Предложения круглого стола от 16.12.21 г. по проблемам реализации прав соотечественниками – автомобилистами, переезжающими в РФ на постоянное проживание

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

круглого стола по проблемам реализации прав соотечественниками – автомобилистами, переезжающими в Российскую Федерацию на постоянное проживание

МОД «Форум переселенческих организаций» совместно с Институтом стран СНГ в рамках реализации проекта «Право на Родину» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, провёл 16 декабря 2021 г. круглый стол по проблемам реализации прав соотечественниками – автомобилистами, переезжающими в Российскую Федерацию на постоянное проживание.

В мероприятии приняли участие представители Российского союза автостраховщиков, страховой компании АО «МАКС», Общероссийского народного фронта, правозащитники и переселенцы.

Представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения участия в круглом столе не приняли.

В докладах рассматривались блоки проблем, связанных с признанием действительности в РФ иностранных водительских удостоверений и необходимости их обмена на российские после приобретения гражданства РФ, сложностей в оформлении ввозимых автомобилей (получении ПТС) и полисов ОСАГО.

  1. Признание действительности в РФ иностранных водительских удостоверений и их обмен на российские после приобретения гражданства РФ

Проблема актуальна для жителей, прежде всего, приграничных регионов: Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

В силу п.п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 г. № 196-ФЗ постоянно или временно проживающие / временно пребывающие в РФ ИГ либо ЛБГ допускаются к управлению ТС на основании российских ВУ, а при их отсутствии – на основании иностранных или международных ВУ (за исключением предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС, кроме граждан Киргизской Республики, а также государств с официальным русским языком в качестве государственного).

Данные положения законодательства и ст.ст. 41, 43 с п. 4 приложения № 6 к Конвенции о дорожном движении (г.Вена, 08.11.1968) руководством региональных подразделений ГИБДД толкуются таким образом, что «лицо, ставшее гражданином РФ, не вправе управлять ТС на основании ВУ, выданного в государстве, гражданином которого он ранее являлся (национального ВУ)».

В связи с этим, после приобретения гражданства РФ им необходимо заменить иностранное ВУ на российское.

Между тем, до середины 2020 г., подразделения ГИБДД придерживались противоположной позиции, что при управлении ТС в личных целях иностранные или международные ВУ признаются действительными в РФ.

Для замены ВУ требуется прикрепление к автошколе, сдача теоретического и практического экзаменов, что обходится в 20 – 30 тыс. руб. и занимает по длительности около полугода.

В случае управления ТС водителем, не обменявшим ВУ на российское, он привлекается к административной ответственности в виде штрафа с помещением автомобиля на платную стоянку.

Но приобретение гражданства не влияет ни на навыки управления ТС, ни на безопасность дорожного движения. Поэтому сдача практического экзамена является излишней. Сдача же теоретического экзамена оправданна только при наличии в прежнем государстве существенных расхождений с ПДД РФ.

К тому же, сотрудникам иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений с членами семей, сотрудникам аккредитованных при МИД России международных организаций и представительств с членами семей иностранные ВУ меняются на российские без экзаменов и без предъявления медицинского заключения (п. 40 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097).

Поскольку в части управления ТС в РФ сотрудники дип.учреждений принадлежат к той же социальной группе, что и все переселенцы из этих стран, установление им преференций по отношению к остальным соотечественникам должно иметь объективное обоснование, которого нет.

При таких обстоятельствах и учитывая недопустимость дискриминации, указанный упрощённый порядок должен распространяться на всех соотечественников, переезжающих в Россию из-за рубежа.

Тем более, что в отличие от как постоянно, так и временно пребывающих в РФ сотрудников дип.учреждений, соотечественники переселяются в РФ на ПМЖ, приобретают гражданство и становятся полноправными резидентами.

С учётом изложенного, Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России предлагается рассмотреть возможности:

– регламентации в подзаконном нормативном правовом акте действительности национального водительского удостоверения после приобретения водителем гражданства РФ для управления ТС в личных целях либо необходимость его замены на российское при условии сдачи только теоретического экзамена на знание ПДД при наличии существенных расхождений в ПДД государства прежнего проживания с ПДД РФ (т.е. определить перечень таких государств);

– распространения на всех иностранных граждан упрощённого порядка замены иностранных водительских удостоверений на российские без сдачи практического экзамена и без предъявления медицинского заключения, как предусмотрено для сотрудников иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений с членами семей, сотрудников аккредитованных при МИД России международных организаций и представительств с членами семей.

  1. Оформление ПТС

До недавнего времени ПТС на вводимые из-за рубежа ТС оформлялись таможенными органами за 2 – 5 мин. с уплатой госпошлины в 600 руб.

Передача полномочий по выдаче ПТС в электронной форме аккредитованным Минпромторгом России коммерческим «уполномоченным организациям» привела к повышению стоимости их выдачи с 600 руб. до 8 000 руб. и более и увеличению срока оформления до нескольких недель и даже месяцев.

Объективные причины для этого не ясны.

С целью повышения общедоступности и снижения коммерциализации государственных услуг по оформлению ПТС Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России предлагается рассмотреть возможности:

– возвращения полномочий по выдаче ПТС (в т.ч. в электронной форме) ГИБДД, таможенным органам и / или Ростехнадзору, который выдаёт эл. ПТС на карьерную, с/х технику и др. технические средства;

– либо законодательно регламентировать максимальный срок и максимальную стоимость их выдачи коммерческими организациями в размере себестоимости с учётом минимальной нормы прибыли.

  1. Оформление полисов ОСАГО

По прибытии на ПМЖ в РФ соотечественники из числа ИГ и ЛБГ оформляют страховку ОСАГО. Её стоимость на 20 дней примерно в 100 раз выше транзитной 10-дневной страховки, например, в Казахстане.

Несмотря на действительность иностранного ВУ до истечения срока действия, страховые компании соглашаются оформлять им ОСАГО лишь по тарифам для коммерческих организаций в размере около 30 000 руб. в год.

Переселенцы вынуждены искать лазейки, вписывать страхователя с ВУ РФ, ставя себя вторыми водителями. Но и эти ухищрения не позволяют снизить оплату ниже 8 000 руб., в среднем получается 15 000 – 20 000 руб.

Если в ВУ РФ проставлен стаж, в страховой базе при попытках его указания меняется коэффициент бонус-малус, но не цена.

Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю (примечание 2 пункта 5 Коэффициентов страховых тарифов (приложение 2), утверждённых указанием Банка России от 28.07.2020 г. № 5515-У “О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).

Данное ограничение нуждается в обосновании в связи с очевидной незаконностью – дискриминации представителей единой социальной группы владельцев ТС независимо от вида их ВУ (российское или иностранное).

В Форум переселенческих организаций поступают обращения водителей, приобретших гражданство РФ, на неучёт страховыми компаниями коэффициента возраста и стажа (КВС) и коэффициента бонус-малус (КБМ) за безаварийный стаж вождения в прежнем государстве, в т.ч. в связи с их отсутствием в базе данных Российского союза автостраховщиков.

Кроме того:

– не переносится КБМ с иностранного ВУ,

– ГИБДД ставит КБМ в ВУ, но система (база) не пропускает его и ставит в лучшем случае 1 год (КБМ 0.95),

– сложности с поиском страховой компании, страхующей по иностранным ВУ, в т.ч. в связи с наличием лимитов страхования,

– установление ЦБ РФ коэффициента стоимости страхования по иностранным ВУ 1,8 необоснованно делает стоимость ОСАГО почти вдвое большей, чем ОСАГО не имеющего стажа водителя с российским ВУ.

С учётом изложенного, Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Центральному Банку России и Российскому союзу автостраховщиков предлагается рассмотреть возможности:

  1. Синхронизации условий страхования водителей, прибывших на ПМЖ в РФ из других государств и приобрётших гражданство РФ, с условиями страхования граждан РФ. В частности, учитывать:

– коэффициент возраста и стажа за безаварийное вождение на территории как РФ, так и государства прежней гражданско-правовой принадлежности водителя без различий в водительских удостоверениях (российском и национальном),

– стаж вождения до получения российского водительского удостоверения,

– коэффициент бонус-малус по национальному водительскому удостоверению.

  1. Обеспечения:

– признания действительности водительских удостоверений и стажа вождения путём межведомственного взаимодействия полномочных органов по обеспечению безопасности дорожного движения РФ и иностранных государств (вариант: государств – участников Конвенции о дорожном движении (г.Вена, 08.11.1968));

– общедоступности услуг по страхованию транспортных средств по национальному водительскому удостоверению без использования лимитов страхования.

Центральному Банку Российской Федерации предлагается рассмотреть возможности:

– установления одинакового коэффициента стоимости страхования транспортных средств по российским и национальным водительским удостоверениям;

– полного учёта стажа водителей, имеющих национальные водительские удостоверения, указанного в них.

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 10 =