Мигранты замедленного действия

Поделиться!

Эксперты высказались по проблемам мигрантов в России

Напольский Герман

Ранее каждый из мигрантов, работая в РФ и отправляя деньги на родину, кормил пять – семь человек родственников и близких. Сейчас большая часть гастарбайтеров не может получить помощь из дома – в большинстве случаев отправленные ими ранее деньги не накапливались, а проедались. Люди, чей труд и денежные переводы ранее помогали держаться на плаву экономикам ряда стран СНГ, сейчас оказались никому не нужны. Как следствие, специалисты прогнозируют рост преступности в Российской Федерации.

Корень проблем

В настоящее время очень многие проблемы с мигрантами, в том числе с родом занятий их в период вынужденной остановки производства из-за коронавирусных ограничений, связаны со слабой проработкой вопросов предвыездной подготовки. Такое мнение высказал член комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при Главном управлении по вопросам миграции МВД России Николай Курдюмов в ходе онлайн-конференции об актуальной ситуации с трудовыми мигрантами в России.

Одной из основных проблем является то, что трудовой мигрант помолодел: если те мигранты, которые приезжали 10–15 лет назад, помнили жизнь в СССР и на этом основании достаточно легко адаптировались, нынешняя молодежь в большинстве своем не готова к адаптации. И приезжая к работодателю, от 30 до 50 процентов покидают рабочее место в первые месяцы. Предприниматель в результате трижды подумает, прежде чем вновь пригласить на работу мигранта.

И в настоящее время, считает Николай Курдюмов, имеется острая необходимость предварительного организованного набора трудовых ресурсов уже в странах исхода. Данная идея фигурирует достаточно давно, но до настоящего момента ее реализовать не удалось. Для успеха же ее реализации, считает эксперт, необходимо резко повысить квалификацию специалистов по трудовой миграции, так как законодательство регулярно меняется.

Отдельная работа нужна с молодыми мигрантами. В ее рамках необходимо подготовить электронные сервисы так, чтобы они были интересны именно молодежи: «Нужно, чтобы мигранты понимали, кто конкретно востребован, с какой зарплатой. На площадке ЕАЭС на создание цифровых сервисов выделяются средства, и это также может помочь. Главное, чтобы эта работа была не оторванной от экспертов».

Коронакризис особенно обнажил проблему риска доступа на российскую территорию нежелательных элементов под эгидой якобы трудовой миграции.

«Мы должны знать, кто приезжает к нам – не с точки зрения наказывать, а владеть максимальной информацией. Инструменты должны быть удобными, но необходимо дать возможность менять цель въезда, находясь внутри России. К примеру, въехал на обучение, а потом решил работать, и в таком случае надо, чтобы попадал в блоки информации о трудовых мигрантах. Контроль за пребыванием иностранцев нужен, но он не должен мешать разумной жизни», – продолжил Курдюмов. То есть, иными словами, трудовую миграцию нужно сделать управляемой и эффективной.

Социальные вопросы

В свою очередь руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Виктория Леденева отметила, что ситуация с мигрантами в ходе пандемии коронавируса «выявила очень серьезные социальные проблемы». В частности, государства исхода не особо спешат помогать мигрантам.

«Многие просто ограничились вывозными рейсами. Хотя другие посольства организовывали горячую линию, и мигранты получали помощь благодаря этому», – добавила Виктория Леденева.

Эта ситуация привела к тому, что на апрель 2020 года безработными в России оказались более 4,5 миллиона человек, что несет в себе дополнительные риски, прежде всего социального плана. В частности, прогнозируется, что когда откроют границы, российские граждане будут вынуждены соглашаться на более низкооплачиваемую работу.

Не спадает, по мнению госпожи Леденевой, необходимость медицинского освидетельствования мигрантов в странах исхода: «Уже там надо выявлять болезни, с которыми мигранты не получат документы на осуществление трудовой деятельности. И конечно, нужно к списку болезней и коронавирус добавить». Кроме того, очень важно включение общественных организаций к процессу работы с потенциальными мигрантами.

«В Европе около 70 процентов всей деятельности с мигрантами обеспечивают общественные организации, пусть и подконтрольные муниципальным и региональным органам власти. И у нас субсидии и гранты вполне можно было бы выделять общественным организациям с высоким социальным рейтингом», – уточнила Виктория Леденева.

Убрать левых посредников

Руководитель рабочей группы по миграции Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Валерий Шинкаренко отметил, что разворачивающийся мировой коронакризис и еще не завершившаяся борьба с пандемией обнажили все язвы, среди которых в первую очередь – господство нелегальных посредников. С целью борьбы с негативными явлениями в Санкт-Петербурге на базе Торгово-промышленной палаты уже учрежден комитет по поддержке занятости.

При его помощи создана цифровая платформа мигранта, позволяющая дать гарантии реальности трудоустройства как для мигранта, так и для работодателя. «Таким образом, мы пытаемся дать ответ на мировые вызовы, на мировой экономический кризис, но понимаем, что одними виртуальными средствами эту проблему не решить», – добавил эксперт.

Вместе с тем, по его словам, идет большое противодействие со стороны нелегальных посредников. До настоящего времени 80 процентов нелегальных мигрантов пользовались их услугами, что само по себе консервировало проблемы трудовой миграции. Патентная система, по мнению Валерия Шинкаренко, свою неэффективность в этом плане доказала уже давно, так как не может обеспечить легальным правовым статусом даже половину трудовых мигрантов.

Кроме того, сегодня действующие в странах Центральной Азии агентства по привлечению мигрантов отправляют рабочую силу в Японию, на Ближний Восток, но только не в Россию, так как невыгодно. Причиной этого является отсутствие преференций для участников легального набора, проигрыш в конкуренции нелегальным посредникам.

Опубликовано в выпуске № 29 (842) за 4 августа 2020 года

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − один =