Об изменении правового положения ИГ

3 декабря на повестке дня в Государственной Думе рассматривался Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”

Стенограмма заседания

Итак, рассматриваем 15-й вопрос. Проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

И 16-й вопрос. Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 151 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Докладывает официальный представитель правительства статс- секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Борисовна Лукашевич.

Пожалуйста, Марина Борисовна.

Лукашевич М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проекты федеральных законов “О внесении изменений в статью 151 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” разработаны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, направленное на совершенствование процедуры проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан.

В настоящее время проведение комплексного экзамена осуществляется на федеральном уровне – образовательными организациями, включёнными в утверждённый министерством перечень, а также организациями, с которыми у них заключены соглашения на проведение комплексного экзамена, на региональном уровне для обращающихся за получением патента на трудовую деятельность – образовательными организациями, включёнными в аналогичный перечень субъектами Российской Федерации. При этом по результатам успешной сдачи экзамена на федеральном и региональном уровнях выдаются различные документы. В первом случае это сертификаты, сведения о которых вносятся в федеральный реестр сведений о документах об образовании, во втором — иной документ о прохождении экзамена, учёт которых системно не ведётся.

Я напомню, что комплексный экзамен был введён в 2015 году и за это время его прошло более 4,5 миллиона иностранных граждан. Из них подавляющее большинство сдавали его по федеральной процедуре и всего около 10 процентов – по региональной.

В целях совершенствования процедуры проведения комплексного экзамена предлагается: сформировать единый перечень организаций, уполномоченных проводить комплексный экзамен при наличии в штате организации педагогических работников, имеющих высшее образование по соответствующим направлениям подготовки, квалифицированных специалистов в области текстологии и тестирования, а также материально- техническую базу, позволяющую использовать современные видео-, аудиовизуальные средства; устанавливать требования к минимальному уровню знаний в зависимости от цели пребывания иностранного гражданина, получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешение на работу либо патента; выдавать по результатам сдачи комплексного экзамена исключительно сертификаты, установить сроки его действия в зависимости от цели получения; разработать единые контрольно-измерительные материалы и установить периодичность их пересмотра: закрепить за правительством полномочия утверждать методику расчёта стоимости услуги по проведению комплексного экзамена и устанавливать верхнюю границу стоимости экзамена.

Ввести федеральный государственный контроль за соблюдением требований по проведению комплексного экзамена и выдачу сертификата с одновременным включением в Кодекс об административных правонарушениях сопутствующих норм об ответственности организаций и их должностных лиц, уполномоченных проводить комплексный экзамен, а также органов и организаций и их должностных лиц, уполномоченных вносить сведения в федеральный реестр сведений документов об образовании.

В частности, ответственность возлагается за нарушение формы или порядка проведения экзамена либо его проведения с несоблюдением требований к минимальному уровню знаний или методики расчёта стоимости услуги по его проведению за нарушение порядка выдачи сертификатов, а также сроков их хранения, за нарушение порядка либо непредставление или несвоевременное представление в федеральный реестр сведений документов об образовании, сведений о выданных сертификатах.

В целом размеры штрафов определены, исходя из общественной опасности проступков и составляют для юридических лиц от 20 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 тысяч рублей до 30 тысяч рублей.

Введение в законодательство предлагаемых изменений позволит обеспечить выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории, культуры и жизненного уклада российского общества, значительно уменьшит вовлечение трудовых мигрантов в коррупционные схемы, а также будет способствовать популяризации русского языка и развитию российского образовательного пространства в странах исхода мигрантов.

Спасибо за внимание. Прошу поддержать.

Председательствующий. Спасибо, Марина Борисовна. Присаживайтесь.

С содокладом по 16-му, базовому законопроекту выступит Артём Викторович Туров от Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

Туров А. В., фракция “ЕДИНАЯ РОССИЯ”.

Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Иван Иванович!

Разрешите мне от Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками сделать содоклад.

Уважаемые коллеги, как уже сказала Марина Борисовна, законопроектом предлагается внести изменения, направленные на совершенствование правового регулирования подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Кроме того, законопроект закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации относительно перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих соответствующий экзамен, методики, расчёты, стоимости услуги по проведению данного экзамена, сроков действия сертификата.

Проект федерального закона содержит положения, способствующие усовершенствованию системы проведения комплексного экзамена, нормативно закрепляет уровни экзамена в зависимости от цели его сдачи. Лишает субъекты Российской Федерации права самостоятельно утверждать перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен на региональном уровне, устанавливает требования к созданию единой методики расчёта стоимости услуг по проведению комплексного экзамена.

В целом законопроект – это шаг вперёд в организации предоставления государственных и муниципальных услуг для иностранных граждан, живущих и работающих в России, однако есть основания обратить внимание на следующие моменты. Так законопроект заменяет термин “образовательные организации” на термин “организации, осуществляющие

образовательную деятельность” для обозначения организаций, выдающих сертификаты о прохождении комплексного экзамена.

Стоит отметить, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, а также школы и техникумы.

Учитывая, что в перечень уполномоченных организаций могут войти только образовательные организации, то есть некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии, подобные изменения терминологии теоретически могут привести к неоправданному расширению перечня организаций, проводящих комплексный экзамен с различной организационно-правовой формой.

Кроме того, подобные организации слабо контролируются Минобрнауки России, что может привести к осложнению контроля за ведением подобной деятельности.

За время существования действующей системы тестирования между уполномоченными организациями и представителем правоохранительных органов был организован оперативно-информационный обмен.

В случае принятия предлагаемых изменений, установление подобного взаимодействия потребует значительного времени, что несет в себе

определенные риски, связанные с обработкой, внесением и хранением персональных данных иностранных граждан.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, а также ряда постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и признание утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку реализация предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах, установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников данных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанными органами в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Вместе с тем, принятие предлагаемых законопроектом изменений при определенных условиях, может привести к некоторому увеличению финансовой нагрузки на бюджет Российской Федерации, поскольку

потребует выделение дополнительных средств для модернизации действующей системы языкового тестирования.

Дополнительно стоит отметить, что может произойти снижение поступлений в бюджет, получаемых за счет уплаты НДС из действующих тестирующих организаций, поскольку коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в большей своей степени не являются плательщиками НДС.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на необходимость доработки отдельных статей законопроекта, замечания юридико-технического характера будут учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Комитет Государственной Думы по делам национальностей, являющийся соисполнителем при подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроекта, в целом его поддерживает.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству также поддержал его принятие.

Законопроект не затрагивает положения “Договора о Евразийском экономическом союзе” от 29 мая 2014 года, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Артем Викторович. Присаживайтесь.

С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступит Олег Петрович Быков по 15-му вопросу.

Быков О. П. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!

Хочу обратить внимание на то, что данный проект федерального закона, о котором сейчас идет речь, речь идет “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, он рассматривается одновременно с базовым законопроектом, который в регулятивном плане осуществляет соответствующие положения в плане своего регулирования. В частности речь идет о базовом законопроекте “О внесении изменения в статью 151 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Я не буду останавливаться на иных каких-либо концептуальных положениях, я обозначу также замечания, которые были высказаны со стороны Комитета по государственному строительству и законодательству, применительно к рассматриваемому законопроекту. В частности предполагается значительно опережающий срок его вступления в силу по сравнению с названным основополагающим законопроектом. Поэтому необходимо скорректировать соответствующие положения при подготовке законопроекта ко второму чтению.

И второе замечание. Недостаточно юридически корректной является содержащаяся в диспозиции части 1 и 2 проектируемой статьи 19.32 КоАП РФ отсылка к конкретной норме, а именно к части 9 статьи 98 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Представляется правильным указать конкретно в диспозиции обозначенной проектируемой статьи на органы и организации, которые сами либо должностные лица которых могут быть привлечены к административной ответственности за непредоставление сведений в федеральную информационную систему – в Федеральный реестр сведений о документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, либо за нарушение порядка или срока внесения таких сведений.

Уважаемые коллеги, абсолютно очевидно, что законодательство меняется, и данные положения части 9 статьи 98 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” также могут быть изменены либо отменены, что сразу же сделает неприменимой и норму проектируемой статьи 19.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Олег Петрович. Присаживайтесь.

Коллеги, будут ли вопросы?

Включите режим записи на вопросы. По двум законопроектам, коллеги, по любому можно будет задавать вопросы и любому докладчику или содокладчику.

Покажите список.

Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.

Шеремет М. С. Спасибо.

Уточняющий вопрос к Марине Борисовне. Скажите, пожалуйста, а если, например, иностранный гражданин учился у нас в России, и у него есть уже оценка в дипломе государственного образца, по истории, русскому языку, или, может быть, он учился в РСФСР, ему всё равно нужно сдавать экзамен и получать сертификат? Спасибо.

Лукашевич М. Б. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич.

Нет, у нас в действующей норме 15 прим, федерального закона об иностранных гражданах уже есть изъятие для тех граждан, которые не сдают комплексный экзамен. Это и те, кто обучались в Российской Федерации, граждане, которые получали образование в период СССР, до 1990 года, и также граждане, освобождённые от комплексного экзамена по возрасту, соответственно начиная с 60 лет.

Председательствует заместитель Председателя
Государственной Думы И. В. Лебедев

Председательствующий. Говорин Николай Васильевич.

Говорин Н. В., фракция “ЕДИНАЯ РОССИЯ”.

Спасибо.

У меня вопрос к Марине Борисовне. Скажите, пожалуйста, Марина Борисовна, вы считаете, где должен проводиться территориально этот экзамен? Может ли он проводиться, скажем, в школах, и как это может быть ассоциировано с эпидемиологической ситуацией? Спасибо.

Лукашевич М. Б. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич.

Как раз мы считаем, что в образовательных организациях лучше данный комплексный экзамен не проводить, поэтому и норму сейчас

предлагаем по организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Кроме того, за соответственно уполномоченным органом правительства будет закреплён порядок проведения этого экзамена, где будет предусмотрено, что он не должен проходить в тех местах, где у нас идёт скопление непосредственно наших… обучающихся в наших образовательных организациях.

Так что в этой части мы однозначно являемся сторонниками, даже с учётом того опыта, почти за пять лет, когда у нас проводился этот экзамен, максимально выводить, ну, разводить эти потоки. Я могу назвать несколько примеров в регионах, у нас в Татарстане, в Москве подобные центры отделены вообще от образовательных организаций и являются, ну, как бы такими центрами единого предоставления услуги, где и медицинская составляющая, и комплексный экзамен проводятся одновременно. И дальше сразу же идет оформление миграционной услуги.

Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.

Шеин О. В. Марина Борисовна, у меня был случай года три назад, наверное, на приеме. Русская семья из Азии, Казахстан или Туркмения. Как раз оказались в ситуации необходимости сдачи такого экзамена люди этнически русские, владеющие свободно языком. И они столкнулись с ситуацией, когда это, оказывается, очень дорого. Потому что действительно школа не может такие экзамены осуществлять. Эти полномочия, на моей памяти, были делегированы университету. И для меня это оказалось большой неожиданностью.

В этом смысле слова я хотел спросить. Вот эта ситуация как-то у нас поменялась за эти годы? Если нет, то откуда всё-таки возникают эти расценки? И насколько они разумны с точки зрения того, что мы должны быть открыты для людей, адаптационных к нашей культуре, к нашей истории, к нашему языку, и не ставить искусственные преграды?

Лукашевич М. Б. Олег Васильевич, спасибо огромное. Вопрос прямо, что называется, не в бровь, а в глаз.

У нас сейчас комплексный экзамен проводят 13 высших учебных заведений, которые, собственно, попали в наш перечень.

Как я говорила, на региональном уровне этот перечень организаций определяется регионами. И там комплексный экзамен проводится исключительно для выдачи впоследствии разрешения только на патент. Соответственно, это самая минимальная цена проведения комплексного экзамена. Она сейчас проводится на регионе. Ну, например, в Москве этот комплексный экзамен стоит 900 рублей.

Что касается наших образовательных организаций, он варьируется в пределах от 2 до почти 7 тысяч, средняя стоимость 5 тысяч. Складывается она, как правило, из заработной платы лиц, которые проводят этот экзамен и, соответственно, разработки измерительных материалов.

Мы вот, собственно говоря, основным законопроектом, которым сейчас вносим изменения, мы предусмотрели, что измерительные материалы из стоимости будут исключены, потому что это теперь будет федеральное полномочие, разработка измерительных материалов. В рамках законопроекта предусмотрено финансово-экономическое обоснование и расчеты для разработки этих измерителей с точки зрения дополнительных расходов бюджета. Так что мы рассчитываем, что мы сможем сделать через методику расчёта и установления максимальной стоимости прохождения комплексного экзамена достаточно привлекательные условия.

Председательствующий. Алыпевских Андрей Геннадьевич.

Альшевских А. Г. Спасибо.

Марина Борисовна, вы отчасти ответили, но тем не менее вот по максимальной стоимости. Вот эта циферка, которая будет определена, максимальная стоимость, она будет в целом для Российской Федерации либо у каждого субъекта будет определена своя?

Лукашевич М. Б. Спасибо, Андрей Геннадьевич.

Мы рассматриваем сейчас установление… разработку методики и установление вот этого максимального размера на данный момент, исходя из цели пребывания в Российской Федерации: либо это, соответственно, как я уже говорила, для получение разрешения на временное проживания, вида на жительство, на работу либо на патент.

Пока относительно регионов у нас, скажем, в расчёте это фигурирует, поскольку, понятно, и заработная плата у нас выстраивается, в том числе, не по… как бы в зависимости от региональной составляющей, мы её, как коэффициент, видим здесь.

Средний, когда у нас один из вариантов разработки был, поскольку эти документы уже в определённой степени у нас разработаны, когда мы посмотрели средний максимальный размер, на который мы выходим, это порядка 3 тысяч за комплексный экзамен, это без учёта пока региональных и целевого получения, соответственно, самого разрешения миграционного. Поэтому это вот от этой суммы мы будем уже двигаться в зависимости от и региона, и цели.

Председательствующий. Затулин Константин Фёдорович.

Затулин К. Ф. Уважаемая Марина Борисовна, два вопроса.

Первый вопрос. Скажите, пожалуйста, вы ведь, наверное, знаете, что существует ещё такая категория, как носитель русского языка. И для того чтобы стать носителем русского языка, тоже надо пройти через комиссию по знанию русского языка. В этом законопроекте, ни в одном, ни в другом, не

упоминаются носители русского языка. Следует ли из этого, что в данном случае вся работа по удостоверению знания русского языка для присвоения статуса “носитель русского языка” тоже будет проводиться вами в рамках вот того законодательства и того нового закона, который мы принимаем.

И второй вопрос. У нас заключены соглашения с Таджикистаном и Узбекистаном, одно из них ратифицировано, другое готовится к ратификации и внесено в Государственную Думу. Речь идет о подготовке мигрантов к миграции в Россию со стороны Таджикистана, Узбекистана, об определенных обязательствах этих стран по, так сказать, организованному набору мигрантов.

Председательствующий. Добавьте время.

Затулин К. Ф. Да. Я закончу.

С этой точки зрения тот порядок, который сейчас устанавливается, позволяет вам контролировать подготовку по русскому языку, которая будет проводиться на территории Узбекистана, Таджикистана или других стран, с которыми мы подобного рода соглашения будем на самом деле подписывать?

Лукашевич М. Б. Спасибо, Константин Федорович.

Значит, по первому вопросу, что касается поправок в статью 151 Закона “О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации”. Это комплексный экзамен только для иностранных граждан, получающих соответствующие миграционные документы в определенных целях. Это не относится сейчас к подтверждению носителей русского языка, которое у нас происходит в рамках либо освоения образовательной программы, либо дополнительного образования, то есть вот это совершенно сейчас разведенная процедура.

Теперь по второму вопросу, что касается тех соглашений, которые мы уже заключили с Узбекистаном и Таджикистаном. Действующая норма статьи 151 предусматривает возможность проведения комплексного экзамена за пределами территории Российской Федерации. У нас такие центры сейчас созданы, мало того, мы рассчитываем, что все наши славянские университеты, которые расположены за пределами Российской Федерации будут включены в перечень, позволяющий им проводить комплексный экзамен, а также, в общем, даст возможность нашим организациям, которые будут открывать филиалы за пределами Российской Федерации также проводить этот комплексный экзамен за рубежом.

В частности, у нас есть несколько филиалов и в Узбекистане, и в Таджикистане наших высших учебных заведений, на площадках которых уже сейчас проводится комплексный экзамен.

Мы очень активно с коллегами в правительстве, с других федеральных органов исполнительной власти обсуждаем тему, чтобы максимально соединить все сопутствующие услуги для получения миграционных вот необходимых документов иностранными гражданами, то есть в данном случае если будет приниматься решение о проведении, например, в Узбекистане всей процедуры на одной площадке, мы с удовольствием там сможем организовать проведение комплексного экзамена на этой площадке. В общем, проблем каких-то в определенной степени даже после введения законопроекта мы не видим.

Председательствующий. Вопросы закончились.

Уважаемые коллеги, есть желающие выступить?

Включите, пожалуйста, запись.

Покажите список.

Нилов Олег Анатольевич с места.

Нилов О. А. Конечно, есть один вопрос, я его не задал, но вот как бы в выступлении, если можно, остановлюсь на тех приехавших в Россию трудящихся, да, которые, понятно, приезжают не на экскурсию, а работать, зарабатывать и которые не получают соответствующего сертификата, ну то есть не сдают экзамен.

Вот в данном, наверное, вопросе очень сложно требовать ответа от докладчиков, да, что делать с ними? Не получают они разрешение на работу, не получают разрешение на патент. И что, мы думаем, они поедут обратно домой? Нет, конечно. Они остаются здесь, всё равно находят менее квалифицированную, неквалифицированную рабочую силу, это ещё в лучшем случае.

А в худшем случае они начинают, что называется, гастролировать в плохом смысле этого слова: попадают в какие-то сети преступные в том числе, и там как раз особо знания русского языка не надо, потому что там все свои. И вот, на мой взгляд, мы должны в обязательном порядке продумать, именно переместить абсолютное большинство, вот это нужно делать не в виде эксперимента, может быть, а в основном и в виде исключения на территории России проводить такие экзамены, а в основном они не должны сюда вообще приезжать, если хотят работать, не сдав экзамен на русский язык на своей территории, да, в нами организованных центрах, потому что если без нашего контроля и не наши люди там будут осуществлять приём экзаменов, они будут все иметь пятёрки, ну, а результат будет тот же.

Спасибо.

Председательствующий. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.

Марданшин Р. М. Уважаемые коллеги, хотел бы выступить по 15-му вопросу повестки, а именно по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях. И хотел сказать, что фракция “ЕДИНАЯ РОССИЯ” поддерживает данный законопроект, которым предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях двумя статьями с целью установления ответственности за нарушение требований к проведению указанных вот выше экзаменов, а именно, экзаменов по русскому языку как иностранному, по истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также за непредоставление сведений в федеральную информационную систему либо за рушение порядка или сроков введения таких сведений.

Хотел бы отметить, что данным законопроектом устанавливаются отдельные виды ответственности как для должностных лиц, отдельная ответственность предусматривается для организаций, ну и соответственно, предусматриваются различные меры наказания.

И хотел бы отметить, что данный законопроект соответствует нормам отраслевого законодательства и вносится, как уже было сказано, одновременно с проектом федерального закона, который идёт под номером 16 и которым устанавливаются конкретные требования к порядку проведения комплексного экзамена.

Также хотел бы добавить, что проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.

Вот учитывая всё это изложенное, фракция “ЕДИНАЯ РОССИЯ” поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе его поддержать и принять в первом чтении.

Председательствующий. Спасибо.

Затулин Константин Федорович.

Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, так получилось, что законопроекты, которые относятся к сопутствующей теме, у нас проходили через разные комитеты профильные: 15-й – через комитет по конституционному законодательству, а 16-й базовый – через профильный. В отношении этого законодательства — Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

И я здесь выступаю по этому второму или 16-му нашей повестки, вопросу от имени фракции “ЕДИНАЯ РОССИЯ”.

Прежде всего, хочу напомнить вам несколько цифр. На территории России сегодня, по данным, которые опубликованы, 11 миллионов иностранцев, которые в сумме составляют примерно 15 процентов нашего рынка труда.

Вторая цифра, которая была озвучена уважаемой Мариной Борисовной Лукашевич на заседании нашего комитета, при обсуждении этого закона, а именно, что с 2015 года, с тех пор, как мы вообще стали практиковать необходимость вот этого экзамена по русскому языку, через этот экзамен прошло 4 миллиона 59 тысяч человек, из которых 3 миллиона 826 тысяч человек были сертифицированы, то есть были удостоверены их знания русского языка. А, соответственно, 200 тысяч примерно не получили такого удостоверения.

Мы действительно поддерживаем принятие этого законопроекта, потому что пора наводить порядок единообразный в этой сфере. Но хочу заметить, что из вопроса и ответа, который вот прозвучал на мой вопрос, хочу сказать, что и сейчас принятием этого законопроекта, по крайней мере, в первом чтении мы ещё не снимаем всех проблем, потому что кроме экзаменов, которые связаны с процессом миграции, у нас есть ещё и важная часть экзаменов, которая связана с таким частным, но очень важным для нас видом миграции, как репатриация (возвращение соотечественников). В этих целях президент в своё время предложил норму “носитель русского языка”. Вот экзамен на то, являешься ты или не являешься носителем русского языка, у нас осуществляет Министерство внутренних дел, а вовсе не министерство, сегодня докладывающее этот законопроект. Нам обязательно это надо учесть, потому что не может быть одних правил для одних и других правил для других.

Почему это возникает, такая проблема? Да потому что, кто во что горазд. Вот только что в средствах массовой информации, например, рассказывали о случае, когда мать троих детей, нашу соотечественницу, при принятии экзамена на знание русского языка, на статус носителя русского языка ей как бы дали отрицательный отзыв, заставили её покинуть Россию, потому что она не могла ответить на вопрос: откуда происходит слово “Китай-город”?

Я хотел бы провести при случае тестирование депутатов в Государственной Думе, знают они, откуда происходит название “Китай- город”? Она считает, что от китайцев, а на самом деле нет, потому что существует несколько разных версий того, от чего это слово происходит.

Председательствующий. От фракции добавьте. Продолжайте, Константин Фёдорович.

Затулин К. Ф. Да. Спасибо.

Хочу обратить ваше внимание на то, что требования могут быть разные, и они должны быть, безусловно, унифицированы. И с этой точки

зрения то, что сейчас до сих пор происходило, происходило то, что, как было сказано, 13 высших учебных заведений делегировали, примерно, восьми сотням различных организаций на территории страны право принятия этих экзаменов.

То, что предлагается сейчас, речь идёт о том, что эта двухступенчатая система отменяется. Теперь напрямую организации, имеющие право образовательной деятельности, должны будут проводить эти экзамены. И здесь уже говорил представитель нашего комитета, Артём Туров говорил о том, что тут существует серьёзный риск. Потому что мы не знаем, сможем ли мы на самом деле, сможет ли министерство в обозримые сроки организовать работу таким образом, чтобы вот эти вот организации, имеющие право образовательной деятельности в их число не попали коммерческие структуры, однодневки, которые завтра разбегутся и не представят нам сведений о том, на самом деле этот человек проходил этот экзамен, действительно у него сертификат или нет.

Конечно, только что обсужденный, обсуждаемый сейчас закон, который вносит определенные нормы ответственности он важен для того, чтобы дисциплинировать в этой сфере, но тут предстоит очень большая работа и очень большая работа предстоит по подготовке этих законопроектов, особенно законопроекта за номер 16 “О внесении изменений в закон “О правовом положении иностранных граждан…” и в закон о предоставлении муниципальных и других услуг внесение поправок, они просто требуются в этом случае. Потому что, как я уже сказал, существуют и пространственные проблемы, это очень хорошо, что мы думаем, что возможно все организовать на территории Узбекистана и Таджикистана.

Вы знаете, сколько у нас вообще филиалов за рубежом? Тридцать девять всего филиалов наших образовательных учреждений находится за рубежом, из них четыре на территории Узбекистана и Таджикистана. Могут эти учреждения в данном случае квалифицированно этот поток пропустить или нет, это еще большой вопрос. И в какой мере министерство, которое не имеет своих представителей пока, во всяком случае, там, сможет это контролировать хорошо они делают это или плохо.

То есть, я хочу заметить, что, во-первых, при подготовке ко второму чтению, после принятия этого закона, к чему мы тоже призываем, необходимо учесть, что есть еще и другие экзамены, связанные с удостоверением, знает человек русский язык или нет, а именно экзамены на предоставление статуса носителя русского языка, они организуются пока, во всяком случае, совершенно другим ведомством, нужно прийти к какому-то одному знаменателю. А, во-вторых, учесть все эти замечания, которые были высказаны.

Большое спасибо.

Председательствующий. Выступления закончились.

Представитель президента? Правительства? Заключительное слово Марина Борисовна требуется? Нет. Артем Викторович, заключительное слово? Нет. Олег Петрович? Не требуется.

Ставится на голосование пункт 15 сегодняшней повестки.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (15 час. 13 мин. 00 сек.)

Проголосовало за……………………… 413 чел………………. 91,8 %

Проголосовало против………………… 0 чел…………………. 0,0 %

Воздержалось……………………………… 0 чел………………… 0,0 %

Голосовало……………………………… 413 чел.

Не голосовало……………………………. 37 чел………………… 8,2 %

Результат: принято

Законопроект принимается в первом чтении.

Пункт 16-й сегодняшнего порядка работы.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (15 час. 13 мин. 26 сек.)

Проголосовало за……………………… 407 чел………………. 90,4 %

Проголосовало против………………… 0 чел…………………. 0,0 %

Воздержалось……………………………… 0 чел………………… 0,0 %

Голосовало……………………………………. 407 чел.

Не голосовало……………………………. 43 чел………………… 9,6 %

Результат: принято

Законопроект принимается в первом чтении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *