Приложение к Резолюции
Международной научно-практической конференции
“Иммиграционная амнистия как механизм
решения демографических проблем России”,
9 декабря 2020 г.
Предложения по проведению миграционной амнистии
и легализации мигрантов
Участники конференции считают крайне важным как можно быстрее провести миграционную амнистию (иммиграционную реабилитацию) ряда перечисленных ниже категорий иностранных граждан.
Раздел 1. Категории участников
I. Переселенцы, бывшие граждане СССР и их потомки (иностранные граждане и лица без гражданства, включая лиц с т.н. неустановленной гражданской принадлежностью):
- прожившие в Российской Федерации (фактически) более 5 лет – приобретают гражданство Российской Федерации или получают вид на жительство в Российской Федерации в упрощённом порядке (по желанию);
- прожившие в Российской Федерации (фактически) более 3 месяцев – получают разрешение на временное проживание в Российской Федерации без квоты.
II. Граждане Украины, экстренно прибывшие в Россию в 2014 г. и в последующие годы, включая не имеющих возможности восстановления либо продления удостоверяющих личность и гражданство украинских документов, необходимых для приобретения статуса законно пребывающих либо проживающих в РФ, а также российского гражданства, после проведения процедуры установления личности и гражданства вправе получить разрешение на временное проживание без квоты либо вид на жительство в РФ (независимо от срока фактического пребывания в РФ).
III. Трудовые мигранты
Лицам без гражданства и иностранным гражданам из государств – бывших участников СССР, законно въехавшим в Россию для осуществления трудовой деятельности и нарушившим срок пребывания, включая совершивших незначительные правонарушения, за которые они подлежат выдворению, предоставить возможность законного пребывания в России. В период рассмотрения обращений исключить их привлечение к ответственности за нарушение режимов правового положения и порядка осуществления трудовой деятельности в РФ.
Раздел 2. Процедура легализации
2.1. Процедура легализации участников категорий I и II
2.1.1. Для получения вида на жительство либо разрешения на временное проживание
участники из категорий I и II предоставляют следующие документы:
- заявление, в котором указываются: персональные данные, цель, обстоятельства и дата въезда в РФ, причина неполучения соответствующего правового статуса и нарушения срока пребывания, а также правовой статус, который он желает получить;
- 2 фотографии;
- документы, удостоверяющие личность и гражданство, а при их отсутствии и необходимости проведения процедуры установления личности – все имеющиеся документы, содержащие персональные данные заявителя (при отсутствии подлинников – копии);
- вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности (при наличии);
- документы, подтверждающие отсутствие у заявителя заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции (нормативно регламентировать, что наличие какого-либо из вышеназванных заболеваний не является основанием к отказу в принятии заявления и отказу в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство и заявитель принимает на себя обязательство по немедленному прохождению курса лечения).
В случае отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность и гражданство (в т.ч. при истечении срока их действия), проводится процедура установления личности и определения наличия гражданства в порядке, предусмотренном ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ и проектом Федерального закона № 948528-7 “Об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства” (после его вступления в силу).
2.1.2. Уполномоченное должностное лицо отдела по вопросам миграции проверяет полноту и правильность представленных соотечественником – переселенцем, бывшим гражданином СССР и их потомком, а также гражданином Украины, экстренно прибывшим в Российскую Федерацию в 2014 г. и в последующие годы, документов; регистрирует его заявление; проставляет на нем регистрационный номер и выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия.
2.1.3. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления не допускается, за исключением случаев непредставления иностранным гражданином документов, указанных в пункте 2.1.
2.1.4. Решение о получении иностранным гражданином правового статуса принимается после осуществления проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении. При этом учитывается продолжительность его проживания в России.
2.1.5. При отсутствии оснований для отказа в легализации мигранта из категории I и II сотрудник миграционной службы оформляет документы на выдачу ему разрешения на временное проживание, вида на жительство либо приобретение гражданства Российской Федерации.
Предложения, связанные с упрощением предоставления гражданства Российской Федерации, будут обсуждаться на межведомственном совещании экспертов Форума переселенческих организаций и профильных органов государственной власти, научной общественности и правозащитников в феврале с.г.
2.2. Процедура легализации участников категории III
При проведении легализации иностранные граждане и лица без гражданства не будут привлекаться к административной ответственности за нарушения срока пребывания и невыезда за совершение двух административных правонарушений и принятии в отношении них решений о неразрешении въезда в РФ.
2.2.1. В процедуре легализации нелегальных трудовых мигрантов могут принять участие:
- въехавшие в Россию не оформившие своё правовое положение и не попавшие в поле зрения миграционной службы;
- те, кому закрыт въезд в Россию за совершение двух незначительных административных правонарушений;
- те, кому закрыт въезд в Россию за нарушение режима пребывания.
2.2.2. Для миграционной амнистии мигрантам данной категории необходимо обратиться в подразделения миграционной службы/полиции, предоставив следующие документы:
- заявление о выдаче дубликата миграционной карты с объяснением причин её просрочки или утраты;
- заявление о выдаче патента;
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
- копию трудового или гражданско-правового договора с работодателем, заказчиком работ/услуг, вступающего в силу после оформления трудовым мигрантом патента;
- квитанцию об уплате штрафа за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации (в т.ч. в случае принятия поправки в законодательство о замене запрета на въезд в РФ штрафом).
2.2.3. Уполномоченное должностное лицо отдела по вопросам миграции проверяет полноту и правильность представленных нелегальным трудовым мигрантом документов, регистрирует заявление о выдаче дубликата миграционной карты и выдаче патента, проставляет на них регистрационный номер и выдает заявителю копии заявлений с отметками о принятии.
2.2.4. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о выдаче ему дубликата миграционной карты и заявления о выдаче ему патента не допускается, за исключением случаев непредставления иностранным гражданином документов, указанных в пункте 2.2.2.
2.2.5. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче трудовому мигранту дубликата миграционной карты и патента принимается после осуществления проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении о выдаче ему дубликата миграционной карты, заявлении о выдаче ему патента и представленных документах, а также обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2.2.6. В случае отсутствия оснований для отказа в легализации трудового мигранта сотрудник миграционной службы:
- выдаёт мигранту дубликат миграционной карты и проставляет в нем отметку о дате въезда в Российскую Федерацию, соответствующую дате подачи заявления о выдаче дубликата миграционной карты, или продлевают срок действия имеющейся миграционной карты на 90 дней;
- оформляет миграционный учет;
- оформляет патент;
- снимает/оформляет отмену запрета на въезд в Российскую Федерацию лицу, совершившему 2 незначительных административных правонарушения (напр., не влекущих административный арест) либо нарушившему режим пребывания, с его заменой штрафом.
2.2.7. В целях сохранения численности трудовых мигрантов по окончании пандемии коронавирусной инфекции целесообразно предоставить им возможность продления срока пребывания и (при их желании) изменения цели въезда в РФ без выезда за её пределы (на основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).
2.2.8. Следует исключить из законодательства нормы о возможности выдворения и запрета на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших 2 незначительных административных правонарушения за последние 3 года (напр., не влекущих административный арест).
2.2.9. В отношении выдворенных и депортированных иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших 2 незначительных административных правонарушения (напр., не влекущих административный арест), отменить решения о запрете въезда в Россию им, а также лицам, имеющим проживающих в России супруга, детей (ребенка) и родителей (родителя) – граждан РФ. Рассмотреть возможность замены запрета им въезда в РФ, например, штрафом в 10 тыс. руб.
Раздел 3. Предложения по процедуре легализации I, II и III
категорий мигрантов
Для успешного проведения миграционной амнистии необходимо:
- организовать широкую информационную кампанию в СМИ, социальных сетях, которыми активно пользуются мигранты, через диаспоральные структуры, консульские учреждения государств – бывших участников СССР;
- провести обучение сотрудников миграционных служб процедуре легализации мигрантов с использованием современных информационных технологий (конференции ZOOM, вебинары и др.);
- задействовать существующие “уполномоченные государственные организации”, осуществляющие процедуру оформления государственных документов на право пребывания, проживания, осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства и приобретения гражданства РФ. Крайне важно обеспечить всеобщность и общедоступность получения необходимых документов и государственных услуг, удостоверяющих личность и гражданство, законность пребывания, проживания и осуществления трудовой деятельности, приобретение гражданства путём снижениях их стоимости и установления фиксированного размера госпошлины, исходя из себестоимости указанных услуг во всех подразделениях МВД России и “уполномоченных государственных организаций”, что уменьшит нагрузку на работников миграционной службы;
- активно привлекать работающие с мигрантами НКО.
Раздел 4. Предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения по установлению личности и гражданства лиц, не имеющих удостоверяющих их документов
Следует ускорить принятие проекта Федерального закона № 948528-7 “Об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства” и рассмотреть возможность дополнения его и Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” следующими положениями:
- разработать единую методику действий по установлению личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность (ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ), с недопустимостью отказов в принятии документов, регламентацией одномоментного и/или пошагового направления исчерпывающего пакета необходимых запросов в соответствующие органы власти и учреждения и ответственностью должностных лиц данных органов и учреждений за полноту и своевременность рассмотрения указанных запросов;
- установить различные процедуры установления личности: упрощённую – для лиц, имеющих удостоверяющий личность документ с просроченным сроком действия, и полноценную – для лиц, не имеющих удостоверяющего личность документа, а также более детально регламентировать процедуру установления личности в сложных случаях (при отсутствии документов, дактилоскопической информации, свидетелей и др.);
- в случае длительной волокиты со стороны иностранных консульских учреждений (нерассмотрение запроса, например, в 3-месячный срок) регламентировать возможность установления личности иностранных граждан и лиц без гражданства и при отсутствии ответов из консульских учреждений;
- законодательно регламентировать срок фактического проживания в России лиц с неурегулированным правовым статусом (например, в течение 10 лет), по истечении которого считать их лицами без гражданства с целью последующей легализации на территории РФ по совокупности имеющихся документов;
- в случае неподтверждения в течение 3 месяцев по результатам проверки, проведенной по заявлению иностранного гражданина, наличия у него гражданства иностранного государства либо неустановления гражданской принадлежности, рассматривать его, при наличии письменного согласия, как лицо без гражданства;
- в случае неустановления личности в течение 6 месяцев предусмотреть возможность её установления со слов заявителя, установив административную и уголовную ответственность за сообщение о себе заведомо ложных сведений, влекущую, например, привлечение к ответственности в виде штрафа и обязательных работ. Нормативно регламентировать недопустимость вынесения итоговых заключений о невозможности установления личности;
- восстановить в нормативном правовом акте право (и обязанность) обращения с запросами в компетентные органы других государств полномочного государственного органа, проводящего процедуру установления личности и определения гражданской принадлежности, а не самого заявителя.
Следует прекратить незаконную и порочную практику увеличения количества нелегалов путём изъятия российских паспортов у граждан, законно приобретших гражданство Российской Федерации в консульских учреждениях, сведений о выдаче которых не оказалось в учётных базах.
***
Основные причины, по которым иностранные граждане, прибывшие в РФ на законном основании, оказались и оказываются без определенного правового статуса
1. | Просрочен миграционный учет (отсутствие адреса для регистрации, указана не та цель въезда и др.). |
2. | Не смогли подать документы на РВП из-за отсутствия квот. |
3. | Не имеют формальных оснований для получения того или иного статуса. |
4. | Нет документов, удостоверяющих личность (утрачены или истек срок действия).
|
5. | Не имеют паспорта, которые в государствах исхода необходимо поменять на паспорта нового образца (Узбекистан, Таджикистан, Украина). По ним не принимают документы ни на какой правовой статус в России. |
6. | Нет загранпаспортов у детей (некоторые миграционные подразделения требуют, чтобы дети, родившиеся в РФ, имели национальные паспорта стран выезда). |
7. | Не определена гражданская принадлежность (в настоящее время не установлены сроки для ее определения). |
8. | Не установлена личность. |
9. | Не установлен факт проживания в РФ.
|
10. | Не подали ежегодное уведомление по проживанию по РВП/ВНЖ, в результате – статус был аннулирован или документы на иной статус по этой причине не были приняты (не знали о необходимости подать уведомление, не имели на тот момент места для регистрации, не смогли подтвердить законный источник средств существования). |
11. | Не имели полного пакета документов для подачи на тот или иной правовой статус (не присылают какие-либо необходимые документы из государства исхода). |
12. | Совершили 2 и более административных правонарушений за последние 3 года, не посягающих на общественную безопасность (пп.4 ст. 26 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). |
13. | Не выехали в течение более 180 суток или 270 суток (пп.13 и пп.14 ч.1 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ). |
14. | Получили 2 административных правонарушения в течение года за нарушение порядка проживания; (пп.11 ч.1 ст.27 «ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». |
15. | Имеют опасные заболевания. |
16. | Имеют непогашенную судимость или неснятую судимость. |
17. | Въехали в РФ детьми с родителями и не имеют документов, удостоверяющих личность. |
18. | Въехали в РФ с целью обучения, но не поступили или отчислены из учебных заведений, либо учебные заведения не оформили документы надлежащим образом (регистрационный учет) |
19. | Въехали в РФ с целью осуществления трудовой деятельности, но не смогли устроиться либо оформить разрешительные документы, в том числе по вине работодателя. |
20. | Было аннулировано ранее выданное РВП, ВНЖ, гражданство РФ. |
21. | Был изъят паспорт, как необоснованно выданный. |
22. | Делали выезды из РФ и въезд в РФ каждые 90 суток с нарушением 180 суток пребывания (пп.12 ч.1 ст.27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ). |
23. | Было вынесено постановление суда о выдворении, но по тем или иным причинам не выехали из РФ. |
24. | Обратились по незнанию к посредникам-мошенникам и в результате пропустили сроки подачи заявления на тот или иной статус или вообще остались без документов (в результате недостаточной возможности получить квалифицированную помощь в миграционных структурах, а также из-за очередей на подачу документов). |
25. | Не имеют достаточных средств для оплаты документов на тот или иной правовой статус в РФ. |
26. | Не имеют бесплатной правовой помощи и средств, чтобы нанять юристов. |
Вопросы остаются прежними. 30 лет правления “Единной России” (название менялось). Бизнес и Государственность (это как коммерческая структура и семья). Почему граждане РФ не идут работать на нищебродские зарплаты требующие посвятить жизнь обогощению или экономии затрат капиталистов. Работать по 12-16 часов без выходныз ради приемлемой зарплаты? И почему в Россию едут Соотечественники , русские и не только.. Вот когда закон чётко проведёт границу между бизнесом (доходами и экономией расходов ) и семьёй (расходами и содержанием, лечением, обучением и прочим обеспечением) вся политика и не только миграционная, но и социальная, демографическая, будет идентична аккупационной. Необходимо понять, что невозможно выдворить “народ” из страны, если эта страна для этого народа Родина, В бизнесе это возможно, хотя в долгосрочной перспективе весьма глупо. В Государстве – недопустимо по моральным и идеологическим принципам. В Государстве, в долгосрочной перспективе это тупик без вариантов.