Комментарии к поручениям Президента по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики. Продолжение

Дополнение к предыдущему Комментарию


6 марта с.г. опубликован перечень поручений Президента России по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы, в которых Администрации Президента РФ поручено организовать в рамках деятельности рабочей группы по реализации названной Концепции работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации на основе предложений, подготовленных названной рабочей группой


Александра Викторовна Докучаева

Заместитель руководителя Института стран СНГ, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ


К 1 июня 2020 года должны быть внесены корректировки в план мероприятий по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы.

И затем к 1 марта 2021 года должен быть подготовлен доклад о ходе реализации плана. В дальнейшем поручается докладывать об исполнении каждые полгода.

Миграционная реформа, изложенная в Поручениях – это давно ожидаемые изменения о которых неоднократно делались предложения правозащитниками, которые в части, касающихся соотечественников, неоднократно излагались в справках К.Ф.Затулина, передаваемых руководству страны.

Выход поручений Президента по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации (далее – Поручения), свидетельствует о неудовлетворительном исполнении работы по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – Концепция), которая проделана Правительством в 2019 году и планируется далее.

Справедливо отмечается, что «точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка». Поручения Президента конкретизируют общие положения, указывают на необходимость комплексной реформы законодательства и правоприменительной практики для снятия давно известных, острых проблем в регулировании миграции и предоставлении гражданства.

Поручения показали, что Администрация Президента берет на себя ведущую роль в реформировании данной сферы, где только ужесточением мер ответственности за нарушения не удается добиться нужных для страны результатов.

Хорошо, что инициаторы Поручений видят необходимость:

– устранения лишней ступени – РВП – для тех, кто приезжает для постоянного проживания в России;

– проведения миграционной амнистии для соотечественников, которые давно проживают в России без разрешительных документов без выезда их из страны;

– выдачи по результатам процедуры установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного удостоверения личности, документа, который будет признаваться как удостоверение личности при решении всех вопросов легализации в России вплоть до приобретения гражданства и давать право выезда из страны;

– наведения порядка, системности, ясности, целесообразности, справедливости и соразмерности наказания в процедурах депортации, запрета на въезд в Россию;

– укрепления подразделений миграции, выстраивания вертикали в управлении вопросами миграции и гражданства и создании внесудебных механизмов обжалования решений по отказам в получении того или иного статуса или гражданства.

При этом остались за рамками Поручений вопросы (на мой взгляд требующие безотлагательного решения):

– репатриации соотечественников (категория «близок по культуре и ментальности», названная в Поручениях – мало способствует прояснению, а значит – и решению проблемы);

– признания гражданства РФ по рождению за бывшими гражданами СССР, родившимися на территории РСФСР, не отказавшимися от российского гражданства (теми, кто был признан таковыми частью второй статьи 13 Закона РФ № 1948-1 от 28.11.1991 гражданином РФ);

– отмене принятых ранее решений о депортации и запрете на въезд в Россию лиц, имеющих устойчивые семейные связи с гражданами России либо имеющих право на упрощенный порядок приобретения российского гражданства, из-за нарушения ими миграционного режима, не совершивших опасных для общества правонарушений (вторая часть миграционной амнистии);

– регистрации по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих собственного жилья в России, в условиях отсутствия доступного рынка съемного жилья (проблема реализации для них закона «о резиновых квартирах»).

Главная слабость Поручений(на мой взгляд) в том, что в них нет системы приоритетов (в том числе по срокам исполнения поставленных задач), необходимой для эффективной корректировки к 1 июня 2020 года плана мероприятий Правительства по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы.

На мой взгляд, первоочередными являются задачи, которые можно объединить в блок: репатриация соотечественников, миграционная амнистия для них, снятие в области миграции и гражданства запретов, не отвечающих реальным условиям жизни и запросам экономики и демографии.

Опасность предложенной реформы в том, что в ожидании ее реализации будут заблокированы предложения по решению насущных, острых проблем в области миграции и гражданства, как были на два года заблокированы все предложения по вопросам миграции и гражданства в ожидании принятия новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы.

В Поручениях нет предложений, как избежать замораживания законодательной деятельности в ходе подготовки и осуществления реформы.

Вопросов трудовой миграции не касаюсь, думаю, что в этой области есть эксперты, которые выскажутся более основательно, чем могу сделать я.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *