Кого признают соотечественником в Российской Федерации

А.Докучавева

Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» (далее- Закон о соотечественниках) в статье 1 дает следующее определение понятия «соотечественник»:

«Статья 1. Понятие соотечественника

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 179-ФЗ)

  1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
  2. Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
  3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.»

 

Не возникает вопросов, что граждане России, постоянно проживающие за рубежом, являются соотечественниками. Это закреплено во втором пункте процитированной статьи.

Для многомиллионной российской диаспоры за рубежом важно какие иностранные граждане (либо лиц без гражданства – ЛБГ) считают  в России соотечественниками, проживающими за рубежом.

Это определение используется при применении Закона о соотечественниках и связанных с ним других законодательных актах, в том числе, в «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Госпрограмма переселения).

Рассмотрим более подробно определение соотечественника (не гражданина России), проживающего за рубежом, данное в статье 1 Закона о соотечественниках.

К соотечественникам закон относит следующих лиц:

во-первых, это лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации (т.е. соотечественники определяются по этническому признаку – по принадлежности к народам, исторически проживавшим в России);

во-вторых, это лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации (в период существования и когда-то выехали из России в территории, которые стали новыми независимыми государствами при разрушении СССР, или в страны «дальнего зарубежья», став эмигрантами, (т.е. соотечественники определяются независимо от этнической принадлежности, но – по территориальному признаку проживания предков в России).

При этом о предках соотечественника, названных в определении, говориться, что они  ранее проживали на территории России (в период Российского государства Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации), затем выехали и:

– проживают (проживали) в бывших союзных республиках, имеют (имели) их гражданство или являются (являлись) ЛБГ, а в бытость СССР были его гражданами; или

– проживают (проживали) в странах «дальнего» зарубежья, имеют (имели) их гражданство или остались ЛБГ, являются выходцами (эмигрантами) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, гражданство (подданство) которых имели.

Если коротко, то – соотечественником признается лицо, имеющее одно из двух (или оба) основания:

  • по национальности (этнической принадлежности) относящегося к исторически проживавшим в России народам;
  • по предку, ранее проживавшему в России, но эмигрировавшему за пределы страны (СССР, Российской империи) или выехавшего в бывшие союзные республики (в бытность СССР).

Этническое основание признания российским соотечественником очень зыбкое. Четко определить принадлежность «соотечественника» к народам России, мешает отсутствие официального перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации». Такой научно обоснованный документ

Если бы такой перечень существовал, то определение в этой части могло бы  выглядеть вполне определенно, а именно, быть таким, например,: «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, в соответствии с Перечнем, определенным Правительством Российской Федерации», – без оговорки «как правило», очень неудобной для законодательного акта. А пока такого перечня не существует, первая часть определения «соотечественник» остается декларацией, а не юридической нормой, которую можно употребить при реализации того или иного права соотечественника.

 

В то же время принадлежность к соотечественникам по предку можно подтвердить документально. Такое подтверждение необходимо, например, если соотечественник хочет воспользоваться правом на получение образования в российских учебных и научных учреждениях наравне с гражданами России. В соответствии со статьей 17 Закона о соотечественниках «Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования» отношение к соотечественникам подтверждают следующие документы:

для лиц, проживающих в бывших союзных республиках:

1) проживание в прошлом на территории России;

2) наличие в прошлом гражданства СССР;

3) гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления:

– для выходцев (эмигрантов):

1) проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации;

2) имевшуюся соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории;

3) гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления;

для потомков соотечественника  – в дополнение к вышеназванным -подтверждающие родство по прямой восходящей линии с указанными выше лицами;

– для всех указанных лиц  – проживание за рубежом.

 

Какого-либо одного документа, принадлежности к соотечественникам (например, как карта поляка) не существует. Свидетельство соотечественника, которое предполагалось в первой редакции Закона о соотечественниках 1999 года, было исключено из него в 2010 году.

Для части соотечественников, ставших участниками Госпрограммы переселения, удостоверением их принадлежности к соотечественникам является свидетельство участника данной программы. Хотя есть немало вопросов к тому, кто и как получают доступ в эту Госпрограмму.

Участники Госпрограммы – это далеко не все, кто считает (самоидентифицирует) себя российским соотечественником, доказывая это самоопределение своей «общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией».

Именно такой общественной деятельностью доказывается принадлежность к соотечественникам, если следовать статье 3 «Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам» в Законе о соотечественниках.  Без всякой формализации и документирования к соотечественникам за рубежом относят членов общественных объединений, действующих в названных направлениях более, чем в 90 странах мира, присылающих своих представителей на Всемирные конгрессы соотечественников. Фактически их признают соотечественниками сотрудники дипломатических представителей России, утверждающие списки делегатов.

Того, кто может участвовать в Госпрограмме переселения как соотечественник, определяет сотрудник диппредставительства или временной рабочей группы МВД, прикомандированный к диппредставительству. При этом опираются на определение Закона о соотечественниках. Конкретных требований к претенденту на участие в Госпрограмме переселения, чтобы его считали соотечественником, не сформулировано. Подразумевается, что он должен свободно владеть русским языком.

Однако владение русским языком как единственный критерий для того, чтобы считаться соотечественником, в Законе о соотечественниках не значится. Но не известно, чтобы от кого-либо попросили представить документы, подтверждающие наличие предков, происходящих из России, как основание признания соотечественников.

Не требуют и предоставления документов, свидетельствующих об этнической принадлежности. Можно было бы установить в разъясняющих инструкциях, что к соотечественникам, должны быть отнесены представители государствообразующего народа России, народов, имеющих национально- административные образования, коренных народов (Перечень коренных малочисленных имеется). Наверно, надо бы учесть и украинцев, и белорусов в числе тех, кто может стать участником Госпрограммы, как народов с культурой, близкой  государствообразующему народу. Но, как говорилось выше, пока нет Перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», написание инструкции для Госпрограммы по определению соотечественника в связи с его этничностью, очень затруднительно.

Необходима реконструкция определения «соотечественник» в Законе о соотечественниках, что требуется не только для корректного выделения субъекта Госпрограммы переселения, но и для обсуждаемого проекта закона о репатриации.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *