О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСТВА, РЕГИСТРАЦИИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ МИГРАНТОВ Из ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Калининградской области за 2016 год

Всплеск количества обращений по проблемам гражданства, паспортизации, нарушениям прав мигрантов в аппарат Уполномоченного по правам человека отмечался в 2003—2004 годах в связи с изменением законодательства о гражданстве и правовом положении иностранных граждан. С тех пор количество жалоб данной тематики снижается в связи с совершенствованием законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики.

По вопросам гражданства, паспортизации Уполномоченным рассмотрено 49 обращений -3% от общего количества обращений (в 2015 году – 16 обращений – 1% от общего количества, как и в 2014 году). Кроме того, в связи с реализацией в Калининградской области Государственной программы переселения соотечественников, а также в связи с трагическими событиями на Украине и необходимостью оказания 190 помощи беженцам и переселенцам оттуда, в адрес Уполномоченного по правам человека в 2016 году поступило 35 обращений -2% от общего количества обращений (в 2015 году – 22, чуть более 1% , 36 обращений или 2% от общего количества – в 2014 году).

Иностранные граждане и лица без гражданства обращались к Уполномоченному, как и прежде, за помощью в получении разрешения на временное проживание, в получении вида на жительство, по проблемам паспортизации; по вопросам регистрации по месту жительства и пребывания; по вопросам социальной помощи, выдачи виз и т.д. Всем заявителям давались правовые консультации, выдавались памятки, указывались пути решения их проблем, в отдельных случаях обращения направлялись в компетентные органы государственной власти Российской Федерации либо давались рекомендации по обращению в суд.

По информации Калининградского областного суда, в адрес УФМС России по Калининградской области было вынесено частное определение в связи с систематическим нарушением должностными лицами положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившемся в том, что при отсутствии оснований для отказа в выдаче иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации и при наличии положительных заключений, последние в письменной форме уведомлялись об отказе в выдаче им таких разрешений, что служило основанием для обращения указанных граждан в суд за защитой своих нарушенных прав.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области неоднократно, в том числе в ежегодных и специальных докладах обращал внимание на необходимость совершенствования механизмов выдачи и обмена загранпаспортов. Рекомендации Уполномоченного были учтены в федеральном законодательстве, действующем с 2016 года. Ранее выдача нового загранпаспорта при наличии действующего допускалась лишь в отдельных случаях, по ходатайству организации, направляющей заявителя за пределы территории РФ. Законом № 375-ФЗ установлено, что в период срока действия оформленного гражданину РФ загранпаспорта ему может быть оформлен и выдан второй паспорт, содержащий электронный носитель информации, сроком действия на десять лет.

2.

Уполномоченный также обращал внимание в ежегодных докладах, что одним из важных инструментов пресечения коррупционной и посреднической деятельности является внедрение электронных технологий, направленных на исполнение государственных функций, предоставляемых населению. С 2010 года государственные услуги по предоставлению и обмену паспортов предоставляются в электронном виде.

В 2016 году в Калининградской области через Единый портал оказания государственных 54Федеральный закон от 14.12.2015 N 375-ФЗ “О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” 191 услуг поступило 14066 заявлений от граждан на оформление заграничного паспорта нового поколения, выдано 8812 заграничных паспортов.

Важным элементом российской миграционной политики является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В Калининградской области реализуется Целевая Программа Калининградской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, соотечественников, проживающих за рубежом на 2013-2017 годы»55 . По состоянию на 31 декабря 2016 года с начала реализации Государственной программы на территорию Калининградской области прибыло 16640 участников Программы (вместе с членами семей – 36639 человек).

В 2016 году в регион прибыло 1918 участников Программы, всего 4428 человек. Большинство соотечественников прибыли из Казахстана – 38,1%, Киргизии –10,6%, Узбекистана –8,3%, Армении – 5,1%, Украины – 3,9%. УМВД России по Калининградской области всего выдано 5794 свидетельства участника Государственной программы соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании в Российской Федерации, из них в 2016 году – 811 свидетельств. В 2016 году соотечественникам из средств федерального бюджета произведены выплаты в размере 100 424 643,70 руб., в т.ч.: на единовременное пособие в размере –57 020 000 руб.; на транспортные расходы 31 884 243,70 руб.; возмещение государственной пошлины в размере 11 520 400 рублей.

В 2016 году в Калининградскую область прибыло 4 736 участника государственной программы по переселению и членов их семей, из них 3 130 участников и членов их семей трудоустроились.

Доля занятых участников государственной программы и членов их семей в общей численности трудоспособных соотечественников, переселившихся в Калининградскую область в рамках государственной программы, составила 92%.

Одной из основных проблем в реализации Государственной программы, как и прежде, являются сложности с получением регистрации по месту жительства, т.к. участники Программы не имеют собственного жилья. В целях обеспечения реализации прав участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей на улучшение жилищных условий, участие в жилищных программах, трудоустройство, оформление кредитов, образование, полагаю целесообразным  Постановление Правительства Калининградской области от26.09.2013N 727 (ред. от 20.02.2015) “О целевой Программе Калининградской области “Оказание содействия

3.

добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2017 годы” 192 поддержать рекомендацию УМВД по Калининградской области о внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, предусмотрев возможность регистрации участников Госпрограммы и членов их семей по месту жительства по юридическому адресу, определяемому органом исполнительной власти субъекта Федерации.

В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников Правительством области на базе неиспользованных военных городков создан Центр временного размещения мигрантов, который позволил обеспечить проживание прибывших в область переселенцев в течение ограниченного периода времени, необходимого для оформления документов, решения жилищных проблем и трудоустройства (первичная адаптация).

Центр временного размещения на 346 койко-мест расположен в жилом помещении маневренного фонда в пос. Северный Багратионовского городского округа, в 15 км. от города Калининграда. Жилые помещения Центра оборудованы мебелью, постельными принадлежностями, посудой. На каждом этаже имеются оборудованные кухни, помещения для стирки и сушки белья, душевые комнаты, комнаты отдыха. Придомовая территория благоустроена, оборудована детской площадкой. Миграционный центр располагает маневренным фондом специализированного жилищного фонда Калининградской области для участников Госпрограммы и членов их семей в количестве 70 квартир: в пос. Долгоруково – 37, в г. Советске – 5, в г. Калининграде – 14, в г. Гусеве – 11, в пос. Приозерное Гусевского района – 2, в г. Балтийске – 1.

Правительство Калининградской области предоставляет квартиры в г. Калининграде и области для работников бюджетной сферы, занятых в области здравоохранения, образования и социального обеспечения. Жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области предназначены, в том числе, для временного проживания участников Государственной программы.

За период, прошедший с начала реализации Программы, из бюджета области на условиях компенсации затрат из средств федерального бюджета выделены средства на реконструкцию Центров временного размещения «Северный» и в городе Озерске, увеличение числа мест в детских дошкольных учреждениях для нужд переселенцев, обучение и переобучение участников Госпрограммы и членов их семей.

Реализован комплекс информационных мероприятий: выпущены памятки участников, подготовлен фильм о Калининградской области, установлен информационный терминал в аэропорту «Храброво».

Муниципальным образованиям области с наибольшим числом прибывших и проживающих на их территории участников Госпрограммы и 193 членов их семей предоставлены субсидии для компенсации расходов, понесенных в рамках мероприятий Программы, на строительство, ремонт и реконструкцию объектов здравоохранения, детских дошкольных

4.

учреждений, а также объектов инфраструктуры. Финансовые средства поступили в бюджеты г.Калининграда, Багратионовского, Гурьевского, Черняховского муниципальных районов, Советского городского округа. В центре временного размещения и общежитиях проживает 1,2%, в собственном жилье проживает 15%, 83,8% – осуществляют поднаем жилых помещений.

 

По состоянию на 01.01.2016 года на регистрационном учете в УФМС России по Калининградской области состояло 93 семьи (199 человек), признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами. В 2016 году утратили статус 37 семей (98 человек). По состоянию на 31.12.2016 года на регистрационном учете в УВМ УМВД России по Калининградской области состоит 56 семей (101 человек), признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

В 2016 году иностранные граждане с ходатайствами о предоставлении статуса беженца не обращались. Лица, признанные беженцами, в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области на учете не состоят.

В 2016 году в Управление по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области с заявлениями о предоставлении временного убежища на территории РФ обратились 66 человек (один – гражданин Сирии, остальные – граждане Украины), в том числе 7 несовершеннолетних детей. Временное убежище предоставлено 57 гражданам (один – гражданин Сирии, остальные – граждане Украины), 11 заявлений по состоянию на 31.12.2016 года находились на рассмотрении. В тот же период в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области на регистрационном учете состояло 411 человек (все граждане Украины), получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Жилищное обустройство вынужденных переселенцев производится путем предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета. В соответствии со Сводным списком на 2016 год, утвержденным 10 августа 2015 года Министром социальной политики Калининградской области, участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» являются 84 семьи или 208 человек, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами. В 2016 году Государственные жилищные сертификаты реализовали 15 семей или 33 человека, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

На территории Калининградской области организован пункт временного размещения (ПВР) для принятия лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, расположенный в п. Северный Багратионовского 194 района. Уполномоченным органом по организации временного социально- бытового обустройства, указанной категории лиц, определено Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области. Всего в ПВР проживало 184 гражданина Украины. По состоянию на 31.12.2016 в пункте временного размещения граждане Украины не проживали.

Проблемой, связанной с миграционными процессами, является состояние здоровья въезжающих в Калининградскую область граждан. Ежегодно в Калининградской области освидетельствуется на ВИЧ- инфекцию, туберкулѐз, инфекции передающиеся половым путѐм

5.

около 25 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. По информации Роспотребнадзора по Калининградской области, в Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями ГБУЗ КО «Инфекционная больница Калининградской области» прошли освидетельствование на ВИЧ- инфекцию более 20 тысяч иностранных граждан.

Установлено, что 26 из них – ВИЧ-инфицированны, преимущественно граждане Украины (37,7%), Узбекистана (37,7%); выявлено 30 случаев туберкулеза, в том числе из Узбекистана (33,3%), Украины (16,6%); 13 случаев сифилиса, преимущественно у граждан Узбекистана (69,2%). О каждом случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных гражданин, за исключением граждан Украины, решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации направляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако ежегодно 1-2 ВИЧ-инфицированных иностранных гражданина не являются в Центр СПИД за результатами анализов, в том числе по причине отсутствия документов, что является проблемой, требующей решения на законодательном уровне. Серьезной проблемой соблюдения прав ВИЧ-инфицированных граждан являлось законодательство о необходимости депортации ВИЧ- инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, даже в том случае, если в России они создали семьи. В отдельных случаях таким гражданам удавалось отстоять свои права в судах, в том числе в Калининградской области. В 2016 году ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 N 438-ФЗ56, которым устанавливается, что вышеупомянутые положения законов не применяются в отношении иностранцев, страдающих ВИЧ, при условии, что с его стороны будут отсутствовать нарушения законодательства РФ о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции. Также одним из условий является наличие близкого родственника, постоянно проживающего на территории РФ. В ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в Калининградской области неоднократно обращал внимание на пробел в  Федеральный закон от 30.12.2015 N 438-ФЗ56 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации” 195 законодательстве, позволяющий трудовым мигрантам, работающим по патенту, пребывать на территории Калининградской области, зачастую вместе с членами семьи, без прохождения медицинского освидетельствования. Фактически среди них могут быть носители инфекционных заболеваний, что оказывает влияние на эпидемическую ситуацию в регионе. Рекомендации Уполномоченного нашли свое отражение в Приказе Минздрава РФ57, которым был определен перечень заболеваний, препятствующих выдаче иностранным гражданам документов на жительство и разрешений на работу. В перечень заболеваний включены туберкулез, лепра, сифилис, а также болезнь и бессимптомный инфекционный статус, вызванные ВИЧ. Приказом установлен порядок подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства или вида на жительство, патента, разрешения на работу в Российской Федерации.

В 2016 году Управлением по вопросам миграции (УВМ) УМВД России по Калининградской области выявлено 297 правонарушений за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации. По результатам рассмотрения постановлений об административных правонарушениях сотрудниками УВМ

6.

вынесено 295 решений о наложении административных штрафов на общую сумму 636 000 рублей. Судебными органами вынесено 3 решения о наложении штрафа в размере 10 000 рублей. В связи с изменением порядка пересечения государственной границы Российской Федерации после вступления Литовской Республики и Республики Польша в Европейский Союз имеются трудности в оформлении документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, если срок действия данного документа истек или документ утерян. Заявителю приходится выезжать за получением нового документа в государство, где он раньше проживал, либо в посольство данной страны на территории Российской Федерации. Отсюда вытекают основные проблемы: при отсутствии соответствующих действительных документов иностранные граждане не могут выехать железнодорожным транспортом, из-за высокой стоимости авиабилетов не могут воспользоваться услугами авиакомпаний.

По-прежнему не решены многократно обозначенные в ежегодных и специальных докладах Уполномоченного по правам человека в Калининградской области проблемы, связанные с необходимостью регистрации по месту жительства, пребывания. Приказ Минздрава России от 29.06.2015 N 384н “Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний”. Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2015 N 38341. 196 Конституция РФ (ч. 1 ст. 27) гарантирует каждому (гражданам и негражданам РФ), законно находящимся в Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Согласно ст.8 Закона “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации”58 регистрация по месту жительства и по месту пребывания хотя и является обязательной, носит уведомительный характер. С точки зрения Закона регистрация не является обстоятельством, порождающим права или обязанности, регистрация и ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Об этом говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П  . Тем не менее, отсутствие регистрации по месту жительства вызывает немало трудностей для граждан, ее не имеющих. Отсутствие регистрации по месту проживания вызывает следующие сложности: становится препятствием при оформлении на работу; при оформлении кредитов, в т.ч. ипотечных; при оформлении детей в детские дошкольные учреждения; при поступлении в вузы; при оформлении документов в ГИБДД; при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; при получении медицинской помощи; при совершении сделок с жильем, при реализации активного избирательного права. Проблемы, связанные с отсутствием регистрации граждан, были озвучены на заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 14 октября 2014 года. По итогам встречи Президентом Российской Федерации был подписан перечень поручений. В частности, Правительству РФ совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поручено рассмотреть вопрос о возможности регистрации граждан Российской Федерации по месту их пребывания в нежилых помещениях, в том числе по месту регистрации работодателя или по адресу территориального органа Федеральной миграционной службы. Срок исполнения поручения Пр-2783, п.3а60 был установлен до 15 апреля 2015 года. Однако до настоящего времени указанное поручение Президента РФ не исполнено.

7.

19–20 апреля 2016 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принял участие в международной конференции «Актуальные проблемы и механизмы защиты прав лиц, ищущих убежище, беженцев и апатридов: российский и международный опыт» в Астрахани. Еѐ организаторами выступили аппарат Уполномоченного по правам человека в Астраханской области, Представительство Управления Верховного комиссара 58 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” 59 По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П. 60 http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/47174 197 ООН по делам беженцев в Российской Федерации и филиал Международного юридического института.

В работе конференции приняли участие заместитель начальника управления защиты социальных прав аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, входящих в Южный федеральный и Северо-Кавказский федеральные округа, представители юридического сообщества, преподаватели, аспиранты и студенты ВУЗов, руководители волонтерских и правозащитных НКО, национально-культурных обществ. На открытии конференции выступил Глава Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Баиса Вак-Войя с докладом «Роль Организации Объединѐнных Наций в урегулировании проблем беженцев и апатридов в современном мире», который высказал удовлетворение действиями России по отношению к беженцам с территории Украины. В то же время, по словам Вак Войи озабоченность вызывает положение сирийских беженцев, которых на территории России на сегодняшний день насчитывается около трех тысяч человек. Собравшиеся обсудили ситуацию с защитой прав лиц, ищущих убежище в России, миграционные потоки на Юге России, обеспечение жилищных прав беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы совершенствования законодательства в этой сфере. На конференции участники обменялись опытом защиты прав лиц, ищущих убежище и других категорий мигрантов, обеспечением прав апатридов и иностранных граждан. Участники конференции были единодушны в том, что действующие на сегодняшний день механизмы защиты прав лиц, ищущих убежище, а также лиц без гражданства – нуждаются в совершенствовании. Необходима корректировка ряда законодательных норм, совершенствование правоприменительной практики.

В. Никитин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *