Комитет “Гражданское содействие”: Детям мигрантов сложно получить образование в России из-за отсутствия регистрации

Дети мигрантов части оказываются “выброшены за борт системы образования” из-за отсутствия регистрации. Об этом говорится в докладе сотрудника комитета “Гражданское содействие” Константина Троицкого.

Несмотря на всеобщее право на образование, закрепленное в Конституции РФ, несколько лет назад от 10 до 25% проживающих в России детей трудовых мигрантов не получали образование, отмечается в докладе. Эксперт называет детей иностранных граждан “трижды уязвимыми”: как мигранты, как люди в неопределенной ситуации и как собственно дети.

Он отметил, что ксенофобские, антимигрантские настроения в России имеют тенденцию проецироваться на детей иностранных граждан. Проведенный в ноябре 2016 года опрос ВЦИОМ показал, что почти треть опрошенных (29%) будут стараться ограничивать дружбу своего ребенка или внука с детьми мигрантов, и это вызывает “серьезную обеспокоенность”. Опрос ста учителей Татарстана Казанским федеральным университетом выявил, что все они не хотят, чтобы в их классах учились дети мигрантов, так как из-за этого резко снижается общая успеваемость.

В докладе говорится, что школьная система – особенно в Москве и Санкт-Петербурге – “находится под непосредственным контролем миграционных ведомств”. В частности, по его данным, сотрудники уже упраздненной ФМС вынуждали школьные администрации ряда российских регионов отчитываться о количестве обучающихся детей мигрантов и их миграционном статусе. Так, весной 2011 года в Санкт-Петербурге после проверки миграционными органами некоторых школ из учреждений были исключены многие дети без российского гражданства. В документе говорится, что на оценку нынешней системы миграционного контроля требуется время, однако недоверие к ней уже сложилось, из-за чего часть мигрантов не отдают своих детей в школы.

Еще одна преграда – доказательство законности пребывания на территории РФ, считает эксперт. “При поступлении в школы многие директора считают чем-то самим собой разумеющимся, что иностранные граждане при записи ребенка должны доказывать законность своего пребывания на территории Российской Федерации. Этот подход идет вразрез с пониманием права ребенка на образование именно как всеобщего права, а не как услуги, потребности или привилегии, предоставляемых или удовлетворяемых на бесплатной основе только в отношении определяемых государством групп”, – подчеркивает автор.

Эксперт поясняет, что эти требования делают невозможным доступ к образованию в России для детей недокументированных трудовых мигрантов, детей беженцев без легального статуса и тех, кто не сумел или не знал как обратиться за убежищем.

В докладе говорится и о случаях, когда являющиеся гражданами России дети не могут получить образование в московских учреждениях без московской регистрации. Кроме того, Минобрнауки ввело приоритет в приеме детей, зарегистрированных на закрепленной за той или иной школой территории. Троицкий подчеркивает, что это ведет к нарушению прав на образование ищущих убежища лиц, пока не получивших официального статуса, беженцев с официальным статусом, которые не могут оформить регистрацию из-за отсутствия постоянного места жительства, а также всех беженцев и мигрантов с неурегулированным миграционным статусом.

По данным автора, иногда ребенку отказывают в образовании, если он не знает или плохо знает русский язык. Он указывает, что в некоторых случаях детей мигрантов отказывались брать в школу даже при наличии регистрации и документа о праве на пребывание в России – им неформально рекомендовали учить русский язык самостоятельно или, если дело происходило в Москве, направляли в одну из двух действующих в столице школ русского языка.

“Понятно, что далеко не всегда это может служить реальной альтернативой, учитывая гигантские размеры Москвы. Например, если трудовой мигрант живет в часе или двух езды от школы, то обычно у него (или нее) нет никакой возможности тратить несколько часов в день на сопровождение своего ребенка. В таком случае трудовые мигранты вынуждены либо увозить своих детей обратно в страну исхода, а если нет такой возможности, то оставлять их вне образовательного процесса. Ситуация еще более осложняется, если ребенок проживает вне Москвы, так как во многих районах России просто отсутствуют государственные бесплатные курсы для таких детей”, – отмечает автор.

Ситуация ухудшается, если речь идет о детях с ограниченными возможностями и детях-инвалидах, подчеркивается в документе. Они, даже имея российское гражданство, в ряде случаев остаются в России без какой-либо помощи со стороны государства, а доступ к бесплатному образованию для некоторых из них фактически закрыт, пишет Троицкий.

Согласно мониторингу, с 2014 по 2016 года в комитет “Гражданское содействие” обратились 82 семьи по поводу 135 детей, столкнувшихся с нарушением их права на образование (это число не включает беженцев из Сирии, Ногинска и Лосино-Петровска). Из них 117 детей столкнулись с отказом именно из-за отсутствия регистрации или неурегулированного миграционного статуса, еще 18 детей получили угрозы отчисления из-за окончания срока регистрации.

Эксперты комитета разработали рекомендации для ряда министерств. В них, в частности, говорится, что отсутствие документа на право пребывание в РФ или регистрации не должно быть причиной отказа при приеме в образовательное учреждение, и что необходимо создать необходимое количество курсов русского языка как иностранного.

Источник: nazaccent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *