Москва: Не думай о мигрантах свысока

 Виталий Барсуков


миграция, мигранты, гастарбайтеры, москва, ммц Фото агентства городских новостей “Москва”

Еще недавно их пренебрежительно называли гастарбайтерами, сегодня – привыкли к новому нейтральному термину: «трудовые мигранты». Они играют важную роль в экономике столицы. «А как без них?!» – пожимают плечами эксперты. Не случайно на днях мэр Москвы Сергей Собянин обеспокоенно отметил, что доля трудовых мигрантов в Москве из-за коронавируса существенно упала. Для москвичей это значит, что строительная сфера, а также сферы ЖКХ, торговли и услуг недополучат трудовые ресурсы.

За последние 10 лет роль трудовых мигрантов в столичной экономике выросла – сегодня их деятельность легализована и облагается налогом. Это стало возможным благодаря изменению системы взаимодействия с мигрантами. Еще в 2014 году была проведена миграционная реформа, которая позволила не самый эффективный механизм постановки мигрантов на учет заменить более прозрачным и четким экономическим регулятором – патентом.

Как отмечает Юрий Московский, председатель Комиссии по делам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», «самый главный успех в миграционной политике за последние 10 лет заключается в том, что в мигрантах и госорганы, и общественность увидели не проблему, а пользу. На это изменение парадигмы повлиял целый комплекс мер, в том числе информационного характера. В Москве очень сильно и позитивно повлияло то, что миграция была передана в сферу влияния Департамента экономики. Сразу появился порядок, а приезжая рабочая сила стала приносить регулярный доход в бюджет Москвы. Да, изменения в законодательство были внесены на федеральном уровне, но Москва смогла правильно воспользоваться теми инструментами, которые ей дали».

Перемены к лучшему

Что же изменилось в результате реформы и сопутствующих ей перемен для мигрантов, и для тех, кто их нанимает?

Во-первых, ввели систему патента, отменили квоты и привязку работника к работодателю. На практике это означает, что мигранты перестали зависеть от того, на кого работают. У них появилась возможность сменить работодателя и работать не только в белой зоне, но и по белым стандартам. По словам Вадима Коженова, главы Федерации мигрантов России, «самое главное достижение в системе трудовой миграции – это переход к системе патентов. По старой системе раньше только четверть мигрантов могла работать легально. Теперь работать легально может любой мигрант, и это очень важно».

Во-вторых, ограничили срок пребывания мигрантов на территории страны. С 2014 года и по текущий момент трудовые мигранты могут находиться в стране 90 из 180 дней любого периода. При этом если раньше можно было слукавить, выехав из страны на 1-2 дня, чтобы срок начал отсчитываться заново, сегодня такая уловка уже не сработает. Теперь срок пребывания в стране отсчитывается по европейским стандартам. Соблюдать новые требования заставляет и суровая система штрафов для нарушителей – тех, кто нарушил миграционное законодательство, ждет запрет на въезд в страну на период от 3 до 10 лет.

В-третьих, регионам дали полномочия регулировать трудовую миграцию. Москва, как и любой другой субъект РФ, самостоятельно устанавливает стоимость патента для мигрантов – это сумма ежемесячного авансового платежа по НДФЛ за патент, обеспечивает их выдачу, проводит тестирование на знание русского языка и медицинское обследование мигрантов. Также город может попросить приостановить выдачу патента, определить перечень профессий, на которые выдается патент, либо ограничить привлечение работодателями иностранных работников с патентами в отдельных видах экономической деятельности.

Для того, чтобы работать в столице, трудовой мигрант должен оформить трудовой патент. Сделать это можно только лично – в многофункциональном миграционном центре (ММЦ). «То, что приняли решение выдавать патент только при условии личного обращения и сдачи анализов в одном месте, – это гениально, такой опыт надо перенимать» – считает Московский. Новая система позволила нанести серьезный удар по сомнительному институту посредников, снизить финансовые издержки трудовых мигрантов, а также вывести их по максимуму в белую зону.

Работа ММЦ

Работу ММЦ на высочайшем уровне отмечают все эксперты. Коженов подтверждает: «Они большие молодцы, и аналогов этому нет. Да, случаются определенные недоработки, но их решают в рабочем порядке». Московский называет центр «образцово-показательным».

Сегодня ММЦ в состоянии принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. Добиться такой высокой проходимости удалось благодаря использованию современных технологий – электронной очереди, браслетов со штрих-кодами, интеграции информационных систем. В личном кабинете можно и проверить статус, и выяснить свой ИНН, и оплатить патент. Здесь же можно оформить разрешение на временное проживание, вид на жительство и даже обратиться за приемом в российское гражданство, в том числе с использованием современных электронных сервисов дистанционной проверки документов.

Сам процесс выдачи патента был упрощен, его можно оформить за 2 визита, предоставив 3 документа: паспорт, миграционную карту и отрывной талон миграционного учета. Остальные услуги (полис ДМС, нотариальный перевод документов, дактилоскопирование и фотографирование, медицинское обследование в ММЦ, тестирование на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ) можно получить на территории ММЦ. При этом оформлением заявления, формированием полного комплекта документов и его передачей в МВД занимается не мигрант, а тот же ММЦ.

Стоимость патента регулируется размером утвержденного Минэкономразвития России коэффициента-дефлятора в субъектах РФ на год вперед с учетом региональных особенностей. В настоящий момент стоимость патента в Москве составляет 5341 руб. в месяц и рассчитана исходя из средней заработной платы в традиционных для занятости мигрантов отраслях, а полный комплекс услуг для оформления патента обойдется мигранту в 14,4 тыс. руб., что является одним из самых низких показателей в стране.

Чаще всего в Москве обращаются в ММЦ граждане Узбекистана (50%), на втором месте – Таджикистан (38%), за ними следуют Украина (6%), Молдова (3%) и Азербайджан (3%). За последние 5 лет ММЦ выдал уже более 2,5 млн патентов, а поступления в городской бюджет от уплаты НДФЛ за патент мигрантами превысили 87 млрд рублей. При этом затраты на создание ММЦ окупились еще за первый год его работы.

А что дальше?

Конечно, созданием и работой ММЦ миграционная политика не ограничивается. Существуют еще пробелы и недостатки в системе. «Еще предстоит много работы, в том числе по усовершенствованию законодательства. Сегодня еще есть много несогласованности» – подчеркивает Московский.

Поэтому в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы на федеральном уровне при активном участии правительства Москвы готовится реформа миграционного законодательства. Она будет направлена в том числе на разработку единых правил пребывания и осуществления трудовой деятельности мигрантами вне зависимости от порядка въезда в страну (визовый, безвизовый) и их квалификации, формы занятости. Кроме этого, новая реформа будет призвана обеспечить прозрачную систему учета и контроля в миграционной сфере и создание современных доступных механизмов взаимодействия работодателей и трудовых мигрантов с государством. В Москве особая роль в реализации этих задач будет отводиться ММЦ.

Какие бы решения в дальнейшем не принимались в части миграционной политики, важно помнить одно – трудовые мигранты давно уже стали важной частью экономики столицы, они ей необходимы. Коженов рассказывает: «Сегодня сложно найти сферу, где мигранты были бы не нужны. Они заняты в клининге, торговле, пассажирских перевозках, курьерской доставке, строительстве. Если это наукоемкая отрасль, то там нужны высококвалифицированные рабочие, в других случаях требуются именно трудовые мигранты».

С этим согласен и Московский: «Мигранты не только улучшают нашу жизнь (убирают, строят и так далее), приносят в бюджет прямую (налоги) и косвенную (расходы на жизнь) прибыль. Если не будет рабочих мигрантов, не будет мест для москвичей, которые трудятся вместе с ними. Если уйдут иностранцы из ближайшего супермаркета, а местные не пойдут работать кассирами, то супермаркет закроется, а его сотрудники лишатся работы. То же самое со стройкой и другими сферами. Поэтому трудовые мигранты еще влияют на создание рабочих мест для москвичей».

Источник: https://www.ng.ru/economics/2020-10-27/100_181527102020.html

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + четыре =