“Очевидно, в России пока просто не созданы условия для принятия адекватных управленческих решений, способных кардинально решать проблемы…” – в том числе и миграционные.

Алгоритмы порочного круга. Украинцы в России как жертвы менеджмента.

Система “Россияне в Украине”, входящая в состав Фонда содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан “Украина – Россия”, все время своего существования занимается правовыми вопросами пребывания и проживания граждан Украины в России, делая это и по идейным соображениям, и потому, что не заниматься симметричными вопросами по ту сторону границы просто невозможно, не говоря уже о том, что многие люди успели побывать и россиянами в Украине, и украинцами в России.

Возьмем ключевой документ в этой сфере – Межправительственное соглашение о безвизовых поездках. Оно не просто зиждется на принципе симметрии, оно стало фундаментом солидарности граждан двух стран, волею судьбы имеющих жизненные интересы в сопредельном государстве. Вставленная власть имущими под выборы-2004 формулировка(граждане освобождаются от регистрации, если срок пребывания не превышает 90 дней)позволила россиянам бороться против применения ограничения “въезд на срок не более 90 дней в течение 180”, а гражданам Украины – против применения к ним требования постановки на миграционный учет, который власти (и, к сожалению, некоторые правозащитники с душой вертухаев)обосновывали несовпадением слов “регистрация” и “миграционный учет”. Более того, вышеуказанная формулировка в Соглашении подвигла россиян бороться против требования регистрироваться по месту пребывания в трехдневный срок, а упорная и совершенно справедливая борьба граждан Украины против миграционного учета (в которую включился даже член Совета Федерации украинского происхождения), закончившаяся победой, заставила заинтересованную общественность поднять вопрос о неприменимости миграционного учета и к другим иностранцам, об ущербности этого крайне непродуманного института, защищать права привлекаемых к ответственности россиян, принимающих граждан Украины. Столь благоприятный контекст Соглашения лишь подчеркивает всю контрпродуктивность одностороннего решения Украины исключить внутренний паспорт и свидетельство о рождении из перечня документов для пересечения границы гражданами России. Политики из своих соображений меняют Соглашение в лучшую или худшую для граждан сторону, граждане же, если они руководствуются не химерами, а своими личными интересами и интересами ближних своих, должны быть против любого поползновения ужесточить Соглашение, нарушить его симметрию и закрутить гайки вообще.

Однако симметрия, которая безусловно должна быть в межгосударственных отношениях, отсутствует в жизни, ибо слишком разные страны, слишком отличается положение россиян и украинцев в сопредельной стране, слишком разный в двух странах уровень проблем в сфере миграции. В Украине при всей заскорузлости системы вполне работает теория малых дел граждан и гражданского общества, упорство, принципиальность и системная работа которых рано или поздно дают результаты. В России теория малых дел, которые безусловно необходимы, ничего не решит без управленческих решений и реформ тектонической важности.

Любые советы юристов, любая помощь правозащитников в России разобьется о колоссальные очереди у органов ФМС. Именно у органов, а не в органах, ибо попасть в них часто не так просто. Что же делать? Может быть, посоветуем украинцу обратиться в украинское консульство за защитой и помощью? Но и здесь ключевая проблема не в том, что плохо работают, а в неадекватном количестве органов и сотрудников для миллионов граждан Украины, живущих и пребывающих во всех концах крупнейшего государства планеты. Проблемы миграции в России (а украинцы составляют львиную долю в общем количестве мигрантов и приезжих) годами, если уже не десятилетиями, констатируются, но власть не в состоянии выработать здоровые, разумные и работающие решения. А кто кроме нее? Я могу предложить решения, но не уверен, что послушают.

Многие проблемы украинцев в России проистекают из существующего в Украине требования к эмигрантам оформлять выезд на ПМЖ за рубеж – оформлять в украинском органе (миграционной службе или консульстве) в соответствии с украинскими нормативно-правовыми актами. По разным причинам люди в подавляющем большинстве случаев не желают это делать при выезде в Россию. А при отсутствии украинского штампа о выезде на ПМЖ и сохранении регистрации по месту жительства в Украине значительную часть проблем украинец просто не решит, так как формально для Украины он житель Украины, а не эмигрант. И если даже украинское консульство ввиду наличия РВП (разрешения на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) в России согласится решить какие-то вопросы, с которыми украинец обратится, то такую систему нельзя считать принципиально нормальной. Законодательство должно содержать четкие, работающие и разумные процедуры, выполнимые и обязательные для выполнения.

Отсутствие украинского штампа о выезде на ПМЖ, который украинцы не получают или по незнанию, или из-за неопределенности их будущего в России, или нежелания сниматься с регистрации в Украине, или из-за сложности этой процедуры, создает самые разнообразные проблемы на разных этапах жизни мигранта. Например, обустроившийся в России украинец едет на Родину на машине, не подозревая, что без этого штампа для Украины он резидент и без полной растаможки не имеет права ввозить автомобиль даже временно. Итогом являются штрафы, крупные взятки (или серии взяток), конфискации. Отсутствие этого штампа со временем создает и более серьезную проблему. Россия и Украина не синхронизировали принятие одного гражданства и выход из другого. Украинцы, получая российское, пишут и предоставляют некие заявления о выходе из украинского, которые для Украины не имеют ровно никакого юридического смысла. В итоге новый обладатель российского гражданства, направляясь в Украину на автомобиле, может столкнуться с тем, что те или иные органы выявляют его украинское гражданство и регистрацию по месту жительства в Украине, которая свидетельствует о том, что выезд на ПМЖ за границу по украинским правилам гражданин не оформлял. Итог будет тот же – конфискация или чудовищные взятки. Но дело еще в том, что в нормальном режиме выйти из гражданства Украины без оформления выезда на ПМЖ по украинским правилам новоиспеченный россиянин просто не может, а ведь у многих из них и паспорта украинского на руках не остается. Украинские консульства работают с такими гражданами, но ситуацию нельзя считать нормальной. Закон должен содержать выполнимые и обязательные процедуры, о которых граждане проинформированы и которую выполняют, чтобы потом консульство не оформляло выход из гражданства по непонятной процедуре и на сомнительных законных основаниях. Если орган власти вынужден совершать действия, не прописанные в законах, люди неизбежно становятся жертвами произвола и загоняются в тупик. Если такой россиянин приедет в Украину на ПМЖ, ему совершенно справедливо и законно откажут в ВНЖ, так как он для Украины украинец, а при выдаче украинского паспорта или оформлении выхода из украинского гражданства создадут массу незаконных проблем. Можно и нужно преодолевать беззаконие, но гораздо разумнее избежать создания проблем в промышленных масштабах, а трудновыполнимое и плохо знакомое людям оформление выезда на ПМЖ по украинским правилам именно это и делает. Миллионы граждан избежали бы колоссальных проблем, если бы Украина отказалась от этой процедуры и вместе с Россией адаптировала бы процедуру выхода из украинского гражданства к процедуре принятия российского.

Иезуитская двухступенчатая система иммиграции в России (сперва проходят круги ада для РВП, потом круги ада для ВНЖ), при которой лишь после получения ВНЖ иммигрант считается постоянно проживающим, получает все права постоянного жителя, пенсию, социальные выплаты и бесплатное медицинское обслуживание, а также начинается отсчет срока для получения гражданства – заслуживает отдельной похвалы, и это будет не “похвала глупости”, ибо это гораздо хуже, чем глупость.

И в России, и в Украине отменено не только крепостное право, но и институт прописки, но взаимоотношения граждан и государства до сих пор основаны на фиксации человека к квадратному метру паркета. Для мигранта это еще более актуально и болезненно, чем для “туземца”. Ты нашел где жить, ты попал в здание ФМС и даже на прием, ты собрал документы, ты даже получил РВП, но даже если остались силы радоваться – радоваться слишком рано, а может быть, и вообще не стоит. Ты обязан зарегистрироваться (ну, конечно, даже дети знают, что права человека не зависят от наличия или отсутствия регистрации, но мы же не дети), а для регистрации – иметь “документы, подтверждающие право пользования жилым помещением”, в итоге несчастный принимающий россиянин, несчастная жертва той же идиотской прописочной системы, где сакральная фиксация человеку к паркету иногда дороже и важнее и паркета, и квартиры, и даже жизни самой, должен просто принести себя в жертву представителю братского народа, доказав тем самым, что народ-то действительно братский, раз принимающий россиянин готов пройти круги ФМСного ада, предоставить документы на квартиру и в итоге пустить украинца в святая святых своей жизни, дав ему заветную регистрацию, что для подавляющего большинства “туземцев” – жесткое и радикальное табу до скончания времен. Всю эту прописочную систему надо кардинально менять в обеих странах, никогда никакие правозащитники не изменят ситуацию, пока существует этот мультипликатор проблем. И здесь снова власть должна позаимствовать у ВДВ девиз “Никто, кроме нас!”, дабы не заимствовать парашюты, когда мультипликатор проблем взорвет ситуацию.

Все вышесказанное имело смысл до украинского кризиса, поместившего сформировавшийся и не желающий лечиться миграционный дурдом в голливудский фильм-катастрофу и поднявшего уровень и остроту проблем на несколько порядков. Без взаимопонимании, доброй воли и компромиссов руководства обеих стран проблемы мигрантов будут только усугубляться до бесконечности. Хотя многие проблемы беженцев в состоянии решить российские власти самостоятельно, если будут приниматься вменяемые управленческие решения. Приведу из бесконечного количества чудовищных ситуаций лишь один недавний.

“Переселенцы Донбасса, которые временно проживают в пункте временного размещения в городе Ангарске, Иркутской области, могут остаться на улице. Местные чиновники уведомили украинцев, что 5 апреля их регистрация заканчивается, и они должны съехать. Семьи с детьми, которые еще не смогли накопить деньги для аренды жилья, в ужасе просят о помощи. Отчаяние заставило их коллективно написать письмо Путину, в надежде на помощь.” (Источник: http://lg.vgorode.ua/…/256063-pereselentsy-yz-donbassa-zhdu… )

К сожалению, управленческие решения в России, какие бы правильные слова ни произносились, в реальности не устраняют проблемы, не создают работающие модели, создают для многих просто безвыходные ситуации. Очевидно, в России пока просто не созданы условия для принятия адекватных управленческих решений, способных кардинально решать проблемы.

Автор сих строк преследовал цель не написать энциклопедию бесконечного количества частных ситуаций украинских мигрантов, но, основываясь на опыте – своем и коллег – сформулировать ключевые проблемы, а точнее говоря, мультипликаторы проблем, без устранения которых ни теория малых дел, ни системная работа правозащитников и гражданского общества ничего не решат.

Роман Грезин. Фонд содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан “Украина – Россия”. Система “Россияне в Украине”. Справочно-правовая газета “Пограничный информационный лист”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *