Начальник Главка МВД по вопросам миграции: «Мы сосредоточены на помощи гражданам Украины, ДНР и ЛНР»

В МВД подготовили новые правила для получения российского гражданства

МВД поможет прибывающим в страну гражданам Украины, ДНР и ЛНР. Кто и как сможет получать гражданство РФ в новых условиях? Об этом «ФедералПресс» рассказала начальник главного управления по вопросам миграции МВД России, генерал-лейтенант полиции Валентина Казакова.

Валентина Львовна, могли бы Вы рассказать о том, как строится в настоящее время работа управления по миграции МВД, учитывая текущую обстановку?

— Учитывая происходящее, наши основные усилия в данный момент сосредоточены на оказании максимального содействия гражданам Украины, Донецкой и Луганской народных республик, прибывающим в Российскую Федерацию в массовом порядке. В Министерстве создана рабочая группа по координации деятельности территориальных органов МВД России, которые ориентированы на приоритетное документирование данной категории лиц и оформление им миграционных статусов.

Стоит ли ожидать каких-то изменений в сфере получения гражданства в Российской Федерации для мигрантов?

— Президент Владимир Путин 29 декабря 2021 г. внес в Государственную Думу проект федерального закона № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации». Законопроект призван сократить число требований для приема в гражданство более чем для двадцати категорий лиц, прежде всего, для наших соотечественников, и предлагает ряд новаций в регулировании института российского гражданства.

Могли бы Вы перечислить основные новеллы этого законопроекта?

— Это фактически создание института репатриации. То есть лицам, у которых в России живут близкие родственники – россияне, а также потомкам тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или в СССР (в пределах границ Российской Федерации), будет предоставлено право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Для соотечественников исключена процедура признания их носителем русского языка, однако действующие сегодня условия для приобретения гражданства сохранены (наличие родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации). Также это упразднение института восстановления в гражданстве Российской Федерации с учетом того, что оно осуществлялось в соответствии с основаниями приема в гражданство России и дублировало его.

Отметим, что впервые закрепляются положения о паспорте гражданина Российской Федерации, основания признания его недействительным, случаи и условия его изъятия. Предусмотрена возможность оформления электронного паспорта.

Процесс получения гражданства распространен на широкий круг лиц и не содержит принципиального условия отсутствия у лиц иного гражданства. Теперь это не только граждане бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. В соответствии с законопроектом, российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории Российской Федерации (РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств.

В целях интеграции в российское общество и сохранения в России кадрового потенциала право получения российского гражданства без «ценза оседлости», сдачи экзаменов на знание русского языка и основ законодательства России получат иностранные граждане, окончившие с отличием российские ВУЗы и постоянно проживающие в России. Для остальных выпускников ВУЗов и колледжей России без диплома с отличием предлагается дополнительное требование – трудовой стаж в России не менее одного года.

К тому же российское гражданство будет предоставляться по рождению, тем, кто усыновил детей, независимо от даты усыновления. Добавим, что из общих требований приема в гражданство исключено такое условие, как наличие законного источника средств к существованию. Также будут расширены полномочия Президента Российской Федерации
по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях.

В каком случае предусмотрена процедура прекращения гражданства Российской Федерации?

— Здесь стоит отметить, что новым законопроектом большое внимание уделяется вопросам безопасности. Вместо отмены решений по вопросам гражданства теперь вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. При этом устанавливается десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять такое решение. Одновременно расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. В перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства,
а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства Российской Федерации в связи с совершением таких преступлений установленный десятилетний срок применяться не будет. В целях повышения уровня защищенности граждан Российской Федерации решения о прекращении гражданства по таким основаниям, как совершение преступления, использование подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений, подлежат обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации. Предусмотрены меры противодействия злоупотреблению правом получения иностранцами российского гражданства путем заключения фиктивных браков. Теперь возникновение права приобретения российского гражданства в упрощенном порядке обусловлено наличием в браке общего ребенка. Мы убеждены, что принятие законопроекта позволит реформировать законодательство о гражданстве Российской Федерации и повысит эффективность правоприменительной практики в указанной сфере отношений.

В связи с заявлениями о необходимости ужесточения законодательства в сфере миграционной политики в России хотелось бы понять, насколько в МВД считают ужесточения необходимой мерой и в каком именно направлении стоило бы изменить законодательство для мигрантов?

— Важно сказать, что целью совершенствования законодательства в сфере миграции является не его ужесточение, а выработка таких правовых механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение баланса частных и публичных интересов. То есть надо выстроить такую систему, при которой будут созданы простые и удобные правила получения иностранными гражданами различных миграционных статусов, позволяющих им законно находиться и трудиться в нашей стране, а с другой стороны – выработать новые наиболее эффективные формы и методы контроля за их пребыванием.

Опыт работы с иностранцами в период пандемии Covid-19 показал, что наряду с положительным эффектом, достигнутым в результате проведения мероприятий по урегулированию правового положения лиц, не имевших возможности выехать из нашей страны, отдельные иностранные граждане злоупотребляли предоставленными им преференциями.

Что вы имеете в виду?

— Некоторые мигранты в надежде избежать ответственности участвовали в групповых нарушениях общественного порядка. Это происходило на фоне действовавших до 30 сентября 2021 года в различных вариациях ограничений на применение к иностранным гражданам мер административного принуждения, влекущих их удаление за пределы РФ.

В этой связи в работе по совершенствованию миграционного законодательства значительное внимание уделяется повышению эффективности правоохранительных механизмов. Так, в конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Таким образом, установлена обязанность по прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования, а также медицинского освидетельствования для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности. По нашим оценкам данные требования коснутся от 3 до 5 млн иностранных граждан ежегодно.

По Вашему мнению, как данный закон повлияет на уровень преступности среди мигрантов в России?

— Реализация положений этого закона затруднит возможность сокрытия действительных персональных данных иностранных граждан, в том числе членов международных террористических организаций и лиц, въезд на территорию РФ которым запрещен. Также он позволит увеличить раскрываемость преступлений, совершенных иностранными гражданами, и повысить эффективность осуществления федерального государственного контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации. Эти нововведения – следствие большой работы по совершенствованию правоохранительной деятельности и направлены на укрепление национальной безопасности России.

Как бы Вы могли прокомментировать введение «соглашения о лояльности» для мигрантов?

— Это проект комплексного федерального закона, который подготовлен в рамках поручения Президента Российской Федерации № Пр-469. Им предполагается введение институтов «соглашения о лояльности», реестров недобросовестных приглашающих лиц и недобросовестных работодателей, специального режима «контролируемое пребывание». Предусмотрено широкое использование возможностей современных информационных систем и специальных средств. В целях минимизации рисков фиктивной постановки на миграционной учет законопроектом предусматриваются случаи, когда иностранец вправе самостоятельно уведомить о своем месте пребывания.

Какие еще законопроекты будут регулировать пребывание и деятельность приезжих в России?

— Важным звеном в данной работе является законопроект, предусматривающий отмену льготных условий приема в гражданство лиц, состоящих в браке с гражданином России (за исключением имеющих в браке детей), а также существенно расширяющий основания прекращения гражданства, в том числе за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений террористического характера.

Какие меры принимает МВД в связи с участившимися случаями конфликтов с участием мигрантов?

— МВД России жестко отреагировало по всем случаям участия иностранных граждан в конфликтах. Задержаны все участники массовых беспорядков, нарушители привлечены к административной и уголовной ответственности. В отношении иностранных граждан, принимавших в них участие, сокращены сроки пребывания, аннулированы разрешительные документы, вынесены решения о выдворении и запрете въезда. Отметим, что в Министерстве создана и функционирует соответствующая рабочая группа. Помимо этого, продолжена информационно-просветительская и разъяснительная работа с иностранцами. С апреля 2021 года на ежемесячной основе на базе Главка проводятся рабочие встречи с представителями компетентных органов государств СНГ (в частности, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана), обеспечивается взаимодействие с руководителями национальных диаспор. Организован мониторинг информации, размещаемой в Интернете, на предмет выявления иностранных граждан, допускающих грубые нарушения правопорядка.

На официальном сайте МВД России размещаются соответствующие обращения к иностранцам и их работодателям. Возобновлена практика проведения региональной операции ОДКБ «Нелегал». В первую очередь операция направлена на недопущение проникновения в нашу страну членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований и лиц, въезд которым в Россию запрещен.

Каковы итоги работы по профилактике нарушений среди мигрантов?

— Несмотря на то, что в 2020–2021 годах органы внутренних дел Российской Федерации были существенно ограничены в своих возможностях по высылке за пределы России иностранных граждан, нарушивших законодательство, в указанный период было удалено из России свыше 59 тыс. иностранцев, ограничен въезд около 365 тыс. иностранным гражданам.

С чем, на Ваш взгляд, связаны сложности в адаптации мигрантов в России?

— По нашему мнению, сложности в адаптации мигрантов связаны, в первую очередь, с отсутствием их доиммиграционной подготовки. Это является одной из причин девиантного поведения. Полагаем, что для успешной ассимиляции мигрантов в российское общество, недопущения их социальной исключенности, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов необходимо принятие дополнительного комплекса мер со стороны государственных органов, культурных и религиозных организаций, средств массовой информации, некоммерческих организаций, национальных объединений, представителей диаспор.

В разрабатываемом законопроекте в сфере миграции предлагается закрепить общие положения о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, а также правовые рамки для соответствующих мероприятий.

Предполагается, что адаптация будет осуществляться в виде содействия усвоению правил и норм поведения в нашем обществе, установлению социальных и культурных связей, усвоению российских традиций, истории, моральных ценностей, обычаев, получению доступа к социальным услугам, изучению русского языка. Такая помощь будет предоставляться законно находящимся иностранцам, прибывшим с целью работы, учебы, получения убежища и членам их семей. Способствовать адаптации также будут новые форматы взаимодействия иностранцев с государственными органами, работодателями и организациями, предоставляющими услуги, с использованием доступа к электронным сервисам и мобильному приложению.

В качестве превентивной меры для социокультурной адаптации потенциальных гостей на территориях стран ближнего зарубежья предлагается развивать сеть культурных центров с аналогичной направленностью, продолжить создание центров доиммиграционной подготовки в странах, из которых прибывает наибольшее количество мигрантов. Кроме того, считаем возможным не допускать в нашу страну лиц, публично проявлявших русофобию, разжигающих межнациональную рознь. Также целесообразно открыто информировать население зарубежных государств о неприемлемости проявления русофобии и возможных последствиях в таких случаях.

Какая работа ведется по реализации введения геномной регистрации для мигрантов?

– В соответствии с Федеральным законом «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» такая процедура может проводиться в отношении них и в настоящее время. При этом исчерпывающий перечень оснований для ее проведения определен в статье 7 указанного закона, согласно которой ей подлежат: лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы.

В рамках совершенствования законодательства в указанной сфере Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2020 г. принят в первом чтении законопроект (проект федерального закона № 1048800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации»), направленный на расширение категории лиц, подлежащих геномной регистрации.

В частности, планируется проводить такую процедуру в отношении лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение любых видов преступлений, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также подвергнутых административному аресту.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на увеличение информационного массива банка данных геномной информации и более эффективному ее использованию в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе прошлых лет.

В остальных случаях геномная регистрация может быть проведена только по заявлению иностранного гражданина.

Сейчас рассматривается вопрос о внесении измененийв Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих высылку иностранцев, совершивших грубые административные правонарушения, в том числе нарушение общественного порядка. Могли бы Вы объяснить, за какие именно правонарушения будут высылать мигрантов? На Ваш взгляд, насколько оправдана такая мера?

— Данный вопрос действительно сейчас обсуждается и инициирован он именно Министерством. По нашему мнению, у правоохранительных органов должны быть действенные рычаги по оперативному удалению из Российской Федерации лиц, не желающих соблюдать закон, и чье поведение представляет угрозу безопасности государства или его граждан. Планируется, что вопрос о расширении перечня составов административных правонарушений, за совершение которых иностранному гражданину будет назначаться высылка (взамен существующего административного выдворения), будет решен в рамках подготовки изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием комплексного законопроекта в сфере миграции. Возможность назначения высылки должна быть предусмотрена не только за правонарушения в сфере миграции, но и за иные, характеризующиеся общественным вредом.

Какие нововведения ожидаются в части постановки мигрантовв специальный реестр? Что он будет собой представлять и как будет построена его работа?

— Законопроектом в сфере миграции предполагается реформирование порядка привлечения всех категорий иностранных граждан к трудовой деятельности путем введения двух электронных реестров: иностранных работников и привлекающих их работодателей. Реестры будут созданы в виде информационных ресурсов, содержащих систематизированные сведения об иностранных работниках и о работодателях, привлекающих к трудовой деятельности таких иностранных работников.

Нововведение также состоит в том, что иностранные граждане смогут трудиться, а работодатели, заказчики работ – привлекать иностранных работников при условии наличия записи в соответствующих реестрах. Действительная запись в реестре иностранных работников и уплата налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа позволят иностранному работнику трудиться в России. Предусматривать разрешительные документы в сфере внешней трудовой миграции не планируется.

Какие основные задачи стоят перед управлением по миграции МВД в текущем году?

— Мы продолжим реализовывать цели, определенные Концепцией государственной миграционной политики. Это – создание миграционной ситуации для решения задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности государства и защиты национального рынка труда.

Наряду с продолжением работы по совершенствованию нормативной правовой базы будут приниматься и практические меры по реализации первостепенных задач. Это обеспечение переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом; урегулирование правового положения лиц без гражданства, не имеющих государства, в которое они могли бы выехать, путем оформления и выдачи им документа, удостоверяющего личность и позволяющего законно находиться и трудиться в нашей стране.

Вывод из «тени» иностранцев, незаконно находящихся и нелегально осуществляющих трудовую деятельность в России. Важная задача – выявление и удаление за пределы Российской Федерации мигрантов, представляющих угрозу безопасности государства и правопорядку, а также противодействие незаконной миграции и натурализации иностранцев в России.

Источник: https://fedpress.ru/article/2960149

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − двенадцать =