Пенсионное обеспечение граждан (ЛБГ), переехавших на постоянное место жительства в РФ из других государств

Аналитическая справка

В случае смены гражданства иного государства на гражданство РФ, у переселенца возникают такие же права в сфере пенсионного обеспечения, как и у остальных граждан РФ.

Пенсионным законодательством предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Оформление пенсии иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим ВНЖ в РФ

И для данной категории пенсионеров  трудовая пенсия (пенсия по старости) в РФ может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Судя по определению, данному на сайте ПФР, под первой понимается обязательная часть государственного обеспечения, которая выплачивается даже тем, кто вообще никогда официально не работал. Вторая часть — накопительная — это те средства, которые человек добровольно отчислял в соответствующие фонды.

Размер страховой части определяется государством. В 2019 году минимальная пенсия в РФ установлена в размере 8 846 рублей. Размер накопительной — трудовым стажем, уровнем заработной платы, условиями труда и другими факторами.

Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать на получение пенсии в той же мере что и россияне. Другой вопрос, что начисляться она будет только с момента достижения пенсионного возраста, закрепленного в РФ (на 2019 год — 60 мужчины и 55 женщины). Далее возраст будет повышен.

Следует выделить особенности пенсионного обеспечения граждан Украины в РФ

В настоящий момент претендовать на получение российской пенсии по старости могут следующие категории украинских граждан: украинцы, имеющие ВНЖ; украинцы, получившие статус беженца. Пенсия людям, получившим статус беженца, назначается на срок действия выданного удостоверения. Граждане Украины, оформившие временное убежище в РФ, не могут рассчитывать на пенсию.

Чтобы с помощью вида на жительство оформить пенсию украинскому гражданину, нужно предоставить следующий набор документов: ВНЖ со штампом о регистрации; заявление о назначении пенсии; пенсионное дело и информацию о том, что выплаты пенсии на Украине остановлены. Если подобных документов на руках нет, то придется составить отдельное заявление. В нем пенсионер сам указывает срок прекращения выплат и обязуется выплатить сумму, переплаченную при назначении российской пенсии, если обнаружатся сведения о том, что указанный срок был занижен (например, пенсионер указал сроком последней выплаты ноябрь 2019 года, а из украинских пенсионных органов пришли сведения о выплате ему пенсии в декабре 2019).

Для тех украинских граждан с ВНЖ, которые впервые обращаются за пенсионным обеспечением, понадобится также СНИЛС, справки о стаже и среднемесячном заработке за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 года. Срок рассмотрения заявления — от 10 дней до 3 месяцев. По результатам проверки документов заявителю либо назначат пенсию, либо аргументируют отказ. Если  пенсию назначат, то начислению будут производиться со дня принятия заявления.

Одним из важных документов при реализации  пенсионных прав переселенцев является Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан из этих государств осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 7 этого документа, в момент переезда пенсионера из одной страны СНГ в другую начисление пенсии по прежнему месту жительства останавливается, если подобного вида пенсия существует в новом государстве. Размер пенсионных выплат пересматривается в соответствии с законами нового места жительства.

Соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Российских граждан ждет изменение начисления трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ноябре 2019 г.

По словам главы государства, изменения внесет соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный документ пропишет новые основания для зачисления трудового стажа для назначения пенсии.

Дело в том, что ранее россиянам не учитывали трудовой стаж, который они получали на территории других государств, входящих в данный союз. Однако теперь эта несправедливость будет устранена.

То есть стаж на территории данных стран (а в союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) теперь будет учитываться при начислении пенсии. Отныне работнику будет начисляться весь трудовой стаж, который он получил, работая в любой из стран, входящих в союз.

Особый интерес это соглашение вызывает у иностранных граждан, переезжающих на постоянное место жительства в РФ.

Основные нарушения прав  переселенцев и проблемы, возникающие у них  при начислении пенсионных выплат:

  1. Определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по российскому законодательству является место жительства в России.
    Лица, не имеющие регистрации по месту жительства, получают отказы в приеме заявлений на назначение любых видов пенсий. Усугубилось это положение после ужесточения законодательства за фиктивную регистрацию. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, не могут зарегистрироваться по месту жительства в арендуемом жилье.


  2. Пенсионные органы зачастую не все периоды работы, внесенные в трудовую книжку, засчитывают в трудовой стаж. Причины при этом различные: ошибки в записях персональных данных, дат,  номеров приказов, отсутствие расшифровки росписи сотрудника, произведшего запись  в трудовой книжке, отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки и  т.д. В результате  люди могут вообще не набрать баллов для страховой пенсии. Основная масса пенсионеров–переселенцев получает минимальную пенсию.

  3. Не принимаются документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, предоставляемые самими переселенцами. Нормативными актами определено , что заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся:

  • справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
  • справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
  • архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Вместе с тем, повсеместно производятся обязательные запросы в государства  прежнего места жительства по проверке трудового стажа.

Ответы на них ожидаются от 3-х до 6 месяцев. Зачастую ответы вообще не приходят. На основании  этого заявителю могут  отказать в начислении пенсии или начисляют минимальную пенсию, а то и социальную, если позволяет возраст.

  1. Проблематично оформить в РФ пенсии переселенцам, проработавшим  в прежних государствах  во вредных условиях и на тяжелой работе. Зачастую им приходится это делать только по суду.
  2. Не начисляются пенсии пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Это происходит в результате того, что удостоверения, выданные уполномоченными органами в Казахской ССР в России не признаются.
  3. Известны факты отказа в назначении пенсий по выслуге лет по педагогическому стажу. Пенсионный Фонд  следует указанию Минтруда РФ  об отказах,  заявителям приходится  обращаться в суд. Суды, как правило, поддерживают пенсионеров.
  4. Имеются проблемы при начислении пенсий бывшим военным, сотрудникам МВД, МЧС, органов госбезопасности. Так, например, военные пенсионеры имеют право получать и вторую (страховую) пенсию, но условия ее получения с 2015 года сильно ужесточились.
  5. При назначении пенсии гражданам России- переселенцам из-за рубежа не учитывается их стаж работы за пределами России после 1991г.
  6. Поступают жалобы, что часто в клиентских отделах Пенсионного фонда РФ не разъясняют порядок начисления пенсий.
  7. Многие потенциальные переселенцы пытаются получить консультацию в пенсионных отделах до  переезда. Но им отказывают в проверке записей в трудовой книжке, что   позволило бы  исправить имеющиеся  ошибки.
  8. Возникают проблемы у граждан РФ, постоянно проживающих определенные периоды за рубежом, получающих пенсии этих государств проживания и возвращающихся на ПМЖ в РФ.  В случае задержки при подаче заявлений на назначение пенсий в РФ (например, из-за длительных  сроков получения внутреннего паспорта РФ, регистрации по месту жительства, неточностей в документах и др.) им отказывают в   начислении  пенсии за период  от последней выплаты пенсии за рубежом до момента обращения в РФ.
  9. Сотрудники пенсионного Фонда считают, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимо пересматривать.

Примеры:

Мать и дочь Г., участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом,  переехавшие из г.Алматы в Воронежскую область в 2017 г. в течение 2-х лет не могут добиться получения пенсии( мать  по возрасту , а дочь по инвалидности) т.к. имеют в Воронеже лишь регистрацию по месту пребывания.

В Казахстане они выписаны на ПМЖ, о чем имеются  подтверждающие документы.  Регистрации в других регионах они не имеют. В  РФ у них нет собственного жилья, никто их по месту жительства не хочет регистрировать. Первоначально в  государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда РФ в г. Воронеже  у них приняли заявления, но потом вернули. Пенсионные дела, привезенные из Казахстана, находятся у гг.Г. на руках.

Муж и жена Р., переселенцы из Украины в Калужскую область- участники  Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, обратились 16.02.2016 г. государственном учреждении –Управлении пенсионного фонда РФ в г.Обнинск, Калужской области по вопросу назначения им пенсии по старости . Им было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в РФ и не предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

–  В. Е.И., переселенка в Калужскую область из Сумской области Украины, участник «Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».  Имеет две трудовые книжки.

23 июля 2018г. обратилась в Управление ПФР в Малоярославецком р-не с заявлением о назначении  страховой пенсии по старости. В решении  УПФР отказались учесть трудовой стаж – 25 лет, записанный  в трудовой книжке колхозника  только на том основании, что на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки. В самой трудовой книжке указана дата приема на работу, это и есть дата заполнения трудовой книжки. В любом случае, указанный недостаток  при заполнении  трудовой книжки не означает ее недействительность. И не дает права при назначении пенсии не учитывать 25 лет  трудового стажа работы в колхозе.

Н.Т.В. – переселенка из Казахстана, г.Москва. Отказано в приеме документов на назначение пенсии по старости из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

 

– Д.В.В. – переселенец из Казахстана в г. Воронеж. Отказано в  досрочном назначении  страховой пенсии по льготному стажу. (Выиграно в суде).

– Новосибирский областной суд изготовил решение по иску бывшего гражданина Казахстана Кузьмина И.М. к пенсионному фонду. Было доказано его  право на льготную пенсию и на зачёт в трудовой стаж периодов работы в Республике Казахстан после 2002 г.

–  Л. Е.В.переселенке из Казахстана было  отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Она обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, указав в обоснование своих требований, что решением № ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Легаевой Елены Владимировны удовлетворить.

Д. Г. А., 1959 г.р. проработала в Казахстане с 1974 г. по 2017 г. В 2018 г. переехала в г. Хабаровск, как  член семьи участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Размер пенсионных выплат составляет 6 666 руб. На данный момент подали документы на рассмотрение увеличения выплат до размера прожиточного минимума. Стаж работы был учтен только за период работы в СССР. 26 лет работы в Казахстане не засчитали.

Справка подготовлена на основании обращений в исполком МОД «Форум переселенческих организаций»,
в Институт стран СНГ и к депутату Госдумы РФ  К.Затулину,

к экспертам проекта «Полюби соотечественника, Родина!»*

Галина Рагозина, эксперт проекта

Ноябрь 2019


  • Справка подготовлена в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда президентских грантов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *