От переосмысления – к действиям

О новых подходах к реализации миграционной политики, актуальных проблемах в миграционной сфере и путях их решения рассказывает первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой.

В основе современной миграционной политики Российской Федерации лежат две главные задачи.

Первая – создать благоприятные условия для переселения в Россию и приобретения её гражданства лицами, способными гармонично интегрироваться в российское общество. К ним, прежде всего, относятся соотечественники, проживающие за рубежом, носители русского языка, а также другие иностранные граждане, разделяющие традиционные культурно-нравственные ценности российского общества.

Вторая – сформировать простые и понятные правила пребывания в нашей стране для иностранцев, которые готовы, соблюдая законодательство Российской Федерации, осуществлять в нашей стране трудовую, предпринимательскую и иные виды деятельности.

За последние два года в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы меры правового регулирования позволили существенно упростить для соотечественников и носителей русского языка, прибывших на постоянное место жительства из-за рубежа, порядок и условия получения права на проживание в России, а также российского гражданства.

Теперь граждане Беларуси и Украины освобождены от прохождения собеседования для признания носителем русского языка. Упрощён порядок приобретения гражданства России для граждан Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины, для лиц, состоящих в браке с российскими гражданами и имеющих общих детей.

Отменено требование к заявителям об отказе от имеющегося гражданства, исключено обязательное условие подтверждения доходов, сокращены сроки рассмотрения заявлений. Благодаря этому численность лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, увеличилась с 498 тысяч человек в 2019 году до 656 тысяч в 2020 году, а в текущем году будет ещё больше.

Значительно расширены категории лиц, имеющих возможность получения вида на жительство или разрешения на временное проживание в упрощённом порядке. Сняты административные барьеры, включая сокращение срока рассмотрения заявлений. Тем не менее по причине действующих ограничений на трансграничные поездки численность граждан, получивших резидентный статус, снизилась – с 429 тысяч человек в 2019 году до 349 тысяч человек в 2020 году.

В этом году принят и вступил в силу закон, в соответствии с которым лицам без гражданства будет выдаваться временное удостоверение личности.

Перечисленные меры в целом были направлены на решение первой задачи миграционной политики Российской Федерации. Одновременно вырабатывались походы к решению второй, не менее важной, предусматривающие реформирование миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, а также комплексную информатизацию государственного управления миграционными процессами.

Устойчивая экономическая ситуация обеспечивает нашей стране интерес со стороны граждан других государств к возможностям переселения в Россию на постоянное место жительства либо временного посещения в целях работы, коммерческой деятельности, получения образования. В настоящее время численность иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, составляет более 6 миллионов человек, из которых 800 тысяч человек – в статусе резидента. Самой многочисленной категорией иностранцев остаются те, кто привлекается к выполнению работ или услуг на временной основе. В последние годы отмечается тенденция увеличения численности лиц, получающих в России среднее и высшее образование.

Обновление нормативной правовой основы предполагает модернизацию правовых режимов временного пребывания и постоянного проживания в России иностранных граждан. Новые правила пребывания иностранцев в России должны стать максимально простыми, понятными и удобными для выполнения. В то же время механизмы обеспечения безопасности и правопорядка в сфере миграции, основанные на современных технологических решениях, будут обеспечивать надёжный контроль за соблюдением требований миграционного законодательства.

Планируется установить три миграционных режима: краткосрочное пребывание, долгосрочное пребывание и постоянное проживание.

Режим краткосрочного пребывания предоставляется на срок до 90 суток со дня въезда. В течение этого времени иностранный гражданин при желании остаться на более длительный срок будет обязан получить разрешение на долгосрочное пребывание либо выехать из Российской Федерации.

Режим долгосрочного пребывания может быть предоставлен иностранному гражданину для проживания на территории Российской Федерации более девяноста дней в течение полугода. Он заменит собой разрешение на временное проживание. Режим постоянного проживания действует бессрочно, предполагает получение вида на жительство и открывает возможность приобретения гражданства Российской Федерации.

Обязательными условиями для получения иностранным гражданином права на длительное пребывание в Российской Федерации будут являться в том числе наличие цифрового профиля в государственной информационной системе и получение единого документа с электронным носителем информации. Для перехода из одного статуса в другой будут предусмотрены необходимые механизмы смены цели въезда без выезда из Российской Федерации.

Также планируется комплексное реформирование института постоянного проживания в Российской Федерации. Решение о предоставлении иностранному гражданину статуса постоянно проживающего будет приниматься межведомственной комиссией субъекта Российской Федерации.

Изменится подход к предоставлению иностранцам возможности учиться в российских образовательных организациях. Иностранцы, относящиеся к приоритетным категориям выпускников, смогут рассчитывать на упрощённый порядок получения российского гражданства.

Реформирование миграционных режимов затронет и порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Предлагается введение реестра работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, а бумажные разрешительные документы заменить электронной записью в цифровом профиле. Работодатель, включённый в указанный реестр, получит право привлекать на одобренную вакансию любого иностранца, включённого в государственный реестр иностранных работников.

Должны быть оптимизированы налоговые режимы для иностранцев с учётом различных форм занятости и особенностей статуса граждан стран ЕАЭС. Регулярная уплата налога будет являться подтверждением реальной трудовой деятельности и станет обязательным условием сохранения права на пребывание в России. Для удобства взаимодействия граждан, работодателей и государства будет создан информационный сервис в сфере трудовой миграции – цифровая платформа миграционных процессов и трудовых ресурсов.

Одним из актуальных вопросов международного сотрудничества становится создание зарубежной инфраструктуры для доиммиграционной подготовки иностранных работников в стране постоянного проживания.

Для этого планируется вынесение миграционных процедур за пределы Российской Федерации, в том числе прохождение медицинского освидетельствования, результаты которого признаются в России, биометрическая регистрация и получение единого документа, оформление полисов медицинского страхования, подбор потенциального работодателя.

Для обеспечения контроля за пребыванием иностранных граждан будет введён надзор, усовершенствованы меры профилактического характера, включая информирование о необходимости совершения определённых действий и последствиях их неисполнения, принятых в отношении гражданина решениях через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг либо мобильное приложение. При въезде иностранец будет принимать соглашение о лояльности, нарушение которого может повлечь утрату права на нахождение в России.

Такое соглашение представляет собой письменное обязательство соблюдать правила и нормы поведения, принятые в российском обществе, воздерживаться от участия в нарушении общественного порядка, от злоупотребления правом на свободу информации, включая попытки дискредитации или склонения к отрицанию конституционно значимых нравственных и иных ценностей.

Для отдельных категорий граждан предполагается введение правоохранительного режима контролируемого пребывания. К ним, в частности, относятся иностранцы, отбывающие уголовное наказание, не выехавшие из Российской Федерации в установленный срок, подлежащие высылке, страдающие опасными заболеваниями и проходящие лечение в России, имеющие задолженность по уплате налогов на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Кроме того, использование современных технологических решений позволит устанавливать местонахождение лиц, уклоняющихся от выезда либо нарушивших режим контролируемого пребывания.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно изложить все новые подходы к реализации миграционной политики Российской Федерации. Некоторые приведённые меры будут апробироваться в пилотном режиме, корректироваться, оцениваться с точки зрения эффективности.

Тем не менее некоторые инициативы уже находят своё место в проектах нормативных правовых актов и опытно-конструкторских работах. Например, в этом году в связи с изменениями законодательства численность иностранных граждан, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, фотографированию и медицинскому освидетельствованию, увеличится. Для иностранных студентов, получающих в России среднее и высшее образование, вводится особый правовой режим – временное проживание в целях обучения, который предполагает возможность получения по окончании учёбы вида на жительство.

Таким образом, цели, поставленные руководством государства в документах стратегического планирования, нормативных правовых актах и отдельных поручениях, постепенно находят выражение в практических действиях законодательной и исполнительной ветвей власти.

Дополнительным неблагоприятным фактором в реализации миграционной политики Российской Федерации стала пандемия новой коронавирусной инфекции. Однако, несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться, она не только не смогла помешать решению актуальных проблем в служебной деятельности, но даже косвенно способствовала борьбе с незаконной миграцией. Временные меры в отношении иностранных граждан, действующие в период ограничений на трансграничные поездки, позволили вернуть в правовое поле несколько сотен тысяч иностранных граждан, находящихся в России с нарушением миграционного режима. Кроме того, подтвердилась значимость международного сотрудничества в сфере миграции. Органами государственной власти Российской Федерации совместно с компетентными органами иностранных государств в кратчайшие сроки были выработаны механизмы возвращения граждан, ожидающих в России исполнения решений об административном выдворении и депортации.

 

Стоит подчеркнуть, что ведущая роль в осуществлении новых подходов миграционной политики Российской Федерации и реформировании миграционных режимов отводится органам внутренних дел Российской Федерации.

В первую очередь большая ответственность ложится на сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России. Особенность их деятельности состоит в том, чтобы в работе с иностранными гражданами сочетать одновременно внимательность к проблемам людей, готовность оказать им помощь при получении государственных услуг, а при осуществлении функций государственного контроля в сфере миграции проявлять твёрдость и решительность в действиях по отношению к правонарушителям. В то же время нельзя умалять заслуги и других подразделений территориальных органов МВД России, взаимодействующих с иностранными гражданами. В части своей компетенции они также будут применять новые инструменты обеспечения безопасности и правопорядка.

Реформирование правовой основы и механизмов реализации миграционной политики Российской Федерации должно быть завершено к 2025 году, и его основной подготовительный этап уже пройден. В оставшиеся годы органам государственной власти необходимо обеспечить принятие новой законодательной базы и завершить создание современной информационной инфраструктуры.

Источник: https://mvdmedia.ru/publications/police-of-russia/Competently/ot-pereosmysleniya-k-deystviyam/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *