Куда пойти, если лишился работы

Ольга Голышенкова (зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности)


Новые экономические условия: западные санкции, разрушение устоявшихся логистических цепочек, уход с рынка западных компаний – конечно, не могут не повлиять на структуру занятости в России.
На недавнем выступлении в Казани известный специалист по социальной географии профессор Наталья Зубаревич спрогнозировала рост зарегистрированной безработицы на семь-восемь процентов. Для сравнения: в конце “лихих 90-х” Россия жила с уровнем безработицы в 11 процентов.
При малейшем кризисе первым начинает схлопываться сектор услуг – это то, на чем людям проще всего экономить. Пресловутое “девочки, записываемся на реснички и ноготочки” перестанет быть таким массовым, как в благополучные времена.

Но проблемы с притоком клиентов возникнут не только у самозанятых. Перераспределение занятости может ожидать и рынок транспортных услуг: с авиасообщением возникли известные проблемы, но люди-то продолжают перемещаться. С началом курортного сезона активизируются автобусные междугородные перевозки – а значит, вырастет спрос на водителей категории Д.

Это реальная возможность заработать летом – например, для дальнобойщиков, спрос на услуги которых может сократиться. Переобучение на категорию пассажирских перевозок занимает в среднем два месяца. Есть смысл заранее диверсифицировать свои компетенции.

Будет снижаться доля занятых в гостиничном бизнесе, торговле, общепите, авторемонте. На конец апреля наиболее высокий рост безработицы (если исходить из числа занятых в этих отраслях) прогнозировался в Воронежской, Ивановской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской и Калининградской областях. Но летом традиционно открывается довольно много возможностей для сезонной занятости.

Те, кто остался не у дел, могут быть востребованы в сельском хозяйстве. Спрос на сборщиков и фасовщиков урожая, рабочих по уходу за растениями, на трактористов сейчас высок. Искать такую работу лучше напрямую в колхозах, аграрных комбинатах, крупных фермерских хозяйствах. Однако следует понимать, что сельский труд физически очень тяжелый – выдержит не каждый.

В обрабатывающей промышленности, металлургии и автопроме многие работодатели перевели персонал на частичную занятость. Так, на ряде градообразующих автомобильных предприятий в норму вошла четырехдневка. Оплата производится соразмерно отработанному времени. Безусловно, это ведет к снижению доходов сотрудников, тем не менее они получают зарплату, заняты делом и не попадают в разряд безработных, что тяжело не только материально, но и психологически.

В пятый рабочий день сотрудникам предлагают принять участие в общественных работах. Это может быть уборка территории, благоустройство общественных пространств, ремонт в бюджетных учреждениях. Значительная часть людей относится к таким предложениям с пониманием. Введение сокращенной рабочей недели или сокращенного рабочего дня – инструмент, который доказал свою эффективность в предыдущие кризисы.

Летом традиционно открывается много возможностей для сезонной занятости

Иное решение нашли в ряде зарубежных IT-компаний, имевших филиалы в РФ. Подразделения договариваются с российскими коллегами и практически целиком переводят сложившиеся коллективы на новую работу. В ряде случаев это происходит с незначительной потерей в зарплате и льготах, однако люди остаются в той отрасли, где хотят развиваться, и получают неплохой даже по столичным меркам доход. К слову, такая экономия на фонде оплаты труда – еще один способ сохранить команду в кризис.

Есть примеры, когда крупные компании и организации, имеющие в своем составе несколько предприятий, предлагают сотрудникам работу в других филиалах. И здесь мы сталкиваемся с проблемой внутренней трудовой миграции. За мобильность рабочей силы давно ратуют специалисты, но значительная часть россиян вариант с переездом даже не рассматривает. Людей можно понять: они привязаны к дому, привычной обстановке, для молодежи важны определенные атрибуты современного городского образа жизни. Но в непростые времена внутренняя трудовая миграция – отличный способ обеспечить себя и семью. Год назад мэры городов с высоким научно-технологическим потенциалом жаловались на форуме, что специалисты не хотят ехать к ним, несмотря на высокие зарплаты. Например, врачей некоторых специальностей калачом не заманишь в отдаленный наукоград. Что касается молодых специалистов, то только треть выпускников вузов, проходивших целевое обучение, доезжает до работодателя. Остальные предпочитают вернуть предприятию немалые деньги за обучение, но остаться в родительском доме или устроиться в мегаполисе, где хорошо развиты досуг и сервис. Вакансии на высокотехнологичных предприятиях в небольших городах есть и сегодня. И возможно, теперь молодые специалисты разглядят преимущества такого трудоустройства.

Если человек все-таки лишился работы, то в поисках вакансий или для переобучения имеет смысл обращаться в местные центры занятости населения. Там предлагают порой неожиданные возможности. Скажем, сейчас, как уже говорилось, вырастут объемы автобусных перевозок. Центр занятости Волгограда как раз предлагает переобучение по специальности “контролер пассажирского транспорта”. И таких примеров много. “Работа в России”, официальный портал Роструда, старается держать руку на пульсе рынка занятости, предлагать курсы по востребованным профессиям. Если соискатель определится с приоритетами и, возможно, на время чем-то поступится, то он обязательно найдет работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *