Комментарий к Перечню поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 г.г.

автор: Галина Петровна Рагозина, зам.председателя исполкома  МОД «Форум переселенческих организаций», эксперт “Форума…”  (г. Воронеж)


Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы


Основная цель Поручений – реформирование миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации.

Это долгосрочная программа, которая делится на этапы. Своего рода декларация.

В ней указаны сроки,  направления деятельности. Разрабатывались основы    рабочей группой  по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

Положительно, что хотя бы несколько пунктов сформулированы  на основании предложений правозащитников.

Вместе с тем,

1.Документ явно  принимался скоропалительно. Даже  дублируются некоторые положения. «Сырость»  чувствуется во всем.  По-видимому,   будут дорабатывать до 1 июня 2020 г. И здесь важно, будут ли собирать и учитывать  экспертные оценки, предложения самих мигрантов, их законных представителей.

2. Из 14 страниц документа, только на 2-х размещены предложения по реформированию института гражданства РФ ( включая  РВП и ВНЖ ).

Все остальное –  реформирование  миграционных РЕЖИМОВ ( слово-то какое)  : о трудовой миграции и еще более о совершенствовании механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере. Несомненно, это важно.

Но при «размытости» условий получения всех правовых статусов, достичь остального невозможно.

3. Поэтому более всего в народе обсуждается предложение отменить статус РВП.  И никто не       задумывается о том, а как же будет предоставляться ВНЖ. Это вообще не прописано.

4. Нет ни слова о репатриации, соотечественниках ,только  общие фразы , типа « близких нам в социокультурном отношении, наличие  позитивных социальных связей в Российской Федерации», ментальность, особо ценные в России иностранцы» и др.  Как эти формулировки впишутся в законы???

5. Не выделена проблема урегулирования правовых статусов тех,  кто длительное время живет в РФ, а также тех,  кто выдворен без учета устойчивых связей в РФ ( семьи, недвижимость и др). А таких миллионы, среди них много детей  и они ждут иммиграционной амнистии.

6. Нигде не упоминается роль гражданского общества ( даже не упоминаются такие важные институты , как СПЧ и УПЧ) и СМИ

Прекрасно сказал в интервью по данному вопросу известный ученый  В.И.  Мукомель – «дьявол скрывается в деталях».

Комментарии и вопросы  по отдельным положениям  Поручений.

  1. До июня 2020 г.- доклад по корректировке плана мероприятий по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы.

Вопросы.

  • Кто в составе  рабочей группы, при ком она создана?
  • Входят ли туда практики и правозащитники и если входят , то кто именно, уровень их компетенций?
  • Будет  ли рабочая группа  собирать предложения от самих переселенцев или их представителей и в каком виде?

 Важно, чтоб до июня 2020 г  мероприятия были внесены  ( откорректированы) реальные, конкретные и понятные. В этом большую помощь могут оказать правозащитники.

  1. до 1 марта 2021 г. -доклад ( затем раз в полгода) об организации  в рамках деятельности рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы работы по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации на основе предложений, подготовленных названной рабочей группой .

Вопросы :

– доклад  будет преимущественно о чем? Или что сделано или что нужно сделать?

 Предложения по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации

  • «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации»

-Вопросы: сформировать миграционную ситуацию реально? в чем интересы РФ- демография, долг перед соотечественниками – репатриация, пополнение трудовых ресурсов????

  • «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. Уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким» – это то, что мы постоянно во всех своих докладах отмечаем . Но воз и ныне там и неизвестно, когда сдвинется.
  • «формирование понятных миграционных правил как для людей, готовых выбрать Российскую Федерацию в качестве нового места проживания, так и для тех, кто приезжает к нам на время, в качестве туриста, для работы, учебы или с другими целями»- то, что мы постоянно во всех своих докладах отмечаем.
  • «Точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка» – это то, о чем мы также постоянно говорим. Но снова идут по пути точечных изменений
  • «с учетом решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 2 октября 2019 г. (протокол от 12 октября 2019 г. № Пр-2092)» — на самом деле похоже, что это и есть основа Поручений
  • «создание благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре»

Комментарий . Нет упоминания «соотечественники» и нет ни слова о репатриации.

 Раздел ВНЖ

  • «Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус, являющийся ступенью перед получением вида на жительство и предоставляемый в рамках выделяемых квот, исключается».

«Это связано с тем, что институт разрешения на временное проживание в существующем виде фактически себя изжил.»

     Не до конца понятно, отменят РВП по квотам и в существующем виде или вообще отменят, как статус .

 Мы писали, что РВП можно и оставить для тех, кому он выгоден. Например, пенсионерам, приехавшим к детям. Возможно,  рабочая группа  именно это  имеет в виду, когда пишет о длительном проживании. Иначе им придется придумывать еще один правовой статус

  • «В свою очередь для лиц, стремящихся приобрести гражданство Российской Федерации, необходимость оформлять разрешение на временное проживание перед получением вида на жительство выступает лишней бюрократической ступенью. Это влечет дополнительные финансовые и временные затраты, повторное обращение в государственные органы с фактически одинаковым комплектом документов».

Комментарий . Это полностью наш вывод . И его услышали, несмотря на то, что это давало доход государству. Победа!!!

  • «При этом для установления обязательного срока проживания на территории Российской Федерации перед возникновением права обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации вполне достаточно института постоянного проживания»

Вопрос . О каком сроке по ВНЖ до принятия документов на гражданство РФ идет в данном случае речь

 Раздел Гражданство РФ

  • «Порядок предусматривает выполнение претендентом набора определенных традиционных и доказавших свою важность условий: знание русского языка, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, обязательство соблюдать российское законодательство и др. Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации»

Вопросы:

-знание русского языка – кто будет  определять ?

-срок постоянного  проживания на территории РФ – какой имеется в виду

– обязательство соблюдать законодательство – что это?

– комиссии на уровне субьектов – какие, кто входит ,  в каких случаях ????

  • «Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др»

Вопросы.  Близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др – это что за формулировки ????

  • «Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество)»

Вопросы: «отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество)»- Это что???

  • «Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается»

Вопрос. К участникам Госпрограммы это тоже применяться не будет или она станет только оргнабором?

  • «Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения.»

Вопрос.  Что значит «неочевидные факты»?

  • « предусмотреть рассмотрение Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации материалов об отмене решений о приеме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИДом России»

Вопрос. Отмена решений осуществляется   в судебном порядке. О чем идет речь?

  • «перечня сведений, имеющих существенное значение для приема в гражданство Российской Федерации, в целях применения института отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации в связи с предоставлением лицом подложных документов или заведомо ложных сведений»

 Вопрос. А это что ? Институт отмены решений???

  • «положений, предусматривающих невозможность отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации в случае необоснованного применения уполномоченными органами той или иной нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и добросовестности заявителя».

Вопрос. А как быть с тем, по кому решение и не выносилось и отменять нечего. Необоснованно выданные паспорта.

  • «наделить Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации полномочиями рассматривать материалы и при необходимости направлять Президенту Российской Федерации проекты его решений в отношении:

лиц, которым восстанавливается пропущенный срок подачи заявлений;

лиц, которые не имеют доказательств наличия российского гражданства и находятся в связи с этим в сложных жизненных обстоятельствах гуманитарного характера (длительное фактическое проживание в Российской Федерации до изъятия паспорта, семейные отношения на территории Российской Федерации, утрата связи с иностранным государством и т. п.)»

           Вопрос. А не «захлебнется» ли комиссия в потоке обращений

 Раздел .Создание унифицированного миграционного режима для долгосрочного пребывания на территории Российской Федерации

  • «Режим долгосрочного пребывания – единый миграционный режим для долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) с любыми законными целями, включая работу и получение образования, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации»

Вопрос. Как он будет называться ????

  • «Разработку предложений по модернизации миграционных правил для иностранных граждан с визовым порядком въезда планируется осуществить с учетом опыта применения предлагаемого режима в отношении иностранных граждан из стран с безвизовым порядком въезда и по итогам внедрения механизмов контроля и создаваемых электронных сервисов, включая вводимую с 1 января 2021 г. единую электронную визу»

Вопрос. В чем же будет отличие визовых от безвизовых

  • « Для привлечения иностранных граждан юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе, в рамках которой через определенное время, необходимое для подбора органами службы занятости субъектов Российской Федерации работников из числа граждан Российской Федерации, могут нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина.»

Комментарий. Возврат к старой системе, которая в свое время себя  не оправдала. Кабала для работодателей. Сроки согласований по работникам- гражданам РФ. А работник нужен здесь и сейчас. При том квалифицированный, а не такой, кого пришлет служба занятости. Мечта для Департаментов / министерств труда – вернуть себе полномочия. Но на деле – совершенно нереальное в современных условиях требование.

  • Физические лица также могут зарегистрироваться в государственной информационной системе1 (Подходы к созданию информационной системы описаны в разделе V «Информатизация сферы управления миграцией» настоящих предложений.) для привлечения иностранных граждан (няни, сиделки, ремонтники и др.). Регистрация дает возможность доступа к официальному сервису проверки персональных данных и миграционного статуса иностранного гражданина.

Комментарий . Это хорошее предложение.

  • в) самозанятые иностранные граждане, для которых предлагается разработка отдельного налогового режима с учетом имеющегося опыта применения авансового платежа по налогу на доходы физических лиц при работе по патенту и налогу на профессиональный доход, а также определяются условия, при которых допускается работа самозанятых в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Комментарий . Хорошее предложение, но требует проработки

  • Поступающие в государственную информационную систему сведения о потребности в иностранной рабочей силе и трудящихся иностранных гражданах всех категорий используются государственными органами в сфере труда и занятости, а также в сфере экономического развития для формирования и анализа реальной статистической и аналитической информации о ситуации на рынке труда.

Комментарий. Возможно это для ВКС.  Много лет регионы над этим работают в отношении простых трудовых мигрантов. Но….. Потому что нужно готовить кадры из россиян и не уповать на иностранную рабочую силу.

 Раздел IV. Совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере

  • «Одновременно необходимо совершенствование направленных на предотвращение нарушения установленных правил и решение иных правоохранительных задач специальных механизмов и институтов обеспечения безопасности и правопорядка»

Вопрос. Какие институты обеспечения безопасности имеются в виду?

  • « реализация возможности выноса части миграционных процедур за пределы Российской Федерации, включая прохождение иностранными гражданами проверки на наличие оснований, препятствующих въезду в Российскую Федерацию, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний, биометрическую регистрацию (при условии создания на территориях иностранных государств соответствующей инфраструктуры)»

Комментарий.  Целесообразность, какие категории?   Какие  огромные  средства для этого понадобятся !!!!

  • « введение института «соглашения о лояльности». Речь идет о механизме, в рамках которого иностранные граждане для въезда на территорию Российской Федерации официально принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь объявление нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и утрату права на нахождение в Российской Федерации (соблюдение законодательства, неучастие в политической деятельности и в деятельности запрещенных в Российской Федерации организаций и др.)»

   Вопросы.  Что это вообще?  Сами подпишутся, чтобы их имели право выдворить? Рамка лояльности?

  • совершенствование института нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Необходима более четкая регламентация круга обстоятельств, при наличии которых нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации признается нежелательным, порядка их установления и последствий в зависимости от статуса иностранного гражданина. Возможные категории: осужденные и лица, имеющие судимость; страдающие опасными заболеваниями; представившие подложные документы и заведомо ложные сведения при получении миграционных статусов (о медицинском освидетельствовании, о своей личности, отсутствии судимости, наличии трудовых отношений и др.); нарушившие «соглашение о лояльности»; совершившие определенные правонарушения; скрывающие от налогообложения доходы, получаемые на территории Российской Федерации;

Комментарий. Необходима более четкая регламентация круга обстоятельств – этого мы требуем давно.  Но, ниже-  перечень, по которому еще больше оснований для выдворения , например сведения о своей личности, трудовым отношениям  и др.

  • «введение особого миграционного статуса «контролируемое пребывание», предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.)
  • введение особого миграционного статуса «контролируемое пребывание», предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.),

Комментарий. Пункт дважды продублирован в Поручениях, что , на мой взгляд, свидетельствует о скоропалительной подготовке документа.

 Раздел IV. Дополнительные меры по обеспечению проведения реформы

  • Одновременно с введением в действие нового миграционного законодательства важно предусмотреть положения, предоставляющие возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьезной опасности для Российской Федерации, не выезжая из Российской Федерации, оформить легальный статус без привлечения к ответственности.

 Комментарий. Как этот важный  пункт попал в этот раздел? – еще одно доказательство скоропалительности принятия данного документа.

  • Необходимо организовать широкую информационную кампанию с разъяснением параметров реформы, целевой аудиторией которой должны быть не только иностранные граждане, но и граждане Российской Федерации. Следует также провести разъяснительную работу по дипломатическим каналам с иностранными партнерами, прежде всего, государствами – членами Евразийского экономического союза.
  • Крайне важным является укрепление потенциала миграционных подразделений органов внутренних дел, федеральных органов исполнительной власти по труду и занятости, на которые будет возложена основная работа по реализации и администрированию новых правил. Данная работа должна идти по следующим основным направлениям:

а) укрепление управленческой вертикали «центральный аппарат МВД России – миграционные подразделения территориальных органов МВД России»;

  • б) оптимизация уровня материального обеспечения личного состава миграционных подразделений МВД России;
  • в) обучение личного состава миграционных подразделений требованиям нового законодательства и работе с техническими средствами, обеспечение постоянного методического сопровождения и особого контроля за применением новых правил;
  • г) увеличение, при необходимости, штатной численности подразделений федеральных органов исполнительной власти, за которыми будет закреплена реализация новых функций и полномочий;
  • д) усиление мер по защите персональных данных иностранных граждан.

Комментарий. Все пункты Дополнительных  мер  важны и наиболее четко прописаны.


Источник: МОД “Форум переселенческих организаций”

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *