В моногороде или райцентре выбор работодателей с достойной зарплатой намного уже: 1-4 организации, включая бюджетные. Многие предпочтут суточную или недельную миграцию в направлении областного центра или ближайшей агломерации.
В селе – серая занятость, сезонная работа в АПК, низкая стоимость труда, сохраняется натуральный обмен. Заметно отличается и мотивация ищущих работу: в Екатеринбурге граждане хотят самореализации, а на депрессивных территориях – просто закрыть ежедневные нужды. Замечу: эффективное поведение на рынке труда во многом обусловлено потребностями соискателя и его социальными паттернами.
Большая часть респондентов обращалась в центры занятости только за начислением пособия по безработице, лишь для выпускников образовательных организаций информация о вакансиях важнее денег. Для активно ищущих работу одним из приоритетов является содействие в создании ИП или регистрации самозанятости. А вот крупный и малый бизнес приходит к нам в первую очередь ради подбора персонала и ярмарок вакансий. У среднего бизнеса востребованы общественные и временные работы.
Также мы хотели узнать, какой видит население службу занятости и ее услуги. Оказалось, что население очень заинтересовано в получении оперативной информации, в том числе путем СМС-рассылки или через мобильное приложение, о вакансиях, размере пособия, обучении. Кроме того, люди хотели бы записаться на онлайн-консультации. К топ-5 услуг в будущем отнесли и раннюю профориентацию подростков, не достигших 14 лет.