калининградской области для участников Госпрограммы и членов их семей в количестве 70 квартир: в пос. Долгоруково – 37, в г. Советске – 5, в г. Калининграде – 14, в г. Гусеве – 11, в пос. Приозерное Гусевского района – 2, в г. Балтийске – 1.

Правительство Калининградской области предоставляет квартиры в г. Калининграде и области для работников бюджетной сферы, занятых в области здравоохранения, образования и социального обеспечения. Жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области предназначены, в том числе, для временного проживания участников Государственной программы.

За период, прошедший с начала реализации Программы, из бюджета области на условиях компенсации затрат из средств федерального бюджета выделены средства на реконструкцию Центров временного размещения «Северный» и в городе Озерске, увеличение числа мест в детских дошкольных учреждениях для нужд переселенцев, обучение и переобучение участников Госпрограммы и членов их семей.

Реализован комплекс информационных мероприятий: выпущены памятки участников, подготовлен фильм о Калининградской области, установлен информационный терминал в аэропорту «Храброво».

Муниципальным образованиям области с наибольшим числом прибывших и проживающих на их территории участников Госпрограммы и 193 членов их семей предоставлены субсидии для компенсации расходов, понесенных в рамках мероприятий Программы, на строительство, ремонт и реконструкцию объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, а также объектов инфраструктуры. Финансовые средства поступили в бюджеты г.Калининграда, Багратионовского, Гурьевского, Черняховского муниципальных районов, Советского городского округа. В центре временного размещения и общежитиях проживает 1,2%, в собственном жилье проживает 15%, 83,8% – осуществляют поднаем жилых помещений.

На территории Калининградской области  был организован пункт временного размещения (ПВР) для принятия лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, расположенный в п. Северный Багратионовского  района. Уполномоченным органом по организации временного социально- бытового обустройства, указанной категории лиц, определено Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области. Всего в ПВР проживало 184 гражданина Украины.  В настоящее время проживающих  украинцев в Пункте временного размещения нет.

В центре производится регистрация переселенцев, что очень для них важно. В ходе поездки состоялись  встречи с бывшими жителями  Миграционного центра. Отзывы хорошие, как об условиях проживания, так и о работе Миграционного центра в целом.

 Вместе с тем, в Калининградской области уже несколько лет переселенцами поднимается вопрос   о жилых помещениях маневренного фонда.

Так, в различные инстанции обращаются  переселенцы, в прошлом жители ЛНР и  ДНР, проживающие в жилых помещениях маневренного фонда специализированного жилищного фогду КО, расположенного в пос. Северный Багратионовского р-на. Туда их заселили после принятия в Программу добровольного переселения.

Во-1-х ,они считают, что в связи с тем, что они были вынуждены уехать из воюющего Донбасса, то имеют право на статус вынужденных переселенцев, что позволит им получить денежные выплаты на жилищное обустройство или жилищного фонда для временного поселения, а именно перезаключения   с ними договора найма жилых помещений маневренного фонда, а также оформить временную регистрацию на 5 лет.

Во-2-х, переселенцы просят вернуться к обещаниям правительства  КО пойти на отчуждение маневренного фонда. Минобороны передаёт правительству области много военных городков.

Переданные казармы больше трёх лет стоят пустыми.  Переселенцы просят Правительство КО вернуться к вопросу предоставления им жилых помещений в этих казармах в собственность или в долгосрочную аренду ( с правом выкупа) и согласны софинансировать их  ремонт.

Одно из очень хороших зданий в прошлом году уже снесено, и есть опасение, что и остальные добротные здания будут также снесены.

В-3-х , переселенцы очень встревожены  отсутствием перспективы остаться в общежитии ГКУ «Миграционный центра» и сохранить временную регистрацию, без которой они неминуемо потеряют работу, места для детей в детских садах,  Среди переседленцев есть пожилые, матери –одиночки, беременные женщины.

Уже есть факты предупреждения переселенцев, что в случае , если жильцы не освободят занимаемые помещения, что их выселят по суду. Уже имеется судебная практика Калининградского обл. суда по таким делам. Так многодетной матери Ермаковой Е.В. , у которой один из сыновей служит в армии, а младшему ребенку всего 5 лет уже предложено освободить комнату, иначе  она будет выселена в судебном порядке.

Этим вопросом занимается РОО «Русская община Калининградской области»  С её руководителем  М.Ю. Макаровым  в период пребывания в Калининграде остоялся телефонный разговор по этому вопросу.  ( его не было в городе и встреча не состоялась)В настоящее время ведётся переписка.

19 сентября состоялась встреча с Басиной Е.А. подполковником полиции, начальником отдела по вопросам гражданства и Несвит Л.А. начальником отделения по работе с соотечественниками, беженцами. ( фото прилагается)

В ходе встречи были обсуждены вопросы реорганизации ФМС. Как и в других регионах. В КО  произошло сокращение кадров на 30%. Но при этом постарались  сохранить опытных специалистов.

Очереди имеются, но по сравнению с другими регионами намного меньше. Все руководители подразделений сами ведут приём граждан. Особенно активно работает отделение по работе с соотечественниками, беженцами. Заявления на выплаты у участников Программы принимаются ежедневно.

Вместе с тем, имеются и недостатки в работе подразделений. О чём свидетельствуют обращения переселенцев  в НКО г. Калининграда.

 На встрече был решён вопрос об урегулировании правового статуса  беженки из Украины ( Славянск, Донецкой области)  Скидан Ю.О, которая обратилась с заявлением к руководителю  Общественного Фонда «Дом»,  О.Смитницкой.

Мною  была проведена беседа со Скидан Ю.О. и было выяснено, что у неё необоснованно  Центральным подразделением УВМ не  было принято заявление на  Программцу добровольного переселения , т.к  на руках было только свидетельство о разводе бывшего  мужа (  ополченца ДНР,пропавшего без вести ). Фамилию при разводе она не меняла. Она была вынуждена выехатьв Украину, где ей было отказано в выдаче свидетельства о разводе, т.к. её паспорт был признан

 

недействительным из-за постановки в него штампа РВП. В результате РВП у нее заканчивается в октябре 2017г., а необходимо подать в Программу ха 6 месяцев до срока его истечения.

В ходе беседы с  представителями УВМ был  определен алгоритм её дальнейших действий ( после окончания РВП, без выезда за рубеж предоставление ей ВУ, затем подача документов или на Программу добровольного переселения с включением матери и сына. Либо после получения ВУ обращения по матери или вместе с матерью как носителю русского языка. Начальник отдела по гражданству обещала взять  на контроль этот вопрос и разобраться, почему у неё не было принято свидетельство о разводе мужа.

Так же  обсуждался вопрос о предоставлении вида на жительство  инвалиду с детства Ермолович М.Ю. , признанной недееспособной, переселенке из Узбекистана, интересы которой представляет мать Королева В.Ю.  По ходатайству матери в различные органы вопрос не решается длительное время.  УВМ  ответили на обращение , что  давно подписаны документы на РВП (август 2016 года)  Когда подавали документы на “Вид на жительство”, зам начальника заверила, что в конце августа можно  будет получить ВНЖ  В настоящее  время  выяснилось, что на сайте даже нет документов  в разработке, ответили – ждите 6 месяцев (до конца ноября.)

Больше года  нет ни пенсии по инвалидности, ни опекунских доплат.

Начальник отдела по гражданству также обещала ускорить получение  ВНЖ с целью быстрого назначения песни по инвалидности.

В о время пребывания в Калининграде был посещён МФЦ ( фото прилагаются), миграционные подразделения, расположенные в помещении ГУВД ( фото прилагаются), УВМ  ( фото прилагаются).

Заслуживает внимания тот факт, что в самом здании УВМ расположены посреднические структуры, оказывающие платные услуги мигрантам.    В ходе бесед с сотрудниками посреднических фирм и переселенцами было установлено, что ранее в одном из таких помещений располагался ФГУП «Паспортно- визовый сервис». В ответ на вопрос сотрудникам УВМ, где расположен в настоящее время ФГУП и какова его деятельность, они не смогли дать разъяснений.

Удалось выяснить, что  фактически деятельность ФГУПа  свернута.  Его адрес вообще нигде не фигурирует.

А вместо этого работает частный миграционный центр под вывеской   ООО «МЦ39», ООО «Миграционный центр 39РУ». С января 2016 по март 2017 г. их учредителем являлся Араик Товмасян – застройщик и владелец развлекательного комплекса «Резиденция королей» в Калининграде.

В договорах, которые заключаются с мигрантами, в качестве исполнителя фигурирует «Паспортно-визовый сервис», а кассовые операции выполняет ООО «МЦ  39».  Это является прямым доказательством коммерческих отношений этих организаций.

В ходе поездки состоялись встречи с участниками Программы добровольного переселения Руденко В, Козловой Т, Ведерниковой И, Дубовитским  А. ( аудиозапись беседы прилагается )

Переселенкой из Киргизии (  без указания фамилии),  рассказала, что при переселении столкнулись с тем, что ей дали квоту на РВП, а дочери дадут только  в конце года, хотя они имеют собственное жильё.

Переселенка из Казахстана ( без указания фамилии) г. Кокчетав., участник Программы добровольного переселения, приехала с родителями и маленьким ребенком.  Ребёнку без РВП не дают мед. полис. Из-за этого было отказано в приеме в дет.сад. Пришлось обращаться в вышестоящие инстанции, чтобы получить место.

В ходе всех бесед были даны консультации, т.к. у каждого в ближайшее время переезжают близкие родственники.

Было посещено общежитие  по адресу г. Калининград, Невского, 44, где проживают в течение многих лет ( более 20) переселенцы из разных государств. Часть комнат приватизированы. Большинство жильцов  стоят на очереди. Общежитие находится в ужасном состоянии. Причём с наружи оно выглядит очень респектабельно, в полуподвалах размещены кафе и магазины. Это здание бывшего военного штаба Пруссии.  Но внутри из-за некачественного ремонта крыши, все стены протекли, завелся грибок, особенно невозможно проживать на последнем этаже ( видео материалы и фото прилагаются)

Жители уже несколько лет судятся с официальными органами. В настоящее время судебные приставы пытаются выселить  жителей, якобы не дающих доступа  в комнаты  для проведения капитального ремонта комнаты. Хотя на самом деле, необходим капитальный ремонт всего здания, который якобы завершён.

Жильцы, размещённые в маневренном жилье готовы  закрыть судебное производство в отношении администрации города, и не возобновлять капитальный ремонт крыши. взамен распоряжения мэра на подписание Соглашение по проживанию в маневренном фонде ДО ПОЛУЧЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ЖИЛЬЯ.

Ещё 5 лет назад Руководитель Форума Л.Грпафова в ходе поездки в Калининград получила заверения прежнего губернатора Калининградской области, что вопрос с общежитием будет решён в ближайшее время.

В администрации  города в настоящее время работает  комиссия, в составе которой представители федеральных структур, а также прокуратура. Вопрос находится под личным контролем нового губернатора  КО А.Алиханова.

Член Форума Ольга Смитницкая сама является заложником данной ситуации.    Прожив в этом общежитии с дочерью и несовершеннолетним внуком много лет,  потеряла здоровье.  Она представляет интересы жильцов общежития в различных инстанциях в течение 20 лет.

Был посещён один из домов  муниципального маневренного фонда по адресу: ул. Фрунзе д. 58.

При этом состоялась беседа с переселенкой из Белоруссии, матерью одиночкой двух несовершеннолетних (  по 12 лет) детей А. Бадаловой, которая проживает в однокомнатной квартире маневренного фонда.

9 лет назад калининградские бизнесмены дали  А. Бадаловой и двум её малолетним дочерям сертификат на новую квартиру в строящемся доме.  Об этом было написано в СМИ города.  Но за время строительства поменялся генподрядчик, а новый сказал, что никкаокй сертификат он не признает. В ответ на жалобы женщины ей  и ее детям последовали угрозы по телефону. А. Бадалова является инвалидом 2 группы. Живёт за счёт спонсорской помощи.

В настоящее время А. Бадаловой срок социального найма жилого помещения маневренного фонда  продлен только на один год, после чего предложено освободить жильё.

Необходимо вмешательство общественности и федеральных структур, а также правоохранительных органов по факту угроз.

Во время пребывания в Г. Калининград состоялась деловая встреча с руководителем НП «Социальная комиссия»  Гетьманенко Г.М.

Партнёрство работает в течение многих лет. Предоставляет законодательной и исполнительной власти области ежегодный Доклад относительно положений прав и принципов Социальной Декларации. В большинстве муниципальных образований Калининградской области действуют общественные приёмные и социальные инспекторы, которые выстраивают деловые взаимоотношения  с органами гос. власти и муниципалитетами.

Смитницкая О.Б. , как член правления НП « Социальная комиссия» , возглавляет профильную рабочую группу по миграции.

 Выводы:

В целом робота с мигрантами и в частности с переселенцами на ПМЖ в Калининградскую область налажена неплохо.  Имеющийся положительный опыт стоило бы распространять в других регионах.

Вместе с тем, те изменения, которые происходят по всей РФ, наблюдаются и в Калнинграде, а именно:

-нехватка специалистов в сфере миграции;

-потеря умения строить отношения с участниками миграционных потоков;

– серьёзные упущения в обеспечении фактического учёта численности участников переселенческих потоков и т.о. недостаточное  использование  этого учёта и информации  при формировании программ  и планов развития региона;

– рост преступности в среде мигрантов и появление новых миграционных преступлений, задержка  в проведении актуальной иммиграционной амнистии;

-существует скрытая миграция и незаконное нахождение на территории области мигрантов;

–  рост коммерциализации услуг в сфере миграции, проникновение в эту сферу бизнеса;

– намечается ужесточение условий приёма на ПМЖ в Калининградскую область. Уменьшено количество квот на РВП на следующий год.  Ужесточены требования по приёму в Программу добровольного переселения ( работа по специальности).

Еще по теме:

О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСТВА, РЕГИСТРАЦИИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ МИГРАНТОВ – из ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Калининградской области за 2016 год

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *