Концепция ФЗ «О репатриации в Российскую Федерацию», В.П.Михайлов, 03.06.2004 г.

Проект

(разраб. В.П.Михайлов)

Концепция Федерального закона

«О репатриации в Российскую Федерацию»

Москва                                                                                       3 июня 2004 года

   Вступление. Обоснование необходимости принятия закона

Отношение России к соотечественникам в СНГ и Прибалтики приобретает особое значение в силу того, что это пространство является зоной ее интересов. Таким образом, не только соотечественники ближнего зарубежья нуждаются в России, но и Россия нуждается в них.

Преобразования, прошедшие в России за последние двенадцать лет, представляли собой тяжелый процесс. Одним из свидетельств этого   являются метаморфозы вокруг комплекса проблем, связанных с гражданством, соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами. По этим проблемам высказываются самые разные точки зрения, публичные политики продолжают ломать копья в дискуссиях, правоведы пытаются изобрести все новые и новые юридические нормы.

Причем за последние годы мы были свидетелями принципиальных изменений в базовых подходах к проблеме “нужны или нет России ее соотечественники, и если все-таки они нужны, то, что должно сделать российское государство для того, чтобы решить их проблемы”. Одной из таких проблем является добровольное переселение соотечественников в Россию, а ещё точнее – репатриация соотечественников в Россию.

Согласно выводам специалистов,  миграционная политика Российской Федерации на сегодняшний день  не решает ни краткосрочных, ни стратегических задач России, не способствует улучшению демографической или профессиональной структуры, как в целом, так   и  отдельных её регионов. В ближайшие годы перед страной маячит острая трудонедостаточность, восполнить которую можно только миграцией.

Набирает обороты маховик депопуляции. Ведь общая численность населения России за истекшие годы сократилась с 148,5 млн. человек в 1991 году до 145,0 млн. человек – в 2002 году. Прогноз Госкомстата России при таких условиях предполагает в ближайшие 10-15 лет сокращение населения еще на 10 млн.чел.

На этом фоне остро стоит проблема резкого снижения объемов легальной (регистрируемой) миграции. Если в предшествующие годы ежегодный миграционный приток (разница между количеством прибывших и выбывших мигрантов) частично компенсировал естественную убыль населения, то в последние годы идет постоянное сокращение населения России, а значит – трудового потенциала страны.

Всего за 1991-2002 годы общие объемы иммиграционного прироста населения России за счет стран СНГ и Балтии составил около 5 млн. человек. Однако, начиная с 1996 года, этот процесс пошел на спад и к началу 2004 года достиг минимума. В настоящее время миграционный прирост компенсирует естественное сокращение численности населения менее чем на 10%, в то время как в 1992-1995 гг. – почти на две трети.

Сохраняется высокий уровень незаконной миграции. В настоящее время, по различным оценкам экспертов, в Российской Федерации находится около 5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса, в том числе занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением действующего российского законодательства. Это в основном представители государств-участников СНГ и стран Балтии, а также КНР и Вьетнама.

Наиболее острой остается проблема незаконной миграции граждан КНР в районах Сибири и Дальнего Востока. Численность незаконных мигрантов из КНР, находящихся на территории Российской Федерации, по ряду оценок колеблется от 400 до 700 тыс. человек. Значительной части незаконных мигрантов из КНР уже удалось легализоваться.

Сложилась специфическая миграционная ситуация на южных рубежах Российской Федерации.

В настоящее время особенно значительную миграционную нагрузку испытывают Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. Это происходит на фоне постепенного уменьшения численности русского населения в республиках Северного Кавказа.

Ситуация на Дальнем Востоке так же характеризуется оттоком социально-активных мигрантов в трудоспособном возрасте.

Тревожной остается тенденция сокращения русского населения в приграничных районах (юга   Сибири – у границы с Казахстаном) – с одной стороны и рост численности казахов, а также других мигрантов из Центральной Азии (таджиков, туркмен, афганцев) в приграничных с Казахстаном субъектах Российской Федерации (Волгоградская, Оренбургская области) – с другой.

Массовый нерегулируемый приток населения привел к повышению уровня социально-экономической напряженности в Краснодарском крае. Компактное самопроизвольное расселение мигрантов обусловило интенсивный рост численности некоторых этнических групп. Армянское население в крае выросло на 38%. Армянская диаспора стала второй по численности (после русской) этнической группой. Численность курдов увеличилась на 85%, ассирийцев на 64%, грузин на 43%. Существенный прирост отмечается и по другим этническим группам. В результате этого в местах их проживания нарушается исторически сложившийся этнодемографический баланс.   В ряде районов некоренное население составляет чуть ли не большинство жителей.

Аналогичные проблемы имеются в районах расселения чеченцев и турок-месхитинцев не только в Краснодарском крае, но  и в Ростовской области, курдов – в Республике Адыгея, а также в некоторых районах Ставропольского края, Астраханской и Волгоградской областей. Большое количество незаконных трудовых  мигрантов отмечено в пределах Центрального федерального округа.

Эти диспропорции в распределении людских ресурсов не отвечают геополитическим интересам страны. И выдвигают перед государством задачу – необходимости регулируемого привлечения на территорию России добровольных  иммигрантов из числа российских соотечественников.    Однако, законодательство и правоприменительная практика в области правового и социального положения иммигрантов неудовлетворительны.

Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему принятия российского гражданства нашими соотечественниками.

Фактически не выполняются Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», так как все еще не решена проблема обустройства вынужденных переселенцев, численность которых в настоящее время составляет менее 0,5 млн. человек, из них более 145 тысяч имеют право на государственную поддержку в постоянном жилищном обустройстве. Государство отказывается брать на себя  обязательства по минимальному социальному обеспечению вынужденных мигрантов, практически уничтожив правовой статус вынужденных переселенцев.

Нужны законы, направленные на конкретные решения задач по возвращению российских соотечественников на историческую Родину. И одним из первоочередных законов который необходимо разработать и принять, на наш взгляд, является закон «О репатриации в Российскую Федерацию». Закон, способствующий регулированию иммиграции российских соотечественников в Россию, ускорению становления их гражданского статуса, облегчающий им адаптацию в условия жизни в России.

Понятие “репатриация” наиболее адекватно отражает существо идущего второе десятилетие возвращения соотечественников на свою историческую и культурную Родину.

Существует некоторое сомнение в целесообразности закона о репатриации при наличии:

-некоторого угасания миграционных процессов  с относительной стабилизацией в зонах этнополитических и региональных конфликтов, откуда в начале 1990-х годов прибывала основная часть иммигрантов;

-ужесточением российского законодательства, регламентирующего предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца, получения российского гражданства;           

-трудностями, с которыми сталкивались переселенцы в ходе социально-экономической адаптации в России;

-осознанием негативных последствий чрезмерного оттока эмигрантов для обеспечения социально-политической стабильности руководством новых независимых государств.

Некоторые из этих причин преходящие и со временем могут отпасть; другие, напротив, могут превратиться в постоянно действующие, в устойчивый фактор сдерживания миграции в Россию.

По инерционному варианту прогноза, в течение ближайших пяти лет в Россию будет привлечена четвертая часть миграционного потенциала стран СНГ и Прибалтики.

По мнению ряда учёных, миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах, составляет чуть более 3,1 миллиона человек, других российских этнических групп – около 0,4 миллиона, общий миграционный потенциал этих двух категорий населения – 3,5 миллиона человек. Основу миграционного потенциала стран СНГ и Прибалтики составляют российские соотечественники – в первую очередь русские и представители других российских этнических групп.

Основной миграционный потенциал российских этносов сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии и Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер. И если учесть проводимую политику государств на постсоветском пространстве прямым или косвенным образом направленную на дискриминацию российских соотечественников, то в ближайшие годы следует ожидать новый всплеск миграционных настроений и увеличение миграционного притока в Россию. Задача же российского правительства не допустить стихийности процесса. И встретить российских соотечественников новым миграционным законом,   более совершенным, чем предыдущие, каковым может стать закон «О репатриации в Российскую Федерацию».

В процессе создания закона  «О репатриации в Российскую Федерацию»

необходимо провести ряд сопутствующих мероприятий:

1.Провести разовый мониторинг «Миграционные настроения соотечественников в странах СНГ и Прибалтики, их отношение к проблеме репатриации».

  1. Разработать и провести «круглый стол» по проблеме репатриации «Роль и место репатриации в миграционном процессе».

3.Подготовить и провести международную научно-практическую конференцию «Международный опыт репатриации в решении проблем соотечественников» с участием представителей миграционных служб России, стран СНГ и Прибалтики, представителей Совета соотечественников и Совета переселенческих организаций.

4.Подготовить и провести в Государственной Думе слушания на тему «Репатриация, как одна из форм решения проблем демографического кризиса в России 2010-2016г.г.»

5.Провести нормативное определение перечня субъектов Российской Федерации, которые имеют потребность и у которых есть возможность для приема и обустройства репатриантов (первая группа), которым необходимы для этого дополнительные финансовые ресурсы (вторая группа), и третья группа – нуждающиеся в значительном притоке трудовых ресурсов, но не имеющих для этого финансово-экономических ресурсов, например районы Дальнего Востока и Крайнего Севера;

6.Проработать вопрос  о государственном стимулировании (в перспективе) развития рынка жилья и вакантных рабочих мест для привлечения репатриантов;

7.Провести эксперимент  по переселению репатриантов в одном или нескольких регионах России.

 

Раздел 1. Общие положения

1.1.Цели  и  задачи  проекта  закона «О репатриации в Российскую Федерацию».

Создание Закона явится национальным актом самоутверждения России. Он устанавливает принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты  прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Целью настоящего Закона является:

– создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению российских соотечественников, родившихся на территории нынешней России,   и их предков на свою историческую родину;

– содействие устойчивому социально-экономическому  развитию страны,  росту  благосостояния населения;

– улучшение демографической ситуации в России;

– сохранение национального (этнического) ядра России;

– противодействие ассимиляции соотечественников, в государствах постсоветского пространства, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств.

-укрепление безопасности страны и  защита геополитических интересов Российской Федерации;

 

 

1.2. Сфера применения Закона

Во многих государствах, в силу их мононациональности, право на репатриацию определяет национальный признак: для Польши – поляки, для Латвии – латыши, для Франции – французы и т.д.

Важной особенностью России является большое количество различных этнокультурных зон на территории, хотя по международным меркам Россия, где русские составляют более 80% населения, является мононациональным государством.  Русским.

Однако, по мнению ряда отечественных учёных и по Конституции, Россия – многонациональное государство и по этому национальный признак не может быть определяющим в   понятии «репатриант». Россия на это не имеет право. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести изменения и дополнение  в Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» в определение понятия «соотечественник», трактуемом в Законе   слишком широко. Требуется уточнение, которым могло бы быть « … кто нигде, кроме как в России, не имеет своего национально-государственного  образования». И этим мы определим круг лиц имеющих право на репатриацию. Хотя, в чисто правовом плане под это понятие не подпадают, например, евреи и русские (у первых два национально – территориальных образования, а у русских – ни одного).

Законом «О репатриации в Российскую Федерацию» российское государство признает свою обязанность по защите прав российских соотечественников, которые из-за высылки, вынужденной эмиграции или в результате развала СССР оказались за пределами России. Именно перед этими людьми и их потомками у Российского государства должны быть моральные обязательства. Именно о них историческая Родина должна позаботиться.

Принятие Закона о репатриации будет означать вхождение России, в этой  части, в международное миграционное правовое поле, что даёт возможность рассчитывать на моральную и материальную поддержку таких организаций, как УКВБ, МОМ, ЕКРЕ.

Замена явно ущербного, с точки зрения международного права, понятия «вынужденный переселенец» на корректное «репатриант», содержащегося во всех основополагающих документах УКВБ, после принятия закона, позволит ставить вопрос о финансовой поддержке со стороны УКВБ и других доноров по его реализации.

 

1.3. Термины и определения

Для формирования  настоящего Федерального закона необходимо дать определение понятиям, которые будут в нём использованы. Прежде всего, надо дать определение понятия репатриации как процесса добровольного, организованного возвращения российских соотечественников в Россию, оказавшихся за её пределами   в результате Гражданской и Великой Отечественной войн, распада СССР, а так же вынужденных эмигрантов,  с восстановлением в правах гражданина.

Вынужденные эмигранты – бывшие граждане России, Российской Федерации, вынужденно покинувшие пределы России, Российской Федерации,   в связи с преследованием властей по политическим мотивам.

 

Организованное переселение – переселение, планируемое и организуемое государственными органами власти, ведающими вопросами репатриации.

 Нужно дать определение и другим понятиям, которые будут использованы в   Федеральном законе, таким как члены семьи репатрианта. Где определить, кто является членом семь репатрианта и какими правами он  наделён. Например:

1) правом на въезд в Россию вместе с репатриантом обладают его супруга (супруг), родители и дети;

2) несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет разрешается репатриировать, если получено письменное согласие данного лица.

3) несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет имеют право самостоятельно репатриироваться, если получено на это письменное согласие  родителей (опекунов).

Так же необходимо дать определение понятию «удостоверение репатрианта», возможно как  документа, выдаваемого  Федеральной  миграционной службой Российской Федерации, подтверждающий предоставление лицу статуса репатрианта и дающий ему право на переезд в Российскую Федерацию и получение российского гражданства в упрощенном порядке, согласно российскому законодательству. Необходимость в определении других понятий выяснится в ходе создания закона.

1.4.Законодательство Российской Федерации в области  репатриации

Законодательство Российской Федерации в области репатриации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

За основу проекта целесообразно  взять международный опыт формирования подобных законов в Германии, Польше, Латвии, Казахстане, Франции и закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Внести изменения и дополнения в уже существующую нормативно – правовую базу. Для чего   подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в закон «О гражданстве России» в части определения понятия Репатриация и репатриант и о приоритетном праве репатриантов на получение гражданства  России     в регистрационном порядке,   в налоговое законодательство в части предоставления репатриантам льгот на провоз багажа, стройматериалов, техники и т.д. Подготовить предложения по внесению дополнений и поправок в   Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” и закон об иностранных гражданах.

Возможно, после принятия закона «О репатриации в РФ», необходимо аннулировать закон «О вынужденных переселенцах», в своё время сыгравший положительную роль, а сегодня не отвечающий нормам международного права. Предложение же заменить термин “репатриация” на “добровольной переселение” и этим сохранить закон «О вынужденных переселенцах» в очередной раз переводит Россию с общепринятого международно-правового поля на пресловутый “российский путь”, а практически – ставит соотечественников вне международной и национальной поддержки.

В рамках СНГ необходимо подписание Соглашений о репатриации, в котором предусматривалась бы двухсторонняя ответственность стран – подписантов за репатриацию, при которой страна пребывания репатрианта брала бы на себя обязательства не только не препятствовать репатриации ,но и брала бы на себя обязательства  по госцене приобрести нереализованное жилье репатрианта, оплатить ему стоимость земли находящейся в частной собственности, выплатить все долги по заработной плате , пенсиям и другим задолженностям. В  случае неуплаты, считать задолженность репатриантам государственным долгом страны пребывания перед  Россией.

Принять меры по гарантированию условий физической безопасности репатриантов, как в стране пребывания, так и в России на стадиях переезда и обустройства.

Кроме того,  необходима:

– разработка законодательства в области создания экономических рычагов поддержки репатриации (добровольного переселения) соотечественников;

– законодательное обеспечение экономических льгот  для отдельных групп регионов (например, инвестиционные проекты, трансферты и пр.) и для репатриантов (субсидии, льготное кредитование жилищного обустройства и создания малого бизнеса) в зависимости от регионов поселения;

 

1.5.Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов

Создание и реализация закона « О репатриации в Российскую Федерацию» должны основывается на следующих принципах:

-приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

-защита геополитических интересов Российской Федерации;

-обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

-соблюдение и защита прав репатриантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

-исполнение федерального закона   и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;

-обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и репатриантов;

-сочетание интересов личности и государства;

-дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий репатриантов;

-взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

-приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям репатриантов;

Закон Российской Федерации «О репатриации в Российскую Федерацию» будет способствовать противодействию политики ассимиляции российских соотечественников в государствах проживания, обеспечению роста  численности населения, трудовых ресурсов России, экономического и демографического развития регионов и населения, становлению демократического общества,  реализации интеллектуального и  трудового потенциала соотечественников и обеспечит соблюдение принципов безопасности Российской Федерации.

 

1.6.Формы репатриации

Потенциальные репатрианты по своему материальному положению не однородны. В большей части, это будут сельские жители, большинство из которых люди среднего и  ниже среднего достатка.

Так же не однородны и регионы России, которые  можно разделить  как по потребностям в рабочей силе,  так и по экономическим возможностям в оплате расходов репатриантам. По этому целесообразно репатриацию производить по различным формам, в зависимости от материальных возможностей регионов и репатриантов по оплате расходов на переезд и обустройство в России. Возможно, это будут три формы.

Форма «А» – возможность репатриации, в регионы, куда массовое переселение репатриантов считается нецелесообразным и, где репатрианты берут на себя обязательство по оплате своего проезда, проезда семьи, провоза багажа и приобретения жилья. Гражданам, репатриирующимся по форме «А», предоставляется право самостоятельного выбора места жительства в любом регионе России;

Форма «Б» – репатриация, в регионы нуждающиеся в репатриантахи имеющие возможность выделения репатриантам  льготного кредита на строительство дома или покупку квартиры, при которой администрация регионов, на паритетных началах (50х50) с репатриантами,  оплачивает   расходы на     проезд и провоз багажа репатрианта, а так же членов его семьи.

Гражданам, репатриирующимся по форме «Б», предоставляется право выбора места жительства в любом из регионов, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов по форме «Б»;

Форма «В» – репатриация, при которой проезд репатрианта и членов его семьи, а также провоз багажа и приобретение жилья полностью оплачивается правительством и администрацией региона, по заказу которого направляется репатриант.

Гражданам, репатриирующимся по форме «В», предоставляется право выбора места жительства в любом из трех регионов Российской Федерации, предлагаемых Центром репатриации для расселения репатриантов по форме «В»;

Такое деление обусловлено ещё и тем, что Россия нуждается в заселении обезлюдивших районов Сибири и Дальнего Востока, Приамурья и пограничных районов с Казахстаном. А сделать это можно только, при финансовой  поддержке государства.

Регионы расселения. Их перечень определяет Правительство РФ.

Требование пребывания репатриантов в определённом субъекте Российской Федерации, как обязательное условие для оказания государственной помощи, не может рассматриваться как нарушение прав гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России, поскольку регламентируется не свобода передвижения, а распределение целевых средств федерального бюджета на миграционную политику. Кроме того, такой порядок не сможет являться препятствием для самостоятельного обустройства репатриантов. Это подтверждает и Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года № 9 –П. На этих принципах построена миграционная политика большинства стран.

 

Раздел 2.  Производство по делам о репатриации и процедура присвоения статуса репатрианта

2.1. Лицо, которое может быть признано репатриантом

В этом разделе наибольшую сложность вызывает определение понятия «репатриант»: по кругу лиц оно должно было быть достаточно ёмким, но не слишком большим. Россия не настолько богата, чтобы обеспечивать жильем и другими социальными благами на равных правах с потомками этнических россиян лиц, ни предки которых, ни сами эти лица не имеют к России никакого отношения (не родились, не проживали и не считают Россию своей родиной). Предлагалось множество вариантов определения, среди которых были:

1.Репатриант – лицо русской либо иной коренной для России национальности или российского происхождения, если он сам или хотя бы один из его предков родился и проживал на территории Российской Федерации (Российской Империи).

Это определение основывается на принципе национального и, как мы уже говорили, для многонациональной России не приемлем.

В следующем определении делается попытка ограничить круг лиц соотечественники вынуждено оставшимися за пределами России по вине российской (советской) власти.

Репатрианты – соотечественники вынуждено оставшиеся за пределами России  после Гражданской, Великой Отечественной войн и распада СССР,  а так же соотечественники, чьи предки, либо они сами, были репрессированы и высланы за пределы России и  которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию –  страну своего гражданства или происхождения, с целью постоянного проживания.

Разумеется, данная формулировка не может быть признана исчерпывающей и требует адаптации к постсоветским реалиям. Скажем, необходимо предусмотреть разрешение коллизий, когда многие граждане СССР, теперешние соотечественники, будучи русскими, по языку и культуре, рождались и жили вне России на протяжении 2-3 и более поколений, вступали в межнациональные браки и т.п. Детальный перечень квалифицирующих признаков круга лиц, подпадающих под определение “репатриант”, будет создаваться в последующих спорах, но у многих уже сейчас вызывает сомнение правомерности выражение «… вынужденно оставшиеся за пределами России…». Они считают, что российские соотечественники оказались в других республиках СССР якобы добровольно. Этот тезис требует рассмотрения исторического, политического и правового контекстов, которые сопровождали данный процесс.

Даже поверхностный взгляд на причины, по которым за семь десятилетий советской власти произошло перемещение значительного количества населения внутренних регионов России в другие республики СССР (за исключением Белоруссии и Украины, где русское население традиционно проживало и селилось задолго до 1917 года), позволяет утверждать, что они, эти причины, как правило, носили характер принуждения.

Во второй половине 20-х гг. в порядке партнабора в республики Средней Азии были направлены десятки тысяч татар и башкир как носителей общего с тюркоязычными коренными народами языка. С конца 20-х и на протяжении 30-х гг. в эти же республики направлялись в принудительном порядке специалисты, рабочая сила и репрессированные представители так называемых “эксплуататорских” классов (кулачество, дворянство, духовенство), используемые на строительстве Турксиба, Каракумского канала, и десятков других “строек социализма”. Во время Великой Отечественной войны там же оказалась значительная часть эвакуированного населения русскоязычной Украины и Европейской части России. В конце 40-х – начале 50-х гг. население “русской” Средней Азии пополнили “безродные космополиты”, высланные или сосланные из научных и культурных центров России. 50-е годы ознаменовались освоением целинных земель в Казахстане, куда “по велению партии”, а точнее, под угрозой расстаться с партийным или комсомольским билетом и тем самым перечеркнуть служебную карьеру, направлялись агрономы и учителя, врачи и трактористы, инженеры и демобилизованные солдаты. Строительство авиазавода в Ташкенте Казахстанской Магнитки в Караганде, уранового и алюминиевого комбинатов, гигантских гидроэлектростанций в Таджикистане, развитие многочисленных производств сопровождались массовым направлением специалистов и выпускников ВУЗов из России.

Таким образом, появление за период советской истории в республиках Прибалтики и Закавказья, Средней Азии и Казахстана до 20 миллионов россиян имело характер как правового (репрессии, условное освобождение заключенных с направлением на “стройки социализма и коммунизма”), так и внеправового методов принуждения (партнаборы, распределение выпускников, направление специалистов).

И самое главное. Что, как не насилие над народом, было подписание Беловежских соглашений, приведших к разрушению Советского Союза и насильному отторжению от России десятков  миллионов соотечественников.

Закрепление данного концептуального положения позволит разрабатывать законопроект о репатриации по существу, не отвлекаясь на пропагандистские дискуссии.

 

2.2. Документы, предоставляемые для приобретения статуса репатрианта

О желании приобрести статус репатрианта лицо, и совершеннолетние члены его семь, пишут заявление и подписывают договор, оговаривающий условия переезда и обустройства в России в Центре репатриации или в  представительстве Федеральной миграционной службы   при консульском отделе Российского посольства страны проживания.

Для приобретения статуса репатрианта, заявитель предоставляет документ, удостоверяющий личность всех членов семьи (паспорт, свидетельство о рождении – для несовершеннолетних детей); документы, подтверждающие образование, трудовую деятельность и т.д.

Кроме того, необходим документ, подтверждающий:

а) факт рождения или проживания лица, претендующего на репатриацию, или хотя бы одного из его предков на территории СССР России, Российской Федерации;

б) либо наличие хотя бы у одного из предков лица, претендующего на репатриацию, гражданства СССР, Российской Федерации или подданства Российской Империи.

Согласно законам РФ и постановлениям Правительства, а так же международным соглашениям репатрианту необходим документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие у заявителя (а при переселении в Россию с членами семьи – у всех членов семьи) ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Форма заявления, договора и дополнительный перечень документов, предоставляемых для приобретения статуса репатрианта, а также перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяются Правительством Российской Федерации.

 

2.3. Порядок подачи ходатайства о статусе репатрианта и принятия российского гражданства

Проанализировав международный опыт таких стран, как Германия и Польша, по предоставлению гражданства репатрианту и членам его семьи, можно говорить о разных подходах в решении этой проблемы. Согласно законам Германии,  оформления гражданства репатриантов происходит параллельно с оформлением статуса репатрианта консульскими отделами посольств. Польский закон о репатриации гласит, что предоставление статуса репатрианта фактически является  принятием польского гражданства. При пересечении польской границы репатриант автоматически  становится гражданином Польши.

В зависимости от того, какому опыту мы отдадим предпочтение, таким и будет содержание и принципы этого подраздела.

Можно определить, что одновременно с заявлением о приобретении статуса репатрианта в  представительство Федеральной миграционной службы, в консульский отдел Посольства Российской подается ходатайство о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. И консульство производит оформление гражданства,  согласно закона РФ «О гражданстве». А можно внести дополнение в закон РФ «О гражданстве» о праве репатрианта на упрощённый порядок оформления гражданства на территории Российской Федерации при наличии «Удостоверения репатрианта».

Все документы и материалы подаются заявителем лично. Но можно оговорить условия, при которых заявитель заявление и необходимые документы может передать для рассмотрения через другое уполномоченное на то лицо.

Здесь же оговаривается порядок подачи ходатайства о статусе репатрианта и принятия российского гражданства для лиц, которые репатриируются из районов боевых действий.

 

2.4. Порядок принятия решения о признании лица репатриантом

Для координации работа по репатриации соотечественников, при Федеральной миграционной службе создаётся Центр репатриации, а при консульском отделе Посольств Российской Федерации – представительства Федеральной миграционной службы (подробнее в 7 разделе).

Представитель Федеральной миграционной службы при консульском отделе Посольства Российской Федерации собранные документы направляет в Центр репатриации.  Решение о предоставлении статуса репатрианта, принимает Центр репатриации в течение 3-х месяцев.  Уведомление о результатах рассмотрения ходатайства направляется заявителю по почте в пятидневный срок со дня принятия решения.

После признания лица репатриантом, представитель Федеральной миграционной службы (ФМС) при консульском отделе Посольства РФ   выдаёт ему и членам его семьи «Удостоверение репатрианта».   Сведения о признанных репатриантами членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, вносятся в удостоверение одного из родителей.

«Удостоверение репатрианта» является гарантией предоставления репатрианту и членам его семьи, получения российского гражданства в упрощённом порядке, при переезде в Россию.

Решение о признании лица репатриантом является основанием для предоставления ему гарантий и льгот, установленных настоящим Законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства репатрианта и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации и предоставления ему гражданства в упрощённом порядке.

«Удостоверение репатрианта» действительно на территории государства проживания в течение одного года со дня выдачи и на   территории Российской Федерации определённой Договором – в течение периода необходимого для полного обустройства.  Форма «Удостоверения репатрианта» определяются Правительством Российской Федерации.

 

2.5. Лицо, которое не может быть признано репатриантом

Не все, кто подал заявление с просьбой   признать его репатриантом, может быть признан таковым.

Не может быть признано репатриантом лицо:

– не подтвердившее документально своё право на статус репатрианта;

– лишенное российского гражданства, полученного    преступным путём;

– совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

– финансирующее, планирующее террористические (экстремистские) акты, либо совершающее такие акты или оказывающее содействие в их совершении, а равно иными действиями поддерживающее террористическую (экстремистскую) деятельность;

– представившее поддельные или подложные документы либо сообщившее о себе заведомо ложные сведения;

– осужденное приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и вступившим в законную  силу, либо совершившим преступление, рецидив которого признан опасным.

А так же тот, кто имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

 

Раздел 3.  Права и обязанности репатрианта

3.1 Права репатрианта

Репатрианта необходимо наделить определёнными правами, которые можно подразделить на общие и специальные.

К общим правам отнесено право   на получение гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке,  на беспрепятственное пользование всеми правами граждан Российской Федерации (свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на медицинское, лекарственное, пенсионное и иное социальное обеспечение, на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение образования и др.), в том числе и исключительными (правом состоять на государственной и муниципальной службе, избирательными правами и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Репатрианты, в соответствии с установленным порядком, вправе проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади. И вправе требовать, чтобы полномочный орган  государственной власти, ведающий вопросами регистрации населения и гражданства, при первичном прибытии репатрианта с членами семьи на новое место жительства зарегистрировал их по месту жительства, а в дальнейшем, в соответствии с действующим законодательством, оформил гражданство семье репатрианта в упрощённом порядке.

К специальным правам относятся права репатриантов разных форм репатриации.

Гражданам, репатриируемым по форме «А», надо предоставить  право выбирать место жительства на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

Граждан, репатриируемых  по формам «Б» и «В», наделить правом на компенсация   государством провоза имущества, ввоз которого не запрещен или не ограничен и компенсацию за оплату проезда репатрианта и членов его семьи к месту поселения на территории Российской Федерации соответственно в размере 50 % (по форме «Б») и 100 % (по форме «В»).

На целевое содействие государства в жилищном обустройстве, что включает в себя: предоставление жилища и земельных наделов за счет государства (полностью или частично), жилищное кредитование (в том числе ипотечное), льготный порядок налогообложения жилищно-строительных кооперативов, занимающихся строительством жилья для репатриантов, предоставление краткосрочных займов для ремонта старого (ветхого) жилья и другие льготы;

Право на выбор места жительства в регионах Российской Федерации, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов:

в)  репатриируемых по форме «Б» – в любом из этих регионов;

г) репатриируемых по форме «В» – в одном из трех регионов, предлагаемых Центром репатриации.

Для поощрения репатриантов можно было бы предложить отсрочку от воинской службы молодёжи призывного возраста до полного обустройства на месте репатриации.

Немалым стимулом могло бы стать право на бесплатный земельный надел.

 

3.2.Обязанности репатрианта

Так как права репатрианта приравнены к правам граждан России, то репатрианты обязаны: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Платить налоги и сборы, установленные законом. Нести воинскую службу в соответствии с федеральным законодательством. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В течение 10 дней с момента прибытия в Российскую Федерацию репатриант обязан обратиться в подразделение полномочного органа государственной власти, ведающего вопросами выдачи паспортов и регистрации населения, с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и оформлении регистрации по месту жительства.

Репатриант не вправе совершать сделки с имуществом, предоставленным ему за счет целевого государственного содействия, до полного расчета с государством.

 

3.3. Социальные гарантии репатрианту – пенсионеру

В связи с тем, что среди репатриантов будет значительная часть соотечественников предпенсионного и пенсионного возраста, то закон отдельной статьёй должен гарантировать репатрианту   право на назначение и получение пенсии в связи с международными правовыми актами, заключёнными  Россией   и  Законом «О пенсиях в Российской Федерации».

3.4.Утрата и лишение статуса репатрианта.

Решение о предоставлении статуса репатрианта   может быть аннулировано Федеральной миграционной службой МВД России через суд.

На основе решения суда, начальник ФМС может дать распоряжение, в котором предписывается выехать из России репатрианту и членам его семьи, въехавшим  вместе с ним, если:

а) репатриант в течение 5лет был осужден в России или за границей за  умышленное преступление с лишением свободы;

б) документы, на основании которых присвоен статус репатрианта, оказались фальшивыми;

в) решение о предоставлении ему статуса было принято в результате преступления;

Уведомление о лишении лица статуса репатрианта с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения. Лишение статуса репатрианта может быть обжаловано репатриантом в судебном порядке.

Лицо также утрачивает статус репатрианта при отказе от гражданства Российской Федерации, при выезде на постоянное проживание за пределами  Российской Федерации, а также при условии, если репатриант, в течение одного года после получения статуса, не переехал в Россию.

Необходимо определить перечень мер  в случае утраты лицом статуса репатрианта или в случае лишения лица этого статуса. Среди них могли бы быть:

– признание «Удостоверения репатрианта» недействительным и изъятие его соответствующим органом миграционной службы;

-обязанностью данного лица освободить жилое помещение, предоставленное ему за счет целевого государственного содействия.

Утрата статуса репатрианта и лишении лица статуса репатрианта в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов должно являться основанием для истребования в судебном порядке средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица и членов его семьи, прибывших совместно с ним.

 

   

Раздел 4. Формы и порядок оказания материальной помощи репатриантам

Данный закон является, к сожалению, затратным. На его реализацию потребуется огромные средства. Но как показал опыт государств, проводивших эту акцию, затраты с лихвой окупаются. Если ещё учесть ожидаемую в России демографическую катастрофу, а репатриацию рассматривать, как одну из возможностей предотвращения её, или хотя бы смягчения последствий, то целесообразность проведения репатриации соотечественников в Россию станет очевидной.

4.1  Источниками финансирования расходов на проезд, размещение и обустройство репатриантов являются, как правило, бюджетные средства государства. В нашем случае – средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию миграционных программ.

Кроме того – средства   Фонда репатриации, специально создаваемого Правительством. А так же средства, полученные от функционирования свободных экономических зон.

Дополнительными источниками финансирования могут быть целевые ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации, добровольные пожертвования от физических и юридических лиц, а также средства, получаемые от иностранных государств, международных и межправительственных организаций.

4.2.Право на материальную по­мощь

Право на материальную помощь имеют репат­рианты, которые прибыли с мест боевых действий, спасаясь от террора, репатрианты группы «В» и прибывшие вместе с ними в Россию члены семьи.

Репатрианты группы «Б» имеют право на частичное (не более 50%) покрытие расходов, связанных с переездом.

4.3.Виды и размер материальной помощи

Репатрианту, который в соответствии  с настоящим законом имеет право на по­лучение материальной помощи, Фонд репатри­ации выплачивает:

-пособие на покрытие дорожных расходов, которые связаны с переездом на постоянное жи­тельство в Россию;

– подъёмные и на текущее содержание на каждого члена семьи;

-на компенсацию расходов  в связи с началом учёбы несовершеннолетнего члена семьи на территории России.

– пособие, ес­ли репатриант обратился в государственную службу занятости и не обеспечен работой;

-пособие в особых случаях (войны или стихийного бедствия) выплачивается в соответствии с правилами принятыми Правительством России.

Размер материальной помощи определяется создаваемым законом и постановлениями правительства. Необходимо предоставить право регионам на дополнительные преференции репатриантам.

Форма предоставления отчета об использовании предоставленной целевой дотации и порядок возврата неиспользованной или использованной не по назначению дотации или её части, устанавливается Правительством России.

 

4.4. Выплата компенсации репатриантам за освобождаемое жилье и оставляемое имущество.

Подобная статья уже была в законе «О вынужденных переселенцах, так и не заработала так – как у руководителей Росси не хватило политической воли настоять на подписание соответствующих договоров со странами СНГ и Прибалтики. А международный опыт имеется. Когда Франция признала суверенитет Алжира, то между ними был подписан договор о компенсации репатриантам за оставляемое жилье и имущество. А почему бы это, не сделать России? Это могло бы быть компенсацией расходов на приём и обустройство репатриантов, осуществляемое в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Репатриантам, освобождающим ранее занимаемое жилье и оставляющим имущество, государством предыдущего проживания выплачивается денежная компенсация в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации. И тогда эти средства могли бы быть использованы на строительство жилья в России. А в случае невозможности выплаты государством предыдущего проживания репатрианта компенсации за освобождаемое им жилье и оставляемое имущество, соответствующая компенсация выплачивается репатрианту Российской Федерацией, и эта сумма переходит в государственный долг государства предыдущего проживания перед Российской Федерацией.

 

Раздел 5.  Налоговые льготы для репатриантов и предприятий, фондов и общественных организаций содействующих репатриа­ции

5.1.Неприменение таможенного налога и таможенных пошлин к репатрианту

Принадлежащее   репатрианту и членам его семьи имущество,  ввоз которого в Россию не запрещен или не ограничен, ввозится  через государственную границу РФ  без обложения таможенным налогом и таможенными пошлинами.

 

5.2.Освобождение пред­приятий, фондов и общественных организаций от уп­латы подоходного налога с предприятий

Предприятие, содействующее Фонду репатриации, освобож­дается от уплаты подоходного налога с предпри­ятия в установленном Законом «О подоходном налоге с предприятий»(?) в случае, если оно пере­числяет упомянутому фонду суммы, превышающие расчётные суммы по­доходного налога с предприятий.

 

5.3.Возврат средств местным администрациям

Местной администрации, которая оказала помощь репатрианту в виде покрытия расходов, связанных с ремонтом жилого помещения в месте поселения на территории России, соответствующее районное отделение миграционной службы,   после получения заявления и сметы расходов от главы местной администрации, осуществляет возврат расходов на оказанную помощь в размере и в порядке определённых Правительством России.

 

Раздел 6. Профессиональная активизация репатриантов

6.1.Обеспечение трудовой занятости репатриантов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

-содействуют реализации прав репатрианта на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалифика­ции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– регистрируют репатрианта (группа «Б» и «В») в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной мест­ности на территории Российской Федерации.

-оказывают репатрианту, по его просьбе, содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– предоставляют репатриантам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

 

6.2.Право на переквалификацию

Если репатриант не имеет какой-либо квалификации или имеет квалификацию, на которую нет предложений на местном рынке труда, то местная миграционная служба обязана организовать его переподготовку с целью повышения или изменения его квалификации.

 

6.3.Покрытие части расходов на переквалификацию

С целью обеспечения репатрианту источника содержания и с целью его профессиональной активизации, глава местной администрации может покрыть часть расходов работодателя на:

– зарплату, вознаграждения и страховые взносы на время обучения;

– оборудование рабочего места;

– профессиональное обучение репатрианта.

Формы профессиональной активизации, указанные выше, реализуются на основании договора заключенного между Администрацией района (отделением миграционной службы, сельской администрацией) и работодателем. Формы профессиональной активизации могут быть реализованы в период не более чем 2-х лет со дня получения репатриантом российского гражданства, причём минимум одна из форм должна быть реализована в первый год со дня получения российского гражданства.

 

6.4.Виды финансирования

Формы профессиональной активизации финансируются в виде целевой дотации из выделенных для этого средств в бюджетах регионов или из Фонда репатриации.

 

Раздел 7. Функции   государственных структур   

7.1.Полномочия Правительства Российской Федерации в вопросах репатриации

Правительство Российской Федерации :

  • координирует деятельность органов государственной власти в области репатриации;
  • определяет перечень регионов, рекомендуемых для расселения репатриантов;
  • разрабатывает и реализует целевые программы обустройства, социальной поддержки и экономического стимулирования, трудоустройства и социально-культурной адаптации репатриантов в этих регионах;
  • заключает межгосударственные договоры по вопросам репатриации и разрабатывает проекты данных договоров;
  • разрабатывает проекты законов и другие нормативные акты, связанные с репат­риацией;
  • образует Фонд репатриации;
  • принимает решения об использовании средств Фонда репатриации.

 

7.2.Образование Центра репатри­ации и его функции

Для практического осуществления репат­риации в составе   Федеральной миграционной службы  Министерства внутрен­них дел (далее ФМС МВД) создается Центр репат­риации. Центр репатриации работает в соответс­твии с утвержденным министром внутренних дел положением. Центр репатриации финансируется из го­сударственного бюджета.

Центр репатриации выполняет следую­щие функции:

-формирует базу данных репатриантов;

-осуществляет учет потребностей регионов в трудовых вакансиях и учет источников финансирования переселения и обустройства репатриантов;

-обеспечивает репатриантов, непосредственно и через своего представителя в Консульских отделах Посольств России, информацией о необходимых документах и порядке их предо­ставления, о возможностях освоить подходящую профессию, получить образование и совершенс­твовать владение русским языком, получить медицинское обслуживание, решить жилищный вопрос, найти подходящую работу, о праве на пенсии и пособия и о других вопросах;

-принимает документы на репатриацию, непосредственно и через своего представителя в Консульских отделах Посольств России, принимает решение о выдаче разрешения на въезд в Россию и предоставление статуса репат­рианта, выдает документы, удостоверяющие статус репатрианта;

-разрабатывает предложения по ежегодным квотам на оказание материальной помощи репатриантам;

-исполняет решения Правительства Российской Федерации о направлениях использования средств   Фонда репатриации и ежегодно отчитывается об их использовании;

-из перечня регионов, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов, определяет три региона для поселения граждан, репатриирующихся по форме «В»;

-проводит мероприятия, связанные с интеграцией репат­риантов  в российское общество;

-принимает документы на репатриацию от лиц, репатриирующихся из районов боевых действий, либо из государств, в которых дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации не созданы либо не функционируют в силу исключительных обстоятельств, выносит по ним решение и в случае предоставления статуса выдает «Удостоверение репатрианта»;

-обращается в суд по вопросу лишения статуса репатрианта в связи с сообщением им заведомо ложных сведений или в связи с предъявлением фальшивых документов, послуживших основанием для предоставления статуса репатрианта, а после вынесения решения суда осуществляет его исполнение;

-изымает «Удостоверение репатрианта» в случае лишения лица статуса репатрианта;

-истребует средства, затраченные государством на проезд, провоз имущества, содержание и обустройство репатрианта и членов его семьи, прибывших совместно с ним, в случае лишения лица статуса репатрианта.

 

7.3.Национальный Фонд репатриации

Национальный фонд репатриации является некоммерческим финансово-кредитным учреждением, аккумулирующим денежные средства, предназначенные для финансирования мероприятий по осуществлению государственной политики в области репатриации и реализации настоящего Федерального закона.

Положение о Национальном фонде репатриации утвер­ждается Правительством Российской Федерации.

Средства Национального фонда репатриации формируются за счет средств государственного бюджета, пожертвований юридических и физичес­ких лиц, пожертвований других государств и меж­дународных организаций.

Держателем средств Фонда репатриации является Центр репатриации.

Средства Фонда репатриации используются в соответствии с по­ложением, определяемым   настоящим законом.

 

7.4  Полномочия региональных органов исполнительной власти в отношении репатриантов и лиц ходатайствующих о репатриации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные органы власти в пределах своих полномочий:

–  обеспечивают беспрепятственную реализацию репатриантами   всех прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и её субъектов: свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на медицинское, лекарственное, пенсионное и иное социальное обеспечение, на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение образования и др., в том числе и исключительными:  правом состоять на государственной и муниципальной службе, избирательными правами;

-предоставляют репатрианту полный перечень населенных пун­ктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

-включают репатрианта (форма «В») в соответствии с жилищным законода­тельством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности;

-оказывают репатрианту (форма «Б») помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение стро­ительных материалов;

– предоставляют репатрианту, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, беспроцентные субсидии на строительство (приобре­тение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-содействуют репатриантам в организации компактных посе­лений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

-предоставляют репатрианту в случае его трудоустройства в сельской местности льготы, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для лиц, переселяющихся в сельскую местность;

-предоставляют в первоочередном порядке, одинокому репатрианту (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;

-оказывают содействие в устройстве детей репатрианта в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального  профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета;

-рассматривают обращения в письменной форме репатрианта и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в сроки, которые  определяются законодательством Российской Федерации.

 

7.5.Обязанности местных органов власти в решении вопросов репатриации

Местные органы власти обеспечивают репатри­антов жилой площадью в соответствии с уста­новленными Правительством России ежегодны­ми квотами и оказывает репатриантам помощь в решении квартирного вопроса:

– сдавая в аренду государственные квартиры и квартиры са­моуправления;

– предоставляя в пользование землю для стро­ительства  домов;

-продавая квартиры в нововозведенных или капитально отремонтированных государственных домах, при этом предусмотрев кредитование покупателя.

Местные органы власти представляют Центру ре­патриации информацию о возможности о6еспечения репатриантов жилой площадью из местного жилого фонда,   разрабатывают пред­ложения по обеспечению репатриантов жильем, трудовой занятостью, предоставлением социальных услуг.   

 

7.6.Компетенция территориальных органов миграционной службы

В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации территориальные органы миграционной службы:

– проводят изучение потребности региона в репатриантах   и планирование их количества, по профессиям и месту расселения;

– организуют работу по встрече и размещению репатриантов;

-предоставляют семье репатрианта по форме «Б» долговременную беспро­центную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья. Размеры ссуды определяются Правительством Российской Федерации;

-участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания репатриантов по форме «В». Строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета по ежегодным квотам   обеспечения репатриантов  жилой площадью, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения репатриантов формы «Б»;

– организует работу по адаптации репатриантов в местных  условиях;

-проводит разъяснительную работу среди местного населения о необходимости и целях привлечения репатриантов в регион.

 

7.7.Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти с общественными объединениями по оказанию помощи репатриантам.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами репатриантов, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости репатриантов.

Поддержка может осуществляться в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты), заключения любых видов договоров, социального заказа на выполнение различных государственных программ на конкурсной основе.

Общественные объединения, оказывающие помощь репатриантам, с их согласия, могут привлекаться к разработке предложений по основным направлениям государственной политики в области репатриации, а также к разработке проектов правовых актов по обустройству и занятости репатриантов.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти по согласованию с общественными объединениями.

Контроль за деятельностью общественных объединений, оказывающих помощь репатриантам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 8. Учёт, регистрация и обработка данных

8.1.Учёт мест поселения

С целью создания для кандидатов в репатрианты, возможности поиска соответствующих условий поселения на территории России организуется учёт рабочих мест, компактных поселений, жилых помещений и источников финансирования переселения репатриантов.

Учёт охватывает банк данных составленных на основе информации и заявок региональных миграционных служб отражающих потребности регионов в репатриантах, а так же задач по реализации государственных программ в области  миграции и демографии.

Учёт осуществляет ФМС Министерства внутренних дел совместно с отделами Минтруда и Минэконом развития.

 

8.2.Учёт  лиц ходатайствующих о статусе репатрианта

ФМС Министерства внутренних дел осуществляет учёт лиц, ходатайствующих о статусе репатрианта и членов их семей, которые не имеют в России жилплощади или источника содержания.

Учёт содержит следующие данные о лицах, ходатайствующих о статусе репатрианта и членах их семей, включенных в заявление  о предоставлении статуса репатрианта.

1) имя и фамилия,

2) место жительства за границей и место желаемого поселения в России,

3) национальность,

4) гражданство,

5) профессия, образование, квалификация,

6) ожидания, в смысле обеспечения условий поселения,

7) преследования по политическим и национальным мотивам,

8) состояние здоровья.

 

8.3.Условия предоставления данных о местах репатриации

Данные о местах репатриации предоставляются через представителя ФМС при Консульстве посольства  России лицам в порядке очерёдности   заявлений на статус репатрианта.

Вышеуказанные данные должны предоставляться в первую очередь лицам депортированным и преследуемым по национальным или политическим мотивам, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, возраст и плохое состояние здоровья которых дают основание на осуществление быстрой репатриации в Россию.

Представитель ФМС при Консульстве ведёт регистрацию поданных заявлений и решений, принятых по делам   о выдаче «Удостоверения репатрианта»

 

8.4.Централизованная регистрация

ФМС Министерства внутренних дел ведёт централизованную регистрацию заявлений, решений и постановлений по делам  о предоставлении статуса репатрианта и  об оказании помощи репатриантам из государственного бюджета.

 

8.5.Средства доставки данных

Данные, содержащиеся в регистрах и учёте, могут обрабатываться и предоставляться посредством телеинформационных устройств.

 

8.6.Международное сотрудничество по проблемам репатриантов

Российская Федерация заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам репатриантов, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств по защите их законных интересов, социальных и экономических прав.

Международные договоры по проблемам репатриантов приоритетны над настоящим Законом.

 

8.7.Ответственность за нарушение настоящего закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, должны нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Послесловие

У  некоторых наших оппонентов вызывает недоверие слово «репатриация», как что-то унижающее достоинство соотечественников и не соответствующее их положению. А вот в цивилизованных странах не только не боятся этого слова, но делают всё, чтобы гражданам этих государств было бы легче переносить тяготы развала империи. И нам бы хотелось слегка коснуться законов о репатриации за рубежом.

Если говорить о новом зарубежье, то закон о репатриации   давно принят и работает в Казахстане, который наиболее активно и последовательно проявляет заинтересованность в возвращении казахов на свою этническую родину. По данным демографа М.Татимова, являющегося идеологом репатриации казахов в Казахстан, за пределами республики  в 1991 году проживало свыше 3-х миллионов казахов. Ещё в годы советской власти, задолго до того как был принят   закон о суверенитете, шло организованное переселение (репатриация) казахов из Монголии. Только за 1991-1992 годы было переселено более 7тысяч семей. Оралманы (так называют репатриантов) по прибытии бесплатно получали жильё, предметы первой необходимости, скот. Им выдавались денежные пособия и долговременные денежные кредиты. Параллельно формировалась законодательная база репатриации. В 1992 году был принят закон «Об иммиграции». Репатриация этнических казахов является одним из приоритетов государственной политики Казахстана.

Обычно репатриацию определяют, как возвращение на родину военнопленных или насильно угнанных на работы с оккупированных территорий. Однако есть и другие примеры, когда репатриантами называли переселенцев из колоний Англии, Франции, Португалии, Италии. А с развалом СССР, в таких странах как Латвия, Польша, Греция и Германия законы о репатриации были созданы специально для возвращения на  этническую родину латышей и поляков, греков и немцев,  проживавших на территории СССР. Некоторые наши оппоненты считают, что раз основой закона о репатриации составляющей является этнический элемент, то он противоречит Конституции России. Как не удивительно, но этот факт ни как не смутил англичан, французов, итальянцев – они создали свои законы о репатриации по гражданской составляющей. А кто или что мешает это сделать нам!?

Если Россия заинтересована в притоке репатриантов, то такой стратегический документ, как Концепция, должен давать ясные и недвусмысленные ответы хотя бы на следующие вопросы:

– на какие масштабы репатриации необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

– должно ли государство регулировать распределение репатриантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать;

– станет ли Россия принимать всех репатриантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора;

– какие механизмы будут задействованы для интеграции репатриантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации.

Надеемся, что на большинство этих вопросов нам удалось ответить предлагаемым проектом Концепции закона «О репатриации в Российскую Федерацию»

 

 

 

Содержание проекта Концепции Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию» :

 Обоснование необходимости принятия закона                                  стр.1-5

Раздел 1. Общие положения                                                                    стр.5-10

  • Цели и  задачи  проекта  закона «О репатриации в Российскую Федерацию».
  • Сфера действия закона

1.3.Термины и определения

1.4.Законодательство Российской Федерации в области  репатриации

1.5.Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов

1.6.Формы репатриации

Раздел 2.  Производство по делам о репатриации и процедура присвоения статуса репатрианта                                                         стр.10-15

2.1. Лицо, которое может быть признано репатриантом

2.2.Документы, предоставляемые для приобретения статуса репатрианта

2.3. Порядок подачи ходатайства о статусе репатрианта

2.4. Порядок принятия решения о признании лица репатриантом

2.5. Лицо, которое не может быть признано репатриантом

 

Раздел 3.  Права и обязанности репатрианта                             стр.15-18

3.1. Права репатрианта

3.2.Обязанности репатрианта

3.3. Социальные гарантии репатрианту – пенсионеру

3.4.Утрата и лишение статуса репатрианта.

 

    Раздел 4. Формы и порядок оказания материальной помощи репатриантам                                                                                           стр.18-19

4.1.Источники финансирования расходов на прием и обустройство репатриантов

4.2.Право на материальную по­мощь

4.3.Виды и размер материальной помощи

4.4.Выплата компенсации репатриантам за освобождаемое жилье и оставляемое имущество

  

 Раздел 5.  Налоговые льготы для репатриантов и предприятий, фондов и общественных организаций содействующих репатриа­ции              стр.19

5.1.Неприменение таможенного налога и таможенных пошлин к репатрианту

5.2.Освобождение пред­приятий, фондов и общественных организаций от уп­латы подоходного налога с предприятий

5.3.Возврат средств местным администрациям

 

    Раздел 6. Профессиональная активизация репатриантов        стр.20-21

6.1.Обеспечение трудовой занятости репатриантов.

6.2.Право на переквалификацию

6.3.Покрытие части расходов на переквалификацию

6.4.Виды финансирования

 

Раздел 7. Функции   государственных структур                              стр.21-25     

7.1.Полномочия Правительства Российской Федерации в вопросах репатриации

7.2.Образование Центра репатри­ации и его функции

7.3.Национальный Фонд репатриации

7.4  Полномочия региональных органов исполнительной власти в отношении репатриантов и лиц ходатайствующих о репатриации

7.5.Обязанности местных органов власти в решении вопросов репатриации

7.6.Компетенция территориальных органов миграционной службы

7.7.Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти с общественными объединениями по оказанию помощи репатриантам

 

    Раздел 8. Учёт, регистрация и обработка данных                        стр.26-27

8.1.Учёт мест поселения

8.2.Учёт  лиц ходатайствующих о статусе репатрианта

8.3.Условия предоставления данных о местах репатриации

8.4.Централизованная регистрация

8.5.Средства доставки данных

8.6.Международное сотрудничество по проблемам репатриантов

8.7.Ответственность за нарушение настоящего закона

 

Послесловие                                                                                             стр.27-28

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *