Проект ФЗ «О репатриации в РФ» от Института стран СНГ и Форума переселенческих организаций

Проект

Предлагается Институтом стран СНГ,

Форумом переселенческих организаций

(исп. В.П.Михайлов, Е.А.Бобров)

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН

«О репатриации в Российскую Федерацию»

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.  Общие положения. 3

Статья 1.  Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона. 3

Статья 2.  Законодательство Российской Федерации в области репатриации. 3

Статья 3.  Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов. 3

Статья 4.  Основные понятия. 3

Статья 5.  Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. 4

Раздел 2.  Производство по делам о репатриации и процедура присвоения статуса репатрианта  5

Статья 6. Лицо, которое может быть признано репатриантом.. 5

Статья 7.  Документы, предоставляемые для приобретения статуса репатрианта. 5

Статья 8.  Порядок подачи ходатайства о статусе репатрианта и российского гражданства. 5

Статья 9.  Порядок принятия решения о признании лица репатриантом.. 6

Статья  10.  Лицо, которое не может быть признано репатриантом.. 6

Раздел 3.  Права и обязанности репатрианта. 7

Статья 11.  Права репатрианта. 7

Статья 12.   Обязанности репатриантов. 8

Статья 13.   Социальные гарантии репатрианту – пенсионеру. 8

Статья 14.  Утрата и лишение статуса репатрианта. 8

Раздел 4. Формы и порядок оказания материальной помощи репатриантам.. 9

Статья 15. Источники финансирования расходов на прием и обустройство репатриантов. 9

Статья 16. Право на материальную помощь. 9

Статья 17. Виды и размер материальной помощи. 9

Статья 18.  Выплата компенсации репатриантам за освобождаемое жилье и оставляемое имущество  10

Раздел 5.  Налоговые освобождения для репатриантов и предприятий, фондов и общественных организаций содействующих репатриации. 10

Статья 19. Неприменение таможенного налога и таможенных пошлин к репатрианту. 10

Статья 20. Налоговые освобождения физических и юридических лиц, содействующих Фонду репатриации. 10

Статья 21. Возврат средств местным администрациям.. 10

Раздел 6. Профессиональная активизация репатриантов. 10

Статья 22. Обеспечение трудовой занятости репатриантов. 10

Статья 23. Право на переквалификацию.. 11

Статья  24. Покрытие части расходов на переквалификацию.. 11

Статья 25.  Предельная сумма расходов. 11

Статья 26. Виды финансирования. 11

Раздел 7. Функции   государственных структур. 11

Статья 27.  Полномочия Правительства Российской Федерации в вопросах репатриации. 11

Статья 28. Образование Центра репатриации и его функции. 12

Статья 29.Национальный Фонд репатриации. 13

Статья 30. Полномочия региональных органов исполнительной власти в отношении репатриантов и лиц ходатайствующих о репатриации. 13

Статья 31. Обязанности местных органов власти в решении вопросов репатриации. 14

Статья 32. Компетенция территориальных органов миграционной службы.. 14

Статья 33. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти с общественными объединениями по оказанию помощи репатриантам.. 14

Раздел 8. Учёт, регистрация и обработка данных. 15

Статья 34. Учёт мест поселения. 15

Статья 35. Учёт  лиц ходатайствующих о статусе репатрианта. 15

Статья 36. Условия предоставления данных о местах репатриации. 15

Статья 38. Централизованная регистрация. 16

Статья 39. Средства доставки данных. 16

Статья 40. Международное сотрудничество по проблемам репатриантов. 16

Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего закона. 16

Раздел 1.  Общие положения

Статья 1.  Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Целью настоящего Закона является создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению представителей русской либо иной коренной для России национальности или российского происхождения на свою историческую родину.

 

ВАРИАНТ: Целью настоящего Закона является создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению российских соотечественников и их предков, родившихся на территории нынешней России,    на свою историческую родину.

 

Закон устанавливает принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 2.  Законодательство Российской Федерации в области репатриации

Законодательство Российской Федерации в области репатриации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 3.  Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов

Создание и реализация Закона Российской Федерации «О репатриации в Российскую Федерацию» будет способствовать противодействию политики ассимиляции российских соотечественников в государствах проживания, обеспечению роста  численности населения, трудовых ресурсов России, экономического и демографического развития регионов и населения, становлению демократического общества,  реализации интеллектуального и  трудового потенциала соотечественников и обеспечит соблюдение принципов безопасности Российской Федерации.

Принятие Закона о репатриации будет означать вхождение России, в этой части, в международное миграционное правовое поле, что даёт возможность рассчитывать на моральную и материальную поддержку таких организаций, как УКВБ, МОМ, ЕКРЕ. Замена явно ущербного, с точки зрения международного права, понятия «вынужденный переселенец» на корректное «репатриант», содержащегося во всех основополагающих документах УКВБ, после принятия Закона, позволит ставить вопрос о финансовой поддержке УКВБ и других доноров по его реализации.

Статья 4.  Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1.Репатриация – добровольное возвращение на постоянное проживание в Российскую Федерацию и приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке соотечественниками, сохранившими духовные связи с Россией, осознающие свою принадлежность к российской культуре и считающие Россию своей родиной.

Репатриация (вариант)-   процесс добровольного, организованного возвращения российских соотечественников в Россию, оказавшихся за её пределами   в результате Гражданской и Великой Отечественной войн, распада СССР, а так же вынужденной эмиграции  с восстановлением в правах гражданства.

 2.Вынужденные эмигранты – бывшие граждане СССР, вынужденные покинуть пределы СССР (России) в связи с преследованием властей за личные убеждения.

3.Организованное переселение – переселение, планируемое и организуемое государственными органами власти, ведающими вопросами репатриации.

4.Формы репатриации

Репатриация производится по трем формам, в зависимости от материальных возможностей регионов по оплате расходов на переезд и обустройство в России:

форма «А» – репатриация, при которой   в регионы не могут или считают приём репатриантов нецелесообразным и репатрианты берут на себя обязательство по оплате своего проезда, проезда семьи, провоза багажа и приобретение жилья. Гражданам, репатриирующимся по форме «А», предоставляется право самостоятельного выбора места жительства в любом регионе России;

форма «Б» – репатриация, при которой администрация регионов, на паритетных началах (50х50) с репатриантами,  оплачивает   расходы на     проезд и провоз багажа репатрианта, а так же членов его семьи,  в регионы имеющие возможность выделения репатриантам  льготного кредита на строительство дома или покупку квартиры. Гражданам, репатриирующимся по форме «Б», предоставляется право выбора места жительства в любом из регионов, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов по форме «Б»;

форма «В» – репатриация, при которой проезд репатрианта и членов его семьи, а также провоз багажа и приобретение жилья полностью оплачивается правительством и администрацией региона, по заказу которого направляется репатриант. Гражданам, репатриирующимся по форме «В», предоставляется право выбора места жительства в любом из трех регионов Российской Федерации, предлагаемых Центром репатриации для расселения репатриантов по форме «В»;

 

Статья 5.  Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1.Члены семьи репатрианта

1) Правом на въезд в Россию вместе с репатриантом обладают его супруга (супруг), родители и дети.

2) Несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 18 лет разрешается репатриировать, если получено письменное согласие данного лица.

3) Несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет имеют право самостоятельно репатриироваться, если получено на это письменное согласие  родителей (опекунов).

 

  1. Удостоверение репатрианта – документ, выдаваемый Федеральной миграционной службой Российской Федерации, подтверждающий предоставление лицу статуса репатрианта и дающий ему право на переезд в Российскую Федерацию и получение российского гражданства в упрощенном порядке, согласно российскому законодательству.
  2. Место жительства – место постоянного или преимущественного проживания гражданина, подтвержденное документом из органа регистрационного учета населения, а при его отсутствии – судебным решением об установлении данного факта.

Раздел 2.  Производство по делам о репатриации и процедура присвоения статуса репатрианта

Статья 6. Лицо, которое может быть признано репатриантом

1.Репатриант – лицо русской либо иной коренной для России национальности или российского происхождения, если он сам или хотя бы один из его предков родился и проживал на территории Российской Федерации (Российской Империи).

Репатрианты  (вариант)–  соотечественники вынуждено оставшиеся за пределами России  после Гражданской, Великой Отечественной войн и распада СССР,  а так же соотечественники, чьи предки, либо они сами, были репрессированы и высланы за пределы России и  которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию –  страну своего гражданства или происхождения, с целью постоянного проживания.

Статья 7.  Документы, предоставляемые для приобретения статуса репатрианта

1.О желании приобрести статус репатрианта лицо, и совершеннолетние члены его семь, пишут заявление и подписывают договор, оговаривающий условия переезда и обустройства в России, предусмотренных ст.4 п.3 настоящего закона в Центре репатриации или в  представительстве Федеральной миграционной службы   при консульском отделе Российского посольства страны проживания.

  1. Для приобретения статуса репатрианта заявитель предоставляет следующие документы:
  • документ, удостоверяющий личность всех членов семьи (паспорт, свидетельство о рождении – для несовершеннолетних детей);
  • трудовую книжку;
  • две фотографии (35х45 мм);
  • свидетельство о браке;
  • диплом или свидетельство об образовании;
  • справка компетентного учреждения о судимости (для совершеннолетних)
  • документ, подтверждающий:

а) факт рождения или проживания лица, претендующего на репатриацию, или хотя бы одного из его предков на территории Российской Империи, СССР, Российской Федерации;

б) либо наличие хотя бы у одного из предков лица, претендующего на репатриацию, гражданства СССР, Российской Федерации или подданства Российской Империи.

  1. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие у заявителя (а при переселении в Россию с членами семьи – у всех членов семьи) ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
  2. Форма заявления, договора и дополнительный перечень документов, предоставляемых для приобретения статуса репатрианта, а также перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 8.  Порядок подачи ходатайства о статусе репатрианта и российского гражданства

  1. Одновременно с заявлением о приобретении статуса репатрианта в  представительство Федеральной миграционной службы, в консульский отдел Посольства Российской подается ходатайство о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
  2. Все документы и материалы подаются заявителем лично.
  3. В случае, если заявитель не может лично подать ходатайство из-за удаленности дипломатического представительства или консульского учреждения от места проживания либо в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое уполномоченное лицо – представителя общественного объединения соотечественников, по доверенности репатрианта, заверенной нотариально.

4.Лица, которые репатриируются из района боевых действий, могут предоставлять документы непосредственно в Центр репатриации либо в его отделения по месту прибытия.

 

    Статья 9.  Порядок принятия решения о признании лица репатриантом

Признание лица репатриантом производится в соответствии с настоящим Законом.

  1. Представитель Федеральной миграционной службы при консульском отделе Посольства Российской Федерации собранные документы направляет в Центр репатриации.
  2. Решение о предоставлении статуса репатрианта, принимает Центр репатриации в течение 3-х месяцев.
  3. Уведомление о результатах рассмотрения ходатайства направляется заявителю по почте в пятидневный срок со дня принятия решения.
  4. После признания лица репатриантом, представитель Федеральной миграционной службы (ФМС) при консульском отделе Посольства РФ выдаёт ему и членам его семьи «Удостоверение репатрианта».
  5. Сведения о признанных репатриантами членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, вносятся в удостоверение одного из родителей.
  6. «Удостоверение репатрианта» является гарантией предоставления репатрианту и членам его семьи, получения российского гражданства в упрощённом порядке, при переезде в Россию.
  7. Решение о признании лица репатриантом является основанием для предоставления ему гарантий и льгот, установленных настоящим Законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  8. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные настоящей статьей Закона, по обеспечению обустройства репатрианта и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации и предоставления ему гражданства в упрощённом порядке.
  9. Удостоверение действительно на территории государства проживания в течении одного года со дня выдачи и на территории Российской Федерации определённой Договором – в течение периода необходимого для полного обустройства.
  10. Форма «Удостоверения репатрианта» определяются Правительством Российской Федерации.

 

    Статья  10.  Лицо, которое не может быть признано репатриантом

Репатриантом не может быть признано лицо:

1) не подтвердившее документально своё право на статус репатрианта согласно ст.7 настоящего закона .

2)  лишенное российского гражданства, полученного    преступным путём;

3) совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

4) финансирующее, планирующее террористические (экстремистские) акты, либо совершающее такие акты или оказывающее содействие в их совершении, а равно иными действиями поддерживающее террористическую (экстремистскую) деятельность;

5) представившее поддельные или подложные документы либо сообщившее о себе заведомо ложные сведения;

6) осужденное вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным;

7) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

 

Раздел 3.  Права и обязанности репатрианта

Статья 11.  Права репатрианта

1.Общие права. Репатрианты, прибывшие в Российскую Федерацию, и члены их семьи имеют право:

1). На получение гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.

2). Беспрепятственно пользоваться всеми правами граждан Российской Федерации (свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на медицинское, лекарственное, пенсионное и иное социальное обеспечение, на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение образования и др.), в том числе и исключительными (правом состоять на государственной и муниципальной службе, избирательными правами и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3). Репатрианты в соответствии с установленным порядком вправе проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

4). Полномочный орган государственной власти, ведающий вопросами регистрации населения и гражданства, при первичном прибытии репатрианта с членами семьи на новое место жительства регистрирует их по месту жительства, а в дальнейшем, в соответствии с действующим законодательством, оформляет гражданство семье репатрианта в упрощённом порядке.

2.Специальные права:

а) Граждане, репатриирующиеся по форме «А», имеют право выбрать место жительства на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

б) Граждане, репатриирующиеся по формам «Б» и «В», имеют право:

– на оплату государством провоза имущества, ввоз которого не запрещен или не ограничен, проезд репатрианта и членов его семьи к месту поселения на территории Российской Федерации соответственно в размере 50 % (по форме «Б») и 100 % (по форме «В»);

– на целевое содействие государства в жилищном обустройстве, что включает в себя: предоставление жилища и земельных наделов за счет государства (полностью или частично), жилищное кредитование (в том числе ипотечное), льготный порядок налогообложения жилищно-строительных кооперативов, занимающихся строительством жилья для репатриантов, предоставление краткосрочных займов для ремонта старого (ветхого) жилья и другие льготы;

– выбрать место жительства в регионах Российской Федерации, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов:

в)  репатриирующиеся по форме «Б» – в любом из этих регионов;

г) репатриирующиеся по форме «В» – в одном из трех регионов, предлагаемых Центром репатриации.

 

Статья 12.   Обязанности репатриантов

 

  1. Репатрианты обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  2. Платить налоги и сборы установленные законом;
  3. Нести воинскую службу в соответствии с федеральным законодательством;
  4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  5. В течение 10 дней с момента прибытия в Российскую Федерацию репатриант обязан обратиться в подразделение полномочного органа государственной власти, ведающего вопросами выдачи паспортов и регистрации населения, с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и оформлении регистрации по месту жительства.
  6. Репатриант не вправе совершать сделки с имуществом, предоставленным ему за счет целевого государственного содействия, до полного расчета с государством.

 

Статья 13.   Социальные гарантии репатрианту – пенсионеру

  1. Репатриант имеет право на получение пенсии в связи с международными правовыми актами, заключёнными Россией   и  Законом «О пенсиях в Российской Федерации».

 

Статья 14.  Утрата и лишение статуса репатрианта.

  1. Решение, о котором говорится в статье 9 п.2 может быть аннулировано Федеральной миграционной службой МВД России через суд, в течение 5лет. На основе решения суда, начальник ФМС может дать распоряжение, в котором предписывается выехать из России репатрианту и членам его семьи, въехавшим  вместе с ним, если:

а) репатриант в этот период  был осужден в России или за границей за          умышленное преступление хотя бы на год лишения свободы;

б) документы, на основании которых присвоен статус репатрианта, оказались фальшивыми;

в) решение о предоставлении статуса было принято в результате преступления;

  1. Уведомление о лишении лица статуса репатрианта с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

3.Лишение статуса репатрианта может быть обжаловано репатриантом в судебном порядке..

4.Лицо также утрачивает статус репатрианта:

а) при отказе от гражданства Российской Федерации;

б) при выезде на постоянное проживание за пределами  Российской Федерации;

в) в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии со статьей 9 п.9  настоящего Закона, если репатриант не переехал в Россию.

  1. В случае утраты лицом статуса репатрианта или в случае лишения лица этого статуса «Удостоверение репатрианта» признается недействительным и изымается соответствующим органом миграционной службы.

6.В случае утраты лицом статуса репатрианта или в случае лишения лица этого статуса данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему за счет целевого государственного содействия.

7.При утрате статуса репатрианта и лишении лица статуса репатрианта в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования в судебном порядке средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица и членов его семьи, прибывших совместно с ним.

 

    Раздел 4. Формы и порядок оказания материальной помощи репатриантам

Статья 15. Источники финансирования расходов на прием и обустройство репатриантов

  1. Источниками финансирования расходов на проезд, размещение и обустройство репатриантов являются:

1) средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию миграционных программ.

2) средства   Фонда репатриации;

3) средства, полученные от функционирования свободных экономических зон

2.Дополнительными источниками финансирования могут быть целевые ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации, добровольные пожертвования от физических и юридических лиц, а также средства, получаемые от иностранных государств, международных и межправительственных организаций.

 

    Статья 16. Право на материальную по­мощь

1.Право на материальную помощь имеют репат­рианты, которые прибыли с мест боевых действий, спасаясь от террора, репатрианты группы «В» и прибывшие вместе с ними в Россию члены семьи. Репатрианты группы «Б» имеют право на частичное (не более 50%) покрытие расходов, связанных с переездом.

 

    Статья 17. Виды и размер материальной помощи

  1. Репатрианту, который в соответствии со статьей 11 п.2 настоящего закона имеет право на по­лучение материальной помощи. Фонд репатри­ации выплачивает:

1)пособие на покрытие дорожных расходов, которые связаны с переездом на постоянное жи­тельство в Россию.

2) подъёмные и на текущее содержание в размере двух средних месячных зарплат на каждого члена семьи;

3) на компенсацию расходов  в связи с началом учёбы несовершеннолетнего члена семьи на территории России, в размере среднемесячной зарплаты на каждого ребёнка;

4) шестимесячное пособие в размере 90 про­центов от минимальной заработной платы, ес­ли репатриант обратился в государственную службу занятости и не обеспечен работой;

5) пособие в особых случаях (войны или стихийного бедствия) выплачивается в соответствии с правилами принятыми Правительством России.

  1. Деньги на расходы, связанные с ремонтом, строительством или приобретением жилплощади в месте поселения на территории России, выделяются из средств государственного  или регионального  бюджета на полное или частичное покрытие этих расходов репатрианту (группы «Б» и «В»), который прибыл в Россию  с территорий бывшего СССР.
  2. Финансовая помощь в соответствии с п.1. п.п. 1), п.2 настоящей статьи подлежит отчёту и  подтверждается  документами расходов. Размер оказанной помощи не может превысить суммы, исчисляемой как произведение 200% средней месячной зарплаты на число самых близких членов семьи репатрианта, обладающих совместным имуществом.

5.Форма предоставления отчета об использовании предоставленной целевой дотации и порядок возврата неиспользованной или использованной не по назначению дотации или её части устанавливается Правительством России.

 

Статья 18.  Выплата компенсации репатриантам за освобождаемое жилье и оставляемое имущество

1.Возмещение расходов на приём и обустройство репатриантов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2.Репатриантам, освобождающим ранее занимаемое жилье и оставляющим имущество, государством предыдущего проживания выплачивается денежная компенсация в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации.

3.В случае невозможности выплаты государством предыдущего проживания репатрианта компенсации за освобождаемое им жилье и оставляемое имущество, соответствующая компенсация выплачивается репатрианту Российской Федерацией, а эта сумма переходит в государственный долг государства предыдущего проживания перед Российской Федерацией.

 

    Раздел 5.  Налоговые освобождения для репатриантов и предприятий, фондов и общественных организаций содействующих репатриа­ции

 

Статья 19. Неприменение таможенного налога и таможенных пошлин к репатрианту

Принадлежащее   репатрианту и членам его семьи имущество,  ввоз которого в Россию не запрещен или не ограничен, ввозится  через государственную границу РФ  без обложения таможенным налогом и таможенными пошлинами.

Статья 20. Налоговые освобождения физических и юридических лиц, содействующих Фонду репатриации

Физические и юридические лица, содействующие Фонду репатриации, получают налоговые освобож­дения, предусмотренные законодательством  Российской Федерации для благотворительной деятельности

    Статья 21. Возврат средств местным администрациям

    Местной администрации, которая оказала помощь репатрианту в виде покрытия расходов, связанных с ремонтом жилого помещения в месте поселения на территории России, соответствующее районное отделение миграционной службы   после получения заявления и сметы расходов от главы местной администрации осуществляет возврат расходов на оказанную помощь в размере и в порядке определённых Правительством России.

 

    Раздел 6. Профессиональная активизация репатриантов

 

 Статья 22. Обеспечение трудовой занятости репатриантов.

 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1.Содействуют реализации прав репатрианта на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалифика­ции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Регистрируют репатрианта (группа «Б» и «В») в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной мест­ности на территории Российской Федерации.

3.Оказывают репатрианту, по его просьбе, содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.Предоставляют репатриантам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

 

    Статья 23. Право на переквалификацию

Если репатриант не имеет какой-либо квалификации или имеет квалификацию, на которую нет предложений на местном рынке труда, то местная миграционная служба обязана организовать его переподготовку с целью повышения или изменения его квалификации.

 

    Статья  24. Покрытие части расходов на переквалификацию

  1. С целью обеспечения репатрианту источника содержания и с целью его профессиональной активизации, глава местной администрации может покрыть часть расходов работодателя на:

1) зарплату, вознаграждения и страховые взносы на время обучения,

2) оборудование рабочего места,

3) профессиональное обучение репатрианта.

2.Формы профессиональной активизации, указанные в п.1, реализуются на основании договора заключенного между Администрацией района (отделением миграционной службы, сельской администрацией) и работодателем

  1. Формы профессиональной активизации, указанные в п.1, могут быть реализованы в период не более чем 2-х лет со дня получения репатриантом российского гражданства, причём минимум одна из форм должна быть реализована в первый год со дня получения российского гражданства.
  2. Работодателю возмещаются расходы на учёбу в размере до трёх средних месячных зарплат при условии принятия репатрианта на работу минимум на 24 месяца.

 

    Статья 25.  Предельная сумма расходов

1.В отношении репатрианта могут быть использованы одна или несколько форм профессиональной активизации, указанных в ст.24, однако общая сумма расходов по этим статьям не может превышать двадцатикратной средней месячной зарплаты.

 

    Статья 26. Виды финансирования

1.Формы профессиональной активизации, указанные в ст.24, финансируются в виде целевой дотации из выделенных для этого средств в бюджетах регионов или из Фонда репатриации.

 

Раздел 7. Функции   государственных структур

 

Статья 27.  Полномочия Правительства Российской Федерации в вопросах репатриации

Правительство Российской Федерации:

  • координирует деятельность органов государственной власти в области репатриации;
  • определяет перечень регионов, рекомендуемых для расселения репатриантов;
  • разрабатывает и реализует целевые программы обустройства, социальной поддержки и экономического стимулирования, трудоустройства и социально-культурной адаптации репатриантов в этих регионах;
  • заключает межгосударственные договоры по вопросам репатриации и разрабатывает проекты данных договоров.
  • разрабатывает проекты законов и другие нормативные акты связанные с репат­риацией.
  • образует Фонд репатриации.
  • принимает решения об использовании средств Фонда репатриации.
  • разрабатывает проект ежегодного требо­вания бюджетных средств, необходимых для нужд репатриации.
  • утверждает ежегодные квоты на въезд репатриантов в Россию, на обеспечение репатриантов жилой пло­щадью, а также оказание материальной помощи репатриантам.

 

    Статья 28. Образование Центра репатри­ации и его функции

1.Для практического осуществления репат­риации в составе   Федеральной миграционной службы  Министерства внутрен­них дел (далее ФМС МВД) создается Центр репат­риации.

2.Центр репатриации работает в соответс­твии с утвержденным министром внутренних дел положением.

3.Центр репатриации финансируется из го­сударственного бюджета.

  1. Центр репатриации выполняет следую­щие функции:
  • формирует базу данных репатриантов;
  • осуществляет учет потребностей регионов в трудовых вакансиях и учет источников финансирования переселения и обустройства репатриантов;
  • обеспечивает репатриантов, непосредственно и через своего представителя в Консульских отделах Посольств России, информацией о необходимых документах и порядке их предо­ставления, о возможностях освоить подходящую профессию, получить образование и совершенс­твовать владение русским языком, получить медицинское обслуживание, решить жилищный вопрос, найти подходящую работу, о праве на пенсии и пособия и о других вопросах;
  • принимает документы на репатриацию, непосредственно и через своего представителя в Консульских отделах Посольств России, принимает решение о выдаче разрешения на въезд в Россию и предоставление статуса репат­рианта, выдает документы, удостоверяющие статус репатрианта;
  • разрабатывает предложения по ежегодным квотам на оказание материальной помощи репатриантам;
  • исполняет решения Правительства Российской Федерации о направлениях использования средств Фонда репатриации и ежегодно отчитывается об их использовании;
  • из перечня регионов, рекомендуемых Правительством Российской Федерации для расселения репатриантов, определяет три региона для поселения граждан, репатриирующихся по форме «В»;
  • проводит мероприятия, связанные с интеграцией репат­риантов в российское общество;
  • принимает документы на репатриацию от лиц, репатриирующихся из районов боевых действий, либо из государств, в которых дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации не созданы либо не функционируют в силу исключительных обстоятельств, выносит по ним решение и в случае предоставления статуса выдает удостоверение репатрианта;
  • обращается в суд по вопросу лишения статуса репатрианта в связи с сообщением им заведомо ложных сведений или в связи с предъявлением фальшивых документов, послуживших основанием для предоставления статуса репатрианта, а после вынесения решения суда осуществляет его исполнение;
  • изымает удостоверение репатрианта в случае лишения лица статуса репатрианта;
  • истребует средства, затраченные государством на проезд, провоз имущества, содержание и обустройство репатрианта и членов его семьи, прибывших совместно с ним, в случае лишения лица статуса репатрианта.

 

Статья 29.Национальный Фонд репатриации

  1. Национальный фонд репатриации является некоммерческим финансово-кредитным учреждением, аккумулирующим денежные средства, предназначенные для финансирования мероприятий по осуществлению государственной политики в области репатриации и реализации настоящего Федерального закона.
  2. Положение о Национальном фонде репатриации утвер­ждается Правительством Российской Федерации.
  3. Средства Национального фонда репатриации формируются за счет средств государственного бюджета, пожертвований юридических и физичес­ких лиц, пожертвований других государств и меж­дународных организаций.
  4. Держателем средств Фонда репатриации является Центр репатриации.
  5. Средства Фонда репатриации используются в соответствии с по­ложениями статей 18,19 настоящего закона.

 

Статья 30. Полномочия региональных органов исполнительной власти в отношении репатриантов и лиц ходатайствующих о репатриации

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные органы власти в пределах своих полномочий:

  1. Обеспечивают беспрепятственную реализацию репатриантами   всех прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и её субъектов: свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на медицинское, лекарственное, пенсионное и иное социальное обеспечение, на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение образования и др., в том числе и исключительными:  правом состоять на государственной и муниципальной службе, избирательными правами и др

2.Предоставляют репатрианту полный перечень населенных пун­ктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах.

3.Включают репатрианта (группа «В») в соответствии с жилищным законода­тельством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности.

4.Оказывают репатрианту помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение стро­ительных материалов.

5.Предоставляют репатрианту, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобре­тение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.Содействуют репатриантам в организации компактных посе­лений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

7.Предоставляют репатрианту в случае его трудоустройства в сельской местности льготы, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для лиц, переселяющихся в сельскую местность.

8.Предоставляют в первоочередном порядке одинокому репатрианту (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения.

9.Оказывают содействие в устройстве детей репатрианта в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального  профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета.

10.Рассматривают обращения в письменной форме репатрианта и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в сроки, которые  определяются законодательством Российской Федерации

 

Статья 31. Обязанности местных органов власти в решении вопросов репатриации

  1. Местные органы власти обеспечивают репатри­антов жилой площадью в соответствии с уста­новленными Правительством России ежегодны­ми квотами и оказывает репатриантам помощь в решении квартирного вопроса:

1) сдавая в аренду государственные квартиры и квартиры са­моуправления;

2) предоставляя в пользование землю для стро­ительства  домов;

3)продавая квартиры в нововозведенных или капитально отремонтированных государственных домах, при этом предусмотрев кредитование покупателя.

2.Местные органы власти представляют Центру ре­патриации информацию о возможности о6еспечения репатриантов жилой площадью из местного жилого фонда   разрабатывают пред­ложения по обеспечению репатриантов жильем, трудовой занятостью, предоставлением социальных услуг.   

 

Статья 32. Компетенция территориальных органов миграционной службы

В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации территориальные органы миграционной службы:

  1. Проводят изучение потребности региона в репатриантах   и планирование их количества по профессиям и месту расселения.
  2. Организуют работу по встрече и размещению репатриантов

3.Предоставляют семье репатрианта по форме «Б» долговременную беспро­центную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья. Размеры ссуды определяются Правительством Российской Федерации.

4.Участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания репатриантов по форме «В». Строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета по ежегодным квотам   обеспечения репатриантов  жилой площадью, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения репатриантов формы «Б».

  1. Организует работу по адаптации репатриантов в местных условиях.
  2. Проводит разъяснительную работу среди местного населения о необходимости и целях привлечения репатриантов в регион.

 

Статья 33. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти с общественными объединениями по оказанию помощи репатриантам

  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами репатриантов, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости репатриантов. Поддержка может осуществляться в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты), заключения любых видов договоров, социального заказа на выполнение различных государственных программ на конкурсной основе.
  2. Общественные объединения, оказывающие помощь репатриантам, с их согласия могут привлекаться к разработке предложений по основным направлениям государственной политики в области репатриации, а также к разработке проектов правовых актов по обустройству и занятости репатриантов.
  3. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти по согласованию с общественными объединениями.
  4. Контроль за деятельностью общественных объединений, оказывающих помощь репатриантам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

    Раздел 8. Учёт, регистрация и обработка данных

 

    Статья 34. Учёт мест поселения

1.С целью создания для кандидатов в репатрианты возможности поиска соответствующих условий поселения на территории России организуется учёт рабочих мест, компактных поселений, жилых помещений и источников финансирования переселения репатриантов.

  1. Учёт охватывает банк данных составленных на основе информации и заявок региональных миграционных служб отражающих потребности регионов в репатриантах, а так же задач по реализации государственных программ в области миграции и демографии.

3.Учёт осуществляет ФМС Министерства внутренних дел совместно с отделами Минтруда и Минэконом развития.

 

    Статья 35. Учёт  лиц ходатайствующих о статусе репатрианта

  1. ФМС Министерства внутренних дел осуществляет учёт лиц, ходатайствующих о статусе репатрианта и членов их семей, которые не имеют в России жилплощади или источника содержания.
  2. Учёт содержит следующие данные о лицах, ходатайствующих о статусе репатрианта и членах их семей, включенных в заявление о предоставлении статуса репатрианта.

1) имя и фамилия,

2) место жительства за границей и место желаемого поселения в России,

3) национальность,

4) гражданство,

5) профессия, образование, квалификация,

6) ожидания, в смысле обеспечения условий поселения,

7) преследования по политическим и национальным мотивам,

8) состояние здоровья.

 

Статья 36. Условия предоставления данных о местах репатриации

  1. Данные о местах репатриации, в соответствии со ст.27 настоящего закона, предоставляются через представителя ФМС при Консульстве посольства России лицам в порядке очерёдности   заявлений на статус репатрианта, с учётом п.2.
  2. Данные, указанные в п.1, должны предоставляться в первую очередь лицам депортированным и преследуемым по национальным или политическим мотивам, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, возраст и плохое состояние здоровья которых дают основание на осуществление быстрой репатриации в Россию.

3.Согласие с условиями на поселение лица, которому предоставлены данные из регистра учёта таких условий, означает выполнение требования, указанного в ст.7 настоящего закона.

  1. Представитель ФМС при Консульстве ведёт регистрацию поданных заявлений и решений, принятых по делам о выдаче «Удостоверения репатрианта»

 

   Статья 38. Централизованная регистрация

  1. ФМС Министерства внутренних дел ведёт централизованную регистрацию заявлений, решений и постановлений по делам:

1) о предоставлении статуса репатрианта.

2) об оказании помощи репатриантам из государственного бюджета.

 

    Статья 39. Средства доставки данных

  1. Данные, содержащиеся в регистрах и учёте, могут обрабатываться и предоставляться посредством телеинформационных устройств.

 

    Статья 40. Международное сотрудничество по проблемам репатриантов

1.Российская Федерация заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам репатриантов, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств по защите их законных интересов, социальных и экономических прав.

  1. Международные договоры по проблемам репатриантов приоритетны над настоящим Законом.

 

     Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего закона

1.Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                 В.Путин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *